Вопрос 1. Психология как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Психология как наука.



Психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы высшей психической деятельности человека.

Объект психологии – психика человека, душа, деятельность коры головного мозга. Психика – это деятельность мозга, рефлексия, вторичное и субъективное отражение объективной реальности, мира.

Предмет психологии – изучение закономерностей проявления и развития психики человека как специфической формы отражения действительности в зависимости от социально-культурных условий ее формирования, развития, возрастных изменений и физиологических особенностей.

Психология: общая, профессиональная, возрастная, медицинская, социальная, патопсихология, (парапсихология).

Этапы развития психологии:

I. Донаучный этап. (VII-VI в.в. до н.э.) Мифологическое мировоззрение. Анимизм. Магия (подражательная, контагиозная, предсказательная). Наличие четких приемов психологического воздействия, обусловленных «магическими» знаниями шаманов, колдунов, жрецов и других служителей культа. Понятия о душе тотема (дать дубу, взять у тотема душу – родить кого-либо, душа берется у тотема и возвращается тотему). Психея – бабочка- душа (размах крыльев – 40 мм). 40 недель срок беременности и 40 дней душа совершает мытарства, чтобы попасть в загробный мир, душа должна «родиться после смерти». Инициации – рождение нового члена общества, при этом прежний человек «умирает» в старом качестве и рождается в новом. В религиозных обрядах неофит также умирает и возрождается для жизни в лоне церкви. Этот же цикл происходит в душами людей в масштабе жизни общества (апокалипсис). Возрождение души связано с лунным циклом, дневным солнечным циклом, земледельческими работами – годовой цикл в средней полосе Евразии, отношение к ресурсам природы охотников а затем земледельцев – принцип возмещения ресурсов (гусь встряхнись, нельзя ломать кости, иначе душа не сможет вернуться). Индейцы Северной Америки верили, что душа человека состоит из доброй части, которая после смерти соединяется с мировой гармонией, и злой части, которая превращается в злого духа, которого надо задабривать (два волка в душе – добрый и злой, победит тот, которого ты лучше кормишь).

II. Философский этап: античность и до XVIII в. Начало развития основ психологии как науки о сознании.

1)Античное психологическое знание развивает учение об элементах тела и психики: темпераменты зависят от преобладания крови, желчи, черной желчи, лимфы. Структура души у Платона и Аристотеля. Понятие памяти у Платона, воображения у Аристотеля. Метод беседы Сократа – начало психодиагностической и психотерапевтической беседы. Профилактику аффективных состояний Аристотель видит в переживании катарсиса во время игры актеров – психотерапевтическая роль искусства. Предпосылки когнитивной теории эмоций у Эпикура. Стоики вводят понятия роли, внешней и внутренней свободы.

2) Средние века – появляется метод интроспекции, что связано с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать – все это называется сознанием. Основной метод наблюдение за самим собой и описание фактов.

3) В психологи Возрождения развивается сенсуализм и рационализм. Теория рефлекса Декарта. Лейбниц делает попытку ввести понятие бессознательного.

III. Ассоциативная психология – первая психологическая школа: конец XVIII в. – до XIX в. Предметом ассоциативной психологии является сознание, состоящее их ощущений, представлений и чувств, а затем поведения. Мотивы поведения не учитываются. Привносится метод проб и ошибок. Возникает концепция адаптационной функции психики.

IV. Экспериментальная психология: середина XIX – XX в.в. Психология приобретает статус самостоятельной науки. Первые экспериментальные лаборатории, исследование элементарных психических процессов. Первые тесты.

V. Методологический кризис в психологии. 1910-1930 г.г. Возникает множество школ и подходов: первые теории и концепции развития личности, теории обучения социального, развивающего, гештальтпсихология, бихевиоризм, экспериментальные исследования познавательных процессов (когнитивная психология), учитывается воздействие культуры и социального окружения, метод психоанализа, первые проективные тесты.

VI. Психологические школы 1930-1940 г.г. – гуманистическая и экзистенциальная психология (предмет науки тесно связан с сущностью личности), развивается когнитивная и генетическая психология (предмет науки связан с изучением познавательных процессов. Развитием высших психических функций, сознания, интеллекта, этапами переработки информации). Экспериментальные методы изучения интеллекта, совершенствуются психотерапевтические технологии.

VII. Современная психология с 1970-х гг. по настоящее время.

Стремление к синтезу достижений различных школ. Появление разнообразных диагностических и экспериментальных методов. Каждые пять лет появляется новая отрасль психологи (напр. психология эмиграции). Появляются междисциплинарные исследования и науки: психогенетика, психофизиологии, взаимодействие с виртуальной средой, реабилитация в экстремальных ситуациях, психология толпы, психология рекламы, массового поведения, управления индивидуальным и коллективным сознанием, психология коммуникаций.

