Московский государственный машиностроительный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский государственный машиностроительный



Московский государственный МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

университет (МАМИ)

 

Кафедра «Автомобили и транспортно-технологические системы»

 

 

В.В. Серебряков

В.В. Бернацкий

А.Е. Емельянов

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

 

учебное пособие для студентов, обучающихся

по направлению подготовки

23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы»

(профиль «Автомобиле- и тракторостроение»)

 

 

МОСКВА


УДК 629.113

 

Разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 23.03.02 "Наземные транспортно-технологические комплексы" (профиль «Автомобиле- и тракторостроение») на основе рабочих программ дисциплин "Конструкция автомобиля и трактора", "Теория автомобиля и трактора", "Конструирование и расчёт автомобиля и трактора", и др.

 

Рецензенты:

зав. каф. "Автомобиле- и тракторостроение"

Волгоградского государственного технического университета

д.т.н., проф. М.В. Ляшенко

 

зав. каф. "Автомобили"

Курганского государственного университета

к.т.н., проф. Г.Н. Шпитко

 

 

Работа подготовлена на кафедре "Автомобили и транспортно-технологические системы" Университета машиностроения.

 

В.В. Серебряков, В.В. Бернацкий, А.Е. Емельянов. Выпускная квалификационная работа бакалавра. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» (профиль «Автомобиле- и тракторостроение») - М: Тракторы и сельхозмашины, 2016. – 64 с.

 

В учебном пособии приведены требования к содержанию практики и порядок её проведения. Изложены структура и порядок выполнения выпускной квалификационной работы, требования к объёму, содержанию и оформлению, приведены примеры графической части.

 

УДК 629.113

ББК

 

 

© В.В. Серебряков,

В.В. Бернацкий,

А.Е. Емельянов

© Тракторы и сельхозмашины, 2016

Содержание

1. ЦЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА 5

1.1. Тематика выпускных квалификационных работ. 5

1.2. Характеристика и порядок выполнения работы. 6

1.3. Защита выпускной квалификационной работы. 8

1.4. Структура выпускной квалификационной работы. 10

1.5. Требования к содержанию и оформлению элементов выпускной работы 11

2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 13

2.1. Структура основной части работы. 13

2.2. Требования к оформлению, структуре и содержанию элементов и разделов выпускной квалификационной работы. 13

2.3. Требования к содержанию основной части пояснительной записки 16

2.4. Содержание, объём и требования к графической части выпускной работы 20

3. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТИПОВЫХ КОНСТРУКТОРСКИХ РАСЧЁТОВ агрегатов И ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ к ним.. 22

3.1. Дисковое фрикционное сцепление. 22

3.2. Коробка передач. 22

3.3. Раздаточная коробка. 23

3.4. Карданная передача. 23

3.5. Главная передача. 24

3.6. Дифференциал. 24

3.7. Привод ведущих колёс. 25

3.8. Ведущий мост. 25

3.9. Подвеска. 25

3.10. Рулевой механизм. 26

3.11. Тормозной механизм. 26

4. Использование вычислительной техники. 27

5. Патентные исследования. 28

Рекомендуемая литература. 29

Приложение 1 Отзыв руководителя о выпускной квалификационной работе студента. 32

Приложение 2 Примерные требования к структуре, содержанию и форме доклада. 33

Приложение 3 Титульный лист пояснительной записки (пример оформления) 34

Приложение 4 Задание на выпускную квалификационную работу. 35

Приложение 5 Список использованных источников (пример оформления) 36

Приложение 6 Форма пояснительной записки. 37

Приложение 7 Формы основных надписей на текстовой и графической документации. 38

Приложение 8 Оформление иллюстраций. 39

Приложение 9 Пример оформления таблицы. 39

Приложение 10 Последовательность и содержание раздела «Расчёт на прочность». 40

Приложение 11 Примеры оформления чертежей графической части выпускной квалификационной работы. 42

Приложение 12 Обозначение чертежей. 56

 

 

ЦЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

Выпускная квалификационная работа (выпускная работа) бакалавра выполняется на заключительном этапе обучения в Университете машиностроения с целью систематизации и углубления знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. Выпускная работа позволяет оценить возможности студента самостоятельного применения полученных знаний при решении проектных задач в соответствии с требованиями приобретения общекультурных и профессиональных компетенций изложенными во ФГОС ВО и отражёнными в ООП вуза. Выпускная работа является частью итоговой государственной аттестации бакалавра, включающей сдачу государственного экзамена, выполнение и защиту выпускной квалификационной работы на заседании ГАК.

