Лингвистические и экстралингвистические основы коммуникации 3 курс бакалавриат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистические и экстралингвистические основы коммуникации 3 курс бакалавриат



Лингвистические и экстралингвистические основы коммуникации 3 курс бакалавриат

Содержание

1. Содержание семинаров

2. Вопросы к экзамену

3. Глоссарий

4. Материалы к курсу

5. Персоналии

 

 

Содержание семинаров

Занятие 1. Эволюция социальной коммуникации

Вопросы к обсуждению:

1. Биологические и социальные коммуникации

2. Тип социального устройства общества и характер коммуникации. Каналы коммуникации и ее характер

3. Традиционные коммуникации: свойства, функции, история и современность

4. Индустриальные коммуникации: свойства, функции, история и современность

5. Информационные (постиндустриальные) коммуникации: проблемы и перспективы

Основная литература

1. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации. Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2012. С. 9-14. URL: http://www.biblioclub.ru/book/95786/

2. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2004. Гл.1. URL: http://iub.at.ua/_ld/0/61_.__.pdf URL: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a848.pdf

3. Основы теории коммуникации / ред. М. А. Василик. М., 2005. С.63-124. URL: http://vtv.ucoz.org/_ld/0/32_.--__.doc

4. Соколов А. В.Эволюция социальной коммуникации // Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. М., 2002. URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/071.htm URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/sokolov_social_communication/6.aspx

Дополнительная литература

1. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. URL: http://bib.convdocs.org/v37993/?cc=1

2. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Лекция 1. URL: http://kachkine.narod.ru/CommTheory/Contents/Contents.htm

3 Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 13-16, 18-36. URL: http://www.socd.univ.kiev.ua/LIB/PUB/K/KONETSKAYA/sk.pdf URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/koneckaja_sociologija/05.aspx

4. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX в. М., Киев, 1999. С. 6-46.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. URL: http://portal.fa.ru/Www/Kbhiab/data/store/ebe83253-9644-4f76-821c-1125273ba0ca/Bell_D._Gryaduschee_postindustrialjnoe_obschestvo.pdf

6. Дука С. И. Информационное общество. Социогуманитарные аспекты. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2004.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

8. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.

9. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: "Логос", 2000. URL: http://lib.ru/ECONOMY/inozemcew.txt

Практическое задание(письменно)

1. Определите современные коммуникативные сферы действия традиционных, индустриальных и постиндустриальных коммуникаций. Обоснуйте свой выбор. Оформите письменный отчет.

Типы коммуникации

Сфера действия Тип коммуникации Аргументация
Армия Традиционные ….
Реклама Индустриальные ….
и т.д.….    

 

Занятие 2. Основные модели коммуникации

Вопросы к обсуждению:

1. Теоретические модели коммуникации.

2. Базовые модели коммуникации

3. Модели воздействия и распространения информации

4. Модели убеждения

Основная литература

1. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации. Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2012. С. 55-87. URL: http://www.biblioclub.ru/book/95786/

2. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2004. Гл.2. Пп. 2.1. URL: http://iub.at.ua/_ld/0/61_.__.pdf URL: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a848.pdf

3. Основы теории коммуникации / ред. М. А. Василик. М., 2005. С.126-139. URL: http://vtv.ucoz.org/_ld/0/32_.--__.doc

4. Жукова Я., Ширков Ю. Модели массовой коммуникации // Научный отчет. М.: Гостелерадио СССР, 1989. URL: http://www.advance-mr.ru/articles/zhukova/mc_model/mcmodels.htm

Дополнительная литература

1. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001. Гл. 1. URL: http://www.nir.ru/socio/articles/poch.htm URL: http://lib.uni-dubna.ru/search/files/com_pochepcov_theory_of_com/com_pochepcov_theory_of_com2.htm

2. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Лекция 2. URL: http://kachkine.narod.ru/CommTheory/Contents/Contents.htm

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994.

4. Винер Н. Информация, язык и общество // Кибернетика. М.: Наука, 1983. С.236-248.

5. Волошинов В.Н. (М.М.Бахтин). Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993.

6. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация; Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С.306-330.

Практическое задание(письменно)

1. Рассмотрите коммуникацию учителя в контексте моделей воздействия и распространения информации и моделей убеждения (структура модели и параллельно возможные действия учителя). Оформите письменный отчет.

2. Путем рефлексии определите свою способность влиять на убеждения других людей. Пройдите психологический тест на выявление способности к убеждению «Умеете ли Вы убеждать других?» URL: http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/personalnyi_menedzhment_testy_i_konkretnye_situacii_praktikum/p8.php#metkadoc7 Сравните результаты, полученные путем рефлексии и путем тестирования. Сделайте вывод о степени адекватности вашей самооценки. Помните, что полученные вами данные не являются безусловными, а лишь отражают некоторую тенденцию. Оформите письменный отчет (в отчет включите только результаты сравнения и выводы).

