Сборник основных манипуляций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборник основных манипуляций



ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

СБОРНИК ОСНОВНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ

ПО ПЕДИАТРИИ

 

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

 

«СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

ШУЯ


ПЕРВИЧНЫЙ ТУАЛЕТ НОВОРОЖДЕННОГО

Цель: профилактическая

Показания: все новорожденные дети

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов:

1. электроотсос 14. стерильное растительное масло

2. 4 стерильных катетера 15. 30% раствор сульфацила натрия

3. стерильная резиновая груша 16. 5% йод

4. стерильная пипетка 17. 96% спирт

5. стерильные ватные тампоны

6. кровоостанавливающие зажимы

7. скобки Роговина

8. щипцы для наложения скобок Роговина

9. стерильные ножницы

10. весы (детские)

11. ростомер (детский)

12. измерительная лента

13. стерильный бинт

Обязательные условия: соблюдение правил асептики и антисептики; все предметы, соприкасающиеся с новорожденным должны быть теплыми.

Техника выполнения:

Вымыть руки и обработать спиртом, надеть стерильные перчатки.

После рождения ребенка, положите его в лоток, расположенный на одном уровне с матерью.

Произвести отсасывание слизи из зева и носа при помощи электроотсоса (и резинового баллончика).

Произвести профилактику бленнореи (закапывание 30% сульфацила натрия в глаза, девочкам дополнительно в половую щель).

Наложите зажим Кохера на расстоянии 8 – 10 см от пупочного кольца.

Обработайте пуповину спиртом между зажимами.

Отделение ребенка от матери (стерильными ножницами пересекают пуповину на расстоянии 8 см от пупочного кольца).

Показать ребенка матери, обратив внимание на пол и аномалии.

Перенести ребенка на пеленальный стол. Перевязать пуповину Роговина (наложите скобку Роговина на расстоянии 5 мм от пупочного кольца).

Произвести снятие излишков первородной смазки при помощи ватного тампона и растительного масла в индивидуальной расфасовке.

Произвести антропометрию (измерение веса, роста, окружности груди и головы). При помощи весов, ростомера и измерительной ленты. Луче пользоваться марлевым бинтом в целях стерильности, а затем отмерить по измерительной ленте.

На руки ребенка одеть браслеты с указанием № истории родов, даты рождения, Ф.И.О. матери, № кровати, вес при рождении. Такой же браслет одеть поверх одеяла.

Заполнить документацию.

Запеленать ребенка и передать медицинской сестре детского отделения родильного дома. Проследить, чтобы была повторно проведена профилактика бленнореи (через 2 часа в детской комнате)

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

ПЕРВИЧНОГО ПАТРОНАЖА К НОВОРОЖДЕННОМУ

Сведения о новорожденных из родильного дома поступают в детскую поликлинику по телефону в день его выписки. Паспортные данные заносятся регистратором поликлиники в журнал новорожденных. Участковый врач и медицинская сестра проводят первичный патронаж к ребенку в первые 2 дня после выписки его из родильного дома.

 

Схема первичного патронажа новорожденного ребенка

Дата выполнения патронажа

Анамнез

- генеалогический / возраст родителей, наследственная отягощенность

соматическими, в т. ч. аллергическими заболеваниями/

- акушерско - гинекологический анамнез

- социальный анамнез

Дата рождения -----------------------------------------------------------

Выписан из роддома № -------- 19 г. Переведен в отделение патологии новорожденных, выписан домой. Апгар -------------- баллов. Доношенный, недоношенный.

Вес при рождении -------------- рост ------------ окр. головы ------------

грудной клетки -------------

Зрелый, незрелый. Первоначальная потеря веса --------------- гр.

Из двойни: беременность протекала во 2 половине: нормально, нефропатия, угроза выкидыша, острые заболевания, анемия, травма и др. ---------------------------------------

Принимала медикаменты -----------------------------------------------------------------------------

Проводилась матери профилактика сепсиса -----------------------------------------------------

Проводилась матери профилактика рахита / вит. «Д» доза/ ---------------------------------

Питание ------------------------------------ Прибавка веса -------------------------------------------

Течение родов, физиологическое, острое, затяжное, неправильное положение плода, патология плаценты, пуповины -----------------------------------------------------------

Продолжительность родов ---------------------------- Стимуляция родов: да, нет

Оперативные вмешательства -----------------------------------------------------------------------

Где отошли воды -------------------------------- Безводный период ----------------------------

Ребенок закричал сразу, родился в асфиксии. Приложен к груди на ------ сутки.

