Для бакалавров 4 курса очной формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для бакалавров 4 курса очной формы обучения



 

 

МОДУЛЬ 1 «Нормативные материалы»

Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 722 пед/бак (новый) от «31» января 200 5 г.

Направление 540300 Филологическое образование

квалификации Бакалавр филологического образования

Индекс Наименование дисциплины и основные дидактические единицы Всего часов
ОПД.Ф.05 Теория языка Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке. Язык как система и структура. Единицы языка и уровни языковой системы. Система, норма, узус. Речевая деятельность в соотнесении с системой, узусом и нормой. Знаковая концепция языка. Отличие языка от других знаковых систем. Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка и аспекты его изучения. Внешние и внутренние причины (законы) языкового развития. Прогресс и эволюция в языке. Язык как конкретно-историческое явление. Объективность законов языкового развития. Язык и речь. Генетическое и онтологическое единство языка и сознания. Отражательная и познавательная функции языка. Типы языковой семантики. Основные лингвистические школы. Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка.  

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

Институт филологического образования

и межкультурных коммуникаций

 

Кафедра Общего языкознания

 

«Согласовано» _________________ председатель УМК Шанина Ю.А. «Утверждаю» _______________ Директор института Галимова Х.Х.   «Утверждаю» _______________ зав. кафедрой Курбангалеева Г.М.

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.05 Теория языка

Направление 540300 Филологическое образование

Квалификация – бакалавр филологического образования

Профиль 540301 Русский язык и литература

Для бакалавров 4 курса очной формы обучения

 

 


1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Теория языка» является общей специальной дисциплиной, завершающей изучение предметов лингвистического цикла на филологических факультетах университетов.

Дисциплина ориентирует на научно-исследовательскую, организационно-воспитательную, преподавательскую, коррекционно-развивающую, культурно-просветительскую профессиональную деятельность выпускника по направлению 540300 Филологическое образование, её изучение способствует решению следующих типовых профессионально-образовательных задач:

- участие в исследованиях по проблемам развития филологического образования;

- владение основными методами научных исследований в области лингвистики;

- умение приобретать новые знания, используя современные информационные и коммуникационные образовательные технологии;

- способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе;

- владение основами конструирования и осуществления процесса обучения учащихся в рамках знакомства с основами науки о языке;

- готовность вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера;

- реализация образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.

 

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать: лингвистическую терминологию, состав и важнейшие особенности языков мира, а также основные теоретические концепции, рассматривающие язык как главное средство человеческой коммуникации и знаковую систему, структурно организованную, функционирующую в обществе и закономерно развивающуюся под влиянием экстра- и интралингвистических факторов;

уметь: самостоятельно осмыслять, обобщать и критически оценивать лингвистические концепции, специальную научную литературу; квалифицировать языковые факты, определять их место в системе языка, речи и речевой деятельности, в современных и исторических процессах;

владеть навыками: анализа и систематизации научных концепций; квалификации, сравнения, классификации и описания языковых явлений с применением современных методов научного исследования, владеть навыками их объяснения и оценки исходя из той или иной парадигмы лингвистического знания.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость   VIII
Аудиторные занятия   VIII
Лекции   VIII
Практические занятия (семинары)   VIII
Лабораторные работы
Самостоятельная работа   VIII
КСР   VIII
Вид итогового контроля: экзамен/зачет Экзамен VIII

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№п/п Тематический план Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы
         
1.     2.   3.   4.     5.     6.     7.   8.     Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке. Язык как система и структура. Единицы языка и уровни языковой системы. Система, норма, узус. Речевая деятельность в соотнесении с системой, узусом и нормой. Язык и речь. Знаковая концепция языка. Отличие языка от других знаковых систем. Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка и аспекты его изучения. Внешние и внутренние причины (законы) языкового развития. Прогресс и эволюция в языке. Язык как конкретно-историческое явление. Объективность законов языкового развития. Генетическое и онтологическое единство языка и сознания. Отражательная и познавательная функции языка. Типы языковой семантики. Основные лингвистические школы. Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка.           -   -       - -                 -   - Не предусмотрены

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы лекционных занятий

1. Современная лингвистика и теория языка: объект, предмет, цели, задачи и структура современной лингвистики, место в ней теории языка; задачи научно-теоретического изучения языка, являющегося методологической основой для практической лингвистики.

