Часть 2. Медицинская психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2. Медицинская психология



Новокузнецкий филиал

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кемеровский областной медицинский колледж»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по учебной дисциплине «Психология»

Часть 2. Медицинская психология

Для специальностей: 060101 «Лечебное дело» 060501«Сестринское дело»

 

 

Автор-составитель: Привальская Ю.А.

Новокузнецк, 2013 г.

Рассмотрен на заседании ЦМК

________________________________________

Протокол № _____________________________

от ______________________________________

Председатель

___________________ (____________________)

 

 

Утвержден на заседании методического совета

Протокол № _____________________________

от ______________________________________

Председатель

___________________ (____________________)

 

Учебное пособие «Рабочая тетрадь. Часть 2» по дисциплине «Психология» для студентов специальностей 060101«Лечебное дело», 060501 «Сестринское дело– Новокузнецк: НФ ГБОУ СПО КОМК, 2012. - 61с.

 

Данная рабочая тетрадь предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело», включает в себя задания по дисциплине «Психология». Данное учебное пособие позволяет углубить и систематизировать знания фельдшеров, медицинских сестер, медицинских братьев. При работе с тетрадью студенты могут пополнить практическую базу, развить наблюдательность, научиться со вниманием относиться к пациентам.

 

 

Автор-составитель: Привальская Ю.А., преподаватель психологии

 

 

Рецензенты:

Чернышова В.М., зам. директора по НМР МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР»»; психолог высшей квалификационной категории.

Госман А.В., педагог-организатор, преподаватель психологии Новокузнецкого филиала ГБОУ СПО «КОМК»

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цель настоящего пособия – продолжение управления познавательной деятельностью студентов во внеаудиторное и аудиторное время, повышение качества подготовки специалистов, а также обеспечение эффективного овладения учебного материала по дисциплине «Психология». Учебные пособия управляющего типа, позволяют реализовать идею непрерывного образования, создавая возможность учащимся заниматься постоянной самоподготовкой, получать целостный материал по изучаемым темам, ориентируясь на развитие их клинического мышления. Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по дисциплине «Психология». Рабочая тетрадь для учащихся является эффективным инструментом для развития навыков самостоятельной учебной деятельности и формирования психологической компетентности студентов в соответствии с требованиями стандартов третьего поколения. В данном пособии содержатся информационные статьи, задания для самостоятельной внеаудиторний работы, представлены таблицы для дополнения. Рабочая тетрадь может быть использована для организации очного (дневного) обучения учащихся, а также для очно–заочной (вечерней) формы обучения. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений в пособии предусматривается выполнение заданий на сравнение и анализ информации, работа с научными источниками. Работа в тетради выполняется аккуратно, в ходе работы соблюдаются правила работы с тетрадью, работа с каждой темой оценивается преподавателем с точки зрения правильности, точности выполнения тренировочных заданий. Основная задача работы с теоретическим материалом – подготовка студентов к итоговой зачетной работе.

Задачи:

· повышение социально-психологической компетентности студентов;

· закрепление, углубление и расширение знаний студентов при выполнении заданий;

· адаптация к специфическим условиям профессиональной медицинской деятельности

· стимулирование личностного профессионального роста студентов,

· развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

Межпредметные связи:

· Сестринское дело

· Социальная напряженность

· Философия

· Терапия


СОДЕРЖАНИЕ

 

№№ Наименование темы Стр.
  Введение  
  Проверка исходного уровня знаний  
    Тема 1. Медицинская психология как наука  
  Тема 2. Методы исследования  
  Тема 3.клинмические проявления психической нормы и патологии  
  Тема 4. Психологические и патопсихологические характеристики познавательных психических процессов  
  Тема 5. Психология больного  
  Тема 6. Психология лечебного взаимодействия  
  Тема 7. Семья и здоровье  
  Задачи для самопроверки  
  Глоссарий  
  Список литературы  
  Приложение «О наблюдении за пациентом. Лист наблюдателя»  

 


ВВЕДЕНИЕ

Данная рабочая тетрадь предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело». По окончании курса студент должен:

Знать

· историю становления и развития основополагающих идей и концепций психологии;

· структуру психики;

· методы исследования психики человека;

· психологию больного (пациента);

· особенности лечебного взаимодействия;

· связь между семьей и здоровьем человека.

