Тема 1. Культурология как область гуманитарного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Культурология как область гуманитарного знания



ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие включает программу курса и ПТК по дисциплине «Культурология», играющей важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление личности,
ориентированной на широкую образованность и эрудированность, способной развивать свои творческие способности и соотносить свои действия
с общечеловеческими ценностями. Программа курса содержит темы по
истории мировой культуры, развивающейся в многообразных формах, типах, видах. Знание и понимание мировой культуры должно стать неотъемлемой
частью интеллектуального потенциала тех, кто вступает в активную творческую жизнь в начале третьего тысячелетия.

Комплекс проблемно-тематических заданий ПТК построен с учетом специфики культурологии, являющейся общетеоретической дисциплиной, для которой характерен системный подход к явлениям культурной жизни
человечества, и с этой стороны она представляет собой синтез гуманитарного знания, а ее выводы определяются как общефилософскими принципами исследования, так и эмпирической источниковедческой базой, на которую опираются ученые, изучающие социокультурные процессы. В преамбулах и заданиях ПТК отражены наиболее общие закономерности развития
культуры, ее базовые характеристики. Особое место уделяется изучению специфики отдельных уникальных и оригинальных культур, явлений аккультурации, их компаративному анализу.

В результате самостоятельного выполнения всего комплекса проблемно-поисковых заданий ПТК бакалавр должен изучить основные понятия и термины культурологии как науки и при этом обладать навыком соотнесения научных терминов и понятий с их конкретными проявлениями; получить представление о наиболее известных культурологических школах, концепциях и теориях; обрести умение характеризовать культурно-исторические этапы в развитии человечества, основные достижения и особенности национальных культур; уяснить непреходящее значение культурно-исторического прошлого и его связь с настоящим.

Название «культурология» объединяет комплекс наук, изучающих общество и человека в особом «культурном» измерении.

Ко всем темам даны ссылки на культуроведческую литературу.

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Культурология как область гуманитарного знания

Понятие «культура». Культура и цивилизация. Человек как творец и
творение культуры. Культура и природа. Виды культуры. Формы культуры. Взаимосвязь областей культуры. Компаративный анализ культур. Проблема
преемственности в культуре. Эволюция в культуре и «культурные революции». Очаги великих культур и культурные эпохи.

Парадигмы изучения культуры. Методологические основы культурологии. Становление культурологии как науки. Культурологические теории
Н. Данилевского и К. Леонтьева. Концепция «локальных культур» О. Шпенг-лера и А.Дж. Тойнби. Историософская теория К. Ясперса. Концепция культуры как игры Й. Хейзинги. Теория суперсистем П.А. Сорокина. Социокультурная динамика М. Вебера. Этногенетическая теория Л.Н. Гумилева.
Современные культурологические теории.

Оптимистические и пессимистические взгляды на европейскую культуру. Переосмысление роли и значения восточной культурной традиции. Евразийская культурологическая концепция. Трудности определения типа
и характера русской культуры. Значение «заимствования» и адаптации
«чужого» для русской культуры. Отношение к культурному наследию, преемственность и разрыв в истории русской культуры. Значение русского
языка в сохранении и передаче культурной традиции.

Тема 2. Культура первобытной эпохи
(первобытный человек в первобытном мире)

Антропогенез и особенности периодизации первобытной эпохи. Материальные основания первобытной культуры. Первые культурные открытия и религиозные верования человека. Формы религиозности в первобытную эпоху. Особенности представлений первобытного человека о мире: роль
мифа в становлении сознания. Первые культы и ритуалы. Формы социализации. Возникновение искусства. Памятники первобытной эпохи. Загадки
циклопических сооружений древности. Проблемы восприятия и оценки
первобытного искусства.

Элементы первобытной культуры в культуре современной. Культуры
первобытного типа в условиях современной цивилизации.

