Русский футуризм: история, особенности поэтики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский футуризм: история, особенности поэтики.



Наследие русского футуризма и современность. История возникновения и развития футуризма. Основные футуристические группировки («Гилея», петербургские эго-футуристы и «Мезонин поэзии», «Центрифуга»). Идея нового поэтического языка как основа поэтики футуризма и ее художественное воплощение: заумь, словотворчество, неологизмы, снятие лексических барьеров. Обновление ритмико-интонационной системы стиха. Акцентный стих. Обращение к маргинальным (архаическим и низовым) формам культуры. Примитивизм. Характеристика творчества одного из крупных поэтов русского футуризма (В. Маяковского, В. Хлебникова, И. Северянина): творческий путь, проблематика, стилевое своеобразие, своеобразие лирического «Я».

Л. Андреев и М. Горький: спор о человеке.

Философская насыщенность русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века. Многообразие концепций человека, представлений о его природе, возможностях, способности влиять на окружающий мир. Идейно-творческая полемика М. Горького и Л. Андреева. «Антропологизм» М. Горького и его отражение в творчестве писателя. Ранняя романтическая проза, драма «На дне», поэма «Человек», повесть «Исповедь», проза 1910-х годов (цикл очерков «По Руси», автобиографическая трилогия).

Концепция человека и проблема гуманизма в творчестве Л. Андреева: близость к Горькому и принципиальные расхождения («Мысль», «Жизнь Василия Фивейского», «Рассказ о семи повешенных», «Красный смех», драма «Жизнь Человека»).

Творчество И.А. Бунина.

Творческий путь И. Бунина. Творчество Бунина в 1900-е годы; его связь с общим литературным контекстом. Лирическая проза писателя и ее жанрово-стилевые особенности. Рассказы «Сосны» и «Антоновские яблоки».

Проза И.А. Бунина в 1910-е годы. Изменение ее жанрово-стилевых характеристик. Роль детали. «Деревня» и «Суходол» в контексте споров о судьбе России и природе национального характера. «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чаша жизни» как выражение раздумий Бунина о человеческом существовании. Бунин о судьбе мировой цивилизации («Господин из Сан-Франциско»). Трагизм его мироощущения. Творческий путь И. Бунина в эмиграции. Воздействие Бунина на русскую прозу ХХ века.

Творчество С.А. Есенина.

Натурфилософская проблематика лирики С. Есенина. «Ключи Марии»: образы и символы русской культуры. Эволюция лирического героя («Любовь хулигана», «Персидские мотивы» и др. произведения). Образ Родины и образ времени. («Сорокоуст», «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Анна Снегина»). Трагические мотивы в лирике Есенина («Черный человек»). Архетипы «тени» и «дома» в творчестве Есенина и их истоки в русской классике (А. Пушкин, А. Чехов, Л. Андреев и др.).

Творчество В. Маяковского.

Социально-нравственная проблематика произведений поэта. В. Маяковский и ЛЕФ. Проблема назначения поэта и поэзии («О месте поэта в рабочем строю»). Герой и время («Хорошо»). «Громада любовь» в лирике поэта («Люблю», «Про это»). Трагедия поэта («Юбилейное», «Во весь голос»). Жанрово-стилевое своеобразие произведений В. Маяковского. Ассоциативно-лейтмотивная структура. Евангельские мотивы.

Фантастическое и реалистическое в сатире В. Маяковского («Клоп», «Баня»). Образ будущего. Полемика о Маяковском в современном литературоведении (Ю. Карабчиевский, Н. Иванова, А. Михайлов).

Творчество А. Платонова.

«Чевенгур» и «Котлован» как художественная онтология русской революции. Фантастический реализм А. Платонова. Мифологемы русской культуры в произведениях А. Платонова (образ народа; образ пути и мотив «путешествия с открытым сердцем»; образы «странника» и «сердечного мыслителя» и др.). Особенности поэтики: сочетание реалистизма и условного изображения; полистилистика; перевернутость времён, близость к принципам «наивного» и «примитивного» искусства.

Творчество В.В. Набокова.

Проза В. Набокова 1920–1930-х годов: общая характеристика. Творчество В. Набокова в оценке критики русского зарубежья. В. Набоков и традиции русской литературы. Художественное новаторство В. Набокова. Роман «Дар» как воплощение художественно-эстетической концепции В. Набокова. «Приглашение на казнь» и жанр романа-антиутопии.