Уметь

· использовать знания в ежедневном общении с пациентом;

· наблюдать за пациентом и вовремя регистрировать изменения психики;

· определять тип внутренней картины болезни:

· определять наличие девиации и аддикций;

· отличать норму психической деятельности от патологии.

 

Правила заполнения «Рабочей тетради. Часть 2» по дисциплине «Психология»

Для успешного заполнения данной рабочей тетради внимательно читайте текст заданий, изучайте предложенные структурные схемы и таблицы, тексты.

· Воспользуйтесь основной и дополнительной литературой, допускается использование иных источников информации, если на них будут указаны ссылки.

· Тетрадь заполнять только черной шариковой ручкой.

· Выполните задание на черновике и только после этого вносите правильные ответы в рабочую тетрадь.

· При выполнении заданий работайте максимально аккуратно.

· Допускается исправление корректором, но не более одного раза на листе.

· Будьте внимательны и грамотны – неверное написание термина будет приравнено к ошибке.

· Если вы не уверены в правильности ответа, пожалуйста, пишите ответ карандашом.

· Запрещено заходить за поля, делать какие – либо пометки, не относящиеся к вопросу или заданию, писать в одной строчке в два ряда.

· Сроки сдачи заполненной рабочей тетради: последнее практическое занятие курса.


ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Инструкция: выберите один верный вариант ответа. Отметьте его кружком.

1. Понятие «Внутренняя картина болезни» ввел:

А) Александр Лурия (1902 – 1977гг.);

Б) Эрнст Кречмер (1888 – 1964гг.);

В) Пезешкиан Носсрат (1933 -2010гг.).

 

2.Субъективная ценность органа в медицинской психологии означает, что:

А) Тот орган ценнее, который не имеет пары;

Б) Тот орган ценнее, который сложно лечить;

В) Тот орган ценнее, который имеет наибольшее значение в определенном возрастном периоде и исходя из необходимости постоянного использования в профессиональной деятельности.

 

3.Тип реагирования на болезнь по Андрею Личко (1926(1926)—1996гг.): «тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы»:

А) Обсессивно – фобический;

Б) Обсессивно – компульсивный;

В) Эгоцентрический.

 

4.При онкологической патологии велик риск:

А) Психоза;

Б) Суицида;

В) Эйфории.

 

5.Для акушерской и гинекологической патологии НЕ специфично:

А) Нарушение чувства «самостоимости» и «телесного образа»;

Б) Развитие «проблемного брака»;

В) Сужение интересов и упрощение деятельности.

 

6.Для терапевтической патологии характерно:

А) Неизменность положения в мире;

Б) Отсутствие смыслообразующего мотива «сохранения жизни и восстановления здоровья»;

В) Нарушение степени критичности и самоконтроля.

 

7.Для хирургической патологии НЕ характерно:

А) Тревога;

Б) Сличение экспектаций и реальности до и после операции;

В) Делирий.

 

8.Наука о смерти и умирании:

А) Мортидология;

Б) Танатология;

В) Геронтология.

 

9.Паллиативная помощь НЕ характеризуется:

А) Это смягчение или купирование отдельных симптомов, не лечение;

Б) Используется при уходе за умирающими;

В) Предназначена исключительно для стариков.

 

10.Родоначальник медицинской психологии как науки, которая служит целям медицины:

А) Эрнст Кречмер (1888 -1964гг.);

Б) Франц Александер (1891-1964гг.);

В) Иван Павлов (1849 -1936гг.).

 

11.Психическое состояние человека, возникающее при появлении непреодолимых препятствий на пути к достижению цели:

А) Депрессия;

Б) Фрустрация;

В) Апатия.

 

12. Психосоматическая болезнь:

А) Невроз;

Б) Истерия;

В) Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

 

13. Синдром психологического выгорания НЕ включает в себя:

А) Физическое истощение;

Б) Эмоциональное истощение;

В) Экстравертированное истощение.