 

Тематика выпускных квалификационных работ

 

Тема выпускной работы на титульном листе пояснительной записки должна точно соответствовать теме, указанной в приказе ректора. С этой целью, все студенты-выпускники после издания приказа ректора должны сверить свои темы с текстом этого приказа.

В темах выпускных работ отражается специфика того предприятия или НИИ, в котором студент проходил практику. Темы можно разделить в основном на две категории:

1. Разработка новых или модернизация существующих конструкций автомобилей и тракторов с подробной проработкой конструкции одного из агрегатов, узлов, механизмов.

2. Разработка испытательного оборудования (стенды, дорожные установки).

Вторая категория тем подразумевает наличие в выпускной работе части, связанной с разработкой оборудования, измерительной аппаратуры, методики испытаний, с результатами измерений и т.п.

 

Примерные названия тем выпускных работ:

1. Автомобиль категории М1 с разработкой коробки передач.

2. Полноприводный автомобиль категории М1 с разработкой рулевого управления.

3. Автомобиль категории N1 с разработкой задней подвески.

4. Стенд для испытаний карданных передач и шарниров приводных валов ведущих колёс.

5. Стенд для испытаний несущих систем грузовых автомобилей с разработкой рамы и гидропульсаторов.

6. Дорожная установка для исследования шин легковых авто­мобилей с разработкой динамометрического прицепа и привода испытуемого колеса.

7. Разработка ведущего моста трактора тягового класса 1.4.

Примечания:

В названии не указывается завод-изготовитель и модель автомобиля или трактора, только категория а, при необходимости, полная масса.

В выпускной работе обязательна разработка одного агрегата автомобиля или трактора.

 

Защита выпускной квалификационной работы

Порядок прохождения предварительной защиты

Предварительная защита проводится за 3…5 дней до даты защиты выпускной работы на заседании ГАК в соответствии с графиком работы выпускающих профессоров, утверждённым заведующим кафедрой. Перенос сроков предварительной защиты допускается в исключительных случаях при уважительной причине.

На предварительную защиту студент должен представить:

- полностью законченную и аккуратно собранную пояснительную записку в соответствии с требованиями п. 1.1., с подписями студента и руководителя в основных надписях каждого структурного элемента выпускной работы (штампы чертежей, спецификации, титульный лист пояснительной записки).

- отзыв руководителя выпускной работы,

- графическую часть выпускной работы в объёме, указанном в задании, с подписями студента и руководителя в каждой основной надписи чертежей и иллюстраций.

В случае успешного прохождения предварительной защиты пояснительная записка должна быть сброшюрована и подписана заведующим кафедрой. В случае отсутствия подписей студента и руководителя выпускающий профессор оценивает объём и качество выполненной работы, возможность исправления недостатков и вырабатывает решение в отношении возможности защиты выпускной работы в установленные сроки.

Задание на дипломный проект

Задание на выпускную квалификационную работу должно быть разработано руководителем выпускной работы, подписано заведующим кафедрой и утверждено деканом факультета. Задание должно соответствовать форме (приложение 4).

В исходных данных к выпускной работе могут быть указаны параметры автомобиля или трактора, необходимые для расчёта тягово-скоростных и топливно-экономических характеристик, выбора и обоснования основных геометрических размеров, параметров, характеристик проектируемого узла или агрегата, конструкцию которого необходимо разработать. Основная часть сведений, указанных в задании на выполнение выпускной работы, должна быть получена во время преддипломной практики. Содержание расчётно-пояснительной записки должно включать перечень всех структурных элементов выпускной работы. Для основной части работы в задании указываются вопросы, подлежащие разработке.

Аннотация

Аннотация – краткая характеристика выпускной работы с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Аннотация включает описание содержания всех разделов выпускной работы. В тексте аннотации в краткой форме приводятся сведения о содержании частей пояснительной записки, полученных результатах и степени их новизны, основных конструктивных и технических характеристиках автомобиля или трактора и отличительных особенностях проектируемого агрегата. Текст аннотации пишется без заголовка.

Аннотация используется в качестве элемента библиографической записи, элемента выходных сведений и элемента оформления публикуемых материалов (по ГОСТ 7.9, ГОСТ 7.4, ГОСТ 7.5, ГОСТ 7.19, ГОСТ 7.23, ГОСТ 7.51, ГОСТ 7.57).