Задачи психологии:

· Выявлять сущность и закономерности развития психических явлений

· Научится управлять ими как индивидуально, так и коллективно

· Использовать полученные знания как для развития теории, так и для управления социальными отношениями, для педагогических технологий, творческого развития личности, в реабилитационных целях.

Вопрос 2. Психические процессы высшего порядка.

Ощущения и восприятие.

Психофизиологическая основа познавательных процессов. Ощущение и восприятие. Внимание и память. Мышление и воображение. Речь Простейшие психические процессы. Виды ощущений. Физические основы ощущений. Естественные фоновые поля и виды излучений живого организма человека как основа ощущений, психофизиологического состояния.

Труды И.П.Павлова: «Двадцатилетний опыт». Пороги ощущений: абсолютный и разностный. Профессиональная деятельность и разностный порог ощущений. Свойства ощущений. Адаптация, сенсибилизация и контраст ощущений. Специфика и роль ощущений в креативных процессах.

Ощущение и восприятие как основа психических процессов высшего порядка. Вклад отечественных физиологов в понимание структуры когнитивных процессов.

Ощущение - это простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств и явлений окружающего мира, которые через органы чувств (рецепторы) воздействуют не мозг человека.

Виды ощущений – зрение (90% информации), слух (9% информации), осязание (1% информации), обоняние (у первобытных – ведущее чувство), вкус, ощущение температуры, ощущение состояния электро-магнитного и гравитационного полей, ощущение времени – социальное ощущение.

Абсолютный (нижний) порог ощущений - минимальная величина раздражителя, при котором возникает ощущение. Верхний порог – ощущения исчезают вследствие перегрузки рецепторов.

Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражение в возбуждение.

Разностный порог ощущений – минимальное изменение интенсивности раздражителя, дающее новое ощущение. В творческом процессе происходит уменьшение разностных порогов, достигаемое тренировкой зрения (сто оттенков черного), слуха (абсолютный слух), вестибулярного аппарата.

Органы чувств – единственный непосредственный источник информации об окружающем мире, дающий субъективный образ реальности. Объективный образ реальности может быть составлен человеком только на основе фиксированных шкал пространства, времени, световых и звуковых волн.

И.П.Павлов описал работу анализатора – анатомо-физиологического аппарата нервной системы, специализированного для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Анализатор состоит из трех частей:

1 Периферический отдел или рецептор (органы чувств) специализирован для восприятия определенных раздражителей. Сами органы чувств выработаны эволюцией в процессе приспособления к условиям внешней биологической и техногенной среды.

2. Чувствительные нервы – центростремительный (афферентный): импульсы от рецепторов передаются в центральный отдел анализатора, и центробежный (эфферентный): из центрального отдела анализатора импульс идет к периферической нервной системе, управляющей мышцами.

3. Специализированный отдел (участок) коры головного мозга, в подкорковых и корковых отделах происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

В психологии конца XIX – начала XX века считалось, что получение ощущений – пассивный процесс (рецепторная теория ощущений), но современная рефлекторная теория ощущений утверждает, что ощущения –активный процесс, для которого необходимы реакции вегетативной системы (сужение сосудов), мышечные реакции (сокращения мыщц). Более сложные ощущения вообще невозможны без активных целенаправленных действий (М.В. Ломоносов открыл наличие атмосферы у Венеры в момент ее прохождения по диску Солнца).

Необходимость компенсации отдельных сенсорных дефектов и специфические требования профессиональной деятельности вызывают сенсибилизацию - обострение чувства восприятия, пороги чувствительности снижаются, а диапазон их расширяется.

Свойства ощущений.

1) Качество – специфика ощущений: шкала звуковых частот и обертонов (скрипка Страдивари и синтезатор) порождают особое качество воспринимаемых звуков, цвета дают свои спектры теплоты, насыщенности, яркости. Контрастности – разное качество изображения.

2) Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (Степа Лиходеев не определил после пьянки в брюках он или нет).

3) Длительность – определяется силой действующего раздражителя, функциональным состоянием рецептора и временем действия.

4) Пространственная локализация раздражителя – внутри организма локализовано или разлито, снаружи, на расстоянии, отсюда берет начало специализация рецепторов.

Классификация ощущений.

Интерорецепторы – фиксируют органические ощущения внутреннего состоянии человека, расположены во внутренних органах.

Проприорецепторы – фиксируют кинестетические ощущения положения частей тела в пространстве.