 

14. Представители какой профессии выгорают меньше:

А) Преподаватели ВУЗов;

Б) Водитель – дальнобойщик;

В) Медицинские работники.

 

15. Галлюцинации отличаются от иллюзий:

А) Галлюцинации нарушения работы когнитивного психического процесса, а иллюзии – нарушение восприятия;

Б) Иллюзии – это целостное отражение несуществующих в реальности предметов и явлений, а галлюцинации содержат бредовые идеи;

В) Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Галлюцинации - восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

 

16. Особенности первичной психопрофилактики:

А) Это собственно лечение и предупреждения дальнейшего развития болезни;

Б) Это просветительская работа в различных учреждениях;

В) Это восстановление и адаптация организма к после болезненному состоянию, по возможности возвращение к преморбиду.

 

17. Неверное утверждение:

А) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

Б) Духовное межличностное общение редко встречается в системе «мед.работник-больной». Оно подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения;

В) Манипулятивное общение – когда медицинский работник груб, невежлив, проявляет негативизм к пациенту.

 

18. Делирий:

А) Один из видов помрачения (расстройства) сознания;

Б) Вид выключения сознания;

В) Расстройство восприятия.

 

19. Виды воспитания «воспитание для общества», «воспитание для воспитателя», «воспитание для воспитуемого» выделил:

А) Зигмунд Фрейд (1856 – 1939гг.);

Б) Пезешкиан Носсрат (1933 -2010гг.);

В) Эрнст Кречмер (1888 – 1964гг.).

 

20. Общая медицинская психология НЕ занимается изучением такого вопроса как:

А) Психогигиена (психология медицинских советов и консультаций, психология семьи, психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический);

Б) Медицинская деонтология, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

В) Особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.).

 


Задание 10. Заполните пропуски.

Психогигиена и психопрофилактика (от греч. hygienos — ___________ и prophylaktikos —_________________) — области медицинской психологии, задачей которых является предоставление _____________________________

практически _______________ людям с целью ________________ нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь ________ людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп __________ и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами психогигиены и психопрофилактики являются помощь людям в ____________ ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п. Медицинский работник в силу специфики своего труда не может уделять время на проведение полноценных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Однако знание основ данный области медицинской психологии и некоторых наиболее простых и доступных методов способно повысить качество труда как медициснкой сестры, так и фельдшера. Идея психической профилактики возникла в середине 19 в. в психиатрии. Согласно концепции дегенерации, предложенной французским психиатром Б. О. Морелем в 1857 г., причинами болезненных изменений (которые, накапливаясь и передаваясь из поколения к поколению, приводят к вырождению семьи и даже целого народа) могут быть _______________, голод, эпидемии, условия ______________ среды (работа на вредных производствах, бедность), а также упадок _____________ и ________________ предрасположенность. Начало систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на I съезде психиатров поднял вопрос о «_________________ этиологии» психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве случаев являются следствием неблагоприятных ____________________ условий, таких как ______________, экономические _______________, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление _______________________ и др. Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на ________________, __________________ и _________________. _______________ психопрофилактика включает мероприятия, __________________ возникновению нервно-психических расстройств. ______________ психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на _________________________________________________ уже возникших заболеваний, ____________________________________, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. ____________________ психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных ____________________ последствий заболевания, __________________ и дефектов, препятствующих __________________ деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Медицинский работник может применять разработку сан. Бюллетеней санитарно – просветительские занятие для пациентов, читать тематические лекции, проводить различные культурные мероприятия, например, концерты, с уелью привелчения внимания к той или иной проблеме. К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям.

Задание 11. Выпишите методы, относящиеся к первичной психопрофилактике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторичная психопрофилактика подразумевает раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний. По большей части решением вопросов вторичной психопрофилактики занимаются психиатры, неврологи. Из работа заключается в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.

Задание 12. Отметьте методы, относящиеся к вторичной психопрофилактике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При третичной психопрофилактике основное значение приобретает реабилитация пациентов. Реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у больного формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества. Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, психологические занятия, прежде всего - личностный подход к человеку.

В настоящее время принято различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.

