Методологическое обоснование программы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологическое обоснование программы.



 

В настоящее время и за рубежом, и в отечественной практике существует широкий спектр профилактических программ наркозависимостей. Однако проблема остается. Ряды наркозависимых пополняются и преимущественно молодежью. Предпринятые попытки по наркопрофилактике государственными структурами оказались недостаточно эффективными. Это связано, прежде всего, с тем, что адресованные программы не были ориентированы на личность ребенка, не адресовались к его собственным интересам. В то же время программы рекомендовались людьми недостаточно компетентными, с отсутствием твердых личных мотиваций по отношению к наркотикам, автоматически, формально относящихся к своим служебным обязанностям.

Отсутствие стройной, структурированной системы первичной наркопрофилактики среди молодежи, сохраняющиеся социальные предпосылки косвенной рекламы наркотизации в СМИ, различные фрустрирующие шоу, низкий уровень жизни большей части населения страны подтверждают, что только самозащита каждого человека, основанная на его разумном эгоизме, личностных ресурсах, любви к себе, является действительным выход из сложившейся ситуации.

Следовательно, первичная профилактика в рамках нашей программы ориентирована, прежде всего, на актуализацию жизненных навыков ребенка, ресурсный потенциал его личности. Программа учитывает возрастные особенности подростков и негативный опыт, приобретенный ими в результате специфики их социально-психологического развития (становления). Что часто проявляется в искаженном восприятии окружающей действительности.

Смысловая организация сознания подростков формируется в результате разнообразных социализирующих воздействий и собственной деятельности индивида, поэтому в программе актуализируются морально-нравственные, культурные, социально-психологические аспекты мира людей. Следовательно, процесс групповой работы выстроен с учетом унифицированных психологических и педагогических методов, насыщен многофункциональными, эффективными технологиями.

Процесс деятельности в программе организуется таким образом, чтобы подросток осознал, что удовольствия, получаемые им от соответствия конструктивным, рациональным требованиям общества, гораздо более выгоднее и безопаснее, чем те мелкие удовольствия, которые он получает в ходе совершения антисоциальных поступков, так как научное, общепризнанное понимание управления психическими процессами основано на существовании двух принципов: удовольствия (бессознательное) и реальности (сознательное).

Несформированность навыков саморегуляции психических процессов, отсутствие четких рамок разделения смысловых понятий у подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, послужили, одним из оснований создания практической части программы в представленной логической последовательности, с систематическим использованием рисуночных методик.

При создании программы нами было учтено следующее:

- дети занимаются рисованием с интересом, с удовольствием и энтузиазмом;

- в процессе рисования у детей происходит высвобождение творческой энергии;

- проживается состояние личного удовлетворения от самостоятельной творческой деятельности;

- эмоционально стабилизируются основные психические процессы ребенка;

- актуализируется его «самость»;

- дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обладают, как правило, бедной информационно-речевой базой. Взаимодействие с ребенком, построенное лишь на вербальном уровне, не застраховано от неудачи. В процессе рисования легко, гибко решается эта проблема. Следовательно, получаемая информация с рисунков правдивая, адекватная, служит объективным дополнением к оценке эффективности практических занятий.

Руководствуясь «Положением» о социальных учреждениях, должностными инструкциями специалистов приступить к реализации программы возможно с использованием уже имеющихся медицинских, социально-психологических, педагогических данных обследований подростков полученных при поступлении.

На основе анализа концепции профессора А.М. Карпова, существующих методологических подходов, научных теорий, психологических и педагогических методик, апробированных авторских программ, деятельности общественных организаций была разработана конструкция (схема) программы. В ходе реализации экспериментальной программы авторами были:

· определены ведущие направления и эффективные формы работы со специалистами социального приюта;

· разработана программа курса первичной наркопрофилактики среди воспитанников социальных приютов.

