Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гомельский государственный медицинский институтСтр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ А. В. Золотарева ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ Учебно-методическое пособие ддля студентов Утверждено научно-методическим советом института “___”____________2003 г. Протокол №___________ Гомель 2003
УДК 613.3 + 614.777 ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Составитель: А.В.Золотарева, Гомель: ГоГМИ, 2003
Рецензенты: В.Н. Бортновский- доцент, зав. кафедрой общей гигиены, экологии и радиационной медицины
С.В. Осмоловский-зам. главного врача Гомельского ЦГЭ
Утверждено на заседании Научно-методического совета ГоГМИ, протокол № от
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по общей гигиене в медицинских институтах на медико-профилактическом факультете и составлено в соответствии с учебной программой по разделу гигиены окружающей Среды. Представленные в пособии материалы соответствуют требованиям квалификационной характеристики выпускников медицинского института Гомельский государственный медицинский институт, 2003 ТЕМА 1: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ. Общее время занятия: 3 часа
АКТУАЛЬНОСТЬ: Давно отмечена связь между заболеваемостью населения и характером водоснабжения. Особенно ярко была выявлена роль воды в распространении острых кишечных заболеваний инфекционной природы. Несомненно большая роль в снижении заболеваемости населения кишечными инфекциями принадлежит централизованному водоснабжению. Изучение макро- и микрохимического состава воды позволило выявить реальную возможность неблагоприятного воздействия его на здоровье населения, что имело своим конечным результатом гигиеническое нормирование химического состава питьевой воды. Нормативным стандартом САНПиН 10-124 РБ 99 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования и контроль за качеством" руководствуются в обязательном порядке при проектировании и осуществлении санитарных и санитарно-технических мероприятий в области водоснабжения. В САНПиН осуществлен комплексный подход к оценке качества питьевой воды, в связи с чем нормативы изложены применительно к конечной цели - обеспечению безопасности воды в эпидемическом отношении (бактериологические показатели), безвредности ее по химическому составу и достижении благоприятных органолептических свойств воды. Такая группировка по фунциональному назначению гигиенических нормативов в наибольшей степени раскрывает смысл и назначение каждой группы нормативов.
ЦЕЛЬ: Уметь давать гигиеническую оценку качеству воды по результатам санитарно-бактериологического и санитарно-химического анализов. ЗАДАЧИ: Научить студентов методике использования СанПиН "Питьевая вода", уметь обосновывать нормы, обеспечивающие эпидемическую безопасность воды, безвредность по химическому составу и благоприятные органолептические свойства.
Исходные знания и умения Знать: 1. Физиолого-гигиеническое значение воды, нормы водопотребления, питьевой режим в различных условиях жизни и деятельности человека. 2. Гигиенические требования к качеству питьевой воды и показатели качества: органолептические, химического состава, эпидемиологической безопасности. 3. Гигиеническую характеристику различных источников водоснабжения. 4.Системы водоснабжения, основные элементы централизованной системы, способы очистки, обеззараживания и специальные методы улучшения. 5. Основные документы, регламентирующие качество воды.
Уметь: 1. Отбирать пробы воды из местного источника и водопровода для лабораторного исследования, составлять сопроводительную документацию. 2. Проводить мероприятия по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (кариеса, флюороза зубов и др.), связанных с использованием недоброкачественной воды. Для полного усвоения темы студенту необходимо повторить из: а) неорганической химии тему: "Химический состав воды", б) нормальной физиологии: “Физиологическое значение воды", в) микробиологии: “Микробиологические методы исследования воды".
Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
1.В чем заключается физиологическое значение воды? 2. Какова роль воды в распространении инфекционных заболеваний? 3. Вода как фактор неинфекционных заболеваний. Приведите примеры. 4. Какие требования предъявляются к химическому составу воды? 5. Какие вы знаете микробиологические методы исследования воды? 6. Методика отбора и транспортировки проб воды для лабораторного исследования? 7. Перечислите микробиологические показатели загрязнения воды.
Объем самостоятельной работы студентов Составить развернутое обоснованное заключение о качестве воды и о возможности использования ее для питьевых целей. Использовать данные ситуационной задачи, полученной у преподавателей.
Основные учебные вопросы 1. Вода в природе, ее физиологическое, эпидемическое, гигиеническое значение для человека. 2. Количественные нормы водоснабжения, факторы, определяющие их. 3. Факторы, определяющие качество воды: физические и органолептические свойства воды, химический состав воды. 4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении. СанПиН N 10-124 РБ 99 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест". 5. Источники воды и их гигиеническая характеристика. 6. Системы водоснабжения. Устройства централизованной системы водоснабжения. Санитарная охрана источников и систем водоснабжения. 7. Санитарно-гигиенические требования к устройству шахтных и трубчатых колодцев, каптажей, родников. 8. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при местном водоснабжении. 9. Биогеохимические эндемии, связанные с изменением химического состава воды. Хронические интоксикации, вызванные повышенным содержанием в воде остаточных количеств химических веществ.