2. Проблема сущности языка в зарубежных и отечественных лингвоучениях: религиозно-мифологические, античные учения о языке; логический подход к сущности языка (концепция Аристотеля, «Грамматика Пор-Рояля» А. Арно и К. Лансело, идеи рационалистов, теория лингвистической относительности Э. Сепира, Б. Ли Уорфа, Л. Вайсгербера, трансформационная грамматика Н. Хомского); исторический подход в языкознании (И. Гердер, Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, В. фон Гумбольдт, А.Х. Востоков и др.); биологический подход (натуралистическая концепция А. Шлейхера); психологический и этнокультурологический подходы: немецкая и русская психологические школы (Х. Штейнталь, В. Вундт, В. фон Гумбольдт, Г. Пауль, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов), современная психолингвистика; атомические концепции младограмматиков К. Бругмана, Г. Остгофа, Б. Дельбрюка; эстетический подход (К.Фосслер и др.); социологический подход и современная социолингвистика; поведенческий подход: бихевиористское представление о языке (учение Л. Блумфильда); семиотический, когнитивный и лингвокультурологический подходы.

3. Язык — важнейшее средство коммуникации: особенности его функционирования: понятие языка, речевой деятельности и речи (концепции В. фон Гумбольдта, А.А. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра, Л. Ельмслева, Л.В. Щербы, В.А. Звегинцева и др.); проблема функций языка и речи, ее современные решения; особенности функционирования языка как главного средства общения между людьми.

4. Устройство языка как знаковой системы (единицы, стратумы, уровни, их взаимодействие и функции): семиотика, общее понятие знака; язык как особая знаковая система, его отличия от других знаковых систем; природа, свойства, типы и функции языковых знаков, билатеральная и унилатеральные знаковые концепции; понятие системы и структуры в языкознании; язык как система уровней (представления о языке Л. Ельмслева, Э. Бенвениста, В.А. Звегинцева, С. Лэма, И.П. Распопова, Т.И. Вендиной, Ю.В. Рождественского, В.А. Гречко, Е.Ф. Кирова, Л.М. Васильева и др.); конкретные и абстрактные, простые и сложные единицы фонетического, лексико-грамматического и семантического стратумов языка, парадигматические, синтагматические, эпидигматические, вариантно-инвариантные, конститутивные, функционально-репрезентативные и др. отношения между ними.

 

Темы семинарских занятий

1. Язык как система знаков.

1. Язык и другие знаковые системы; природа и свойства языковых знаков.

2. Уровневые теории языка.

3. Проблема языка и речи; функции языка и речи.

2. Единицы языка.

1. Слово как единица языка.

2. Словосочетание и фразеологизм как единицы языка.

3. Предложение как единица языка и его отношение к высказыванию.

4. Фонема и морфема как единицы языка.

5. Значение как единица языка.

3. Части речи и категории языка.

1. Природа частей речи и принципы их классификации.

2. Части речи и члены предложения.

3. Части речи и семантические классы слов (лексико-грамматические разряды, лексико-семантические классы, тематические группы, синонимические и антонимические ряды, семантические поля и т.д.).

4. Природа грамматических категорий. Явные и скрытые грамматические категории.

5. Синтаксические категории.

4. Язык и его связи с внеязыковой действительностью.

1. Взаимоотношения языка, мышления и действительности.

2. Язык и общество. Социальная природа языка; территориальная, социальная и функционально-стилистическая дифференциация языка; языковая норма как социально-историческая категория.

3. Язык и культура. “Культуроносные” единицы языка.

4. Взаимодействие языков: причины и следствия языковых контактов (заимствования, двуязычие и многоязычие, интерференция и др.).

5. Историческое развитие языка.

1. Синхрония и диахрония языка.

2. Причины, закономерность и темпы языковых изменений; вопрос о прогрессе в развитии языка.

3. Генеалогическая классификация языков.

4. Типологическая классификация: универсальные, общие и специфические черты языкового строя.

 

 

4.3. Лабораторный практикум не предусмотрен.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

Основная:

Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебное пособие / Сост..Н. Чурилина. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 416с.

Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2005.

Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие для студ. филол. спец. Высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368с.

Базылев В.Н. Общее языкознание учеб. пособие / В.Н. Базылев. – М.: Гардарики, 2007.

Васильев Л.М. Общие проблемы лингвистики: теория и методы: Учебное пособие. – Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2007.