 

Курс из 10 предлагаемых занятий имеют собственную структуру, а именно:

 

Этап программы Тема занятия Форма проведения Количество занятий
1 вариант для детей 2 вариант для специалистов
Диагностический 1. Знакомьтесь – это я и Родина моя. 2. Введение в проблему Анкетирование, экспресс-диагностика, тренинг-игра, элементы дискуссии, игровые упражнения      
Практический 1. Мне это надо? 1. Организм и наркотики     Игры-активаторы, беседа-дискуссия, тренинг-игра, элементы сюжетно-ролевых игр, телесно-ориентированные упражнения, рисунки      
  1. Я этого хочу? 2. Личность и наркотики     Игры-активаторы, рассказ, беседа, дискуссия, игра-тренинг, экспресс – опрос  
    1. Разрушенный мир. 2. Нравственный потенциал       Комплексная психотехническая игра – путешествие    
  Суд над наркоманией Сюжетно – ролевая игра    
  Мой дом   Комплексная групповая работа: упражнение – визуализация, упражнения на саморефлексию и самоиндентификацию, беседа, ассоциативный рисуночный тест    
  1. Я и люди вокруг меня 2. Коммуникации   Игры – активаторы, элементы коммуникативного тренинга    
  1. Моя жизненная перспектива 2. Самоопределение, самопрезентация, профориентация   Беседа, дискуссия, психотехнические игры (линия жизни), визуализация    
  1.Созидательный мир удовольствий. 2. Альтернатива наркотикам Мозговой штурм, фронтальный опрос, тренинг-упражнение, визуализация  
Контрольный Итоговая встреча Тренинг-упражнение, дискуссия, тренинг-группа, игра-визуализация, дискуссия 1.

 

Темы занятий не случайно имеют двойное название. Такой прием использован: во-первых, для оперативного, исчерпывающего представления ведущих занятий о главной тематике дня; во-вторых, для активного, личностно значимого включения подростка в процесс деятельности.

 

Весь курс состоит из следующих этапов:

I. Диагностический.

Определяется:

· информированность детей по заявленной проблеме;

· ценностный мир ребенка;

· поведенческие особенности и стили межличностных отношений (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый);

· уровень развития понятийного аппарата;

· сформированность смысло-речевых конструктов и коммуникативных навыков;

· качество социальной осведомленности и представление о ближней и дальней перспективах жизни.

 

II. Практический.

Состоит из занятий, включающих:

· психотехнические упражнения с элементами скрытой профилактики наркомании;

· элементы тренинга развития поведенческой коммуникативной гибкости подростков и расширения их ролевого репертуара;

· развитие конструктивных социально-психологических навыков;

· формирование и развитие установок на самопознание и саморазвитие;

· сюжетно-ролевые игры.

 

III. Контрольный.

Производится:

· психолого – педагогическая диагностика изменений произошедших как в групповой, так и в индивидуальной динамике;

· подведение итогов курса занятий с подростками;

· соотнесение критериям эффективности программы результатов деятельности специалистов.

 

Структура занятия

 

Структура занятия представлена следующими блоками:

1. Организационным.

Активизация и формирование настроя группы на продуктивное взаимодействие во время занятия, эмоциональное подключение.

2. Информационнодискуссионным

Получение значимой информации, ее анализ.

3. Практическим

Актуализация и развития имеющихся конструктивных паттернов поведения. Приобретение личностно-значимого нового опыта в межличностных отношениях, групповом общении, расширение информационно-речевого поля.

4. Итоговым

Анализ, обобщение.

 

Выбранная структура занятий не случайна. Она ориентирована на достижение конкретных целей в каждом блоке и способствует разностороннему представлению о проблеме. Каждый блок представляет собой самостоятельную единицу с завершенной смысловой нагрузкой. Является одновременно гибкой, прозрачной конструкцией, позволяющей осуществлять интеграцию необходимых элементов.

Приоритетная форма проведения занятия смешанная - предполагает использование многофункционального набора психолого-педагогических технологий: экспресс – методики, анкетирование, визуализация и т.д.

 

 

Методические рекомендации к программе

Руководствуясь полученными данными экспериментальной программы (см. дневник эксперимента), результатами анкетирования подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и сотрудников учреждений министерства социальной защиты, практический курс занятий по программе первичной наркопрофилактики был скорректирован. Однако, логика построения курса, структура занятий остались неизменными. Каждое занятие представляет собой развернутый конспект, в котором в доступной форме описаны все апобированные психологические и педагогические технологии. Это позволит специалистам использовать эту программу в полном объеме.

Рекомендации к организации занятий:

 

· наличие двух постоянных ведущих: психолог и воспитатель;

· оптимальное количество занятий – 10;

· продолжительность занятий - 60 – 90 мин;

· возраст детей от 11 до 14 лет;

· количество человек в группе - 10 – 15.

 


Требования к ведущим занятий

 

1. Структурированная информированность о проблеме наркомании. Получение теоретических и практических знаний по программе первичной наркопрофилактики на учебно-методическом семинаре.