Тема 3. Древнейшие культуры и цивилизации

Особенности «речных» цивилизаций древности. Сакральный характер научных знаний. Значение появления письменности и ее особенности. Важнейшие научные и технические достижения древнейших цивилизаций. Восток
в восприятии и осмыслении западноевропейской культуры.

Древний Египет. Особенности мироощущения древних египтян: религия,
магия и мифология. Теократический характер власти фараона. Зачатки науки:
медицина, математика, астрономия. Эстетические представления и художественные каноны. Наследие Древнего Египта.

Культура Месопотамии. Шумерская мифология о космосе и государстве. «Добронравная жизнь», божественные законы и начало научной классификации мира. Искусство Двуречья. Истоки библейских сказаний.

Культура Древнего Ирана в свете археологических исследований. Имперская власть и право. Повседневная жизнь, нравы и обычаи древних персов.
Значение культуры Древнего Ирана.

Культура Индии. Хараппа и Мохенджо-Даро. Культура «Ригведы». Варны и кастовый строй древнеиндийского общества. Индуизм как система
верований, обычаев, традиций и знаний. Возникновение буддизма и его распространение. Вклад Индии в мировую культуру.

Уникальность китайской метафизики культуры: «китайские церемонии». Конфуцианский идеал. Даосы и даосские науки. Место буддизма в китайской
культуре. «Школа законников» и политическая история Китая. Триединство в искусстве: каллиграфия, поэзия, живопись. Китайская семья. Великие научные открытия. Великий шелковый путь и китайская стена.

Тема 6. Дневнерусская культура

Русская земля – перекресток культурных влияний. Языческая культурная традиция славян-русов. Влияние христианства на развитие русской
культуры. Распространение грамотности на Руси. Появление на Руси книгопечатания.

Сказания, былинный эпос, древнерусская литература и отражение в них социокультурных и эстетических ценностей русской культуры. «Повесть
временных лет» и развитие русского летописания. Русская литература эпохи Московского царства: открытие характера.

Политическая культура и управление средневековой Руси: демократическая и деспотическая традиции. Роль православной церкви в становлении
и сохранении русской государственности. Особенности русского пантеона
святых. Формирование идеологии «Москва-Третий Рим». Церковный раскол и его последствия. Великие русские иконописцы: Феофан Грек, Андрей
Рублев, Дионисий, Симон Ушаков. Шедевры древнерусского зодчества: исконное и привнесенное. Храмовые комплексы русских городов. Московский
Кремль – «алтарь России». Техника и стиль русской архитектуры.

Бытовая культура Древней Руси: жилище, одежда, быт, нравы, традиции.

Тема 12. Проблемы культурного развития человечества в XXI веке

Глобальный кризис культуры ХХ – начала XXI веков – смена типа
культуры. Кризис искусства. Кризис в системах истины: наука, философия,
религия. Кризис этики и права. «Восстание масс». Социокультурная база
тоталитарных режимов. Технократизм в культуре. Место и роль религии
в современном обществе. Контуры планетарной цивилизации. Альтернативные пути развития мировой культуры.

Особенности альтернативной культуры в странах с развивающейся экономикой. Культура и коммерция. Культура и шоу-бизнес. Культурный реннесанс в Юго-Восточной Азии. Культура и Интернет в развивающихся странах. Артхаус в странах с развивающейся экономикой.

Особенности альтернативной культуры в странах СНГ и Балтии.
Южно-русская волна. Культура и постмодернизм в Украине, Грузии, Литве.
Интернет-издания в Украине.

 

Литература

 

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1996.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. –
М., 2002.

3. Аникст А. Мастерство Шекспира. – М., 1991.

4. Античность как тип культуры. – М., 2004.

5. Античность: история и культура. Ч.1–2. – М., 2008.

6. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М., 1997.

7. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-полити-ческий и духовный феномен // Социально-политический журнал. – 1997. – № 3–6.

8. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: люди и идеи. – М., 1994.

