Экономические агенты и их интересы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические агенты и их интересы



 

Удовлетворение потребностей человека, его развитие являются естественным конечным назначением общественного производства в целом, определяющим его общую цель.

Без потребления любое производство бессмысленно. С позиции производства как такового человек - не только его субъект, но и его конечная цель, а удовлетворение его потребностей, которые постоянно растут и развиваются (поэтому можно говорить и о безграничности потребностей), становится средством достижения конечной цели производства и условием его дальнейшего развития.

В условиях рыночной системы хозяйствования, согласно концепций классической и неоклассической школ, на первый план выходит цель производства - максимизация доходов, хотя последние служат лишь средством достижения главной цели - улучшения благосостояния производителей и членов их семей.

Материальную основу достижения цели производства в современных условиях составляет крупное машинное автоматизированное производство с высоким уровнем обобществления, обеспечивающее определенные результаты.

Способы достижения цели зависят, прежде всего, от того, кому, в конечном счете, принадлежат средства производства. Это означает, что достижение цели всегда подчинено интересам собственников. Выражая интересы собственников, цель производства выступает как движущий мотив хозяйственной деятельности людей.

 

Структура рыночной экономики: государственный, частный и международный секторы
В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

 

Субъектно-объектная структура хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, экономические интересы, характер, формы организаций и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Субъекты рыночного хозяйства (экономические агенты):

1. Домашнее хозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

- обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

- самостоятельно принимает решение;

- является собственником какого-либо фактора производства;

- стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

2. Частный сектор представлен деловым предприятием (фирмой) - экономической единицей, которая:

- использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

- стремится к максимизации прибыли;

- самостоятельно принимает решения.

В частном секторе выделяется также финансово-кредитные учреждения (банки и др.) - экономические единицы, обеспечивающие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования обмена.

8. Государственный сектор - правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения правовых условий хозяйствования, а также унитарные предприятия, которые представляют государственную собственность.

Экономические цели современной рыночной системы хозяйствования, представляющие собой общественные цели, сформулированные в большинстве западных учебников по экономической теории, следующие.

1. Экономический рост предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

2. Экономическая эффективность требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

3. Полная занятость трудоспособного населения позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

4. Стабильный уровень цен необходим в связи с тем, что серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, создает напряженность, различного рода сложности в экономической деятельности высокой степенью свободы.

5. Экономическая свобода означает, что предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип «На равный капитал – равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронические больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Им необходимо обеспечить нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

8. Торговый баланс предполагает поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, а также баланс международных финансовых сделок.

Данный перечень можно дополнить и другими целями, например, такими, как улучшение охраны окружающей среды и т.п.

Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать рост цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым ослабить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разрабатывать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, отдельных стран и регионов. Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства.

Общая характеристика рыночного механизма
Известно, что любой хозяйственный механизм представляет собой совокупность элементов в их взаимосвязи, совокупность экономиче-

ских законов, определяющих динамику движения элементов, а также организационную структуру экономической системы.

Рыночный механизм -это механизм взаимосвязи, согласования и взаимодействия интересов продавцов и покупателей на основе использования основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.Это важнейшие параметры рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления - спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Важно отметить, что рыночный механизм действует как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать, в конечном счете, на пользу потребителей.

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка -это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д. При этом соотношение спроса и предложения играет исключительно важную роль, ибо именно оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

Колебания прибыли - барометр рынка, подающий сигнал производству. Товаропроизводитель в своей хозяйственной деятельности неизбежно руководствуется интересами прибыли. Прибыль зависит от издержек производства, цен, объема производства и скорости оборота капиталов. Характер нацеленности предприятия на прибыль меняется в условиях сбалансированного рынка и дефицитной экономики, когда появляется коллективный эгоизм и роль прибыли в деятельности предприятия гипертрофируется.

Рыночный механизм можно охарактеризовать как механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.

Познание рыночного механизма требует уяснения тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон стоимости (ценности), убывающей предельной полезности, конкуренции, спроса и предложения и др.

Закон стоимости

Согласно воззрениям английской классической и марксистской политической экономии, закон стоимости - центральный закон товарного производства. Он состоит в том, что производство и обмен товаров, а, следовательно, установление пропорций экономики осуществляются в соответствии с общественно необходимыми затратами труда.

Закон стоимости - это экономический закон товарного производства, выражающий объективную причинно-следственную взаимосвязь между ценой, стоимостью товара и общественно необходимыми затратами труда на его производство. Согласно этому закону все товары обмениваются как эквиваленты, как равные стоимости, определяемые затратами общественно необходимого труда.

Это означает, что при определении меновых пропорций решающее значение имеют не индивидуальные затраты времени и труда на производство товара, а лишь те, которые признаются рынком. С достаточной степенью точности можно считать, что общественно необходимое время - это время, которое расходуется на производство основной массы товаров данного вида. Закон стоимости реализуется через свои функции (рис. 2).

Важнейшее условие действия закона стоимости - наличие относительно свободного рынка с рыночным механизмом. Закон стоимости становится регулятором производства, когда основная часть продуктов труда принимает форму товара. Это имеет место при капитализме и в экономике смешанного типа.

 

 

Распределение труда, капитала и природных ресурсов между отраслями и сферами производства
Стимулирование роста производительности труда и научно – технического прогресса
Дифференциация товаропроизводителей

 

 

Рис. 2. Функции закона стоимости (ценности)

 

В каждом конкретном случае цены не совпадают со стоимостями. Тем неменее, в масштабе всего рынка сумма товарных цен равна сумме стоимостей, а центром, вокруг которого колеблются цены, является стоимость. В этом смысле закон стоимости прокладывает себе дорогу через многочисленные отклонения цен от стоимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.012 с.)