2. Готовность к сотрудничеству с детьми в рамках программы (один из критериев качества восприятия и осознания детьми информации по проблеме и эффективности результатов совместной деятельности).

3. Собственная определенная позиция к наркотикам, понимание необходимости здорового образа жизни. Умение создать доверительные отношения с подростками.

4. Наличие следующих личностных качеств: общительность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи.

5. Базовое или (дополнительное) психологическое, педагогическое образование.

6. Опыт работы с детьми. Навыки групповой работы.

 

Требования к помещению

В течение курса должна проходить смена помещений, желательно два – три раза. Первое и последнее занятия лучше провести в комнате психологической разгрузки или кабинете психолога. Практические занятия и тренинги - в актовом или спортивном залах, непосредственно занятия - в жилых помещениях детей (где дети выполняют домашнее задание). Заключительное занятие проводится снова в кабинете психолога.

В помещении не должно быть ничего лишнего, лишь то, что необходимо для занятий. Исключается вход посторонних и их присутствие во время занятий. Нежелательно присутствие посторонних звуков. Дверь во время занятий должна быть закрыта. Необходимо создать условия для размещения на стенах рекомендуемых образцов наглядной агитации и работ, созданных самими детьми в ходе занятия. Естественно, помещение должно быть комфортным, светлым, теплым и проветренным.

 

Рекомендации к материально-техническому обеспечению занятий

Желательно использовать все имеющиеся технические средства для проведения занятий с детьми, а именно: магнитофон, диктофон, видеокамеру, наборы цветных карандашей (12 цветов), белую бумагу форматом А 4, простые карандаши, цветные мелки, ватман и т.д.

 

Методические рекомендации по работе с рисунками

В работе с детьми очень часто используются проективные рисуночные тесты, как одна из эффективных форм психодиагностики, выстраивания диалога, получения обратной связи. Интерпретация рисунков не входит в обязанность ведущего группы. Психологу учреждения рекомендуется обратить внимание на цветовую гамму рисунка, расположение объектов и смысловое наполнение. Организация рисуночного метода предполагает наличие у каждого ребенка набора карандашей, в котором имеется не менее 12 цветов, в том числе фиолетовый или серый, или малиновый так как они говорят о возможной предрасположенности к употреблению ПАВ.

Специалистам важно ориентироваться в том, что рисунки детей представляют собой изображение, а не воспроизведение, в котором они выражают внутренний реализм, а не визуальный. Рисунок характеризует самого ребенка, его эмоциональное и когнитивное состояние. Исследователи в области диагностики и интерпретации рисунков считают, что дети рисуют:

1. То, что для них важно.

2. Что-то, но не все, известное о предмете.

3. То, что в этот момент вспомнилось.

4. Идею, которая окрашена эмоциями.

5. Внутреннюю, незримую реальность.

Следовательно, интерпретировать полученный рисунок, специалистам необходимо, опираясь на представленные и известные научные положения психологии, возрастные и личностные особенности ребенка.

 

 

Методические рекомендации по интерпретации проективных методик, использованных в программе

 

В настоящее время проективные методики занимают лидирующее положение, как в зарубежных, так и отечественных исследованиях личности.

В нашей профилактической программе в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, приоритет был отдан именно данной группе методик, так как:

1. Проективные методики предоставляют не только материал о личности, но и служит рабочим инструментом для проверки теоретических положений.

2. Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности, так как затрагивают не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но так же и некоторые интеллектуальные аспекты поведения. Фокусируют внимание на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.

3. Они являются эффективным инструментом для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности.

4. Представляют собой опосредованный прием изучения личности, основывающиеся на построении специфической, пластичной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствуют актуализации в восприятии соответствующих ситуаций тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей.

5. Учитывают специфику контингента детей, находящихся в учреждениях социальной защиты

К проективным методикам относится совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Для всех проективных методик общими являются следующие признаки: неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

На занятиях с детьми нами были применены:

- экспресс-методики: «Праздник»; «Полет в космос»;

- экспрессивные методики: тест «Дом»; «Образ наркомании»

- аддитивный тесты – «Кто я»

Экспресс-методика «Праздник» показала, что у детей сформированы социально приемлемые позитивные нормы проведения и организации праздника.

 

 

Рис. Айрата иллюстрирует, что праздник для него это один из безопасных, конструктивных форм получения удовольствия, который реализуется через удовлетворение эстетических зрительных, вкусовых ощущений и желаний.

