Стимульный материал к методике изучения уровня словесно - логического мышления младших школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимульный материал к методике изучения уровня словесно - логического мышления младших школьников.



СУБТЕСТ

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

 

СУБТЕСТ

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

СУБТЕСТ

Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

1. Огурец георгин

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Учитель врач

ученик очки, больные, палата, больной, термометр

3. Огород сад

морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

4. Цветок птица

ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. Перчатка сапог

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный мокрый

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы термометр

время стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина лодка

мотор река, моряк, болото, парус, волна

9. Стул игла

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол пол

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

 

СУБТЕСТ

Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.

1. Метла, лопата...

2. Окунь, карась...

3. Лето, зима...

4. Огурец, помидор...

5. Сирень, шиповник...

6. Шкаф, диван...

7. День, ночь...

8. Слон, муравей...

9. Июнь, июль …

10. Дерево, цветок...

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1

Результаты 1 этапа эксперимента на выявление уровня развития словесно-логического мышления учащихся 2Б класса

ФИО школьника 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест Общий балл Уровень развития
Сумма баллов Сумма баллов Сумма баллов Сумма баллов    
  Дарья Б. 19,9 10,2 15,3 13,2 58,6 СУ
  Виктор Б. 9,6     9,1 30,7 НУ
  Данил В. 17,8 13,6 15,3 13,2 59,9 СУ
  Александр Г.   7,6 17,4     СУ
  Анастасия Д. 22,7 14,7   21,4 78,8 ВУ
  Евгения Д. 17,1 22,2   13,2 72,5 СУ
  Владимир Е. 20,1 13,6 13,2 15,8 52,7 СУ
  Айман К. 9,5       30,5 НУ
  Руслан К.     8,5 8,5   НУ
  Артем Л.   12,3 15,3 18,4   СУ
  Дмитрий О. 20,1 18,1 15,3 15,8 69,3 СУ
  Максим П.   18,6 15,5   72,1 СУ
  Дарина С. 19,9 23,1       ВУ
  Магдалина С. 20,4 23,3 20,4 21,4 85,5 ВУ
  Анастасия Ш. 20,1   15,5   72,6 СУ
  Александра М. 21,5 18,4   17,5 73,4 СУ
  Денис К.     9,5   28,5 НУ
                     

 

Примечание:

НУ – низкий уровень развития;

СУ – средний уровень развития;

ВУ – высокий уровень развития.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 2

Результаты заключительного этапа эксперимента на выявление уровня развития словесно-логического мышления младших школьников 2 Б класса

ФИО школьника 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест Общий балл Уровень развития
Сумма баллов Сумма баллов Сумма баллов Сумма баллов    
  Дарья Б. 19,9 10,2 15,3 13,2 58,6 СУ
  Виктор Б. 9,6     9,1 30,7 НУ
  Данил В. 17,8 13,6 15,3 13,2 59,9 СУ
  Александр Г.   7,6 17,4     СУ
  Анастасия Д. 22,7 14,7   21,4 78,8 ВУ
  Евгения Д. 17,1 22,2   13,2 72,5 СУ
  Владимир Е. 20,1 13,6 13,2 15,8 52,7 СУ
  Айман К. 16,6   15,5     СУ
  Руслан К.           СУ
  Артем Л.   12,3 15,3 18,4   СУ
  Дмитрий О. 20,1 18,1 15,3 15,8 69,3 СУ
  Максим П.   20,6     80,6 ВУ
  Дарина С. 19,9 23,1       ВУ
  Магдалина С. 20,4 23,3 20,4 21,4 85,5 ВУ
  Анастасия Ш. 20,1   15,5   72,6 СУ
  Александра М. 21,5 18,4   17,5 73,4 СУ
  Денис К.     9,5   28,5 НУ
                     

 

Примечание:

НУ – низкий уровень развития;

СУ – средний уровень развития;

ВУ – высокий уровень развития.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Дидактические игры, используемые на втором этапе эксперимента

Игра «Что на что похоже?»

Учитель записывает на доске 10 слов. Дает детям задание придумать слова, связанные с ними по смыслу.

Учитель. Прочитайте слово, написанное наверху, над чертой. Постарайтесь сразу вспомнить то, что связано с этим словом. Например, при чтении слова "лопата" вы представите, как она может выглядеть, подумайте, для чего она нужна, какого она может быть цвета. Выберите самое близкое, на ваш взгляд, слово, относящееся к лопате, и запишите его внизу, под чертой.

Запись в тетради оформляется следующим образом. Каждая пара слов записывается в виде дроби: наверху написаны слова, предложенные учителем, внизу - ребенком. Учитель разбирает один пример.

После выполнения задания дети читают свои примеры, происходит обсуждение, правильно ли придуманы слова.

Учитель дает детям задание запомнить придуманные слова.

На следующем занятии дети должны вспомнить их и еще раз записать.

Игра «Расшифруй и запомни».

Детям предлагается семь зашифрованных слов и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова, запомнить их и выделить "лишнее" слово. Это упражнение, как и предыдущее, можно провести в форме игры.

На доске записываются ключ и зашифрованные слова.

Ключ

0123456789ароусклиыв

Учитель. Сейчас мы с вами опять поиграем в разведчиков. Будем учиться расшифровывать слова с помощью ключа. Прочитайте эти слова, запомните их. Записывать их пока не надо. Подумайте и скажите, какое слово здесь "лишнее". На выполнение этого задания вам дается две-три минуты.