Сосал активно, нет. Часто, обильно срыгивал. Вскармливание --------------------------

Лактация --------------------- Состояние матери после родов -------------------------------

В роддоме выявлены пороки развития --------------------------------------------------------

Состояние ребенка в роддоме / вялый, возбудимый, рвота, гнойная инфекция, проводимая терапия, БЦЖ / ---------------------------------------------------------------------

Пуповина отпала на ----------------- сутки

Состояние пупочной ранки в роддоме --------------------------------------------------------

Желтуха / время появления, выраженность, продолжительность / ----------------------

Состояние грудных желез -------------------------- Кожа -------------------------------------

Состояние пупочной ранки --------------------- Обработка пупка --------------------------

Состояние слизистых -----------------------------------------------------------------------------

Стигмы дисэмбриогенеза ------------------------------------------------------------------------

Форма головы --------------------- Окружность головы ------------------- Швы -----------

Родничок большой ----------------- малый ---------------- Органы дыхания ---------------

Частота дыхания ------------------------- Окружность грудной клетки ---------------------

Сердечно - сосудистая система -----------------------------------------------------------------

Частота пульса -------------------------------------------------------------------------------------

Органы пищеварения: форма живота ----------------------------------------------------------

Печень ---------------------------- Селезенка -------------------------- Стул -------------------

Половые органы -------------------------------- Мочеиспускание ----------------------------

Поведение -------------------------------------------------------------------------------------------

Рефлексы новорожденного ----------------------------------------------------------------------

Заключение -----------------------------------------------------------------------------------------

Диагноз ----------------------------------------------------------------------------------------------

Группа здоровья и группа риска ----------------------------------------------------------------

Рекомендации по питанию ----------------------------------------------------------------------

Рекомендации по уходу --------------------------------------------------------------------------

Назначены консультации ------------------------------------------------------------------------

Лабораторно - диагностические исследования ----------------------------------------------

Корригирующая и восстановительная терапия ----------------------------------------------

План наблюдения в периоде новорожденности ---------------------------------------------

 

 

АЛГОРИТМ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Цель:

Использование в исследовании ребенка дает возможность получить наилучшие результаты на основе применения минимального комплекса клинико-лабораторных и инструментальных исследований с минимальной тратой времени, что особенно важно для работы в условиях поликлиники, в частности при проведении диспансеризации детского населения.

Алгоритм исследования ребенка обеспечивает получение оптимальной информации для диагностики.

Показания:

Здоров или болен ребенок.

Исследование ребенка предусматривает выяснение паспортных данных, анамнеза, объективного исследования, лабораторных и инструментальных методов исследования.

Подготовка инструментов:

История развития или болезни различные бланки,

Тонометр

фонендоскоп

шпатели

кушетка с чистой простыней

пеленальный стол

весы

ростомер

полотенце, мыло

дезинфицирующий раствор для рук

личная печать врача.

Подготовка больного:

а) раздеть ребенка

б) ребенка раннего возраста положить на пеленальный стол, старше 2-х лет – на кушетку или посадить нас стул

Техника выполнения:

Анамнез жизни: семья, родители, их возраст, здоровье. Генеалогическое дерево. Акушерский анамнез у матери. Антенатальный, натальный и постнатальный период у данного ребенка. Физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Вскармливание и питание, режим питания. Материальные условия, быт. Образ жизни семьи и ребенка. Посещение детского учреждения, школы. Успехи в учебе. Перенесенные болезни. Профилактические прививки. Туберкулиновые пробы. Аллергологический анамнез. Гематологический анамнез. Эпидемиологический анамнез.

Анамнез заболевания: дата, часы заболевания. Жалобы (имеется в виду активное выяснение жалоб). Предшествующие факторы. Развитие симптомов заболевания. Применяемое лечение и его эффективность.

Общий осмотр: общее состояние больного, положение в постели, выражение лица, осанка, походка. Реакция на окружающее, поведение, сознание. Нервно-психическое развитие, общая оценка физического развития, видимые дефекты развития. Антропометрия, пропорциональность развития, гармоничность развития.