Содержание

Содержание пояснительной записки должно включать: введение, основную часть (разделы, подразделы, пункты, если они имеют наименование), заключение, список приложений с указанием номеров страниц. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включённые в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. Наименования разделов записывают жирным шрифтом.

Приложения

Материал, дополняющий текст пояснительной записки выпускной работы, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчёты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.

Приложения оформляют как продолжение пояснительной записки на последующих её листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием слова "Приложение" и его обозначения с выравниванием по правому краю страницы. Приложения обозначают арабскими цифрами, начиная с 1.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Если в пояснительной записке одно приложение, оно обозначается "Приложение 1".

В тексте пояснительной записки на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании пояснительной запмски с указанием их обозначений и заголовков.

Спецификация

Спецификацию составляют на отдельных листах на разрабатываемый узел или агрегат. Не допускается совмещать спецификацию со сборочным чертежом, располагая её непосредственно над основной надписью чертежа. В пояснительной записке спецификация размещается после приложений без нумерации страниц. Пример оформления спецификации приведён в приложении 11.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Требования к тексту пояснительной записки

Текст пояснительной записки выпускной работы выполняют с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ (принтера) в соответствии с требованиями ГОСТ 2.004. Набор текста следует производить в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 14 pt через 1,5 интервала с выравниванием по ширине страницы.

Поля страницы следует выбирать в соответствии с приложением 6 (левое - 20 мм, правое, верхнее и нижнее - 5 мм), позиция табуляции - 12.5 мм. Расстояние от рамки формы до границы текста в начале и в конце строк не менее 3 мм. Расстояние от верхней и нижней строки текста до верхней и нижней рамки должно быть не менее 10 мм. Расстояние между заголовком раздела и текстом – один дополнительный междустрочный интервал. Между подразделом и текстом дополнительный интервал не ставится.

Текст пояснительной записки разделяют на разделы, подразделы и пункты. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами, после которых ставится точка, и выравниваться по центру страницы. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела ставится точка. Например: 2.1. – первый подраздел второго раздела.

Подразделы, как и разделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Нумерация пунктов должна быть в пределах каждого раздела или подраздела. Например: 4.1. - первый подраздел четвёртого раздела, 3.1.2. – второй пункт третьего раздела и первого подраздела.

Внутри пунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления ставиться дефис. Для дальнейшей детализации перечислений используются арабские цифры и буквы русского или латинского алфавитов, после которых ставится скобка. Каждый пункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты могут не иметь заголовков. Стиль оформления заголовков и подзаголовков должен быть одинаковым в пределах всей пояснительной записки.

Заголовки должны чётко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчёркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Каждый раздел пояснительной записки начинается с нового листа (страницы). На третьем листе (первый лист – титульный, далее – задание и аннотация) пояснительной записки помещают содержание, включающее номера и заголовки разделов, подразделов и пунктов с указанием номеров страниц. Слово "Содержание" записывают в виде заголовка с выравниванием по центру с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

В пояснительной записке должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные государственными стандартами.

В конце пояснительной записки приводят библиографический список, который включают в содержание пояснительной записки. Нумерация страниц пояснительной записки и приложений, входящих в её состав, должна быть сквозная.

Основная надпись всех листов пояснительной записки, кроме спецификации и приложений выполняется по форме 2а ГОСТ 2.104 (Приложение 7).

Формулы и уравнения

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него.

Пример: Плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле ρ = m / V, (1)

где m- масса образца, кг; V - объём образца, м3.

Формулы, следующие одна за другой и не разделённые текстом, разделяют запятой. Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются в строке на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, «… в формуле (1)». Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, отделенного точкой, например, формула (2.1) – первая формула второго раздела.

Оформление иллюстраций

Количество иллюстраций в пояснительной записке должно быть достаточным для понимания излагаемого материала. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации предпочтительно делать в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается "Рис. 1". Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рис. 3.4. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рис. 4» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рис. 4.2» при нумерации в пределах раздела. Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рис." и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: «Рис. 1. Детали прибора» (приложение 8).