Задание 13. Объясните,в чем разница между медицинской, профессиональной и социальной реабилитацией.Какую роль в реабилитации пациента играют медицинская сестра и фельдшер?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Отметьте методы, относящиеся к третичной психопрофилактике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Онкологическая патология

Один лишь факт заболеваемости - это серьезная психическая травма.

Задание 32. Заполните пропуски.

Выделяется пять фаз реагирования на злокачественные новообразования и рак (Kubler-Ross):

1 фаза (_________________) появляется вслед за первым предположением о наличии у пациента злокачественного новообразования. Она характеризуется _________________ наличия у себя онкологической патологии, ____________________ тяжести своего состояния, _____________, убежденностью, что диагноз является ошибочным.

2 фаза (__________________) наступает после подтверждения диагноза и проявляется ___________________, _________________, склонностью совершать какие-либо агрессивные действия в отношении окружающих или себя (например, суицидальные).

3 фаза (_______________________) характеризуется принятием фактов о наличии у пациента злокачественного процесса и необходимости длительного и интенсивного лечения в сочетании с____________________ — «главное чтобы не было болей».

4 фаза (______________) наступает после ______________ периода терапии и проявляется постепенной утратой ____________ на выздоровление, появлением _______________, подавленности и пассивности.

5 фаза (____________) появляется на _______________ этапах заболевания и выражается «________________» больного с судьбой, принятием любого исхода и сопровождающееся __________________ по отношению к внешним и внутренним процессам.

Вследствие патогенных для психики факторов у онкологически больных резко возрастает риск ______________ тенденций.

Задание 33. Верно ли, локализация злокачественной опухоли может быть связана со специфическими психологическими феноменами? (используйте дополнительную литературу!)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Терапевтическая патология

Ситуация хронического соматического заболеванияописывается В.В.Николаевой, как провоцирующая кризис психи ч еского развития в целом и развития личности в частности. Объективная ситуация тяжелого, опасного соматического заболевания, отрыв от привычного социального окружения, возможность калечащей операции, инвалидность приводят к изменению объективного положения человека в социальной среде (Л.И.Божович). Суть патогенного воздействия болезни на личность заключается в том, что массивная и длительная интоксикация, нарушение обменных процессов, истощение приводят к изменению протекания психических процессов, к снижению операционально-технических возможностей пациентов (В.В.Николаева).

Описан ряд критериев, по которым личность больного при хроническом и длительном течении заболевания, считается измененной (В.В.Николаева):

1. Изменение содержания ведущего мотива деятельности (формирование нового мотива ведущей деятельности — к примеру, патологическая деятельность голодания при анорексии).

2. Замена содержания ведущего мотива содержанием более низкого порядка (например, мотив «самообслуживания» при ипохондрии).

3. Снижение уровня опосредованности деятельности (деятельность упрощается, целевая ее структура обедняется).

4. Сужение основного круга отношений человека с миром, т.е. сужение интересов, обеднение мотивационной сферы.

5. Нарушение степени критичности и самоконтроля.

При прогрессировании хронической болезни меняется вся система отношений больных. Значимыми становятся только те события, которые не противоречат вновь выделившемуся смыслообразующему мотиву сохранения жизни. Вследствие этого, появляется замкнутость, отчужденность, обеднение контактов с людьми, пассивность. Выделение мотива сохранения жизни ведет к формированию ограничительного поведения: инертности, снижению активности.

Задание 36. Осуществите наблюдение за пациентом с любой соматической патологией. Свои наблюдения зарегистрируйте в «Листе наблюдателя» (см. Приложение). Обобщите полученную информацию. Какие особенности поведения удалось пронаблюдать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Хирургическая патология

В отличие от терапевтической патологии, при которой патогенным для психической деятельности становится состояние длительного хронического заболевания, и изменение системы отношений личности происходит постепенно, в рамках хирургической патологии отмечается значимость психологического операционногостресса (предоперационного и постолерационного). Основными проявлениями операционного стресса выступают эмоциональные феномены, чаще других — тревога.

Отличительными особенностями психологии пациента хирургической клиники считается экспектация послеоперационного статуса, сопровождающаяся предоперационной и постоперационной тревогой.

