Тема 6. На обломках империи: Судьбы литературы Великобритании во Второй половине ХХ В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. На обломках империи: Судьбы литературы Великобритании во Второй половине ХХ В.



Парадоксы английской истории в середине ХХ столетия. Итоги Второй мировой войны для Великобритании. Распад крупнейшей в мире колониальной империи (отделение Индии и Пакистана в 1947 г., Бирмы и Цейлона в 1948). Политика протекционизма (лозунг «Уходить, чтобы оставаться»), освобождение Египта и Суэцкая авантюра (1956). Образование Содружества наций. Периодизация истории Британии послевоенного периода: период «послевоенного урегулирования» (время правления лейбористов во главе с Дж. М. Кейнсом); период консерватизма (приход к власти М. Тэтчер в 1979 году). Построение «государства всеобщего благоденствия» в годы «кейсианства»: увеличение налогов на богатых, национализация промышленности, демократизация университетского образования, расшатывание классовой структуры и т.п. Отставание в развитии экономики по сравнению с США, Японией и Германией. Политика консерватизма как общемировая тенденция и как чисто британское явление. Реформы М. Тэтчер: разгром профсоюзов, сворачивание социальных программ в образовании и здравоохранении, политика денационализации промышленности, возрождение предпринимательства, рост безработицы, социальной поляризации. Развитие идей «железной леди» в политике Дж. Мейджора и Т. Блэра. Социальный протест в литературе «рассерженных молодых людей» (К. Эмис, Дж. Уэйн, Дж. Брейн). Пьеса Дж. Осборна «Оглянись во гневе» как манифест «рассерженной молодежи». Трансформация культуры, ее омассовление и усреднение, расшатывание традиционных норм и принципов, молодежные революции 1960-х гг. («битломания» в 1960-х, рок-культура, сексуальные и ЛСД-революции и т.п.), «викторианское возрождение» как реакция на дезориентацию молодежи, поиск нравственных идеалов в прошлом. Стирание границ между элитарной и массовой культурой к 1980-м гг. Необходимость адаптации серьезной литературы к новым условиям.

«Гринландия» – координаты художественного мира Грэма Грина. Грэм Грин (1904—1991) – ключевая фигура английской романистики второй половины ХХ века. Становление Грина-романиста в 1930-е годы. Основные этапы творческой биографии. Писатель-католик: сочетание религиозного и реалистического взгляда в творческой манере писателя. Ключевые темы: грех и добродетель, проклятие и искупление. Так происходит в романах «Сила и слава» (1940), «Суть дела» (1948), «Конец любовной связи» (1951). Типология романного творчества Г. Грина и его противоречивость: «занимательный» роман (enterteinment) и его признаки – детективный сюжет, приключенческая фабула, включающая убийства, благополучная развязка: «Продается ружье» (1936), «Доверенное лицо» (1939), «Вечеринка с бомбой» и др. «Серьезные» романы (novel): «Это поле боя» (1934), «Меня создала Англия» (1935) и др. Условность типологии. Сочетание психологизма и детективно-авантюрного сюжета, «психологические детективы». Трансформация жанров приключенческого и детективного романов в социально-политический роман, сатирический роман, роман идей. Философско-психологические и социально-политические романы «Сила и слава», «Суть дела», «Комедианты», «Стамбульский экспресс», «Тихий американец» и др. Признаки «классических» романов Г. Грина: трагикомические ситуации, наличие динамичных диалогов и драматических сцен, острота психологических конфликтов, этический пафос, проблемы счастья, долга, совести, доброты, достоинства, ответственности. Диалог как основной структурный элемент текста. Сочетание глубоких нравственно-психологических проблем с криминальным сюжетом. Драматические элементы в романах «Сила и слава», «Суть дела». Координаты художественного мира Г. Грина. Центральные мотивы и их вариации: мотив преследование и поиска, преступления и наказания, свободы выбора и моральной ответственности. Осуждение колониализма в романах «Тихий американец» и «Наш человек в Гаване». Сатирические и философские аспекты творчества Г. Грина. Его парадоксы и любимые герои. Гуманизм Г. Грина.