Кожные покровы.

Осмотр: цвет кожи, наличие сыпи, рубцов, кровоизлияний, сосудистых звездочек, расширение венозной сети, шелушения. Состояние придатков кожи (волосяной покров, ногти).

Пальпация: температура, влажность, эластичность.

Подкожно-жировая клетчатка:

Осмотр: степень развития и равномерность распределения, отеки.

Пальпация: толщина подкожной жировой складки на отдельных участках тела. Наличие уплотнений и отеков, тургор тканей.

Лимфатическая система:

Осмотр: наличие визуально увеличенных лимфоузлов.

 

Пальпация: состояниелимфатических узлов – затылочных, подчелюстных, подбородочных, шейных (передних и задних), надключичных, подмышечных, кубитальных, паховых. Их величина, количество, консистенция, подвижность, чувствительность, спаянность между собой и окружающими тканями.

Мышечная система:

Осмотр: степень развития на симметричных участках.

Пальпация: тонус мышц, сила мышц, болезненность.

Дополнительные исследования: исследование специальных симптомов гипотонии ("дряблых плеч", "складного ножа" и др.). Динамометрия (у старших детей) для определения силы мышц.

Костная система:

Осмотр: форма, величина, положение головы. Зубы молочные, постоянные. Позвоночник, патологические искривления. Грудная клетка, положение лопаток, осанка. Конечности, их деформации. Рахитические изменения костей. Конфигурация суставов, размеры симметричных суставов. Объем движений в суставах. Походка.

Пальпация: плотность костей черепа, дефекты костей, швы. Края большого родничка, его размеры, напряжение, пульсация. Малый родничок. Наличие рахитических четок, "браслетов", "нитей жемчуга". Положение ребер, ширина межреберных промежутков. Наличие искривлений позвоночника, болезненность по ходу позвоночника. Болезненность при пальпации костей. Температура кожи над суставами. Конфигурация суставов, наличие припухлости, отека, выпота. Подвижность суставов, хруст, болезненность при активных и пассивных движениях.

Дополнительные исследования: антропометрия. Размеры родничков. Измерение величины симметричных суставов. Биохимическое исследование крови. Рентгенограмма кисти (костный возраст, признаки рахита). Рентгенограмма суставов и костей конечностей.

Система дыхания.

Осмотр: число дыханий в минуту, ритм, глубина дыхания. Кашель, голос. Носовое дыхание. Тип дыхания, одышка, ее характер. Форма грудной клетки, ширина межреберий, сглаженность. Участие в акте дыхания вспомогательных мышц.

Пальпация: голосовое дрожание, состояние межреберий.

Перкуссия: характеристика перкуторного звука при сравнительной перкуссии, границы измененного перкуторного звука при топографической перкуссии.

Аускультация: характеристика дыхательных шумов, бронхофония. Хрипы, шум трения плевры.

Дополнительные исследования: исследование функций внешнего дыхания, исследование мокроты. Рентгенологическое исследование органов грудной клетки. Флюорография, туберкулиновые пробы. Бронхоскопия, бронхография (в специализированном отделении).

Система кровообращения:

Осмотр: положение больного в постели, физическое развитие. Окраска кожных покровов и видимых слизистых оболочек. Пульсация периферических сосудов (сонные артерии, яремные вены), надчревной области. Область сердца, ее выбухание, западение. Сердечный и верхушечный толчок.

Пальпация: пульс, синхронность, частота, ритм, напряжение, наполнение. Сердечный толчок, верхушечный толчок. Пастозность, отеки нижних конечностей, распространенные отеки. Увеличение печени.

Перкуссия: границы сердца, ширина сосудистого пучка.

Аускультация: тоны сердца, частота, ритм сердечных сокращений, звучность (громкость) тонов, акценты, раздвоение, расщепление. Наличие шумов, точка наилучшего выслушивания, продолжительность, связь с тонами сердца, тембр, сила, проводимость за пределы сердца, изменчивость при перемене положения тела и после нагрузки. Шум трения перикарда. Звуковые явления на сосудах (на шее, бедренной артерии). Артериальное давление.

Дополнительные исследования: функциональные пробы Шалкова, Штанге-Генча. ФКГ, ЭКГ. Рентгенограмма сердца в 3-х проекциях.