Задание 37. Объясните, с чем связано возникновение предоперационной и постоперационной тревоги. Что означают термины «сличение экспектаций», «синдром чужого сердца», «синдром Мюнхаузена»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Инструкция. Прочитайте задачи и письменно оформите ответ.

Задача 1. Определите, какой психический процесс нарушен. Опасен ли пациент в этом состоянии? Чем вызвано изменение психики? Опишите общение и психологический уход за ним.

У пациента Н., 42 года, после длительного злоупотребления алко­голем нарушился сон, появилась тревога, беспокойство, беспричинный страх. Спустя пять дней, к вечеру, как только больной закрывал глаза, он видел мух, пауков, которые ползали по нему и кусали. В ужасе он откры­вал глаза, осматривал себя, но все исчезало. На следующую ночь страх усилился, видел в комнате кошек, которые как-то странно выгибали спи­ны, протяжно мяукали, и бросались на него сзади. Пытался отогнать их, был возбужден, бегал по комнате, прятался. Успокоился только к утру, когда «загнал всех кошек в холодильник». Как будто бы к утру заснул, но неожиданно проснулся и увидел, что около кровати стоит его бывшая жена с ножом в руках. Чувствовал, как она ножом перерезала ему горло. «Зажал рану рукой, чувствовал, как сквозь пальцы потекла теплая липкая кровь. Она капала на рубашку, на пол». Кое-как добрался до двери, про­сил соседей срочно вызвать «скорую помощь», говорил, что бывшая жена перерезала ему горло и он может умереть.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2. Определите, какой психический процесс нарушен. Назовите данное нарушение. Можно ли определить, с чем связано подобное речевое поведение? Опишите общение и психологический уход за пациентом.

Пациент К., 74 года, говорит: «Ну, это вполне понятно. Иногда всегда подсчитывают, когда они осуществились. Когда дело сделано. И только тогда можно уже заявить об увеличении успехов того или иного мероприятия. А то можно работать без конца, без края, шума много из ничего получится, как у Шекспира, помните?... Пошумели, говорили, бегали, метались, торопились, а в результате что? Итог каков? Все в трубу, навылет. То есть шумиху подняли, а дела нет. Поэтому — меньше шума, больше дела, больше собранности, организованности, а потом сказать: «Ну вот, товарищи, как бы там ни было, дело сделали, будьте здоровы». Например, если мы строим какое-нибудь здание — вот наш долг, если мы сдаем экзамены — вот наши оценки, отметки, пять, отлично или там, например, четыре, хотя на плохой конец, я говорю. Четыре — это уже терпимо, я считаю, но вообще нужно на отлично, чтобы было пять. Вот так. Вот это называется...много шума из ничего, или как вы сказали — пословица: «Кур по осени или цыплят по осени считают». Ну да если непосредственно про них говорить, их перетаскивают кошки, как говорится».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3. Определите стиль воспитания. Поясните, каким образом данный стиль воспитания связан с личностными особенностями ребенка. Какие эмоции переживает ребенок?

На консультацию пришли мама с дочерью. Мама отмечает проблемы у ребенка в общении со сверстниками. Девочка Арина 12 лет, ведет себя замкнуто, на вопросы отвечает только когда разрешает мама, все время смотрит на мать и ждет ее поощрения. В беседе с мамой выясняется, что они с мужем постоянно контролируют ребенка, следят, чтобы всегда приходила во время, никуда не опаздывала, девочка посещает музыкальную школу по желанию папы, который считает, что девочки должны уметь играть на фортепиано и обладать развитым музыкальным слухом. Мама говорит, что они Арину никогда не наказывают, а воспитывают запретами. Например, если девочка провинилась, что со слов мамы случается часто, то запрещают смотреть телевизор, гулять. Также женщина отмечает, что муж иногда слишком строг к дочери, хочет, чтобы ребенок был хорошо воспитан и образован.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4. Определите тип ВКБ. Поясните, каким образом строить общение с пациентом. С чем связаны его эмоциональные переживания. Можно ли сказать, каков риск суицида в данном случае?