9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья
и Ренессанса. – М., 1996.

10. Белинков А. Сдача и гибель советской интеллигенции. – М., 1997.

11. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2007.

12. Березовская Л.Г., Борлякова Н.Г. История русской культуры. – М., 2002.

13. Блок М. Феодальное общество. Особенности чувств и образа мыслей // Апология истории. – М., 1987.

14. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер и судьбы страны. – СПб, 1992.

15. Брагина Л.П. и др. Культура эпохи Возрождения. – М., 2004.

16. Бушуева С.В. Французский классицизм. – М., 2001.

17. Вайль П., Генис А. Мир советского человека. – М., 1996.

18. Ванслов В.В. Прогресс в искусстве. – СПб., 1996.

19. Византия и Русь. – М., 2006.

20. Викторов В.В. Культурология. – М., Экзамен, 2009.

21. Виппер Б.Р. Очерки истории голландского искусства эпохи расцвета. – М., 1996.

22. Гачев Г. Национальные образы культуры. Америка. – М., 2001.

23. Геллер М. Машина и винтик: история формирования советского человека. –
М., 1994.

24. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура: Индия, Китай, Япония. –
М., 1997.

25. Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994.

26. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1989.

27. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

28. Дали С. Сюрреализм – это я. – М., 2005.

29. Дидро Д. Салоны. Т. 1–2. – М., 2005.

30. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни, стиль мышления. – М., 1990.

31. Западноевропейское искусство второй половины XIX в. – М., 1975.

32. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2008.

33. Ислам: традиции и новации / Отв. ред. А.В. Малашенко, А.В. Кудрявцев. – М., 1991.

34. История мирового кино в фактах и документах. – М., 1996.

35. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII–XX вв. –
Л., 1990.

36. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовный кризис в России:
есть ли выход // Октябрь. – 1996. – № 5. – С. 155–165.

37. Кармин А.С. Культурология. – М., 2008.

38. Касьянова К. О русском национальном характере. – М., 1994.

39. Кириченко Е.И. Русский стиль. – М., 2005.

40. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта
советской истории. – М., 1992.

41. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи. – М., 1996.

42. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье... (Пути и судьбы русской
эмиграции). – М., 1990.

43. Красильщиков В.А. Превращения доктора Фауста. – М., 1994.

44. Культура Возрождения и Средних веков. – М., 2007.

45. Культурология: Учебник для вузов /П.С. Гуревич. – М., 2009.

46. Культурология. XX век. Хрестоматия. Т. 1–2. – М., 2008.

47. Kультуpoлorия. Хрестоматия /Под ред. А. Арнольдова. – М., 2004.

48. Кун П.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима (любое издание)

49. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 2008.

50. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 2002.

51. Лессинг Г. Избранные труды но эстетике. Т. 1. – М., 2004.

52. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М., 1994.

53. Лихачев Д.С. Культура русского народа X–XV вв. – М., 2006.

54. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

55. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 2002.

56. Лосский П.О. Характер русского народа. Кн.1-2. – М., 1990.

57. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) – СПб., 2006.

58. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 2005.

59. Лотман Ю.М. Об искусстве. – М., 2005.

60. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 2006.

61. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 2006.

62. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2005.

63. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 2008.

64. Мельникова Е.А. Меч и лира. – М., 1987.

65. Мень А. История религии. – М., 2009.

66. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры В 3-х т. – М., 1993–1995.

67. Мировая художественная культура / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2001.

68. Мировая художественная культура. – М., 2008.

69. Мифология. Энциклопедический словарь. – М., 2009.

70. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М., 2007.

71. Муратов П.П. Образы Италии. Т.1–2. – М.,1997.

72. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 2009.

73. Ницше Ф. Сочинения. – М., 2009.

74. Ортега-и-Гассет Х. Избранные произведения. – М., 2009.

75. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. – М., 1987.

76. Паскаль Б. Мысли. – М., 2009.