Органы пищеварения.

Осмотр: полость рта (осматривается в последнюю очередь). Язык, обложенность, влажность, выражение сосочков, наличие трещин, состояние эпителия ("географический" язык). Запах изо рта. Зубы молочные, постоянные, кариес. Живот, его формы и размеры, симметричность обеих половин. Участие брюшной стенки в акте дыхания. Видимая перистальтика. Состояние кожи (блеск и напряжение), выраженность венозной сети. Пупок (втянутость, сглаженность, выпячивание, болезни пупка). Анальное отверстие. Зияние, выпадение слизистой оболочки, наличие остриц, расчесы, опрелости. Стул.

Пальпация: локализация болей, степень напряжения мышц брюшного пресса, наличие расхождения прямых мышц живота. Состояние пупочного кольца. Глубокая пальпация кишечника: сигмовидная, слепая, поперечноободочная кишки, их форма, размер, консистенция, подвижность, наличие урчания, болезненность и заполнение кишки.

Печень. Локализация нижнего края, его форма, консистенция, болезненность, при увеличении печени – ее поверхность.

Симптомы со стороны желчного пузыря.

Селезенка.

Перкуссия: верхняя и нижняя границы печени, определение свободной жидкости в брюшной полости, границы селезенки.

Дополнительные исследования: анализ испражнений на яйца глист и простейшие. Копроцитограмма. Анализ мочи на диастазу. Фракционное исследование желудочного сока. Дуоденальное зондирование и микроскопическое и физико-биохимическое исследование дуоденального содержимого. Рентгенологическое исследование желудочно-кишечного тракта: холеография, ирригография.

Мочевыделительная система.

Осмотр: наличие бледности кожи, отеки на лице, распространенные отеки. Наличие припухлости и гиперемия кожи в области почек (признаки паранефрита).

Наружные половые органы: пороки развития, признаки воспаления (цвет слизистой, выделения), наличие кандидомикоза, остриц. Цвет и количество мочи, прозрачность, наличие осадка.

Пальпация: определение отеков. Почки: увеличение, смещение, подвижность, консистенция, болезненность.

Перкуссия: верхняя граница наполненного мочевого пузыря, выявление свободной жидкости в брюшной полости, симптом Пастернацкого.

Дополнительные исследования: измерение артериального давления, анализ мочи общий, на сахар, ацетон, желчные пигменты. Анализ мочи по Нечипоренко, на активные лейкоциты. Проба по Зимницкому, бактериологическое исследование мочи. Исследование крови на остаточный азот, мочевину, сахар, фосфор, холестерин, белок и белковые фракции. Осмотр глазного дна. Рентгенологическое исследование (обзорная рентгенография, урография).

Эндокринная система.

Осмотр: масса, рост, массо-ростовой показатель, подкожная клетчатка, пропорции частей тела. Половое развитие, вторичные половые признаки, нервно-психическое развитие. Цвет кожи, чистота, температура, влажность, эластичность, наличие стрий, характер оволосения. Наличие экзофтальма, блеска глаз и др. Признаки тиреотоксикоза, увеличение щитовидной железы. Развитие подкожножировой клетчатки, равномерность ее распределения. Наличие слизистого отека (микседема).

Пальпация: щитовидная железа, перешеек, боковые доли. Степень увеличения, узловатость, подвижность, болезненность, пульсация.

Дополнительные исследования: биохимическое исследование крови, основной обмен, рентгенограмма кисти (костный возраст).

Нервная система.

Осмотр: сознание ребенка, реакция на окружающее, жесты, поведение, сон. Эмоциональный тонус, выражение лица, мимика. Реакция зрачков на свет, статистика, моторика, двигательные нарушения. Нервно-психическое развитие, развитие речи, физиологические рефлексы новорожденных. Зрение, вкус, обоняние, слух. Чувствительность: поверхностная (болевая, температурная, тактильная), глубокая (мышечно-суставное чувство). Дермографизм, сухожильные и брюшные рефлексы, патологические рефлексы. Менингиальные симптомы Кернига, Брудзинского, ригидность затылочных мышц.

 

Дополнительные исследования: спинномозговая пункция и исследование спинномозговой жидкости, осмотр глазного дна, краниограмма, электроэнцефалограмма.

Система крови.

