Программы учебной и производственной практик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы учебной и производственной практик



Раздел ООП бакалавриата «Учебная и производственная практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Подготовка бакалавров по направлению «Управление качеством» предусмотрены следующие практики: производственная-технологическая (2 нед.); учебная (4 нед); производственная (3 нед). Цели, задачи, формы отчетности представлены в программах практик Просмотр.

В соответствии с ФГОС практики могут проводиться на предприятиях отрасли или на кафедрах и лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и производственных потенциалом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ВЫПУСКНИКОВ

 

Общие положения

Создание культурной среды в техническом вузе – это один из способов интегрировать в профессиональную программу технического вуза гуманитарную составляющую. Содержание этой гуманитарной составляющей работает на имидж вуза, но главное – на личность студента, его выпускника. Ориентируясь на подготовку к будущей профессии, вуз должен обеспечить адекватную диплому о высшем образовании коммуникативную подготовку, включая речевые компетенции, а также знание общечеловеческих и национальных ценностей. Не случайно образовательные программы бакалавриата сочетают две компетенции – общекультурную (с символическим обозначением - ОК) и профессиональную (ПК).

Цель компетентностного подхода – это воспитание и образование полноценного профессионала, т.е. человека, вписанного в социум и саморазвивающегося, а не одностороннего специалиста-технократа, который не способен осознать ни ценности человеческой культуры, ни последствия принимаемых технических решений.

В КГТУ создана благоприятная социокультурная среда, обеспечивающая возможность формирования общекультурных компетенций выпускника, всестороннего развития личности, а также непосредственно способствующая освоению основной образовательной программы соответствующего направления подготовки.

В университете разработана и реализуется долгосрочная Программа «Основные направления развития воспитания в системе образования КГТУ», которая предусматривает создание в вузе педагогически воспитывающей среды и направлена на повышение социального статуса воспитания в системе образования в университете; укрепление и развитие воспитательных функций кафедр и факультетов; расширение состава субъектов воспитания, координации их усилий; взаимодействие семьи и образовательного учреждения; развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания; развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского и патриотического воспитания; повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания студенческой молодёжи.

На протяжении всего времени обучения руководство вуза, профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал основное внимание уделяют таким вопросам, как подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессионализму, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей. Для этого в вузе созданы условия для таких направлений воспитания, как гражданско-патриотическое, профессионально-трудовое, правовое, эстетическое, физическое, экологическое и семейно-бытовое.

В вузе созданы условия для формирования компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления системно-деятельностного характера: активно работает студенческое самоуправление, старостаты факультетов, решающие самостоятельно многие вопросы обучения, быта студентов. Студенты активно участвуют

- в проектах: «Лучший социальный и предпринимательский проект молодежи Костромской области», «Городской молодежный муниципалитет», «Студенческое самоуправление»,

- в акциях «Ищу героя»», «Если бы я был мэром..», «Вместе поможем ветеранам», «Я гражданин России»,

- в слетах отличников и конкурсах: «Студент года», «Студенческая инициатива» и др.

Большое внимание в вузе уделяется научным исследованиям студентов как основному источнику формирования профессиональных компетенций продвинутого и высокого уровня. Работает СНО, кружки и КБ на кафедрах. Ежегодно на базе вуза проводится Международная конференция студентов, молодых ученых и аспирантов, олимпиады по специальностям, Всероссийские конкурсы дипломных работ по ряду направлений. Издается сборник тезисов докладов по студенческой конференции. Студенты активно участвуют в конкурсах различного уровня, представляя свои научные и творческие работы. В среднем по вузу ежегодно в научных исследованиях участвуют от 40-55% студентов.

В целях распространения гуманитарного просвещения среди студентов высшего профессионального образования, создания предпосылок для вовлечения студентов в сферу научных изысканий и успешного освоения современных технологий образовательного процесса в университете ведет работу Центр эстетического воспитания студентов, направляющий творческую активность студентов в русло гуманитарной культуры, чему способствует их личное участие в досуговой клубной работе как особой сфере жизнедеятельности молодежи. На базе Центра в настоящее время официально утверждены и активно работают 4 клуба: вокальная студия, театральная студия, поисково-познавательный клуб «Странник», научно-практический клуб психологического консалтинга и тренинга «Гармония». Клубы постоянно взаимодействуют, организуя совместные литературно-музыкальные, творческие и научно-просветительские мероприятия.

Центр эстетического воспитания, кроме эстетического воспитания, обеспечивает регулярное и осмысленное развитие научного сознания студентов. Благодаря участию в деятельности научных школ, Центр постоянно проводит разного уровня научно-просветительские мероприятия: выездные научные семинары, научно-практические тренинги, ежегодную внутривузовскую конференцию «Гуманитарная среда в техническом вузе», ежегодную межвузовскую конференцию «Твои века, Кострома». Гуманитарное творчество студентов имеет свой печатный орган – студенческий журнал «Отчий дом».

В Вузе созданы условия для творческого развития студентов, развита благоприятная культурная среда. В настоящее время в вузе работают: студенческий клуб, спортивный клуб, студенческий Театр мод, студия «Маркетолог». При Студенческом клубе действуют 17 кружков художественной самодеятельности, при спортивном клубе – 12 спортивных секций. Давняя традиция в вузе проводить музыкальные, поэтические вечера, художественные выставки. Они проводятся силами студентов и преподавателей, приглашаются известные коллективы города и страны. Традиционно с активным участием студентов проводятся мероприятия: «Студенческая весна», праздник «Посвящение в студенты», «День молодой семьи», празднование «Дня Победы», «День пожилого человека», новогодние утренники для детей.