Экстерорецепторы – фиксируют ощущения, связанные с состоянием внешней среды (звук, свет, тепло, запах, форма, объем), контактные и дистантные.

Синестезия – взаимодействие ощущений различной модальности (цветное зрение, образный слух).

Две основные формы изменений чувствительности: адаптация (повышение или понижение чувствительности) зависит от условий внешней среды; сенсибилизация или повышение чувствительности – зависит от состояния организма.

Контраст ощущений вызывает адаптацию (в темноте глаза привыкают к отсутствию света).

Утрата и восстановление способности ощущать.

Беркутов А.М. и др. «Фундаментальные основы комплексной хрономагнитотерапии». Биомедицинские технологии и радиоэлектроника // Научно-прикладной журнал. №7, 2003.

«Комплексная хрономагнитотерапия – высокая медицинская технология воздействия на организм человека заданными сложными динамическими магнитными полями низкой частоты и малой интенсивности с целью диагностики, активации, восстановления и лечения.

Именно комплексная магнитотерапия по сравнению с другими методами имеет самый многомерный вектор биотропного, энергоинформационного воздействия, включающего временные, частотные, амплитудные, пространственные, скоростные, фазовые и другие компоненты, определяющие пространство состояний магнитотерапевтической среды…

Синхронное соответствие биопроцессов в организме является фундаментальной основой жизни проявляется в виде иерархически выстроенных систем всевозможных биоритмов».

 


Сердечно сосудистая система – 0,04- 0,15 Гц

Вены 0,04-0,08 Гц

Сердце 10-15 Гц

Капилляры 0,8-3 Гц

Пульс 0,5-3 Гц

ЦНС 0,3 – 100 ГГц

ПНС 50 Гц – 1 МГц

Дыхательная система 0,1-5 Гц

Клеточные мембраны 1МГц

Резонансная частота третичной структуры ДНК 40 ГГц


 

Гуляев Ю.В. «Физические поля и излучения человека: новые методы ранней медицинской диагностики». Биомедицинские технологии и радиоэлектроника // Научно-прикладной журнал. №2, 2000.

Виды физических полей и излучений человека и их характерные величины.

1) ИК Инфракрасное тепловое излучение (на длинах волн 1-15 мкм из глубины кожи на 100 мкм) характеризует функционирование сети капиллярных потоков крови в коже, обеспечивающих терморегуляцию тела (достаточно мощное - 10 мВт на 1 кв. см кожи, около 100 Вт со всей поверхности тела).

2) СВЧ Сверхвысоких частот радиотепловое излучение несет информацию о динамике тепловых процессов внутри организма.

3) ЭП Электрическое поле а) отражает биоэлектрическую деятельность мозга, сердца, мускулов и внутренних органов; б) отражает трибоэлектическую нагрузку на имеющий высокое сопротивление слой эпидермиса, характеризует физиологическую сейсмику тела.

4) МП Магнитное поле отражает более непосредственно, чем электрическое биоэлектрическую деятельность внутренних органов, поскольку не экранируется электропроводящими тканями организма.

5) Хемилюминисценция в ближнем а) инфракрасном и б) оптическом диапазонах спектра – позволяет судить о насыщенности тканей кислородом, об антиоксидантном состоянии.

6) Акустическое излучение - различные виды шумов внутри органов: биение сердца, движение легких, перестальтика желудка, кишечника.

7) Акустотермальное излучение - характеризует перераспределение температуры внутри организма.

Восстановление биоритмов организма наиболее полноценно происходит в природной среде с естественными магнитными, тепловыми и прочими полями, которые настраивают приведенные выше параметры на оптимальный режим, в природной среде к организму человека возвращается способность получать более тонкие ощущения. Напротив, пребывание в техногенной среде с экстремальными параметрами разрушает биоритмы организма, что ведет к заболеваниям. Так из-за ультразвуковых сигналов подводных лодок на сушу в массовом количестве выбрасываются морские животные, такое же действие на людей оказывают высотные здания (с металлоконструкциями внутри, а само по себе пребывание высоко над землей или глубоко в шахте связано с изменением естественного поля гравитации, за пределами определенного значения которого биопроцессы нарушаются полностью).

Для творческой деятельности важно уметь поддерживать организм в состоянии «гармонии» биоритмов, сохранять обостренную чувствительность, соблюдать гигиену умственного труда, уметь восстанавливать психические и физические силы организма. Методики этих действий подробно разработаны в традиционных культурах (медитации, физические упражнения, особые режимы питания, психостимуляция (талисманы), минералотерапия, стремления к совершенству духа). Но каждый творческий человек скорее интуитивно определяет для себя необходимый индивидуальный набор подобных средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.037 с.)