Если в пояснительной записке имеется иллюстрация, на которой изображены составные части изделия, то на этой иллюстрации должны быть указаны номера позиций этих составных частей в пределах данной иллюстрации, которые располагают в возрастающем порядке за исключением повторяющихся позиций. При ссылке в тексте на отдельные элементы деталей (отверстия, пазы, канавки, буртики и др.) их обозначают прописными буквами русского алфавита. Указанные данные наносят на иллюстрациях согласно ГОСТ 2.109.

Оформление таблиц

Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена "Таблица 1".

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой, например, "Таблица 3.1". На все таблицы пояснительной записки должны быть приведены ссылки в тексте пояснительной записки, при ссылке следует писать слово "таблица" с указанием её номера.

Пример оформления таблицы приведен в приложении 9.

Требования к содержанию основной части пояснительной записки

Основная часть пояснительной записки должна содержать законченный по форме материал, основными подразделами которого являются:

- введение;

- обоснование выбора компоновочной схемы проектируемого автомобиля или трактора;

- техническая характеристика проектируемого автомобиля или трактора;

- обоснование выбора конструкции разрабатываемого узла или агрегата;

- выбор и обоснование основных геометрических размеров, параметров или характеристик разрабатываемого узла или агрегата;

- обоснование основных геометрических размеров, разрабатываемого узла или агрегата, его характеристик и специальные виды расчётов;

- расчёты на прочность деталей разрабатываемого узла или агрегата и их конструктивных элементов;

- расчёт тягово-скоростных и топливно-экономических характеристик автомобиля или трактора.

Объём основной части пояснительной записки должен составлять порядка 40… 50 страниц.

Предметом конструкторских разработок бакалавра преимущественно являются узел, агрегат или система автомобиля или трактора.

По решению кафедры допускаются разработки: физической модели конструкции автомобиля, трактора или их отдельных частей для исследования законов и процессов движения или оценки напряженно-деформированного состояния их деталей, разработка процессов автоматизированного проектирования определенного типа изделий.

 

Введение

Введение должно состоять из 1…2 страниц. В нём с помощью учебных, технических и научных библиографических источников анализируется современное состояние основных проблем, обусловленных особенностями эксплуатационных свойств или другими показателями эффективности и безопасности выбранного в качестве объекта конструкторской модернизации автомобиля или трактора.

Следует в краткой форме указать основные направления и тенденции, обеспечивающие совершенствование конструкции подобных автомобилей или тракторов в настоящее время, определить параметры и характеристики, которые должны быть улучшены, и причины, по которым работа должна быть выполнена.

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТИПОВЫХ КОНСТРУКТОРСКИХ РАСЧЁТОВ агрегатов И ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ к ним

 

Коробка передач

 

3.2.1. Выбор и обоснование кинематической схемы коробки переключения передач (КП) и механизма управления с учётом назначения, типа и особенностей эксплуатации автомобиля или трактора.

3.2.2. Выбор и обоснование диапазона и значений передаточных чисел, типов шестерён, способов уплотнения валов (осей), видов опор, подвижных и неподвижных соединений, способов переключения передач и др.

3.2.3. Выбор основных геометрических размеров и кинематических параметров конструктивных элементов КП.

3.2.4. Расчёт синхронизатора (расчёт момента трения синхронизации, времени синхронизации, работы буксования).

3.2.5. Расчёт КП (определение расчётного момента, расчёт на прочность, износ и долговечность шестерён, расчёт на прочность и жёсткость валов, подбор подшипников).

3.2.6. Графическая часть: сборочный чертеж КП – 1…1,5 листа формата А1, сборочный чертеж узла (например шестерня в сборе) –0,5 листа формата А1, рабочие чертежи деталей –1 лист формата А1.

 

Раздаточная коробка

 

3.3.1. Выбор и обоснование кинематической схемы (дифференциальный или блокированный привод, количество валов и др.) раздаточной коробки (РК) и механизма управления с учётом назначения, типа и особенностей эксплуатации автомобиля или трактора.

3.3.2. Выбор и обоснование диапазона и значений передаточных чисел, типов шестерён, способов уплотнения валов (осей), видов опор, подвижных и неподвижных соединений, способов переключения передач и др.

3.3.3. Выбор основных геометрических размеров и кинематических параметров конструктивных элементов РК.

3.3.4. Расчёт РК (определение расчётного момента, расчёт на прочность, износ и долговечность шестерён, расчёт на прочность и жёсткость валов, подбор подшипников).

