Учредительные документы юридических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учредительные документы юридических лиц



 

Резюме: по общему правилу единственным учредительным документом любого юридического лица будет являться устав.

В качестве учредительных документов юридического лица в Проекте ГК РФ предлагается оставить лишь устав (введение единообразия в этой области предлагалось в п. 1.6 разд. III Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации). Однако хозяйственные товарищества смогут действовать на основе учредительного договора, имеющего юридическую силу устава (п. 1 ст. 52 ГК РФ в редакции Проекта).

В разд. I Пояснительной записки также указывалось на то, что введение правила об одном учредительном документе юридического лица (уставе) ускорит процедуру государственной регистрации юридических лиц.

Интересно отметить, что в Проекте ГК РФ упоминаются типовые формы уставов, которые могут использоваться при создании юридических лиц. Типовые уставы в соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в редакции Проекта разрабатываются уполномоченными органами в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Следует отметить, что в уставах некоммерческих организаций, занимающихся деятельностью, приносящей доход, должны быть указаны направления такой деятельности, которые должны соответствовать целям создания этого юридического лица и основным видам его деятельности (п. 4 ст. 50 и п. 4 ст. 52 ГК РФ в редакции Проекта).

Также была дополнена норма о специальной правоспособности юридических лиц, которые смогут заниматься особыми видами деятельности не только на основании лицензии, но и в результате получения членства в саморегулируемых организациях или получения свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ (п. 3 ст. 49 ГК РФ в редакции Проекта).

 

Решение о создании юридических лиц

И их государственная регистрация

 

Резюме: регистрирующие органы будут проверять сведения о юридическом лице, подаваемые на регистрацию.

Проект ГК РФ предлагает единое регулирование для всех юридических лиц при принятии решения об их создании (ст. 50.1 ГК РФ в редакции Проекта). Установлено, что если учредителей двое или более, такое решение должно быть принято ими единогласно.

В решении должны быть указаны следующие сведения:

- об учреждении юридического лица;

- об утверждении его устава;

- о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

- об избрании (назначении) его органов.

Если принимается решение о создании юридического лица корпоративного типа (основанном на началах членства), то в таком решении указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Иные специальные нормы относительно принятия решения об учреждении отдельных видов юридических лиц могут предусматриваться федеральными законами.

В вопросах государственной регистрации юридических лиц Проект ГК РФ предусматривает, что все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ в редакции Проекта).

Также и само юридическое лицо не вправе ссылаться в отношениях с третьими лицами на обстоятельства, не отраженные в ЕГРЮЛ.

Третьим лицам должны быть возмещены убытки, вызванные непредставлением, несвоевременным представлением или представлением недостоверных данных в ЕГРЮЛ юридическим лицом.

Это правило нашло свое отражение и применительно к юридической силе учредительных документов юридического лица. В п. 6 ст. 52 ГК РФ в редакции Проекта указано, что изменения устава приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. В то же время юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Возможность полагаться на достоверность данных, отраженных в ЕГРЮЛ, была подкреплена правилом об обязательной проверке сведений о юридическом лице, подаваемых на регистрацию (п. 3 ст. 51 ГК РФ в редакции Проекта).

В п. п. 2.1, 2.2 разд. III Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации указывается, что сочетание этих правовых инструментов позволит снизить количество корпоративных захватов, "фирм-однодневок", случаев регистрации юридических лиц по украденным или потерянным документам.

Согласно Проекту ГК РФ уполномоченный орган обязан проверять достоверность данных о юридическом лице, представляемых для внесения в реестр, и в установленных законом случаях уведомлять заинтересованных лиц о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица и регистрации изменений в иных данных о нем в реестре. Заинтересованные лица в свою очередь могут направлять свои возражения относительно предстоящих изменений в реестр.

В п. 7 Замечаний РСПП выражалась обеспокоенность тем, что данная норма может привести к необоснованному затягиванию сроков регистрации изменений, возникновению у компаний убытков. Однако законодатель, как можно заметить, не прислушался к этим замечаниям.

 

Ответственность членов органов управления

Юридического лица

 

Резюме: ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу по его вине, может нести и мажоритарный участник.

Проектом ГК РФ предлагается установить обязанность лиц, которые в силу закона, иного правового акта или устава юридического лица уполномочены выступать от его имени, действовать в интересах этого юридического лица добросовестно и разумно. Так же и члены коллегиальных органов юридического лица должны действовать добросовестно и разумно в интересах этих юридических лиц (п. 3 ст. 53 ГК РФ в редакции Проекта).

В случае нарушения этой обязанности указанные лица будут нести ответственность перед юридическим лицом - они должны будут возместить причиненные по их вине убытки, если они действовали недобросовестно и неразумно (п. 1 ст. 53.1 ГК РФ в редакции Проекта).

Указанное правило вызвало возражения в деловом сообществе (п. 8 Замечаний РСПП). Предприниматели опасались, что установление обязанности членов органов управления юридического лица действовать разумно и добросовестно будет противоречить презумпции добросовестности участников гражданского оборота. Однако законодатель эти опасения не разделял, и предлагаемые РСПП изменения в Проект внесены не были.

В настоящее время аналогичные нормы имеются в специализированном законодательстве об отдельных видах юридических лиц, но на практике их применение не получило широкого распространения в силу сложности доказывания неразумности и недобросовестности. В Проекте ГК РФ указывается, что устранить и ограничить такую ответственность соглашением нельзя, его условия будут считаться ничтожными (п. 5 ст. 53.1 ГК РФ в редакции Проекта).

Предусматривается, что в отношениях между юридическим лицом и членами его органов должно в первую очередь применяться законодательство о юридических лицах, и лишь в части, не урегулированной этим законодательством, - нормы трудового права (п. 4 ст. 53 ГК РФ в редакции Проекта).

Ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу по его вине, может нести и его мажоритарный участник (или иное лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать указания членам органов управления) - п. 3 ст. 53.1 ГК РФ в редакции Проекта. Возможность возложения ответственности на лиц, контролирующих юридическое лицо, в том числе на его мажоритарных участников, вызвала возражение предпринимателей (п. 10 Замечаний РСПП), которые указывали на то, что участник хозяйственного общества не должен нести ответственность, превышающую размер его вклада.

Законодатель лишь отчасти прислушался к этим замечаниям, исключив из Проекта специальные и детализированные нормы, регулирующие ответственность контролирующих лиц (ст. ст. 53.2 - 53.4 ГК РФ в редакции Проекта), но оставил в Проекте общее положение об ответственности за убытки лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица.

Также Проект предусматривает применение правил о солидарной ответственности к тем лицам (членам органов управления юридического лица, мажоритарным участникам и т.д.), которые совместно причинили убытки юридическому лицу (п. 4 ст. 53.1 ГК РФ в редакции Проекта).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.008 с.)