Традиции классического реализма в монументальных эпических циклах Ч. Сноу (1905-1980). Исследование общественной жизни Англии в цикле романов «Чужие и братья». Жанровая типология романов: биографический, психологический, роман воспитания («Пора надежд», «Возвращение домой», «Свет и тьма»), социально-исторический («Новые люди»), политический («Коридоры власти»), семейно-бытовой («Новые люди»). Система перекликающихся мотивов. Образ рассказчика. Изображение технократической интеллигенции. Тема сущности власти и борьбы за власть в романе «Совесть богачей». Социальная проблематика. Критическое изображение высших правительственных кругов в романе «Коридоры власти». Роман об академической среде – «Наставники». Аналитический, рационалистический характер прозы, отсутствие метафоричности, сдержанность тона, лаконичность и простота изложения. Сатирические романы И. Во (1903-1966). Традиции реалистического сатирического романа., влияние Т. Смоллетта. Г. Филдинга, У. Теккерея. И. Во – писатель католик, отражение религиозных представлений в романе «Пригоршня праха». Образ Тони Ласта – «последнего из могикан». Семантика эпиграфа и названия романа. Образ поместья Хэттон как олицетворение патриархальности и старины. Поиски нравственного идеала в романе «Возвращение в Брайдсхед». Чарлз Райдер и его обращение в католичество: нравственно-эстетический смысл. Сатирическое изображение общества потребления в романе «Незабвенная». Превращение смерти в товар. Гротеск и сатира в романе. Концерн смерти «Шелестящий дол» как отражение стереотипов массового сознания. «Шелестящий дол» как изнанка жизни Голливуда. Сочетание трагического и комического, вечного и преходящего. Техника говорящих имен в романе (Джойбой и Танатогенос). Сатирические образы Гуру Брамина и Э. Бартоломью, способы манипуляции массовым сознанием. Антитеза как способ сюжетно-композиционной организации повествования, роль аллюзий в создании иронии. Средства сатирического изображения действительности в романе.

Философско-психологический роман в литературе Великобритании второй половины ХХ в. Влияние экзистенциализма на английскую литературу. Творчество А, Мердок. Мировоззренческие и эстетические взгляды: Мердок. и Сартр, лингвистические концепции Витгенштейна, неоплатонизм. Типология романов А. Мердок: «novel», (реалистический роман) – «Под сетью», «Бегство от волшебника», «Замок на песке»; «romance» (романтический роман с авантюрно-приключенческой коллизией) — «Итальянская девушка», «Единорог» и др. Экзистенциалистская философия, роль философских постулатов и конструкций в творчестве Мердок 1960-70-х гг. Философско-эстетическая направленность ранних романов «Под сетью», «Колокол». Усиление социального звучания в романах «Человек случайностей» (1971), «Черный принц» (1972), «Машина святой и нечестивой люб­ви» (1974), «Дитя слова» (1975), «Море, море» (1978).Размышления об судьбе Ирладии в историческом романе «Алое и зеленое» (1965). Ориентация на морально-этические нормы христианства. Проблема эгоцентризма, «разорванных коммуникаций», поиск своего «я» в философско-психологическом романе «Черный принц». Сочетание интеллектуально - психологического и философского начала, детективная канва повествования и ее сюжетно-композиционная роль. Проблема художника в мире пошлости: Пирсон – Баффин (истинный художник и ремесленник). Шекспировские аллюзии в романе. Образ Гамлета и его роль в раскрытии авторского замысла. Смысл заглавия. Концепция любви. Любовь как черный Эрос и как возвышающее начало. Брэдли Пирсон и Джулиан Баффин. Иррациональная природа любви. Тема духовной тирании. Образ Кристиан. Особенности жанра – синтез детективного, «готического», философского и психологического романа. Постмодернистский множественный финал и его роль в раскрытии образа Пирсона.. Особенности повествовательной техники. Отчужденность и способы ее преодоления.. Аллегоричность фабулы и реалистичность изображения. Культурологическая насыщенность романов А. Мёрдок.