Осмотр: цвет кожных покровов, наличие бледности, желтушности, кровоизлияния на кожу и на слизистых оболочках (петехии, экхимозы, гематомы), их локализация. Видимое увеличение лимфоузлов, изменение суставов (гемартроз, деформации).

Перкуссия: увеличение вилочковой железы, границы селезенки (по средней аксиллярной линии и по 10-му ребру).

Дополнительные исследования: исследования периферической крови (общий анализ, ретикулоциты, тромбоциты, время свертывания крови, длительность кровотечения).

Осложнения и их рекомендации:

Соблюдать данные рекомендации.

Последующий уход:

Одеть ребенка, сделать запись в истории болезни.

Месяцев - 35-40 7 - 11 лет 18-23

ПОДГОТОВКА МАТЕРИ К КОРМЛЕНИЮ

Цель:профилактическая

Показания:грудное вскармливание

Техника выполнения:

1. мать надевает косынку, маску, моет руки с мылом

2. обрабатывает сосок и околососковый кружок раствором фурациллина 1: 5000

3. мать сцеживает несколько капель молока в пеленку

4. первые четыре дня мать кормит ребенка лежа, затем может кормить сидя

5. во время кормления ребенок должен захватить сосок и околососковый кружок

6. ребенка держат у груди не более 15 - 20 минут.

Последующий уход:

1. после кормления ребенка несколько минут подержать вертикально

2. после кормления мать должна сцедить оставшееся молоко и вымыть грудь

кипяченой водой.

ПОДМЫВАНИЕ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

Цель: профилактическая

Показания: загрязнение кожи после акта дефекации, после ночного сна.

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов: 1. Кувшин с водой (температура 37 град.С)

2. водный термометр

3. тазик

4. мыло

5. пеленка

6. детский крем

Подготовка ребенка: взять ребенка из кроватки, распеленать или раздеть.

Техника выполнения:

1. вымойте руки с мылом

2. ребенка уложите на предплечье лицом кверху, удерживая за бедро

3. девочку подмывайте спереди назад, не применяя резких движений,

мальчика - в любом направлении

4. мокрые места осушите промокательными движениями и складки кожи смажьте

детским кремом.

Осложнения:

1. занесение инфекции с частицами испражнений в половые органы девочки и

развитие заболеваний мочевыводящих путей

2. ожоги кожи.

Профилактика: соблюдение правил подмывания, не применять для подмывания

температуру воды выше 38 град.С, не подмывать детей в непроточной воде (тазике).

Последующий уход: одеть ребенка и уложить его в кроватку.

ОБРАБОТКА ПУПОЧНОЙ РАНКИ

Цель: профилактическая

Показания: новорожденный ребенок

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов: 1. 96% этиловый спирт

2. 5% раствор калия перманганата

3. марлевые тампоны

4. 3% раствор перекиси водорода

5. индивидуальные палочки с ватой

Подготовка больного: ребенка распеленать

Техника выполнения:

1. вымыть руки с мылом и обрабатывают их 96% этиловым спиртом,

2. расширяют ранку и закапывают перекись водорода 3%,

3. деревянной палочкой с ватным тампоном очищают ранку от центра к периферии,

4. деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 96% спиртом тушируют ранку,

5. деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным в 5% растворе перманганата калия обрабатывают пупочную ранку, не касаясь кожи вокруг

пупка.

Осложнения: ожоги кожи вокруг пупочной ранки

Профилактика: соблюдение техники выполнения манипуляции

Последующий уход: не требуется

ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ

Цель: лечебная

Показания: новорожденные дети

Подготовка инструментов: 1. Байковое одеяло

2. 1 - фланелевую и 4 - ситцевые пеленки

3. подгузник

4. теплую и холодную распашонки

Техника выполнения:

1. положить одеяло и на него холодную пеленку

2. положить в 8 раз сложенную пеленку (вместо клеенки)

3. положить фланелевую пеленку на 1-2 см ниже одеяла

4. положить ситцевую пеленку на 1-2 см ниже теплой пеленки

5. положите половинчатую пеленку, а на нее подгузник (сложенный в виде треугольника).

