Использование света в произведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование света в произведении



Таблица 15.

Тёмный Светлый, белый
«в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня и вести в полутемноте беседы…» «В светлом, людном доме очень тепло после целого дня на холоде в поле».
«почерневшая людская» «бледная луна и одиночество»
«и чьи-то чёрные, точно вырезанные из черного дерева.… Ляжет чёрная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два чёрных столба». «Солнце сверкает сбоку, и дорога, укатанная… телегами, замаслилась и блестит»
«Большая была старуха, вся какая-то тёмная…»  
«осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге»  

Темный цвет и свет: «темнеет, почерневшая людская, темнеют конопляники» и др.– выражен чаще всего глаголами, причастиями и деепричастиями, применяется для описания образа жизни, действий, облика человека: «темная старуха, в доме любили сумерничать, почерневшая людская». Эпитет «тёмный» показывает присутствие образа времени, его незримое действие.

Белый цвет (свет) «неживой», используется для описания вещей, одежды, абстрактных понятий, используется для показа чувств и времени («бледная луна и одиночество» и др.). Блистают в рассказе только солнце, луна, лампочки, лучины, звезды, но это световое действие не связывается с образами людей.

Бунин использует чистый красный цвет только 5 раз, причем его употребление в той или иной степени относится к человеку: «[ люди ] раскраснелись; красные головные уборы» и др. Писатель применяет различные оттенки красного для описания пейзажа. В «Антоновских яблоках» можно проследить градацию красных оттенков:

- коралловые рябины красные уборы черно-лиловая с полосами

кирпичного цвета понева;

- багровое пламя (2) огнистые полоски;

- лиловый туман жеребец сиво-железного цвета;

- розовая картошка красный квас;

- раскрасневшиеся лица малиновая кровь огнисто-пестрые

рубаха собаки

Золотой цвет употребляется для описания времени, он связан с образами людей:

 
 
«шея - желтая и высохшая»


Старость

 
 


Время года, лето

 
 
«книги с золотыми звездочками»


Изображение прошедшей эпохи

 
 


«золотой свет низкого солнца»
Совершенное убийство

 
 


«зеркала в … золотых рамках»
Время суток, вечер

Принадлежность к старине

 

Бунин утверждает в своем творчестве вечные ценности – добро и красоту. Его рассказы показывают связь с прошлым, историческую преемственность бытия, передают чувственное восприятие жизни. Есть в творчестве писателя рассказы, в которых расширено романтическое начало, показана вся жизнь героя. Для Бунина характерно использование контраста в изображении мира и духовных переживаний человека.

 

Использование цвета для раскрытия идейного замысла

Таблица 16.

Цитаты Комментарии
«Нечто монгольское было в его желтоватом лице с … серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова» («Господин из Сан-Франциско») Цветовые сочетания – принадлежность героя к правящему классу, это значительность, важность господина, следование укоренившимся в обществе традициям.
«мужчины,… задрав ноги до малиновой краснотылиц накуривались…и напивались ликёрами в баре, где служили негры в красныхкамзолах, с белками, похожими на облупленные крутые яйца. Океан с гулом ходил за стеной чёрными горами…» («Господин из Сан-Франциско») Сочетание багрового и чёрного дает отрицательную эмоциональную окраску. Смысловая параллель с возбуждённым состоянием природы: бушующим морем, порывами ветра.
«алым брюшком и лосинами», «в лёгкой белой блузке», «белокурым» (2 раза) («Ворон») Победа, превосходство. Красота, невинность и неопытность девушки
1. «грубо-черноволосый», «в чёрном фраке» 2. «следя зачерноглазой», «своей чернойголовкой» 3. «платье чёрного атласу», «идет чёрное или пунсовое», «шубка тёмно-синего бархату» («Ворон») Угрюмость, злость, жестокость. Резвость, живость с долей сумасшествия Символ богатства.
1. «с носом настолько розово-белым» 2. «пятнисто-алела» 3. «рубиновым крестиком» 4. «На шейке у неё темным огнем сверкал рубиновый крестик, тонкие, но уже округлившиеся руки были обнажены, рот пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом» («Ворон») Чопорность, дань моде и этикету. Стыд, страсть, робость. Символ богатства, вызов, брошенный жизни. Сердечные переживания, мучения, душевная боль, «сердце кровью обливается».  
1. «желтые и оранжевые карандаши» 2. «желтое дешевое шампанское» («Ворон») Счастье, беспечность, радость (героиня рисует «сказочные города» – добрый и счастливый мир фантазии). Ощущение праздника, беспечности, радости.

 

Каждому герою, каждому настроению в рассказе «Ворон» соответствует свой цвет или оттенок, своё цветовое сочетание. Облик хозяина дома исключительно тёмный: в его внешности, как и в душе, нет ничего светлого, чистого и доброго. Елена Николаевна в начале рассказа предстаёт красивой девушкой с белыми волосами, одетой в белую блузку. Она чиста в помыслах, всей душой любит рассказчика (здесь белый цвет – цвет добра и любви). В конце произведения мы видим белокурую девушку в бордовых одеяниях. Смена одежды, а также сочетание красного и белого говорят, прежде всего, о смене образа мыслей, о пересмотре принципов и доле бедной крестьянки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.005 с.)