Тема. Особенности эпического стиля В поэмах гомера «илиада» И «одиссея» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Особенности эпического стиля В поэмах гомера «илиада» И «одиссея»



Тема. Особенности эпического стиля в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Показать, что гомеровская поэма — это образец классического эпоса со всем присущим ему богатством поэтических приемов таких, как эпитеты, сравнения, метафоры, повторения, типические места и так далее. Сравнения являются специфической особенностью гомеровского эпоса. Гомеровские сравнения своеобразны. Они дают новую дополни­тельную информацию о гомеровском обществе, позволяют почувство­вать линию автора, его мировоззрение, уточняют события, действия героев, украшают повествование.

Описания природы в поэмах, как фон для рассказа, очень скупы, а в сравнениях даются широкие пейзажные зарисовки родной аэду Греции. Гомер говорит о веке героев, а в сравнениях проступают чер­ты, свойственные гомеровской эпохе — несправедливость, бедность, тяжесть труда. В этом плане гомеровские сравнения, насыщенные описанием забот и страданий, радостей и бед маленького человека противостоят непосредственно сюжету с его колоссальными героически­ми фигурами. В сравнениях Гомер показал тонкое знание деталей мирной жиз­ни и предпочтение ее долгой кровавой распре.

Гомеровские сравнения, пространные и лаконичные, чаще всего, исчерпывают образ и живут самостоятельной жизнью внутри расска­за, как искусно разработанная и законченная картина.

Гомер--непревзойденный маринист. Обращения Гомера к картинам моря многообразны и многоплановы. Следует выяснить, по какому поводу Го­мер обращается к теме моря, как часто (в «Илиаде» и «Одиссее»), в каком плане эти обращения: либо в картинах сравнений, либо это фон для рассказа, либо морские пейзажи — место, где разворачиваются события, и так далее. Обратить внимание на богатейшую звуковую и цветовую гамму гомеровского моря.

Среди многочисленных описаний моря у Гомера есть непревзой­денные по мастерству — картина бури в «Одиссее». Подчеркнуть глубокий реализм, внешнюю точность описания, сочетающиеся с гиперболизмом и фантастикой, что определено миропониманием древ­них греков и стилевыми особенностями эпоса.

ЛИТЕРАТУРА

Гомер. Илиада. Одиссея (Любое полное издание).

Белинский В. Г. Полное собрание сочинений (ПСС)—М., 1953—1956.—Т5.—С. 38—39.—Т.5.—С.152, 318.

Горький М. О литературе.—М., 1955, стр. 727.

История греческой литературы.—М.—Л.,1946.—Т.1

Радциг С. И. История древнегреческой литературы.—М.: Высшая школа,1969—1977.

Тронский И. М. История античной литературы.—Л.: Учпедгиз, 1957.

Лосев Л. Ф. Гомер.—М., 1960.

Маркиш С. Гомер и его поэмы.—М.: Худож. литература, 1962.

Сахарный Н. Л. Илиада.—Архангельск, 1957

 

 

Тахо-Годи А.А. Структура поэтических тропов в «Илиаде» Гомера. Сб. «Вопросы античной литературы и классической филологии».—М.,1966.

 

 

2 тема. Система художественных образов в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.

В работе следует показать своеобразие гомеровского эпического героя, отличительные черты которого — мужество, воинская доб­лесть, верность долгу — являются характерными для эпохи военно-родового объединения. Обратить внимание на идеализацию героичес­кого начала всех без исключения персонажей «Илиады» и «Одиссеи» как на важ­нейшую особенность эпического стиля. Отметить элемент индивиду­ализации и вместе с тем типизация образов.

Широко опираясь на текст поэмы, раскрыть, какими художествен­ными средствами Гомер воссоздает эпическую героику.

Дать анализ образа Ахиллеса в поэме Гомера «Илиада». Следует обратить особое внимание на повод к ссоре Агамемнона и Ахилла. Ссора двух героев имела более глубокие причины, чем распря из-за пленниц, как это тракту­ется в некоторых учебниках. Ахилл защищал жизнь простых воинов, что задевало корыстные интересы Агамемнона и, в конечном счете, привело к ссоре из-за Брисеиды.

Следует обратить внимание на принцип контраста в построении об­раза главного героя «Илиады», сочетания противоположных качеств, что делает образ Ахилла одним из значительных и сложных во всей античной литературе. Обратить внимание на характер социальных отношений в поэмах Гомера. В «Илиаде» в этом отно­шении очень важно проследить сцену ссоры Агамемнона и Ахилла и сцену «испытания войска» (особое значение приобретает выступле­ние рядового воина Ферсита, усмиренного басилевсом Одиссеем). Студент должен показать на примерах, взятых из гомеровских поэм, сложность гомеровской эпохи — кризис общинно родовых отно­шений и зарождение новой рабовладельческой формации. Следует остановиться также на вопросе рабовладения в гомеровском обществе, сущности и роли гомеровских царей — басилевсов.