Формирование и развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников осуществляется на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов, а также в ходе реализации образовательных программ, и программ целенаправленного воспитания во внеучебное время. При этом вовлечение обучающихся в творческую деятельность, органически связанную с её профессиональным становлением, т.е. в научно-исследовательскую, конструкторскую, проектную работу, является одним из наиболее радикальных способов воспитания студенческой молодежи, позволяющим эффективно решать широкий спектр воспитательных задач. Совместное научное творчество ученых, преподавателей, студентов, аспирантов – самый эффективный, проверенный практикой путь развития способностей, раскрытия талантов, становления характера исследователя, воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем. За время обучения на старших курсах все студенты (100%) привлекаются к участию в научном поиске. Это становится для них осознанной потребностью.

Воспитательный аспект студенческого научного творчества имеет также большое значение и в деле формирования личных качеств будущего специалиста. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного научного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Они пробуждают у них подлинную сознательность и активность в выборе и проведении определенных решений, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы современному специалисту.

Взаимосвязь и взаимостимулирующее развитие учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов – объективная закономерность и вместе с тем животворная основа высшего образования, реализуемого на основе ФГОС третьего поколения.

Важное значение для гражданского становления студенческой молодежи имеет активное использование профессионально-корпоративных возможностей (традиций кафедры, факультета, вуза, отрасли, мнений и примеров жизни и деятельности авторитетных ученых, педагогов, специалистов) для формирования чувства сопричастности студентов лучшим традициям отрасли, вуза, факультета, кафедры.

Формирование у студентов способностей анализировать социально-значимые проблемы осуществляется с использованием методов и форм гуманистического воспитания, которое предполагает включение в содержание воспитания философских, человековедческих, психологических, исторических, юридических, филологических, культорологических и других гуманитарных знаний, назначение которых – ввести студентов в мир человека, его жизненных проблем, помочь осознать себя как личность и индивидуальность, понять свою связь с другими людьми, обществом, природой, культурой, научиться жизнетворчеству, созиданию себя как человека культуры.

Реализация гуманистической модели воспитания в вузе предполагает признание студента не только объектом, но и субъектом воспитания. Гуманистический характер воспитания меняет саму природу образовательной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотворчества, развития человека.

Реализация гуманистической модели воспитания в вузе предполагает признание студента не только объектом, но и субъектом воспитания. Гуманистический характер воспитания меняет саму природу образовательной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотворчества, развития человека.

Нормативная база, определяющая цели и задачи формирования общекультурных компетенций выпускников отражена в следующих документах:

· Закон РФ «Об образовании».

· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

· Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.

· Приказы и другие руководящие документы Федерального агентства по образованию.

· Концепция стратегического развития КГТУ на период до 2015 года.

· Постановления Ученого совета университета.

Цель воспитательной работы – формирование гармонически развитой личности, не ограниченной сферой естественно-научных и технических познаний, но открытой для восприятия гуманитарных ценностей и для культурно-просветительской деятельности. Трудолюбие, творческая активность, уважение к личности, следование нравственному закону – все это не передается бессознательно, а постепенно формируется в культурной среде. Задача воспитательной работы – побуждать студентов к нравственному поведению, создавая для этого режим наибольшего благоприятствования. С этой целью вуз активно формирует социокультурную среду, способствующую развитию социально-воспитательного и научно-креативного компонентов учебного процесса. Гуманитарная среда стимулирует стремление студентов к культурному обустройству собственной жизни, к собственной самореализации в различных областях культуры, таким образом, соблюдается принцип личностной ориентированности, способствующий признанию уникальности личности каждого студента.

Для воспитания студенческой молодежи необходимо использовать следующие средства:

· создание условий для полноценного раскрытия духовных устремлений студентов, их творческих способностей, для формирования гражданской позиции, социально значимых ценностей, гражданских и профессиональных качеств, ответственности за принятие решений;

· освоение студентами новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения с учетом открытости общества и динамики общественных отношений;

· создание атмосферы подлинной и постоянной заботы о студентах, их социальной поддержке.

Реализация намеченных целей обеспечивается в процессе решения следующих основных задач:

· обучение преподавателей через систему регулярно проводимых методических семинаров с целью повышения активности участия в воспитательном процессе всего профессорско-преподавательского состава;

· создание во всех помещениях университета истинно гуманитарной воспитательной среды, которая способствует формированию положительных качеств студентов, преподавателей и всех сотрудников;

· систематическая воспитательная работа по всем направлениям воспитания: гражданскому, патриотическому, нравственному, эстетическому, трудовому, правовому, физическому, психологическому и др.;

· активизация работа института кураторов и студенческого самоуправления;

· реализация воспитательного потенциала учебной и научной работы;

· вовлечение в воспитательный процесс студенческой молодежи деятелей науки и культуры, искусства и религии, политики и права, работников других сфер общественной жизни;

· обеспечение органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыха студентов;

· обеспечение мониторинга интересов, запросов, ценностных ориентаций студентов как основы планирования учебно-воспитательной работы.

Актуальные проблемы воспитания студентов систематически (не менее одного раза в учебный год) обсуждаются на Ученом совете университета и советах факультетов, заседаниях кафедр с выработкой конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.025 с.)