3.3.5. Расчёт циркулирующей мощности в трансмиссии автомобиля (для блокированного привода) при движении по дороге с твёрдым сухим покрытием и распределении мощности между всеми осями автомобиля, расчёт дополнительной нагрузки на механизмы силовой передачи (радиусы качения колёс отличаются на 1..3%).

Расчёт суммарной силы тяги (для дифференциального привода) при буксовании колёс одной из осей для различных значений коэффициентов сцепления.

3.3.6. Графическая часть: сборочный чертеж узла (например шестерня в сборе) – 0,5 листа формата А1, рабочие чертежи деталей – 1 лист формата А1.

 

Карданная передача

 

3.4.1. Выбор и обоснование конструктивной схемы карданной передачи (КрП) и её функциональных элементов с учётом назначения, типа и особенностей эксплуатации автомобиля или трактора.

3.4.2. Кинематический и силовой анализ условий работы КрП (с учётом перемещений колёс, мостов или элементов направляющего устройства подвески, вертикальных, продольных и боковых сил в контакте колёс с опорной поверхностью).

3.4.3. Расчёт КрП (основных геометрических размеров деталей и узлов, критического числа оборотов карданного вала, на прочность и жёсткость валов, на прочность и износ вилки и крестовины, на долговечность и тепловой режим подшипников, на прочность шипа крестовины, шлицевого соединения и др.)

3.4.4. Графическая часть: сборочный чертеж КрП - – 1…1,5 листа формата А1, сборочный чертеж узла (например промежуточный вал) – 0,5 листа формата А1, рабочие чертежи деталей – 1 лист формата А1.

 

Главная передача

 

3.5.1. Выбор и обоснование конструктивной схемы главной передачи (ГП) и её функциональных элементов (вид зацепления, число ступеней, схемы установки валов и типы опор, способы уплотнения валов, смазки подшипников и шестерён и др.) с учётом назначения, типа и особенностей эксплуатации автомобиля или трактора.

3.5.2. Выбор и расчётное обоснование передаточного числа и основных параметров ГП.

3.5.3. Расчёт на прочность и долговечность шестерён, статическую прочность и жёсткость валов, подбор подшипников.

3.5.4. Графическая часть: сборочный чертеж узла (например шестерня в сборе) – 0,5 листа формата А1, рабочие чертежи деталей – 1 лист формата А1.

 

Дифференциал

 

3.6.1. Выбор и обоснование конструктивной схемы дифференциала с учётом назначения, типа и особенностей эксплуатации автомобиля или трактора, назначения дифференциала, заданного коэффициента блокировки и др.

3.6.2. Выбор и расчёт параметров и размеров конструктивных элементов дифференциала.

3.6.3. Расчёт на прочность конструктивных элементов дифференциала.

3.6.4. Расчёт и построение характеристик коэффициента блокировки дифференциала.

3.6.5. Графическая часть: сборочный чертеж дифференциала - 1лист формата А1, сборочный чертеж узла– 0,5 листа формата А1, рабочие чертежи деталей – 1 лист формата А1.

 

Привод ведущих колёс

 

3.7.1. Выбор и обоснование конструктивной схемы привода ведущих колёс (ПВК) с учётом конструкции, назначения, типа и особенностей эксплуатации автомобиля или трактора (тип шарниров, способ компенсации изменения длины привода, конструкция ступицы ведущего колеса, способы уплотнения подвижных соединений и др.).

3.7.2. Выбор и расчёт параметров и размеров конструктивных элементов ПВК.

3.7.3. Выбор и обоснование основных нагрузочных режимов, обеспечивающих максимальный динамический момент (резкое включение сцепления, движение с максимальным значением коэффициента сцепления) и расчётных режимов движения (прямолинейное, поворот, занос).

3.7.4. Расчёт на прочность и долговечность основных конструктивных элементов ПВК (шлицевые соединения, элементы шарниров, ступица и др.) по указанию руководителя.

3.7.5. Графическая часть: сборочный чертеж дифференциала - 1лист формата А1, сборочный чертеж узла – 0,5 листа формата А1, рабочие чертежи деталей – 1 лист формата А1.

 

Ведущий мост

 

3.8.1. Выбор и обоснование конструктивной схемы ведущего моста (ВМ) с учётом назначения, типа и особенностей эксплуатации автомобиля или трактора.

3.8.2. Выбор и расчёт параметров и размеров конструктивных элементов ВМ.