ЛИТЕРАТУРА

Гомер. Илиада. Одиссея (Любое полное издание).

Белинский В. Г. Полное собрание сочинений (ПСС)—М., 1953—1956.—Т.5.—С.38—39.—Т.7—С.152, 318.

Горький М. О литературе.—М., 1955, стр. 727.

История греческой литературы.—М.—Л.,1946.—Т.1

Радциг С. И. История древнегреческой литературы.—М.: Высшая школа,1969—1977.

Тронский И. М. История античной литературы.—Л.: Учпедгиз, 1957.

Лосев Л. Ф. Гомер.—М., 1960.

Маркиш С. Гомер и его поэмы.—М.: Худож. литература, 1962.

Сахарный Н. Л. Илиада.—Архангельск, 1957

Ярхо В.Н. Проблема ответственности и внутренний мир гомеровского человека.//«Вестник древней истории».—1963.--№ 2.

Тема. Своеобразие сюжета и композиционной структуры в «Одиссее» Гомера. Образ Одиссея и новое в концепции героя

События «Одиссеи» разворачиваются на протяжении сорока дней. Для того, чтобы рассказать о странствиях героя спустя десять лет после падения Трои, Гомер прибегает к сложным композиционным приемам. В отличие от линейного сюжета «Илиады» сюжет «Одиссеи» отличается сложностью—здесь переплетаются прошлое и настоя­щее.

Гомером используется элемент, нашедший широкое применение у позднейших мастеров, — картина в картине (например, песнь аэда Демодока).

В композиционной структуре «Одиссеи» главным бу­дет закон строгой симметрии частей и эпизодов. Отсюда «Одиссея», как и первая поэма Гомера, имеет тяготение к кольцевой композиции. Так одним из мотивов поэмы является противопоставление судьбы Агамемнона и Одиссея. Историю Агамемнона передают многие пер­сонажи поэмы. Рассказ об Агамемноне в начале 1-ой песни перекли­кается по закону симметрии с последней песней, где Агамемнон, на­ходясь в царстве Аида, противопоставляет Клитемнестру и Пенелопу.

Обратить внимание на обилие сказочных сюжетов в «Одиссее». Каждая такая история имеет свою завершенную композицию. Одиссей — герой нового плана по сравнению с Ахиллесом. Раз­ницу определил. В. Г. Белинский и к его словам непременно следует обратиться. Это герой времени распада родовых связей и колонизации земель греками. Обратить внимание на то, что не Ахилл, могучий и доблестный, а хитроумный и многоопытный Одиссей назван Гомером «покорителем городов». Так уже в 1-ой песне «Одиссеи» раскрыва­ется новый подход к оценке человеческой деятельности: не сила, а ум и опыт помогают покорять города, избегнуть смерти, уцелеть при вы­садке на незнакомый берег. Подчеркнуть, что новое в концепции героя в «Одиссее» Гомера состоит также и в особом выделении черты любознательности и стремления открыть неведомое, что в первую очередь составляет основу прогрессивности образа Одиссея.

Указать на многосторонность образа главного героя поэмы, его приземленность по сравнению с героическими фигурами «Илиады». Целая палитра красок характера Одиссея раскрывается в эпитетах, ему присущих.

Выделить как одну из главных черт характера Одиссея, его пре­данность своей родине, что делает образ глубоким и притягательным.

ЛИТЕРАТУРА

Гомер. Илиада. Одиссея (Любое полное издание).

Белинский В. Г. Полное собрание сочинений (ПСС)—М., 1953—1956.—Т.5.—С.38—39.—Т.7.—С.152, 318.

Горький М. О литературе.—М., 1955.—С.727.

История греческой литературы.—М.—Л.,1946.—Т.1

Радциг С. И. История древнегреческой литературы.—М.: Высшая школа,1969—1977.

Тронский И. М. История античной литературы.—Л.: Учпедгиз, 1957.

Лосев Л. Ф. Гомер.—М., 1960.

Маркиш С. Гомер и его поэмы.—М.: Худож. литература, 1962.

Сахарный Н. Л. Илиада.—Архангельск, 1957.

 

тема. Особенности эпического стиля в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Показать, что гомеровская поэма — это образец классического эпоса со всем присущим ему богатством поэтических приемов таких, как эпитеты, сравнения, метафоры, повторения, типические места и так далее. Сравнения являются специфической особенностью гомеровского эпоса. Гомеровские сравнения своеобразны. Они дают новую дополни­тельную информацию о гомеровском обществе, позволяют почувство­вать линию автора, его мировоззрение, уточняют события, действия героев, украшают повествование.

