Методы работы с архивными материалами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы работы с архивными материалами.



 

Любое архивохранилище представляет собой собрание различных архивных фондов. Архивный фонд - это совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, обществ и отдельных лиц. В архивах, особенно в отделах рукописей библиотек и музеев, хранятся не только архивные фонды, но и образованные в разное время коллекции. Архивная коллекция - комплекс отдельных документов различных организаций и лиц, объединенных по тематическому или иному логическому признаку.

В фонде (коллекции) первоначальным комплексом является дело, то есть отдельная единица хранения. Обычно дело объединяет документы, относящиеся к определенному вопросу, помещенные в отдельную обложку и имеющие сплошную нумерацию листов.

На дела фонда составляется опись (описи) - архивный справочник, представляющий собой систематизированный перечень заголовков и других необходимых сведений о составе и содержании дел. Описи больших по объему и важных по содержанию фондов нередко снабжены указателями (именными, хронологическими и т.п.), которые существенно облегчают поиск нужных сведений.

Практически во всех архивохранилищах имеется научно-справочный аппарат: путеводители, справочники, каталоги, обзоры фондов. Путеводители по фондам обычно оснащены разнообразными указателями.

При ссылке на архивный документ обязательно указание на архив, номер фонда, описи, дела и листа (или оборота листа). Например: ЦГАЛИ, ф. 461, оп. 2, д. 189, л. 4 об. Эта запись называется л егендой.

Методика работы исследователя в архиве имеет свои особенности. Прежде всего к архивным материалам целесообразно обращаться только после ознакомления со всем массивом опубликованных источников по теме. Такая последовательность необходима потому, что лишь в этом случае возможно введение впервые в научный оборот архивных данных.

Самая сложная проблема, стоящая перед каждым историком, которому предстоит обратиться к архивам, - это определение конкретного пути, тактики исследования. Ведь далеко не всегда искомые документы в компактном виде составляют архивный фонд. Гораздо чаще исследователю приходится решать поисковые задачи, и здесь ему на помощь приходит так называемая архивная эвристика, то есть научно обоснованные, целенаправленные, планомерные поиски в архиве. Архивная эвристика опирается на общеисторическую и книговедческую подготовку исследователя.

Работа исследователей над архивными документами сводится к ряду основных операций, которые в общем проводятся последовательно, но нередко и совмещаются. Операции эти следующие: поиск документов, отбор из их числа необходимых, атрибуция документов, изучение их содержания, источниковедческая оценка, использование.

Методы и приемы работы исследователя над архивными материалами зависят от многих обстоятельств: темы исследования; того значения, которое будут иметь архивные материалы в ее разработке (то есть должны ли они явиться ее основой или иметь только дополнительное иллюстративное значение); от характера и объема материалов; от степени их использования в работах предшественников и т.д. Несмотря на это, существуют общие методы работы над архивными источниками.

После того как документы по теме выявлены, необходимо заняться их атрибуцией, то есть определением в тех случаях, когда это неизвестно, подлинности выявленных документов, времени и места их происхождения, авторов и адресатов. Без атрибуции нельзя правильно понять, оценить и использовать документ.

С атрибуцией обычно связано и наведение справок фактического характера относительно упоминаемых имен, организаций, издательско-книготорговых фирм и т.д. Для этого используются различные биографические словари, справочники, адресные книги, некрополи, юбилейные издания и пр.

Архивный поиск - это сложное, но увлекательное занятие, требующее от исследователя глубоких исторических, историко-книговедческих знаний, а часто и интуиции.

 

 

Методы работы с печатными материалами.

Умение работать с текстом — это умение правильно его оценить, быстро разобраться в структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что оказалось ценным и нужным. Наиболее частые ошибки — это отсутствие целенаправленности в чтении и нерациональная форма записи.

Умение работать с печатными изданиями — это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки — отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после этого ее тщательная проработка.

Поэтому для экономии времени и с тем, чтобы определить цели и подходы к чтению книги, рекомендуется начинать с предварительного ознакомления с ней в целях общего представления о произведении и его структуре, организации справочно-библиографического аппарата. При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом.

Делать это лучше всего в следующей последовательности:

— заглавие; — автор; — издательство (или учреждение, выпустившее книгу); — время издания; — аннотация; — оглавление; — авторское или издательское предисловие; — справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т. п.).

 

Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

В процессе чтения могут попадаться непонятные слова, многие термины используются в различных контекстах неоднозначно, не всегда ясны различного рода сокращения. Все это затрудняет чтение, может приводить к искажению смысла текста. Необходимо приучить себя к обязательному уточнению всех тех терминов и понятий, по поводу которых возникают хоть какие-либо сомнения. Очень важно для этого всегда иметь под рукой необходимые справочники и словари.

Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос вкуса или привычки. Необходимость ведения записей в процессе чтения неотделима от самого существа использования книги в работе, будь то наука или практика.

В некоторых случаях бывает целесообразным использование так называемых формализованных выписок.

При чтении научной, учебной и специальной литературы довольно распространена практика всякого рода пометок и выделений в книгах.

Одним из наиболее часто практикуемых видов записей является конспект, т. е. краткое изложение прочитанного.

Результатом проработки книги может быть еще и такой вид записи, как перечень страниц, содержащих материалы по определенным вопросам. В дополнение к номерам страниц в нем целесообразно также указывать, в каких абзацах находятся нужные материалы или расстояние до них от верха или низа страницы в сантиметрах.

Более сложный вид записи — составление плана книги, отражающего ее содержание и структуру.

Ведение графического конспекта — наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.
Словарь терминов и понятий. Не случайно относится к группе записей, связанных с необходимостью аналитической переработки текста. Составить для себя такой словарь и дать точное толкование всем специальным терминам и понятиям — дело далеко не механическое.

 

17. Справочные издания: энциклопедии, справочники, словари.

 

Справочное издание - издание, содержащее краткие сведения научного, научно-популярного или прикладного характера, изложенные, оформленные и расположенные так, чтобы их можно было быстро найти.

К справочной литературе относятся разные энциклопедические словари, справочники, статистические сборники, хроники исторических событий, календари знаменательных дат, путеводители.

Энциклопедия - справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

Энциклопедией называют также научное справочное пособие, содержащее обозрение наук или дисциплин (преимущественно в форме словаря).

 

Энциклопедии делятся на универсальные (напр., «Большая советская энциклопедия», «Британника», «Википедия»), отраслевые («Математическая энциклопедия», «Техническая энциклопедия»), региональные, проблемные, персональные.

 

Спра́вочник — издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.

Справочники рассчитаны на выборочное чтение и предназначены для быстрого нахождения по ним справки.

Справочники обычно имеют систематизированную структуру, заглавия в них упорядочены по определённому принципу.

Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.)

По целевому назначению справочники различают на:

§ научные

§ массово-политические

§ производственно-практические

§ учебные

§ популярные

§ бытовые

 

Слова́рь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.

Др. толкование Словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык;

Словари принято делить на два основных типа: энциклопедические и лингвистические.

Объект описания лингвистических (языковых) словарей — языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. В зависимости от того, сколько признаков слова описаны в словаре, различают словари одноаспектные и многоаспектные.

§ Синхронические лингвистические словари отражают срез языка какого-то определённого времени (например, языка XVIII века, современного языка).

§ Диахронические (например, этимологические) — отражают развитие языка с течением времени.

Энциклопедические (др.-греч. ἐγκύκλιος παιδεία — «обучение в полном круге») словари содержат экстралингвистическую информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 4768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.015 с.)