Молодой человек находится на лечении в центре реабилитации инвалидов. Около трех лет назад он получил травму позвоночника, в результате которой оказались, парализованы нижние конечности. Пациент находится в подавленном состоянии, печален, постоянно говорит, что лучше ему уже не будет и что лечение бесполезно. Часто возникают мысли о бессмысленности его жизни, о том, что всем было бы лучше, если бы он умер.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5. Определите наличие аддикции. Оцените адекватность поведения пациента. С чем может быть связано подобное поведение?

Молодой человек, 23 года, нигде не работает. Регулярно пьет водку. Может по десять и более дней только пить, пока не закончатся деньги. Общается только с теми людьми, которые могут выпить с ним или занять денег на водку. Гордится тем, что умеет пить: может выпить сколько угодно и его не рвет. Бывает, ворует деньги на выпивку. Если долго не принимает алкоголь, чувствует себя невыносимо плохо.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 6. Определите наличие аддикции. Можно ли назвать молодого человека алкоголиком? Каким образом строить общение с ним?

В ходе планового медосмотра у студента 22-х лет выявляется увеличение печени (при пальпации край выступает на 3 сантиметра ниже реберной дуги). В ходе беседы студент сообщает, что с 17 лет по вечерам практически ежедневно употребляет пиво или джин-тоник. Последние два года каждый вечер выпивает 4-5 бутылок пива, чтобы «расслабится и снять напряжение», при этом по утрам часто отмечает слабость и разбитость, в связи с чем пропускает занятия. Рвота в ответ на употребление больших доз спиртного отсутствует. Сообщил так же предъявляет жалобы на ухудшение памяти, говорит что не всегда может вспомнить, что делал вечером накануне.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ГЛОССАРИЙ

 

АВТОМАТИЗМЫ - самопроизвольное и неконтролируемое осуществление ряда функции вне видимой связи с побудительными импульсами извне.

АКОАЗМ — восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача);

АЛЕКСИТИМИЯ - затруднение или неспособность точно описать собственные эмоциональные переживания;

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — одновременное сосуществование противоположных чувств;

АМЕНЦИЯ – нарушение деятельности сознания. Характеризуется полной дезориентировкой в окружающем мире, когда утрачивается осознание самого себя и нарушается запоминание новой информации;

АМНЕЗИИ — расстройство памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию;

АНГЕДОНИЯ - утрата человеком чувства радости, удовольствия;

АНЕСТЕЗИЯ — утрата способности ощущать различные виды раздражений;

АНОРЕКСИЯ — отсутствие аппетита, подавление желания есть;

АПАТИЯ — состояние эмоционального безразличия, равнодушия к самому себе или окружающей обстановке;

АФФЕКТЫ - особо выраженные эмоциональные состоянии человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении. Могут приводить к дезорганизации поведения и немотивированным поступкам. Различают физиологический и патологический аффект;

БЕСПОКОЙСТВО — чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастья (бесфабульное, беспредметное);

БЕССВЯЗНОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая и грамматическая связи в предложениях (в речи проявляется ПАРАЛОГИЕЙ и ПАРАФАЗИЕЙ);

БРАДИФАЗИЯ - общее название различных форм замедленной речи;

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ — суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием критического отношения к ним;

БУЛИМИЯ — патологическое желание постоянно часто и много есть;

ВЕРБИГЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором отмечается стереотипное повторение отдельных слов или слогов;

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует;

ГИПЕРБУЛИЯ — нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

ГИПЕРЕСТЕЗИЯ — повышение способности ощущать различные виды раздражений;

ГИПОБУЛИЯ — нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора);

ГИПОЭСТЕЗИЯ — снижение способности ощущать различные виды раздражений;

ДЕЛИРИЙ – состояние расстройства сознания, которое характеризуется галлюцинацями, двигательным возбуждением, нарушением ориентировки во времени и пространстве и которое может чередоваться с периодами ясного сознания и критического отношения к болезненным проявлениям;

ДЕМЕНЦИЯ — психопатологический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся нарушениями ориентировки, способности к обучению;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.157 с.)