77. Пигалев А.И. Культурология. – М., 2004.

78. Полевой В.М. XX век. – М., 1987.

79. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1997.

80. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – СПб., 1995.

81. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919–1930. –
М., 1994.

82. Ревалд Д. История импрессионизма. – М., 2008.

83. Ревалд Д. Постимпрессионизм. – М., 2008.

84. Розанов В.В. Среди художников. – М., 2009.

85. Русская идея. – М., 1992.

86. Русские веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. – М., 2009.

87. Русские народные сказки (любое издание).

88. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян (любое издание).

89. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.

90. Сказки народов мира (любое издание).

91. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи ХVI–XVII вв.: реальность и символика. – М., 1994.

92. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2006.

93. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России в середине – второй половине
XIX в. – М., 1989.

94. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

95. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 2008.

96. Тойнби А. Постижение истории. – М., 2009.

97. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996.

98. Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988.

99. Учебный курс по культурологии./ Научн. ред. Драч Г.В. – Ростов н/Д, 1996.

100. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М., 2009.

101. Фромм. Э. Бегство от свободы. – М., 2009.

102. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. – М., 2007.

103. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Возрождения / Пер. с нем. – М., 1993.

104. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов; Буржуазный век / Пер. с нем. –
М., 1994.

105. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов; Галантный век / Пер. с нем. –
М., 1994.

106. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций – М., 2009.

107. Хейзинга И. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры. –
М., 2006.

108. Хейзинга И. Осень Средневековья. – М., 2009.

109. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1–2. – М., 1996.

110. Цивилизации. Сб. 4.1-4. – М., 1993–1996.

111. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.

112. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов н/Д. – М., 1997.

113. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2009.

114. Эккерман И. Разговоры с Гете. – М., 1989.

115. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 2008.

116. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 2006.

Адреса сайтов в Интернете

· www.countries.ru (Библиотека по культурологии)

· www.rculture.spb.ru (Публикации о русской культуре)

· www.kulturolog.narod.ru (Современная культура. Культурология. Теория культуры)

· www://ellada.spb.ru (Культура Древней Греции)

· http://anthropology.ru/ru/texts/metatext/index.html (Мировая культура XVII – XVIII вв.)

· http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm (Мировая художественная культура)

 

 

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

 

Тема 4. Культура и прогресс

Можно ли говорить о прогрессе по отношению к духовной культуре? Что в таком случае следует считать критерием прогресса? Проанализируйте мнения на этот счет, высказанные в разные исторические
эпохи:

· в античном мире максимальным достоинством считалось предельно точное подражание природе, так называемый «мимезис» (термин
впервые ввел Аристотель), а в конечном счете гармоничное слияние с природой;

· в эпоху Возрождения, со времен Лоренцо Валла, мерой прогресса
в культуре объявлялся сам человек;

· век Просвещения – время критической переоценки понятия «прогресс» применительно к духовной жизни человека. Ж.Ж. Руссо считал, что науки и искусства способствовали лишь развращению нравов;

· девизом романтиков начала XIX века было устремление «туда, туда,
в заоблачные сферы» (Бодлер), либо в «мир страстей и чувств безумных, в мир затей пустых, бездумных» (Гейне), противопоставлявшийся пошлому «железному веку» (Ламартин), либо обращение
к идеализированному историческому прошлому, чаще всего средневековому;

· в культуре ХХ века мы все чаще сталкиваемся с так называемым стилем «ретро», который не просто воспроизводит знаковые элементы культуры прошлого, но демонстративно отворачивается от
современной социокультурной жизни.

Учитывая все вышесказанное, определите:

· в чем состоит объективная необходимость духовного сопротивления объективно неизбежному прогрессу;

· какие обретения и потери возможны в этом непрерывном противостоянии;

· возможно ли примирение консервативного и новаторского начал в культурной сфере, и если – да, то на какой основе?