6. на ребенка оденьте тонкую распашонку - распашным назад, края подогните на уровне пупочка

7. на ребенка оденьте теплую распашонку - распашным наперед и тоже подогните

8. два нижних угла подгузника проведите между ногами, а два других сверху, навстречу друг другу

9. оберните ножки пеленкой

10. запеленайте малыша в тонкую пеленку и закрепите ее

11. запеленайте малыша в теплую пеленку и тоже закрепите ее

12. запеленайте малыша в одеяло и закрепите его.

Осложнения: нет

Последующий уход: не требуется

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ВАННА

Цель: профилактическая

Обязательные условия:

1. не купать сразу после кормления

2. при купании обеспечить температуру воздуха в комнате 24-25 градусов

3. определять температуру воды только с помощью водного термометра

Приготовить: 1. Ванну

2. щетку

3. воду холодную и горячую кипяченую

4. водный термометр

5. кувшин

6. детское мыло

7. мягкую губку

8. пеленку или подставку для купания

9. простынку

10. чистое белье

11. перманганат калия

12. вазелиновое масло

Техника выполнения:

1. промойте ванну специальной щеткой с мылом, обдайте кипятком

2. поставьте в ванну подставку для купания, налейте воды 1/3 ванны и добавьте перманганата калия до розового цвета

3. измерьте температуру воды водным термометром (37 - 38 град.С)

4. ребенка первых месяцев жизни погрузите в воду, в пеленке погрузите осторожно, одной рукой придерживают головку ребенка

5. свободной рукой намывайте волосистую часть головы, шею, туловище, руки, ноги

6. по окончании купания ребенка облейте чистой водой из кувшина, (вода в кувшине на 1-2 град.С ниже чем в ванне)

7. заверните ребенка в чистую простынку и высушите промокательными движениями

8. кожные складки обработайте растительным маслом или детским кремом.

Купают:

До 6 месяцев - ежедневно

С 6 месяцев до 1 года - через день

С 1 года до 3 лет - 2 - 3 раза в неделю

С 3 лет - 1 раз в неделю

Осложнения: нет

Последующий уход: не требуется

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПУЗЫРЯ СО ЛЬДОМ

Цель: лечебная

Показания: 1. Высокая температура

2. кровотечение

3. ушибы (в первые сутки)

4. внутричерепная родовая травма

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов: 1. Пузырь со льдом

2. лед

3. полотенце или пеленка

4. вода 14 – 160 С

Подготовка пациента: создать удобное положение в кровати

Техника выполнения:

1. пузырь наполнить мелко наколотыми кусочками льда до половины

2. налить воды, чтобы закрыть кусочки льда

3. выпустить воздух и плотно закрыть крышкой

4. обернуть пузырь полотенцем или пеленкой, сложенной вчетверо и приложить к теменной области (при гипертермии) на расстоянии 1 - 2 см от головы или

приложить к месту ушиба или кровотечения

5. через каждые 20 мин., пузырь необходимо снимать, манипуляцию можно повторить через 10 - 15 минут.

Осложнения: переохлаждение

Профилактика: соблюдать правила применения пузыря со льдом, не использовать пузырь с замороженной водой.

Последующий уход: не требуется

ПРИМЕНЕНИЕ ГРЕЛКИ У ДЕТЕЙ

Цель: лечебная

Показания: 1. Недоношенный ребенок

2. заболевания сердечно - сосудистой и дыхательных систем

Противопоказания: температура тела не более 370 С

Подготовка инструментов: 1. Грелка

2. горячая вода

3. полотенце

4. пеленка

5. водный термометр

Подготовка больного: ребенка уложить

Техника выполнения:

1. наполнить грелку на 2/3 ее объема, температура воды 60 град.С

2. выпустить воздух нажатием, хорошо привернуть пробку, опрокинуть грелку

пробкой вниз, проверить на герметичность

3. насухо вытереть

4. завернуть в полотенце и положить больному грелку не более 20 минут, менять

по мере остывания

Осложнения: 1. Ожог

2. перегревание

Профилактика: соблюдение техники выполнения манипуляции

Последующий уход: м/р должна следить, не перегрелся ли ребенок, чаще измерять температуру тела, если температура тела ребенка выше 370 С, то грелку временно нужно убрать. Заполнять и применять грелку для согревания недоношенного ребенка должен только медицинский работник.

