Понятие и виды управления природопользованием и охраной окр. среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды управления природопользованием и охраной окр. среды



Управление природопользованием и охр.окр.среды в широком смысле-это вся совокупность всех ветвей органов гос.власти.

Управление природопользованием и охр.окр.среды в узком смысле- это деятельность исполнительно-распорядительных органов власти.

Выделяют:

1.Государственное 2.Муниципальное 3.Производственное 4.Общественное

(производственное и общественное условные и они менее широко рассмотрены, чем гос. и муницип.)

В соответствии с Конституцией РФ, охрана окружающей среды является предметом совместного ведения, так что выделяется несколько уровней:

Федеральное управление – на федеральном уровне осуществление управления. На уровне субъектов РФ.

Субфедеральный уровень государственного управления (в результате создания федеральных округов).

Субрегиональный уровень (когда создаются государственные структуры, ведающие вопросами управления, если природные объекты расположены на территории нескольких субъектов РФ).

В широком смысле под государственным управлением понимается реализация деятельности государства в осуществлении властных полномочий всеми государственными органами и институтами всеми ветвями власти в различных формах и с помощью различных мер.

В узком смысле под государственным управлением понимается реализация исполнительно-распорядительной деятельности органами государственной власти.

По объёму компетенции можно поделить государственное управление: общее государственное управление и специальное управление.

Под муниципальным экологическим управлением понимается деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение, восстановление окружающей среды, на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, на предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, ликвидацию её последствий в границах муниципального образования. В этих рамках реализуется решение конкретных задач.

 

 

Виды органов общей компетенции в сфере управления природопользованием и охраной окр. среды

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления.

Органы общей компетенции:

1)Президент РФ(гарант прав и свобод граждан и экологических прав):

- определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе это касается и экологической политики государства;

- определяет государственную стратегию, в том числе и экологическую стратегию (в обл. охраны окр. среды);

- является субъектом законодательной инициативы (в том числе и по экологическим вопросам);

- Подписывает международные документы (договоры) – в том числе по реализации экологических прав. Принимает указы и распоряжения в этой сфере;

-подписывает международные документы(гос.совет,Совет Бозопасности)

2)Правительство РФ:

1) Проведение единой государственной экологической политики РФ.

2) Принимает меры по реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.

3) Занимается разработкой прогнозов, государственных экологических программ (федеральных целевых программ – есть и краткосрочные, и среднесрочные, и долгосрочные программы) в области охраны окружающей среды.

4) Разрабатывает положения специальных уполномоченных органов в области охраны окружающей среды (практически все положения утверждены Правительством).

5) Принимает решения о создании особо охраняемых территорий федерального значения.

6) Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф и принимает участие в ликвидации их последствий.

В структуре аппарата Правительства есть такая структура, как Департамент социального развития и охраны окружающей среды.

3)Исполнительные органы власти субъектов РФ ( аналогичны полномочиям Правительства):

-участие в реализации экологической политики;
-осуществление государственного контроля;

-формирование экологической культуры:

-предъявление исков о возмещение вреда, преступлений в результате нарушения экологического Законодательства.

4)Органы местного самоуправления

Эколог.проблемами занимается экологические службы создаваемые в составе местной администрации.

Создания экологических служб зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

Объективные:

1) Имеет значение, является ли муниципальное образование городским или сельским.

2)при одинаковом статусе Муниципального образования может различаться экологическая обстановка

3)при одинаковом статусе муниципального образования может различаться экологическим положением

Субъективный фактор-связан с опытом служебных и правовых лиц (их желание)

 

 

Специальные органы управления природопользованием и охраной окр среды

Министерство природных ресурсов и экологии (головной орган в нашей системе).

В его состав входят две федеральные службы и два агентства.

1) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (росгидромет).

2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (росприроднадзор).

3) Федеральное агентство водных ресурсов.

4) Федеральное агентство по недропользованию.

Управление и надзор разграничиваются в деятельности этих органов.

 

Также в подчинении Правительства находится одна служба – федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – ростехнадзор. Долгое время ростехнадзор и росприроднадзор пересекались, а теперь – у них нормально разграничили подчинённость, а у ростехнадзора, хоть и стало меньше полномочий, но больше независимости стало.

 

Ещё одна служба, состоит в Министерстве здравоохранения и социального развития – федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор со своими санитарными нормами и требованиями).

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Находится в подчинении Президента (а не Правительства).

 

Министерство сельского хозяйства. В его составе сейчас находится федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В министерство экономического развития входит федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – то есть учёт ведётся на уровне кадастров природных ресурсов.

Есть агентства, находящиеся в прямом ведении Правительства:

1) Федеральное космическое агентство.

2) Федеральное агентство по рыболовству.

 

 

Правовой механизм окр среды

Правовой механизм имеет более длительный период существования – с 1960-го года он получил своё развитие.

Правовой механизм охраны окружающей среды представляет собой систему организационно-правовых мероприятий, направленных на охрану, воспроизводство и рациональное использование компонентов природной среды.

По своей структуре правовой механизм состоит из 4элементов:

1) Природоохранительные (или природоохранные) нормы.

Цель– закрепить базовые императивы, предписания, принципы природоохранной деятельности.

2) Экологизированные нормы.

Целью является донесение до хозяйствующих субъектов (независимо от форм собственности) содержания требований природоохранительных норм.

3) Правовые нормы-гарантии.

Цель обеспечить выполнение (исполнение) требований природоохранительных и экологизированных норм.

4) Эколого-правовые отношения.

Это результат применения вышеперечисленных норм права (природоохранительных, экологизированных и норм-гарантий).

 

Правовой механизм имеет давнюю историю развития, но в 90-х годах стало ясно, что его эффективность невысока. Оказывается, существует ряд условий, при которых правовой механизм может действовать эффективно.

Условия эффективности правового механизма:

1. Её содержание должно быть экологичным, максимально учитывать естественные законы развития природы и общества и учитывать традиционно сложившиеся отношения между человеком и природой.

2. Обязателен процесс экологизации, то есть максимальное внедрение в систему законодательства в целом требований природоохранительных норм.

3. Помимо правовых гарантий исполнения экологических норм должны применяться и иные гарантии, то есть не просто запугивать природопользователя применением различных видов ответственности.

Наряду с правовыми должны применяться: экономические гарантии, организационные гарантии, идеологические гарантии.

4. Все условия эффективности должны действовать в комплексе. Отсутствие того или иного элемента приводит к тому, что правовой механизм неэффективен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.016 с.)