Дети выполняют задание, называют слова, выделяют "лишнее", обсуждают, почему именно это слово является "лишним". После этого учитель просит детей записать эти слова в тетрадь и запомнить.

В конце этого же или на следующем уроке нужно вернуться к этому упражнению. Попросить детей, не заглядывая в тетрадь, вспомнить и назвать расшифрованные слова.

Игра «Знакомые пословицы».

Детям предлагаются зашифрованные пословицы: каждая пословица разбита на две части, каждой из них присвоен свой ключ. Детям нужно собрать пословицы и зашифровать. На доске написан ключ.

Ключ: 0 - один раз отрежь... 1 - что посеешь... 2 - считают... 3 - не все золото... 4 - куй железо.. 5 - цыплят по осени... 6 - пока горячо... 7 - то и пожнешь... 8 - что блестит... 9 - семь раз отмерь...

Учитель. Сейчас мы с вами опять станем разведчиками-шифровальщиками. Сначала вам нужно догадаться, какие пословицы здесь зашифрованы. Каждая пословица состоит из двух частей, поэтому должна быть зашифрована двумя цифрами. Зашифруйте пословицы в виде двузначных чисел. Запишите эти числа в тетради. На выполнение этого задания вам дается три минуты.

Дети выполняют задание, затем происходит обсуждение ответов. Обязательно нужно остановиться на смысле пословиц, объяснить их коллективно. Учитель просит детей запомнить эти числа.

Правильные ответы: 90, 17, 52, 38, 46.

В конце урока учитель просит детей сначала вспомнить двузначные числа, а затем зашифрованные пословицы.

Игра «Главный признак».

Детям предлагается подобрать слово-признак к каждому из десяти написанных на доске слов.

Учитель. На доске написано десять разных слов. Прочитайте их и к каждому подберите подходящее для него слово-признак. Слово-признак определяет свойство предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? Например, песок может быть желтым, горячим, мелким и т.п. Выберите самое близкое, на ваш взгляд, слово-признак и запишите его под чертой.

Запись в тетради оформляется следующим образом: каждая пара слов записывается в виде дроби - наверху написаны слова, предложенные учителем, внизу - ребенком. Учитель разбирает один пример.

Дети выполняют задание. Затем происходит обсуждение того, что написали учащиеся. Коллективно обсуждается, правильно ли подобраны слова-признаки.

Учитель дает детям задание запомнить эти слова и подобранные к ним признаки.

На следующем занятии учитель просит учащихся вспомнить попарно слова и подобранные к ним признаки, записать их в тетради, затем сравнить со своими записями на прошлом занятии.

Игра «Третье слово»

Учитель зачитывает шесть пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать его в тетрадь.

Учитель. Сейчас я буду зачитывать вам пары слов. В каждой паре слова связаны между собой по смыслу. Вы подумайте, какое еще, на ваш взгляд, слово связано с ними по смыслу, и запишите его в тетрадь.

Яйцо - курица (возможный ответ: цыпленок).

Лес - дерево (возможный ответ: доска).

Цветок - бабочка (возможный ответ: луг).

Речка - лодка (возможный ответ: весла).

Книга - страница (возможный ответ: рисунок).

Дорога - машина (возможный ответ: водитель).

После выполнения задания происходит обсуждение ответов детей. Учитель дает задание запомнить эти пары слов и придуманное слово.

В конце урока учитель предлагает детям вспомнить 6 пар слов, к которым они придумывали третье слово.

На следующем занятии учитель зачитывает детям первое слово из каждой пары и предлагает вспомнить второе и придуманное третье. Записать их в тетради.

Игра «Объясни пословицу».

Цель: развитие устной связной речи и логического мышления.

Описание: Учащимся зачитывается пословица, они должны объяснить ее значение.

Например, Мал золотник, да дорог.

Сделал дело, гуляй смело.

Без труда, не вынешь и рыбку из пруда.

Игра «Найди пару».

Цель: развитие речи и логического мышления.

Описание: Детям даются слова, которые записаны в два столбика. Они должны найти родственные слова и соединить их линиями.

Например, мыло масленка

сахар хлебница

утка мыльница

хлеб сахарница

масло утятница

Игра “Третий лишний”.

Цель: развитие устной связной речи и логического мышления.

Описание: Учащимся зачитываются 3 слова, одно из них лишнее. Они должны назвать “лишнее” слово и сказать, почему они выбрали именно это слово.

Носильщик, нос, носатый.

Часовщик, часики, часть.

Цирк, цирковой, циркуль.

 

Игра “Доскажи словечко”.

Цель: развитие речи и логического мышления.

Описание: Учащимся зачитывается незаконченная фраза, они должны вставить нужное слово, и сказать, как пишется это слово, и какая это орфограмма.

Например, Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая... (туча)

Я щенка от злющей стужи защищал

Щенок от радости... (пищал)

Наступает темнота

На столе стоит... (свеча)

Петя чуть не плачет:

очень трудная... (задача)

Мама зайчатам на лапки

Купила белые... (перчатки).

«Найди слово по его приметам».

Это глагол: его синоним – промчался.

 

Я шел зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

(Д. Хармс)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.045 с.)