 

 

В экспресс – методике «Полет в космос» у подростков определяется понимание жизненных ценностей, осознанное их ранжирование. Однако, имеющейся негативный опыт проживания, актуализировал значимость дополнительного запаса пищи.

 

При интерпретации экспресс-методик прежде всего нужно обратить внимание на смысловое содержание рисунка; локализацию изображений на листе (верх-низ, право-лево); размеры изображений; цветовую гамму.

 

Экспрессивные методики – рисуночный тест «Дом» показал, что у несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «дом» является актуализированной ценностью, позитивной перспективой индивидуально-личностного развития в социуме. Размеры, графика, сюжетность, цветовая гамма рисунков свидетельствует о наличии у данной категории несовершеннолетних собственных представлений о жизни – прагматичных, рациональных, иллюстрация - рисунок Марса.

Предоставление по рисунку характеристик личностного плана данного участника программы авторы считают неуместным, по причине деформации объективности, нарушении конфиденциальности и профессионально-этических аспектов психодиагностики.

При использовании рисуночного теста «Дом» интерпретация должна опираться на следующие показатели: общий вид рисунка; степень детализации; сюжетность; характер прорисовки отдельных деталей (стены, окна, двери, крыша); характер линий; цветовая гамма.

 

Еще одной иллюстраций экспрессивных проективных методик является рисунок Антона «образ наркомании».

Подросток использует для изображения один цвет – черный, вкладывает в образ традиционные устрашающие символы, использует орудия агрессии. Смысловое наполнение рисунка свидетельствует о наличии негативного ассоциативного восприятия данного явления.

Аддитивная проективная методика «Кто Я» продемонстрировала у большинства участников наличие адекватной самооценки, стремление соответствовать заданным образцам поведения, демонстративность, практицизм, направленность на себя, эгоцентризм.

При интерпретации данной проективной методики рекомендуется обращать внимание на количественное выражение примеров, раскрывающих сущности «Я», содержательный контекст, характер ранжирования сущности «Я». Количество ответов, которые записал ребенок, раскрывает уровень его самопрезентации (самопредъявления). Соответственно, чем больше количество ответов, чем более они вариативны по содержанию, тем выше уровень предъявления себя ребенком. В тоже время необходимо обращать внимание, к какому времени (прошлому, настоящему, будущему) относятся ответы. Этот показатель ощущения времени в жизни испытуемого. Данная методика раскрывает насколько подросток знает самого себя, что именно знает, что хочет знать и что игнорирует, от чего прячется.

Очевидно, что предлагаемые проективные методики существенно отличаются друг от друга. Однако необходимо помнить, что все они имеют общее теоретическое обоснование, а объективность их интерпретации зависит от использования признанных, научных положений по их анализу.


Занятие № 1. Знакомство – Это я, а это Родина моя.

Цели занятия:

1. Формирование группы. Активизация имеющихся конструктивных паттернов поведения и навыков межличностного общения.

3. Расширение информационно-речевого поля, понятийного аппарата.

4. Введение в проблему.

План занятия:

1. Процедура знакомства.

§ Цель: установление эмоционального контакта, как между детьми, так и с ведущими группы; создание доброжелательной атмосферы; проведение процедуры знакомства соответственно возрастным особенностям детей; нахождение общего; новый взгляд друг на друга.

§ Материалы: фломастеры, бумага, скрепки.

§ Инструкция: « Из небольшого листка бумаги сделайте бейджик, на котором фломастером напишите свое имя и основное качество характера, свойственное каждому из вас, а затем каждый из участников, по очереди, представит себя группе».

§ Описание процедуры. Ведущий занятия раздает детям бумагу, фломастеры, карандаши, скрепки. Если надо – ножницы. Объясняет задание. Можно включить негромкую музыку.

§ Методические рекомендации:

Процедура знакомства длится не более 10 минут, осуществляется в круге, в порядке очереди. При затруднении участника в определении и оглашении своего основного качества характера на помощь приходит ведущий.

2. Для чего люди знакомятся. Дискуссия, иллюстрированная типичными сюжетными ситуациями.

§ Цель: Вычленить этап знакомства в межличностном общении для восстановления конструктивных коммуникативных навыков.

§ Инструкция: « Ребята, как вы думаете, с чего начинается знакомство?

Что обычно люди говорят друг другу во время знакомства? Для чего люди знакомятся? И т.д.»

§ Обсуждение: Происходит обмен мнениями.

§ Методические рекомендации:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.06 с.)