ПОДАЧА КИСЛОРОДА ДЕТЯМ

Цель: лечебная

Показания: 1. Заболевания дыхательной системы

2. заболевания сердечно - сосудистой системы

3. заболевания центральной нервной системы

Противопоказания: нарушение ритма и частоты дыхательных движений

Подготовка инструментов: 1. Кислородная подушка

2. кислородно - воздушная смесь 60%

3. аппарат Боброва

4. воронка

5. этиловый спирт 70%

6. марлевые салфетки

Подготовка больного: придать удобное положение

Техника выполнения:

1. подсоединяем аппарат Боброва с помощью резиновый трубки к кислородной подушке

2. воронку дезинфицируют 70% этиловым спиртом, надеваем ее на резиновую трубку, присоединенную к аппарату Боброва

3. открываем зажим на кислородной подушке

4. подносим воронку к ротоносовой области ребенка

5. после сеанса оксигенотерапии (10-15 мин.) закрываем зажим на кислородной подушке

Осложнения: ожоги слизистых оболочек дыхательных путей

Профилактика: строгое соблюдение правил оксигенотерапии.

Последующий уход: 1. Щадящий режим

2. тщательный уход за кожей, слизистыми оболочками глаз

3. витаминизированное калорийное питание, соответствующее возрасту.

СОГРЕВАЮЩИЙ КОМПРЕСС НА УХО

Цель: лечебная

Показания: 1. Рассасывание воспалительных процессов

2. уменьшение болей

3. расширение кожных и глубоко расположенных кровеносных

сосудов

Противопоказания: 1. Заболевание кожи

2. дерматит

3. пиодермия

4. фурункулез

Подготовка инструментов: 1. Кусок чистой плотной мягкой гидроскопической

ткани

2. вата компрессная

3. компрессная бумага

4. бинт

5. спирт 40%

Подготовка больного: ребенка старшего возраста удобно усадить, ребенка

раннего возраста уложить

Техника выполнения:

1. ткань смачивается и хорошо отжимается

2. берем бумагу лощеную или клеенку, затем вату, каждый последующий слой должен быть больше предыдущего на 2 см во избежании преждевременного испарения влаги

3. марлевую салфетку и бумагу прорезают по размеру уха, а вату накладывают сплошным слоем

4. приготовленный таким образом компресс прикладывают к участку тела так, чтобы влажный слой вплотную прилегал к коже, а остальные с избытком покрывали его

5. затем компресс тщательно прибинтовывают. Повязку можно сверху завязать теплым шерстяным платком или шарфом

Осложнения и профилактика: при длительном применении компрессов может возникнуть раздражение кожи. Для профилактики - при смене компресса кожу тщательно протереть теплой водой, высушить теплым, мягким полотенцем и сделать перерыв на 2 часа.

Последующий уход: не требуется

ГОРЧИЧНЫЕ НОЖНЫЕ ВАННЫ

Цель: лечебная

Показания: при заболеваниях органов дыхания.

Подготовка инструментов:

1. сухая горчица, хлопчатобумажная салфетка;

2. емкость с водой 40 – 50 гр.С;

3. одеяло;

4. ведро с водой;

5. водный термометр;

6. полотенце;

7. хлопчатобумажные носки;

8. часы;

Противопоказания: температура тела не выше 38 гр.С, повреждение кожи, признаки сердечно – сосудистой недостаточности.

Подготовка к процедуре

- объяснить маме/ ребенку цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения;

- подготовить необходимое оснащение;

- вымыть и осушить руки;

Выполнение процедуры

- налить в ведро воды 37 – 38 гр.С;

- насыпать в хлопчатобумажную салфетку сухую горчицу (1 столовую ложку горчицы на 1 литр воды); смочить ее в воде м отжать в ведро;

- усадить ребенка на стул и поместить его ноги в воду до уровня трети голени;

- осторожно добавить более горячую воду (под контролем водного термометра), повысив ее температуру до 40 – 45 гр.С;

- на ноги ребенка накинуть одеяло, чтобы оно покрывало и ведро;

- засечь время процедуры (10 – 15 минут);

Примечание: процедуруможно назначить в течение 3 – 5 дней;

- вынуть ноги ребенка из ведра;

- облить стопы водой на 2 гр.С ниже чем в ведре;

- вытереть ноги на сухо;

- надеть носки;

- уложить ребенка в кровать и тепло укутать;

