Основные экономические категории управления качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные экономические категории управления качеством



Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации, учета, анализа и оценки.

Классификационная группа затрат:

1. по целевому назначению: на улучшение качества; на обеспечение качества; на управление качеством;

2. по виду затрат: производительные; непроизводительные;

3. по методу определения: прямые; косвенные. Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности. Косвенные затраты – по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом;

4. по возможности учета: поддающиеся прямому учету; не поддающиеся прямому учету; которые экономически нецелесообразно учитывать;

5. по стадиям жизненного цикла продукции: на качество при разработке продукции; на качество при изготовлении продукции; на качество при использовании продукции;

6. по отношению к производственному процессу: на качество в основном производстве; на качество во вспомогательном производстве; на качество при обслуживании производства;

7. по виду учета: оперативный; аналитический; бухгалтерский; целевой;

8. по экономическому характеру затрат: текущие; единовременные;

9. по возможности оценки: планируемые; фактические;

10. по характеру структурирования: по предприятию; по производству; по видам продукции;

11. по объектам формирования и учета: продукция; процессы; услуги;

12. по экономическому характеру затраты могут быть отнесены к текущим и к единовременным.

Методы анализа затрат на качество продукции:

Для определения уровня затрат целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА) на этапах проектирования, подготовки и освоения производства.

ФСА - системное рассмотрение функций совершенствуемых объектов и затрат на получение этих функций. ФСА-подход обоснован тем, что потребителя интересует не объект сам по себе, а его функции, качество их выполнения и затраты на приобретение этого качества. Основным критерием совершенства (конкурентоспособности) объекта с позиции ФСА является его потребительная стоимость, определяемая соотношением качества (полезности) объекта и затрат потребителя. ФСА - эффективный метод снижения себестоимости промышленной продукции, основанный на изыскании максимально экономичных вариантов конструкции.

Существенную помощь в определении затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и др. видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Для их расчета используются нормативно-справочные материалы. Методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и при усовершенствовании продукции.

Обобщающий показатель качества можно исчислить по формуле:

, где:

Кk – коэффициент качества;

Сб – стоимость забракованной в процессе производства продукции, ден. ед.;

Сд – стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.;

Сг – стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.;

Сф – стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.

Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем лучше работает предприятие.

Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии

Понятие кризиса можно трактовать в широком и в узком смысле. В первом случае «кризис» есть смена повышательной тенденции понижательной (интерпретация Джона М. Кейнса). Во втором кризис – это обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся по источникам возникновения:

1) объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;

2) субъективные, отражающие ошибки в управлении;

3) природные, (явления погоды, землетрясения и др.).

Кризисы классифицируют:

По воздействующим факторам:

1)внешние, связанные с тенденциями макроэкономического развития, конкуренцией, политической ситуацией в стране,

2) внутренние, вызванные внутренними конфликтами, недос-татками в организации производства, несовершенством управ-я.

По степени охвата: 1) общие; 2) локальные.

По структуре отношений в социально-экономической системе: экономические, социальные, организационные, психологические, технологические.

По возможности предвидения:

1) предсказуемые (закономерные), например, циклические;

2) неожиданные (случайные), например, техногенные.

По степени проявления: 1) явные, 2) латентные (скрытые).

По категориям опасности: 1) глубокие, 2) легкие.

По продолжительности: 1) затяжные, 2) кратковременные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.007 с.)