Творчество М.А. Булгакова.

Роман М. Булгакова «Белая гвардия»: система этических ценностей; христианская символика; эсхатологическая проблематика. «Сны» в романах М. Булгакова: реалистическое и символическое.

«Мастер и Маргарита» как завершающий, «закатный» роман. Философская проблематика. Диалектика добра и зла в романе. Специфика художественного пространства и времени. Подтекст. Евангельские образы в романе. Литературные реминисценции.

Полемика вокруг романа «Мастер и Маргарита» в отечественном литературоведении (М. Чудакова – Л. Яновская; И. Галинская – Б. Соколов и др.). Театральные и кинематографические интерпретации произведений М. Булгакова (Ю. Любимов, А. Вайда, Ю. Петрович и др.).

Творчество М.А. Шолохова.

Формирование художественного сознания писателя. Социально-нравственная проблематика «Донских рассказов». «Тихий Дон» как роман-эпопея. «Мысль народная» в романе. Особенности художественного времени и специфика историзма. Образ Григория Мелехова. Художественное своеобразие «Тихого Дона»: психологический параллелизм, сочетание лирического и эпического, особенности пейзажа. Использование фольклора в романе.

«Поднятая целина»: специфика конфликта. Принципы построения системы образов. Идеологизация конфликтов и образов как следствие социально-политических установок автора.

Творчество М. Цветаевой.

Основные лирические циклы М. Цветаевой. Дуализм бытия и быта, духа и плоти как источник трагизма в поэтическом мире М. Цветаевой. Лирическое «Я» Цветаевой. Романтическая концепция образа поэта. Библейская и античная мифология в поэзии Цветаевой.

Поэмы М. Цветаевой. Лирическая дилогия «Поэма Горы» и «Поэма Конца». Символика художественного пространства: вертикаль и горизонталь в поэтическом мире М. Цветаевой. Сатирическая поэма «Крысолов». Усиление социально-критического начала в «Поэме Лестницы». Философско-поэтическая модель мира в «Поэме Воздуха». Жанровое новаторство Цветаевой. Новизна ритмико-интонационной структуры цветаевского стиха.

Поэзия в годы Великой Отечественной войны.

Борьба аналитических и «лакировочных» тенденций. Актуализация лирического творчества. Жанры баллады, песни, послания, оды, стихотворного очерка в творчестве К. Симонова, М. Исаковского, О. Берггольц, С. Гудзенко и др. поэтов. «Ветер войны» Ахматовой. Поэмы военных лет: «Февральский дневник» О. Берггольц; «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского. «Василий Теркин» А. Твардовского – «энциклопедия солдатской жизни на войне»; стиль поэмы, фольклоризм; автор и народный герой.

Творчество А. Ахматовой.

Анна Ахматова и акмеизм. «Образ поэзии» в лирике Ахматовой. Традиции русской классики. Особенности стиля. Точность деталей и философское постижение противоречий эпохи. Эпическое начало в лирике 1920–30-х годов. «Реквием»: проникновенная исповедальность и трагический образ «страшных лет России». Публицистичность поэмы. «Поэма без героя» – вершина творчества Ахматовой. Художественная речь, система поэтики. Полифонизм поэмы. Тема Великой Отечественной войны в поэзии Ахматовой. Драматизм творческого пути и трагические мотивы лирики Ахматовой послевоенного периода. Анна Ахматова и «ленинградская школа» поэтов 1960-х годов.

Творчество Б. Пастернака.

Художественное мироощущение Пастернака. «Дом» и «мир» в лирике поэта. Одушевление природы, стихия бытия в сборниках «Сестра моя жизнь», «Второе рождение». Связь лирического переживания с состоянием мира. Образно-стилевая система лирики Пастернака: предметность, выразительность слова, метафоричность.

Проза поэта («Доктор Живаго»). Драматическая судьба романа. Трагедийность бытия творческой личности в катаклизмах истории. Ассоциативность и многозначность образов романа. Экзистенциальные оппозиции романа: жизнь – смерть, добро – зло, правда – ложь, их роль в сюжетно-композиционной структуре, конфликте и системе образов. Христианские мотивы в «Докторе Живаго».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.008 с.)