Схема оценки качества воды 1. В связи с тем, что качество воды определяется не только свойствами ее в данный момент, но и возможностью их сохранения в течение всего времени эксплуатации водоисточника, то есть его надежностью, следует выяснить санитарно-техническое состояние водоисточника, условие санитарно-топографического расположения на местности и санитарно-эпидемическую обстановку. 2. Сравнить данные о химическом составе воды и микробной обсемененности с соответствующими нормативами СанПиН. 3. Провести анализ: а) содержания общего числа микроорганизмов (микробное число) и микроорганизмов, сопутствующих некоторым видам патогенных микробов (кишечная палочка). Суждение об отсутствии или наличии патогенных микробов выносится на основании косвенных данных, что объясняется сложностью и длительностью проведения исследования, а также недостаточной достоверностью результатов в случае, если они окажутся отрицательными. б) веществ, являющихся показателями возможного загрязнения воды патогенными микроорганизмами (соединения, содержащие азот, органические вещества, обуславливающие так называемую окисляемость, хлориды, фосфаты, растворенный кислород и биохимическая потребность воды в кислороде (БПК), сероводород, показатель концентрации водородных ионов (рН)); в) токсических для человека веществ. К числу природных веществ, согласно СанПиН отнесены бериллий, молибден, мышьяк, нитраты, свинец, селен, стронций и фтор. Сюда же можно отнести и природные радиоактивные вещества, обуславливающие фоновую активность воды. Все эти вещества могут быть и технического происхождения;
г) веществ, имеющих положительное биологическое значение, наличие которых в воде желательно в определенных концентрациях (фтора, отчасти железа, марганца, меди, цинка и кремния).
Задача. На территории городского поселка размещена больница на 150 коек. Водоснабжение поселка обеспечивается грунтовыми водами с помощью мелкотрубчатых колодцев. На территории больницы имеется местный водопровод. Анализ воды, проводимый в разные сезоны года, показывает, что состав воды непостоянный, при этом в теплый период года отмечаются следующие показатели: запах и привкус - 2 балла, мутность - 1,8 мг/л, цветность - 30, сухой остаток - 850 мг/л, общая жесткость - 5,5 мг-экв/л, азот аммиака - 0,2 мг/л, азот нитритов - 0,004 мг/л, азот нитратов-20 мг/л, хлориды - 320 мг/л, окисляемость - 6 мг О2/л, фтор - 0,75 мг/л, железо - 1 мг/л, микробное число - 400.
Лабораторная работа Задание 1. Изучить методики санитарно-гигиенического обследования водоисточника. Задание 2. Изучить правила отбора проб воды для лабораторных исследований. Ход работы: Определение запаха воды Запах воды определяется при обычной температуре и при нагревании до 600С. Колбу емкостью 150-200 мл наполняют на 2/3 исследуемой водой. Закрыв часовым стеклом, ее интенсивно встряхивают и затем, быстро открыв, определяют запах. Качественно запах характеризуют как “хлорный”, “землистый”, “болотный”, “нефтяной”, “ароматический”, “неопределенный” и т.д. Количественно запах оценивается по пятибальной системе (табл. 1). При определении запаха воды руки и платье наблюдателя не должны иметь посторонних запахов (духов и проч.), воздух помещения должен быть чистым.
Таблица 6. Определение жесткости воды Оборудование: аммиачно-буферный раствор, индикатор эрихром черный, 0,1 н раствор трилона-Б, колбы, пипетки. Ход работы: Определение общей жесткости воды комплексометрическим (трилонометрическим) методом. Метод основан на способности трилона Б (двунатриевой соли этилендиаминотетрауксусной кислоты) связывать ионы Са и Мg в прочные комплексы. В тот момент, когда ионы Ca и Mg, находящиеся в воде, связаны в комплекс, добавленный заранее индикатор эрихром черный изменит свою первоначальную окраску с красной на синюю с зеленоватым оттенком. В коническую колбу емкостью 250-300 мл наливают 100 мл анализируемой воды, добавляют 5 мл аммиачно-буферного раствора и 6 капель индикатора (эрихрома черного), после чего титруют 0,1 н. раствором трилона Б, интенсивно перемешивая до изменения окраски воды в голубовато-зеленую. Каждый миллиметр 0,1 н. раствора трилона Б соответствует 0,1 мг-.экв жесткости. Жесткость анализируемой воды (Н) вычисляют по формуле:
Н= a .K . N .1000, V где V - объем пробы воды; а - расход на титрование 0,1 н. раствора трилона Б, мл; К - коэффициент поправки 0,1 н. раствора трилона Б; 1000 - коэффициент для пересчета на 1 л воды; N - титр трилона Б. Пример. Для титрования 100 мл воды потребовалось 2,4 мл 0,1 н. раствора трилона Б, коэффициент поправки трилона Б равен 0,9806, тогда жесткость воды будет равна Н = 2,4 .0,9806 .0,1. 10 = 2,152 мг- экв/л, или 6,20. Содержание железа общего в воде
Задания для самоподготовки и УИРС 1. Провести анализ различного рода аварийных ситуаций, случившихся за последние 3-5 лет эксплуатации водопровода, их причины и способы ликвидации. 2. Изучить план лабораторно-производственного контроля за качеством воды и результаты анализов за последние 1-2 года. Установить степень стабильности качества воды и направление изменения ее химического состава. Для получения нужной информации необходимо ознакомиться с документами городского отдела коммунального хозяйства исполкома и ЦГЭ города или района. Основная литература 1. Румянцев Г.И. Общая гигиена. - М., 2002. - с. 111-150. 2. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А., Общая гигиена. - М., 1985.-с.106-151. 3. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х., Гигиена.- Киев, 1984.-с.73-86. 4. Марзеев А.Н., Жаботинский В.М., Коммунальная гигиена. - М., 1979.-с.194-234. 5. Покровский В.А. Гигиена. - М., 1979.-с.114-124. 6. Пивоваров Ю.П. и др. "Руководство к лабораторным занятиям по гигиене", М., 1983.-с.53-59. 7. Гурова А.И., Горлова О.Е. "Практикум по общей гигиене". - М., 1991.-с.54-60. 8. Лекции кафедры.
Дополнительная литература 1. Общая и военная гигиена. Учебник /под ред. Б.И.Жолуса.-С.-Пе- тербург, 1997 - 472с.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ,
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.027 с.) |