Левицкий Ю.А. Общее языкознание: Учебное пособие. Изд-е 2-е. – М.: КомКнига, 2005.

Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2008 – 296с.

Михалёв А.Б. Общее языкознание. История языкознания: путеводитель по лингвистике: конспект-справочник / А.Б. Михалёв. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 240с.

Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2008 – 272с.

Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 296.

Попова З.Д. Общее языкознание. Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 408с. – (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).

Сусов И.П. История языкознания: Учебное пособие для cтудентов старших курсов и аспирантов. Тверь: Тверской
гос. ун-т, 1999 [Электронный ресурс] // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Sysov_Jazukoznzn/_Index.php

Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: Учебное пособие / А.Т. Хроленко; под ред. В.Д. Бондалетова. – 4-е. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 184с.

Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие / А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов; под ред. В.Д. Бондалетова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006.

 

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Аванесов Р.И. К вопросу о фонеме // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. – Т.XI. Вып.5. – М., 1952. Электронный вариант: http://www.philology.ru/linguistics1/avanesov-52.htm

Аванесов Р.И. Фонетика современного литературного русского языка. – М.-Л., 1964.

Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. – Л., 1975.

Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. – Л., 1988.

Амирова Т.А., Ольховикова Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. – М., 2005.

Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка, Событие, Факт. – М., 1998.

Аюпова Л.Л. Социолингвистка: актуальные проблемы. – Уфа, 1997.

Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М., 2001.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. Пер. с фр. / Общ. Ред., вступ. Ст. и коммент. Ю.С. Степанова. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 448с. (Лингвистическое наследие XX века.)

Березин Ф.М. История русского языкознания. – М., 1979.

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М., 1979. – 416с.

Блумфильд Л. Язык. – М., 2002.

Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. – Л., 1976.

Бондарко А.В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. – С.-Пбг, 1996.

Будагов Р.А. Система и антисистема в науке о языке // Вопросы языкознания. – 1978. – №4.

Будагов Р.А. Язык – реальность – язык. – М., 1983.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики): (прагматика, семантика, лексикография, вид, время, модальность). – М., 1997.

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. – М., 2002.

Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа / Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О.А. Радченко. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 232с.

Васильев Л.М. Методы современной лингвистики. – Уфа, 1997.

Васильев Л.М. Общие проблемы лингвистики. Внешние связи языка. – Уфа, 1998.

Васильев Л.М. Теоретические проблемы лингвистики. Внутреннее устройство языка как знаковой системы. – Уфа, 1994.

Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. – М., 1990.

Васильев Л.М. Форма и содержание языка как знаковой системы // Вестник ВЭГУ. "Педагогика". – Уфа, 1996. С. 39-42.

Васильев Л.М. Когнитивные, семантические и грамматические категории языка// Ориенталика: сб. н. ст. – Уфа, 1998. С. 44-52.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М., 1997.

Вейнрейх У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования. – М., 2000.

Вейнрейх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. – М., 1972. – Вып. 6.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 2005.

Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. – М., 2005.

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 3-е изд. – М., 2001.

Волков А.Г. Язык как система знаков. – М., 1966.

Волохина Г.А., Попова З.Д. Синтаксические концепты русского простого предложения. – Воронеж, 1999.

Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. – М., 2008.

Воронин С.В. Основы фоносемантики. – Л., 2009.

Гайсина Р.М. Межкатегориальный переход понятия и обогащение лексики. – Уфа, 1985.

Гируцкий А.А. Общее языкознание. – Минск, 2008.

Георгиев В.К. К вопросу о балканском языковом союзе // Новое в лингвистике. – М., 1972. – Вып. 6.

Гречко В.А. Теория языкознания. – М., 2003.

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. Ред. Г.В. Рамишвили; Послесл. А.В. Гулыги и В.А. Звегинцева. – М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2002. – 400с.

Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. – М., 1977.

Ельмслев Л. Язык и речь // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1965. – Ч. 2.

Есперсен О. Философия грамматики. Пер. с англ. / Общ. Ред. И предисловие Б.А. Ильиша. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 408с.

Жирмунский В.М. Общее и германское языкознание. – Л., 1976. – С. 235-252.

Журавлев А.П. Фонетическое значение. – Л., 1974.

Журавлев В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. – М., 2004.

Журавлев В.К. Истоки лингвистического мировоззрения XX века // Язык: теория, история, типология. – М., 2000.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 2007.

Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1965. – Ч. 1, 2. Электронный вариант:

http://www.classes.ru/grammar/135.Zvegintsev/worddocuments/xix.htm

Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к речи. – М., 2007.

Зеленецкий А.Л. Сравнительная типология основных европейских языков. – М., 2004.

Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., Воронеж, 2001.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 2007.

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998.

Калимуллина Л.А., Самохина Л.А. Теория языка. – Уфа, 2004.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 2010.

Караулов Ю.Н., Федотов А.Л., Чулкина Н.Я. Между семантикой и гносеологией. – М., 1985. – Вып. 5.

Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. – М., 2010.

Категории морфологии и синтаксиса в высказывании: Проблемы функциональной грамматики. – С.-Пбг, 2000.

Кацнельсон С.Д. О грамматической категории // Общее и типологическое языкознание. – Л., 1986.

Кацнельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание. – Л., 2010.

Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. – Л., 2004.

Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. – М., 2002.

Киров Е.Ф. Теоретические проблемы моделирования языка. – Казань, 1989.

Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 2008.

Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 2007.

Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. – М., 2010.

Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. – М.: Едиториал УРСС, 2006. – 192с. (Лингвистическое наследие XX века.)

Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии. – М., 2010.

Кубрякова Е.С. Типы языковых значений (семантика производного слова). – М., 2008.

Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. – М., 2010.

Кузеев Р.Г., Гарипов Т.М. К истории этнокультурных связей тюркоязычных и финно-угорских народов в Волго-Уральском регионе. – Уфа, 1980.

Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. 2-е изд. – М., 1989.

Куртенэ де Б. И.А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2-х тт. – М., 1963.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2007.

Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 709с.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. – М., 1977.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.

Лурия А.Р. Язык и сознание. – Минск, 1998.

Львов М.Р. Основы теории речи: Уч. пос. – М., 2002.

Маслова В.А. Лингвокультурология: Уч. пос. – М., 2001. Электронный вариант: http://www.helpforlinguist.narod.ru/200110N0057/MaslovaVA.html

Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: Уч. пос. – М., 2003.

Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. – М., 1978.

Мучник И.П. Грамматические категории имени и глагола в современном русском литературном языке. – М., 1971.

Мурзин Л.Н. Проблемы и направления современной лингвистики. – Пермь, 1992.

Мышление и язык. – М., 1996.

Немченко В.Н. О разграничении частей речи в современном русском языке. – Горький, 1975.

Новиков Л.А. Избранные труды. Т. 1. Проблемы языкового значения. – М., 2001.

Новиков Л.А. Семантика русского языка. – М., 1982.

Норман Б.Ю. Основы языкознания. – М., 2004.

Общее языкознание / Под ред. А.Е.Супруна. – Минск, 1983. – 456с.

Общее языкознание. Внутренняя структура языка / Под ред. Б.А.Серебренникова. – М., 1972. Электронный вариант: http://www.classes.ru/grammar/115.Serebrennikov/chapter1/

Общее языкознание. Методы лингвистических исследований / Под ред. Б.А.Серебренникова. – М., 1973.

Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Под ред. Б.А.Серебренникова. – М., 1970. – 607с.

Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

Падучева Е.В. О семантике синтаксиса (материалы к трансформационной грамматике). – М., 2009.

Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей. – М., 2011.

Панов М.В. Русская фонетика. – М., 1979.

Панфилов В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. – М., 1982.

Петров В.В., Герасимов В.И. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1988. – Вып.23. – С. 5-11.

Плотников Б.А. О форме и содержании в языке. – Минск, 1989.

Попова З.Д. Общее языкознание. Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. – М., 1958. – Т. 1, 2.

Потебня А.А. Мысль и язык. – Киев, 1999.

Принципы описания языков мира / Под ред. В.Н.Ярцевой, Б.А.Серебренникова. – М., 1976.

Распопов И.П. Система языка и ее уровни // Материалы по русско-славянскому языкознанию. – Воронеж, 1976.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2010.

Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М., 1970.

Рождественский Ю.В. Курс лекций по языкознанию: Учебное пособие. – М., 2002.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М., 2002.

Рождественский Ю.В. Общая филология. – М., 1996.

Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М., 1988.

Русская грамматика: в 2-х тт./ Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М., 2005.

Савченко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Р.-на-Дону, 1985.

Селиверстова О.Н. Местоимения в языке и речи. – М., 1988.