& Литература: 6, 17, 38, 60, 61, 69, 75, 89, 95, 96, 97, 100, 106–108, 116.

Тема 9. Культура Византии

Византия – великая наследница античности. В IV в. император Константин возвел христианство в ранг государственной религии. В VI в. император Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения
и мнения знаменитых римских юристов, живших в прежние столетия,
и создать единое римское право (Corpus juris civilis).

Однако в Византии христианство приняло облик восточного христианства, православия, а законодательство, основанное на римском праве, развивало свойства подданства, а не гражданства. Византийская культура была одновременно утонченной и ортодоксальной.

Известно, что изначально Русь находилась как бы в «дочерней» зоне византийской культуры. Однако это не помешало ей ассимилировать чужую культуру, создать свою, особенную и неповторимую, и более того, претендовать на равновеликость Византии.

В каких сферах современной культуры сказалось византийское
влияние?

Как связаны между собой византийская и европейская культуры?

Что заимствовала русская культура у византийской?

Почему символом художественного образа в католичестве стала
картина, а в православии – икона?

& Литература: 2, 7, 18, 63, 68, 93, 98.

Подробнее проанализируйте различия в проявлениях массовой культуры в Индии и Турции и попытайтесь выявить причины этих различий. Какие другие особенности развития массовой культуры в этих странах, на Ваш взгляд, могут представлять интерес для культурологии?

2. В последние годы, когда разрыв между кинематографическим
мейнстримом и остальным миром приобрел все признаки антагонизма,
синонимом любого малобюджетного, авторского кино, по большей части,
конечно, неамериканского, стал артхаус – независимый, некоммерческий
кинематограф. Оценки артхауса – самые противоречивые. Одни признают
его глобальность, имея в виду то, что лидерами артхаусного проката стали
режиссеры из Ирана, Южной Кореи и Китая, считают его интеллектуальным
и новаторским. По мнению других, артхаус – это идейный и художественный
тупик, «легковесные вариации от постмодернизма».

Какова Ваша точка зрения об артхаусе? В чем, на Ваш взгляд,
заключается его специфика: кто здесь главная фигура, в чем высшая
ценность, основной критерий, каковы особенности цензуры, система
жанров? Что отличает от других таких лидеров артхауса как Ким Ки
Дук (Южная Корея) и Вонг Карвей (Китай)?

3. Дж. Бентон пишет, что культовым местом рейверов является остров Ибица, но в книге «Альтернативная культура», таким местом названо
побережье Гоа в Индии.

Где все же собираются рейверы со всего мира? Почему? Изучите понятие «рейв». Каковы особенности современных техно-акций в Индии и Турции? Можно ли отнести китайскую группу «Красный мак» к рейв-движению?

Литература

1. Артамонова Ю.Д. Очерки современной культуры. – М.: Унив. кн., 2009.

2. Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. – СПб.: СПбКО, 2009.

3. Стогов И. Рейв. – СПб.: Амфора, 2008.

4. Шонесси Э. Л. Китай. Земля небесного дракона. – М.: БММАО, Duncan Baird Publishers, 2001.

Адреса сайтов в Интернете

· http://panasia.ru/main/india/ (Современная культура Индии)

· http://www.newsru.com/cinema (Альтернативное кино в Китае, Индии, Турции)

· http://www.infox.ru/ (Артхаус в современном мире)

Тема 31. Развитие современной культуры в странах СНГ и Балтии

1. Современный «героический» этап украинского постмодерна немыслим без искусства провокации, фигуры которого приобрели символические
очертания. Художественная провокация в Украине иногда использует
религиозную проблематику («На краю света» Арсена Садова в Киевской
галерее «Бланк-арт»). Одни из самых настойчивых приверженцев искусства провокации, Игорь Дюрич и Игорь Подольчак (львовский Фонд Мазоха),
переносят свою деятельность за границу (рассылка более чем пяти тысячам
берлинцев с фамилией Мюллер поздравительных открыток на 9 мая).