Философский роман У. Голдинга. Традиции философской повести (Дефо, Свифт, Вольтер). Экзистенциальные мотивы в творчестве писателя. Проблема «человек и цивилизация» как ключевая проблема прозы У. Голдинга. Роман «Повелитель мух» – парабола об исторических путях человечества. Черты антиутопии. «Робинзонада» как проверочная ситуация. Социальный вакуум и способы адаптации к жизни. Столкновение социального и биологического в человеке. Духовное и психологическое перерождение героев. Механизмы коллективной психологии в изображении Голдинга, роман как психологический эксперимент и философская притча. Мотив «тьмы». Особенности системы символов в романе и их полисемантичность (кабанья голова, белая раковина, костер). Соотнесенность романного и притчевого пространства и их роль в раскрытии основных идей романа. Портрет ребенка в романе (Джек, Ральф, Саймон, Хрюша). Концепция трагической диалектики истории. Акутализация темы насилия и тоталитаризма, военная тематика. Голдинг и Сартр, аллюзии к пьесе «Мухи». Проблема свободы выбора и нравственной ответственности в романах «Свободное падение», «Шпиль». Человек в контексте исторического времени. Особенности жанра. Сочетание двух планов – фабульного и аллегорического. Парадокс и ирония в романах. Мотивы свободы личности, свободы выбора в романе «Шпиль».

Роман-антиутопия в английской литературе второй половины ХХ в. Традиции Е. Замятина, О. Хаксли, Г. Уэллса в романах Дж. Оруэлла и Э. Бёрджесса. Влияние романа Е. Замятина «Мы» на творчество Дж. Оруэлла. Терминологический спектр понятия «антиутопия», его неопределенность: «негативная утопия», «неутопия», «какатопия», «дистопия». Политическая, социальная и культурная действительность ХХ в. как объект антиутопии. Проецирование ситуации «холодной войны» на художественный мир в романе Дж. Оруэлла «1984»: структура общества в Океании. Конфликт между «естественной» личностью, не сумевшей приспособиться к «прекрасному новому миру», и Благодетелем (по терминологии Е. Замятина). Образ Старшего Брата как персонификация тоталитаризма. Насилие над историей, ее выпрямление («Министерство Правды» в романе «1984»). Способы подавления личности на уровне мышления, эмоций, языка. Книга как враг идеологи. «Новояз» – идеологическое оружие (сатира на язык СССР). Лингвистическая утопия и способы ее создания. Этапы «прозрения» Уинстона Смита. Дневник как способ отвоевания личного пространства. Концепция любви в романе – любовь земная и сакральная. Предрешенность конфликта. Сатира и ее объекты в повести-притче «Ферма» (или «Скотный двор»).

Элементы антиутопии и пародии на антиутопию в романе «Заводной апельсин». Этическая и социальная проблематика в романе. Изображение молодого поколения. Роль «новояза» как социального маркера. Исследование природы зла в человеке. Иррационализм деструкции. Дендизм и насилие – эстетство и варварство в поведении лекса. Роль музки Бетховена в понимании внутренного мира героя. Красота и насилие. Тривиализация идей английского эстетизма. Теологические аспекты в романе. Человек и машина правосудия. Способы подавления человеческой личности. Проблема перевоспитания. Формальная свобода и безальтернативность выбора. Нравственный итог романа. Бёрджесс как писатель-парадоксалист.

Перспктивы развития английской литературы в ХХ – ХXI вв. Постмодернизм и викторианство. Постколониализм. Литература бывшей империи: Ирландия, Шотландия, Уэльс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.81 (0.009 с.)