Семантическая общность национальных языковых систем. – Воронеж, 1986.

Семиотика / Под ред. Ю.С.Степанова. – М., 2006.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М., 1993.

Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. – М., 1983.

Серебренников Б.А. О некоторых отличительных признаках волго-камского языкового союза // Языковые контакты в Башкирии / Под ред. Т.М.Гарипова, Н.В.Черемисиной. – Уфа, 1972.

Серебренников Б.А. Язык отображает действительность или выражает ее знаковым способом? // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М., 1988. – С. 70-87.

Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М., 1977.

Солнцев В.М. Языковой знак и его свойства // Вопросы языкознания. – 1977. – №2. – С.15-27.

Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990; 2001.

Соссюр Ф. де Труды по языкознанию. – М., 1977.

Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Современное состояние и проблемы. – М., 1981.

Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М., 2005.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 2011.

Степанов Ю.С. Семиотика. – М., 1983.

Супрун А.Е. Лекции по языкознанию. – Минск, 1971.

Тарланов З.К. Язык и культура. – Петрозаводск, 2010.

Таули В. О внешних контактах уральских языков // Новое в лингвистике. – М., 1972. – Вып. 6.

Телия В.Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова. – М., 1981.

Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. – Л., 1996.

Типология грамматических категорий: тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. – Л., 1991.

Тихонова Р.И., Сеничкина Е.П. Лекции по теории языка. – Ч. 2: Общее языкознание. – Самара, 2001.

Торопцев И.С. Язык и речь. – Воронеж, 1985.

Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии. – М., 1987.

Трубецкой Н.С. Основы фонологии / Пер. с нем. А.А. Холодовича; Под ред. С.Д. Кацнельсона. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. – М., 2001.

Уровни языка и их взаимодействие. – М., 1967.

Успенский Б.А. Структурная типология языков. – М., 1965.

Уфимцева А.А. Семантика слова // Аспекты семантических исследований. – М., 1980. – С. 5-80.

Уфимцева А.А. Типы словесных знаков. – М., 2011.

Филин Ф.П. К проблеме социальной обусловленности языка // Вопросы языкознания. – 1966. – №4.

Фоменко Ю.В. Является ли словосочетание единицей языка? // Филологические науки. – 1975. – №6.

Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2003.

Хайруллина Р.Х. Картина мира в русской фразеологии (в сопоставлении с башкирскими параллелями). – М., 1996.

Хауген Э. Языковые контакты // Новое в лингвистике. – М., 1972. – Вып. 6.

Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. – М., 1962. – Вып. 2.

Чейф У.Л. Значение и структура языка. – М., 2009.

Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. – М., 1991.

Шафиков С.Г. Семантические универсалии в лексике. – Уфа, 1996.

Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка / Под ред. Бондарко А.В. – М., 2010.

Шведова Н.Ю., Белоусова А.С. Система местоимений как исход смыслового строения языка и его смысловых категорий. – М., 1995.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория. Проблемы. Методы. – М., 2012.

Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 244с.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. – М., 1971.

Шрадер О. Сравнительное языковедение и первобытная история. Пер. с нем. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 496с. (Лингвистическое наследие XX века.)

Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. – М., 2007. – 259с.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 2004.

Язык и культура. Вторая международная конференция: Доклады; Тезисы. – Ч. 1-2. – Киев, 1993.

Язык и культура. – Уфа, 1995.

Язык и общество. – М., 1968.

Язык и общество. – Саратов, 1993. – Вып. 9.

Языки народов Республики Башкортостан: Коллективная монография (проспект) / Под ред. Т.М. Гарипова. – Уфа, 2000.

Язык как средство трансляции культуры. – М., 2000.

Язык – культура – этнос. – М., 1980.

Якобсон Р. Избранные работы. – М., 1985.

 

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Таблицы, схемы, раздаточный дидактический материал, необходимые при изучении тем как теоретического, так и практического характера.

2. АПИМы.

 

МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

аудитории,оборудованные для подключения ноутбука и проектора; компьютерный класс для осуществления промежуточного контроля с помощью АПИМов;

технические средства обучения: ноутбук, проектор;

учебно-наглядные пособия: таблицы, опорные схемы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Темы для самостоятельного изучения

1. Парадигмы знания и методы исследования современной лингвистики.

2. Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка.

 

Результаты самостоятельной работы студентов контролируются и оцениваются преподавателем (предполагается проверка конспектов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.181 с.)