Как Вы считаете, почему культурный истеблишмент в неко-торых странах СНГ и Балтии задействует провокацию? Чем отличается
российская художественная провокация от украинской? Дайте куль-турологическую характеристику фильму Ю. Ильенко «Мазепа» (2002 г.).

2. С распространением Интернета появилось такое направление в литературе и литературной критике, как сетература. Многие критики считают,
что web-альманах «Потяга-76», созданный крупнейшим украинским литератором Юрием Андруховичем, отличает особенный сетературный стиль –
раскованность, даже расхлябанность слога, беспрерывное жонглирование
словами, жанрами и дискурсами. В то же время ряд специалистов в области литературы отмечают высокое качество альманаха Андруховича.

Ознакомьтесь с содержанием web-альманаха и выскажите свое
мнение по поводу художественных достоинств размещенных в нем
произведений.

3. В последние годы в Беларуси широко используются программы
«Народный альбом», «Я родился здесь», «Крамбамбуля», в которых звучат
белорусская, русская, польская речь, идиш.

Какова, на Ваш взгляд, главная цель этих программ, объединяемых
термином «этника»?

4. Южнорусская волна – условный термин российской критики,
обозначающий искусство украинского постмодерна. Южнорусская волна,
по мнению О. Сидор-Гибелинда, вернула вкус к «хорошему живописанию»
и привнесла эмоциональность в современное искусство. Вместе с тем многие
деятели южнорусской волны стали пионерами перформанса, инсталляции,
видеоарта.

Ознакомьтесь с творчеством Олега Голосия, Олега Тистоля,
Николая Маценко, Анатолия Степаненко. Что, на Ваш взгляд, наиболее
интересно в их деятельности? Какую роль в украинской живописи
сыграла выставка «Вавилон»? В чем, на Ваш взгляд, причина международного успеха деятелей южнорусской волны?

Литература

1. Альтернативная культура: Энциклопедия / Сост. Д. Десятерик. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.

2. Культура времен Апокалипсиса / Под ред. А. Парфея; Пер. с англ. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.

Адреса сайтов в Интернете

· http://www.lit.msu.ru/ervm4/section2/gimn/eur/lat/lat.html (Современная культура Латвии)

· http://www.poedem.ru/smap/nf/cntC/id/70/ (Современная культура Грузии)

· http://proza.com.ua/print/?299 (Web-альманах «Потяга-76»)

 

методические указания
по выполнению ПТК

 

 

Проблемно-тематический курс (ПТК) представляет собой самостоя-тельную исследовательско-поисковую работу студента. ПТК включает в себя проблемно-поисковые блоки, в которых концентрируется наиболее значимый, наукоемкий программный материал данной учебной дисциплины.

Студенту необходимо выполнить в произвольном виде (письменная
работа по курсу не предусмотрена) все задания ПТК без исключения. По
каждой проблеме целесообразно иметь собственное мнение, подкрепленное
знанием теории, источников, включая новейшие издания и публикации. Полученные выводы студент должен уметь отстоять (защитить) при собеседовании с преподавателем во время аттестации (экзамены и зачеты
в МИЭП проводятся по заданиям ПТК).

При выполнении ПТК студент обязан изучить все источники и литературу, рекомендованные в учебно-методическом пособии.

Дополнительную консультацию по выполнению проблемно-тематичес-кого курса студент может получить у преподавателей дисциплины или
в деканате.