Описания природы в поэмах, как фон для рассказа, очень скупы, а в сравнениях даются широкие пейзажные зарисовки родной аэду Греции. Гомер говорит о веке героев, а в сравнениях проступают чер­ты, свойственные гомеровской эпохе — несправедливость, бедность, тяжесть труда. В этом плане гомеровские сравнения, насыщенные описанием забот и страданий, радостей и бед маленького человека противостоят непосредственно сюжету с его колоссальными героически­ми фигурами. В сравнениях Гомер показал тонкое знание деталей мирной жиз­ни и предпочтение ее долгой кровавой распре.

Гомеровские сравнения, пространные и лаконичные, чаще всего, исчерпывают образ и живут самостоятельной жизнью внутри расска­за, как искусно разработанная и законченная картина.

Гомер--непревзойденный маринист. Обращения Гомера к картинам моря многообразны и многоплановы. Следует выяснить, по какому поводу Го­мер обращается к теме моря, как часто (в «Илиаде» и «Одиссее»), в каком плане эти обращения: либо в картинах сравнений, либо это фон для рассказа, либо морские пейзажи — место, где разворачиваются события, и так далее. Обратить внимание на богатейшую звуковую и цветовую гамму гомеровского моря.

Среди многочисленных описаний моря у Гомера есть непревзой­денные по мастерству — картина бури в «Одиссее». Подчеркнуть глубокий реализм, внешнюю точность описания, сочетающиеся с гиперболизмом и фантастикой, что определено миропониманием древ­них греков и стилевыми особенностями эпоса.

ЛИТЕРАТУРА

Гомер. Илиада. Одиссея (Любое полное издание).

Белинский В. Г. Полное собрание сочинений (ПСС)—М., 1953—1956.—Т5.—С. 38—39.—Т.5.—С.152, 318.

Горький М. О литературе.—М., 1955, стр. 727.

История греческой литературы.—М.—Л.,1946.—Т.1

Радциг С. И. История древнегреческой литературы.—М.: Высшая школа,1969—1977.

Тронский И. М. История античной литературы.—Л.: Учпедгиз, 1957.

Лосев Л. Ф. Гомер.—М., 1960.

Маркиш С. Гомер и его поэмы.—М.: Худож. литература, 1962.

Сахарный Н. Л. Илиада.—Архангельск, 1957

 

 

Тахо-Годи А.А. Структура поэтических тропов в «Илиаде» Гомера. Сб. «Вопросы античной литературы и классической филологии».—М.,1966.

 

 

2 тема. Система художественных образов в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.

В работе следует показать своеобразие гомеровского эпического героя, отличительные черты которого — мужество, воинская доб­лесть, верность долгу — являются характерными для эпохи военно-родового объединения. Обратить внимание на идеализацию героичес­кого начала всех без исключения персонажей «Илиады» и «Одиссеи» как на важ­нейшую особенность эпического стиля. Отметить элемент индивиду­ализации и вместе с тем типизация образов.

Широко опираясь на текст поэмы, раскрыть, какими художествен­ными средствами Гомер воссоздает эпическую героику.

Дать анализ образа Ахиллеса в поэме Гомера «Илиада». Следует обратить особое внимание на повод к ссоре Агамемнона и Ахилла. Ссора двух героев имела более глубокие причины, чем распря из-за пленниц, как это тракту­ется в некоторых учебниках. Ахилл защищал жизнь простых воинов, что задевало корыстные интересы Агамемнона и, в конечном счете, привело к ссоре из-за Брисеиды.

Следует обратить внимание на принцип контраста в построении об­раза главного героя «Илиады», сочетания противоположных качеств, что делает образ Ахилла одним из значительных и сложных во всей античной литературе. Обратить внимание на характер социальных отношений в поэмах Гомера. В «Илиаде» в этом отно­шении очень важно проследить сцену ссоры Агамемнона и Ахилла и сцену «испытания войска» (особое значение приобретает выступле­ние рядового воина Ферсита, усмиренного басилевсом Одиссеем). Студент должен показать на примерах, взятых из гомеровских поэм, сложность гомеровской эпохи — кризис общинно родовых отно­шений и зарождение новой рабовладельческой формации. Следует остановиться также на вопросе рабовладения в гомеровском обществе, сущности и роли гомеровских царей — басилевсов.

ЛИТЕРАТУРА

Гомер. Илиада. Одиссея (Любое полное издание).

Белинский В. Г. Полное собрание сочинений (ПСС)—М., 1953—1956.—Т.5.—С.38—39.—Т.7—С.152, 318.

Горький М. О литературе.—М., 1955, стр. 727.

История греческой литературы.—М.—Л.,1946.—Т.1

Радциг С. И. История древнегреческой литературы.—М.: Высшая школа,1969—1977.

Тронский И. М. История античной литературы.—Л.: Учпедгиз, 1957.

Лосев Л. Ф. Гомер.—М., 1960.

Маркиш С. Гомер и его поэмы.—М.: Худож. литература, 1962.

Сахарный Н. Л. Илиада.—Архангельск, 1957



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 3506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.02 с.)