- вымыть и осушить руки;

Осложнения: ожоги кожи

ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ КЛИЗМА

Цель: лечебная

Показания: 1. Задержка стула

подготовка к операции, эндоскопии, рентгену

2. отравления

3. перед постановкой лекарственной клизмы

Противопоказания: 1. Воспалительные заболевания прямой кишки

2. кишечные кровотечения

Подготовка инструментов: Для детей раннего возраста:

1. стерильный резиновый баллончик с мягким

наконечником

2. термометр

3. кушетка

4. горшок

5. клеенка

6. вазелин

7. вода 28-32 град.С кипяченая

Техника выполнения:

Детям раннего возраста:

1. ребенка кладут на спину с приведенными к животу ногами

2. набирают воду в баллончик, выпускают воздух, кончик баллончика смазывают вазелином

3. раздвигают ягодицы ребенка и вводят наконечник

4. выпускают жидкость, постепенно сжимая баллончик

5. не разжимая руки и сжав ягодицы ребенка выводят баллончик

Количество жидкости зависит от возраста ребенка:

новорожденный 25-30 мл

с 1-2 мес. - 60 мл

с 3 - мес. - 90-150 мл

с 1-2 лет - 200 мл

старше 9 лет - 500 мл

Осложнения и профилактика: раздражение анального отверстия - после процедуры смазать вазелином. Травмирование слизистой - вводят мягкий наконечник. Проводить процедуру осторожно. Резь в животе - не вводить воду быстро и количество воды должно соответствовать возрасту.

Последующий уход: ребенка подмыть, инструменты продезинфицировать и простерилизовать.

ВВЕДЕНИЕ ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ

Цель: лечебная

Показания: метеоризм

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов: 1. Лоток с водой

2. газоотводная трубка

3. вазелин

4. пеленка

Подготовка больного: ребенка раннего возраста укладывают на спины, детей старше года укладывают на левый бок.

Техника выполнения:

1. взять специальную толстостенную резиновую трубку длиной 30-50 см и

диаметром 3-5 мм. Один конец трубки закруглен и имеет отверстие, а второй

косо срезан

2. для лучшего введения газоотводной трубки ребенка укладывают на левый бок,

раздвигают ягодицы. Дети раннего возраста находятся в положении на спине.

3. смазанную вазелином трубку вращательными движениями осторожно вводят в

заднепроходное отверстие на 6-8 см, наружный конец опускают в лоток с водой.

4. в кишечнике можно держать трубку не более 30 минут для детей раннего

возраста, а потом ее удаляют, чтобы не было пролежней стенки кишечника

5. в течении суток можно повторить процедуру несколько раз через определенный

промежуток времени 1-2 часа.

6. после извлечения трубки окружность заднего прохода вытирают ватой, а в случае раздражения смазывают вазелином.

Осложнения и профилактика: если введение газоотводной трубки затруднено

из-за скопления в кишечнике плотных каловых масс, то перед введением ставят

микроклизму с глицерином или ромашкой.

Последующий уход: трубку дезинфицируют в 3% растворе хлорамина, моют водой с мылом, стерилизовать кипячением.


ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА У ДЕТЕЙ

Цель: лечебная, диагностическая

Показания: 1. Заболевания ЖКТ

2. отравления

3. рвота

Противопоказания: кровотечение

Подготовка инструментов:

1. желудочный зонд с воронкой

2. роторасширитель

3. шпатель

4. эмалированная кружка

5. фартук

6. стерильная простыня

7. посуда для вмещения промывных вод

вода: объем воды для промывания:

новорожденный-200 мл.

до 3-х месяцев-500 мл.

один год -1 литр, а затем столько литров, сколько лет ребенку

 

Техника выполнения:

1. измерить расстояние от переносицы до мечевидного отростка

2. один человек фиксирует ноги ребенка, руки и туловище, другой-голову

3. медсестра встает от ребенка, вводит шпатель в рот

4. зонд кладут на корень языка

5. после введения одевают воронку

6. опускают воронку ниже уровня желудка, наполняют водой

7. поднимают воронку вверх

8. опускают и повторяют процедуру до чистых промывных вод

9. зонд вынимают и промывают

Осложнения и профилактика:

Воды выливается меньше – сменить положение зонда

забивание зонда – вывести зонд и промыть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.438 с.)