 
 

 

 


Горохов Виктор Викторович
Дмитриева Ирина Анатольевна
Кознова Ирина Евгеньевна

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Программа курса.
Проблемно-тематический курс

Редактор М.В. Егорова

Макет, верстка Т.А. Поверина

Корректор Г.В. Платова

Лицензия ИД № 00871 от 25.01.00. Подписано в печать 13.10.2011
Формат 60×84 1/16. Усл. печ. л. 1,9. Изд. № 2762

Издательство МИЭП, типография МИЭП
105082 Москва, Рубцовская наб., д. 3, стр. 1

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие включает программу курса и ПТК по дисциплине «Культурология», играющей важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление личности,
ориентированной на широкую образованность и эрудированность, способной развивать свои творческие способности и соотносить свои действия
с общечеловеческими ценностями. Программа курса содержит темы по
истории мировой культуры, развивающейся в многообразных формах, типах, видах. Знание и понимание мировой культуры должно стать неотъемлемой
частью интеллектуального потенциала тех, кто вступает в активную творческую жизнь в начале третьего тысячелетия.

Комплекс проблемно-тематических заданий ПТК построен с учетом специфики культурологии, являющейся общетеоретической дисциплиной, для которой характерен системный подход к явлениям культурной жизни
человечества, и с этой стороны она представляет собой синтез гуманитарного знания, а ее выводы определяются как общефилософскими принципами исследования, так и эмпирической источниковедческой базой, на которую опираются ученые, изучающие социокультурные процессы. В преамбулах и заданиях ПТК отражены наиболее общие закономерности развития
культуры, ее базовые характеристики. Особое место уделяется изучению специфики отдельных уникальных и оригинальных культур, явлений аккультурации, их компаративному анализу.

В результате самостоятельного выполнения всего комплекса проблемно-поисковых заданий ПТК бакалавр должен изучить основные понятия и термины культурологии как науки и при этом обладать навыком соотнесения научных терминов и понятий с их конкретными проявлениями; получить представление о наиболее известных культурологических школах, концепциях и теориях; обрести умение характеризовать культурно-исторические этапы в развитии человечества, основные достижения и особенности национальных культур; уяснить непреходящее значение культурно-исторического прошлого и его связь с настоящим.

Название «культурология» объединяет комплекс наук, изучающих общество и человека в особом «культурном» измерении.

Ко всем темам даны ссылки на культуроведческую литературу.

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Культурология как область гуманитарного знания

Понятие «культура». Культура и цивилизация. Человек как творец и
творение культуры. Культура и природа. Виды культуры. Формы культуры. Взаимосвязь областей культуры. Компаративный анализ культур. Проблема
преемственности в культуре. Эволюция в культуре и «культурные революции». Очаги великих культур и культурные эпохи.

Парадигмы изучения культуры. Методологические основы культурологии. Становление культурологии как науки. Культурологические теории
Н. Данилевского и К. Леонтьева. Концепция «локальных культур» О. Шпенг-лера и А.Дж. Тойнби. Историософская теория К. Ясперса. Концепция культуры как игры Й. Хейзинги. Теория суперсистем П.А. Сорокина. Социокультурная динамика М. Вебера. Этногенетическая теория Л.Н. Гумилева.
Современные культурологические теории.

Оптимистические и пессимистические взгляды на европейскую культуру. Переосмысление роли и значения восточной культурной традиции. Евразийская культурологическая концепция. Трудности определения типа
и характера русской культуры. Значение «заимствования» и адаптации
«чужого» для русской культуры. Отношение к культурному наследию, преемственность и разрыв в истории русской культуры. Значение русского
языка в сохранении и передаче культурной традиции.

Тема 2. Культура первобытной эпохи
(первобытный человек в первобытном мире)

Антропогенез и особенности периодизации первобытной эпохи. Материальные основания первобытной культуры. Первые культурные открытия и религиозные верования человека. Формы религиозности в первобытную эпоху. Особенности представлений первобытного человека о мире: роль
мифа в становлении сознания. Первые культы и ритуалы. Формы социализации. Возникновение искусства. Памятники первобытной эпохи. Загадки
циклопических сооружений древности. Проблемы восприятия и оценки
первобытного искусства.

Элементы первобытной культуры в культуре современной. Культуры
первобытного типа в условиях современной цивилизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.64 (0.131 с.)