3.8.3. Выбор и обоснование основных нагрузочных режимов, обеспечивающих максимальные динамические нагрузки (прямолинейное движение при максимальных значениях тяговой или тормозной силы, поворот или занос автомобиля или др.).

3.8.4. Расчёт на прочность, жёсткость и долговечность основных конструктивных элементов ВМ по указанию руководителя.

3.8.5. Графическая часть: сборочный чертеж ведущего моста - 1лист формата А1, сборочный чертеж узла – 0,5 листа формата А1, рабочие чертежи деталей – 1 лист формата А1.

 

Подвеска

 

3.9.1. Выбор и обоснование конструктивной схемы подвески с учётом назначения, типа и особенностей эксплуатации автомобиля или трактора.

3.9.2. Выбор и обоснование основных компоновочных размеров подвески, конструктивных размеров упругого элемента и деталей направляющего устройства.

3.9.3. Выбор и обоснование основных параметров и характеристик подвески (жёсткости упругого элемента и типа его характеристики, коэффициента демпфирования амортизатора и др.)

3.9.4. Расчёт упругого элемента подвески, кинематический и силовой анализ подвески (построение характеристики упругости, траектории перемещения центра колеса, изменение ширины колеи и углов установки колёс и др.).

3.9.5. Расчёт на прочность и долговечность основных конструктивных элементов подвески (выбор и обоснование нагрузочного режима, расчёт сил, действующих на конструктивные элементы подвески, выбор оптимальной конструктивной формы и размеров деталей).

3.9.6. Графическая часть: сборочный чертеж подвески - 1лист формата А1, сборочный чертеж узла– 0,5 листа формата А1, рабочие чертежи деталей – 1 лист формата А1.

Рулевой механизм

3.10.1. Выбор и обоснование типа рулевого механизма (РМ) с учётом назначения и особенностей эксплуатации автомобиля или трактора.

3.10.2. Выбор и расчёт параметров и размеров конструктивных элементов РМ.

3.10.3. Выбор и обоснование основных нагрузочных режимов, обеспечивающих максимальные динамические нагрузки (наезд на дорожную неровность, прямолинейное движение при максимальных значениях разности тормозных сил или силы от усилителя рулевого управления и др.).

3.10.4. Расчёт на прочность, жёсткость и долговечность основных конструктивных элементов РМ (конструктивные элементы редуктора, вал сошки, сошка, подшипник и др.) по указанию руководителя.

3.10.5. Графическая часть: сборочный чертеж рулевого механизма - 1лист формата А1, сборочный чертеж узла – 0,5 листа формата А1, рабочие чертежи деталей – 1 лист формата А1.

 

Тормозной механизм

3.11.1. Выбор и обоснование конструктивной схемы тормозного механизма (ТМ) с учётом назначения, типа и особенностей эксплуатации автомобиля или трактора.

3.11.2. Расчёт реальных и идеальных тормозных характеристик транспортного средства, оценка необходимости и способа регулирования тормозных сил.

3.11.3. Расчёт удельных давлений на накладку и характер их распределения, коэффициента эффективности, энергетического баланса торможения и нагрева тормозов при единичном торможении.

3.11.4. Выбор и обоснование основных нагрузочных режимов, обеспечивающих максимальные динамические нагрузки на детали ТМ (прямолинейное движение при максимальных значениях тормозной силы).

3.11.5. Расчёт на прочность, жесткость и долговечность основных конструктивных элементов ТМ по указанию руководителя.

3.11.6. Графическая часть: сборочный чертеж узла – 0,5 листа формата А1, рабочие чертежи деталей – 1 лист формата А1.

 

Патентные исследования

 

В выпускной работе могут быть представлены результаты патентных исследований по разрабатываемой теме. Консультации по этому вопросу проводит руководитель проекта. Для выполнения этой работы студент использует материалы фонда Государственной патентной библиотеки. Дипломник имеет возможность получить консультацию по проведению и оформлению патентного поиска в «Отделе интеллектуальной промышленной собственности» университета.

Анализ результатов патентных исследований приводится в подразделе «1.1. Обоснование выбранной конструкции». Материалы по патентному поиску помещаются в приложении к пояснительной записке.


Рекомендуемая литература

 

1. Анилович В.Я., Водолажченко Ю.Т. Конструирование и расчёт сельскохозяйственных тракторов. Справочное пособие. – М.: Машиностроение, 1976. - 456 с.

2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т.1 / Под ред. И.Н. Жестковой. - М.: Машиностроение, 1998. - 912 с.

3. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т.2 / Под ред. И.Н. Жестковой. - М.: Машиностроение, 1998. - 880 с.

4. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т.3 / Под ред. И.Н. Жестковой. - М.: Машиностроение, 1998. - 848 с.

5. Бахмутов С.В., Гусаков Н.В. Колёсные транспортные средства. Общие характеристики конструкции. – М.: Наука, 2012. – 208 с.

6. Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А. Инженерная графика (металлообработка): Учебник для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с.

7. Гладов Г.И., Петренко А.М. Специальные транспортные средства: Теория / Под ред. Г.И. Гладова. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 215 с.

8. Кочалос Н.К., Лаптева В.А. и др. Методические указания к выполнению организационно-экономической части дипломного проекта специальности «Автомобиле- и тракторостроение». – М.: МГТУ «МАМИ», 2007.

9. Конструкция автомобиля. Шасси/ Под общ. ред. А.Л. Карунина. – М.: МАМИ, 2000. – 528 с.

10. Крайнев А.Ф. Машиноведение на языке схем, рисунков и чертежей (в 2-х книгах). Кн.1: Технология, машины и оборудование. – М.: Издательский дом «Спектр», 2010. – 296 с.

11. Крайнев А.Ф. Машиноведение на языке схем, рисунков и чертежей (в 2-х книгах). Кн. 2: Детали машин, соединения и механизмы. – М.: Издательский дом «Спектр», 2010. – 216 с.

12. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. – М.: КолосС, 2004. – 504 с.

13. Ламин И.И. Проектирование процессов сборки изделий автотракторостроения. – М.: МГТУ «МАМИ», 2004.

14. Ларин В.В. Теория движения полноприводных колёсных машин. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 391 с.

15. Лукин П.П., Гаспарянц Г.А., Родионов В.Ф. Конструирование и расчёт автомобиля. – М.: Машиностроение, 1984. – 376 с.

16. Михайлов В.А., Шарипова Н.Н. Вопросы экологичности и безопасности конструкции в дипломных проектах. Учебное пособие для студентов специальности 150100 «Автомобиле- и тракторостроение»/ Под общ. ред. В.М. Шарипова. - М.: МГТУ «МАМИ», 2002. – 58 с.

17. Орлов П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие: В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. П.И. Усачёва. – М.: Машиностроение, 1987. - 560 с.

18. Орлов П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие: В 2-х кн. Кн. 2 / Под ред. П.И.Усачёва. – М.: Машиностроение, 1988. 544 с.

19. Забавников Н.А. Основы теории транспортных гусеничных машин. - М.: Машиностроение, 1975. - 488 с.

20. Павлов В.В., Кувшинов В.В. Теория движения многоцелевых гусеничных и колёсных машин. – Чебоксары: ООО «Чебоксарская типография №1», 2011. – 424 с.

21. Парфёнов А.П., Щетинин Ю.С. Тяговый расчет гусеничной транспортно-тяговой машины. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине "Теория колёсных и гусеничных транспортно-тяговых машин". – М.: МГТУ "МАМИ", 2002. – 75 с.

22. Проектирование полноприводных колёсных машин В. 3 т. Т. 1 / Б.А. Афанасьев, Б.Н. Белоусов, Г.И. Гладов и др.; Под ред. А.А. Полунгяна. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 496 с.

23. Проектирование полноприводных колёсных машин В. 3 т. Т. 2 / Б.А. Афанасьев, Л.Ф. Жеглов, В.Н. Зузов и др.; Под ред. А.А. Полунгяна. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 528 с.

24. Проектирование полноприводных колёсных машин В. 3 т. Т. 3 / Б.А. Афанасьев, Б.Н. Белоусов, Л.Ф. Жеглов и др.; Под ред. А.А. Полунгяна. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 432 с.

25. Расчёт и конструирование гусеничных машин/ Н.А. Носов, В.Д. Галышев, Ю.П. Волков, А.П. Харченко; Под ред. Н.А. Носова. - Л.: Машиностроение, 1972. – 560 с.

26. Савочкин В.А. Тяговый расчёт трактора. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория трактора». – М.: МГТУ «МАМИ», 2001. - 53 с.

27. Селифонов В.В. Теория автомобиля. – М.: ООО«Гринлайт», 2009. – 208 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.142 с.)