Занятие 3. Коммуникационный процесс

И коммуникативные барьеры

Вопросы к обсуждению:

1. Типология коммуникации. Виды коммуникации. Функции коммуникации. Средства коммуникации.

2. Коммуникационный процесс: производство, распознавание информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации

3. Коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры, связанные со средой. Коммуникативные барьеры, связанные с техническими средствами. Коммуникативные барьеры (помехи, шумы), связанные с коммуникантами: физиологические, психологические, социокультурные.

Основная литература

1. Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. Теория коммуникации. Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2012. С. 23-111. URL: http://www.biblioclub.ru/book/95786/

2. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2004. Гл.2-3. URL: http://iub.at.ua/_ld/0/61_.__.pdf URL: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a848.pdf

3. Основы теории коммуникации / ред. М. А. Василик. М., 2005. С.126-165. URL: http://vtv.ucoz.org/_ld/0/32_.--__.doc

Дополнительная литература

1. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001. Гл. 1. С. 14-24, 293-355, 485-503. URL: http://www.nir.ru/socio/articles/poch.htm URL: http://lib.uni-dubna.ru/search/files/com_pochepcov_theory_of_com/com_pochepcov_theory_of_com2.htm

2. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Лекция 3-4. URL: http://kachkine.narod.ru/CommTheory/Contents/Contents.htm

3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 178-198, 18-36. URL: http://www.socd.univ.kiev.ua/LIB/PUB/K/KONETSKAYA/sk.pdf URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/koneckaja_sociologija/05.aspx

4. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX в. М., Киев, 1999. С. 64-82.

Практическое задание(письменно)

1. Путем рефлексии или анкетирования (анкету составьте самостоятельно) установите коммуникативные помехи в коммуникации студента и преподавателей. Предложите пути их устранения со стороны студента и со стороны преподавателей. Оформите письменный отчет.

Коммуникативные барьеры

Коммуникативные барьеры Причины помех Пути преодоления
Связанные со средой    
Связанные с техническ. средствами    
Физиологические    
Психологические    
Социокультурные    

2. Охарактеризуйте какую-либо коммуникативную ситуацию (встреча с друзьями, экзамен, лекция, семинар, защита курсовой работы и пр.) как вид коммуникации, определяя ее свойства через факторы-классификаторы (по источнику, по типу кодирования, по времени и пр.). Оформите письменный отчет.

 

Занятие 4. Коммуникативная ситуация.

Занятие 6. Коммуникатор.

Коммуникативная личность

Вопросы к обсуждению:

1. Личность, языковая личность и коммуникативная личность. Коммуникативное сознание.

2. Параметры коммуникативной личности (мотивационный, когнитивный, функциональный).Составляющие эффективного коммуникатора.

3. Речевые барьеры (логический, стилистический, семантический (смысловой), фонетический).

4. Лидерство и харизма.

Основная литература

1. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации. Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2012. С. 41-49. URL: http://www.biblioclub.ru/book/95786/

2. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2004. Гл.4. URL: http://iub.at.ua/_ld/0/61_.__.pdf URL: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a848.pdf

3. Основы теории коммуникации / ред. М. А. Василик. М., 2005. С. 150-165. URL: http://vtv.ucoz.org/_ld/0/32_.--__.doc

Дополнительная литература

1. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.. 1997, 2004. С.102-111. URL: http://www.socd.univ.kiev.ua/LIB/PUB/K/KONETSKAYA/sk.pdf URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/koneckaja_sociologija/05.aspx

2. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Гл.7. URL: http://bib.convdocs.org/v37993/?cc=1

3. Гандапас Рад. Харизма лидера в бизнесе. URL: http://www.veda.od.ua/gandapas_harizma

4. Ферст Р. А у вас есть харизма? Р/на Дону: Феникс, 2009.

5. Вебер М. Типы господства (из книги "Хозяйство и общество"). URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/veber/tip_gosp.php

6. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. С-Пб., 2007.

7. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 1973.

8. Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3, 2000.

9. Вергилес Э.В. Теория лидерства. М., 2001. 42 с. URL: http://dj-s-j-m.narod.ru/ucheba/lider.pdf

10. Херман М. Составные части лидерства. Политология вчера, сегодня, завтра. Вып. второй. М., 1991.

11. Теория политики: Учебное пособие /Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003. Лекция 6. Политическое лидерство. URL: http://read.virmk.ru/b/BARANOV_POLITICA/06.htm

12. Mинчeнкoва О.Ю. Харизматическое лидерство URL: http://www.dv-reclama.ru/others/articles/liderstvo/detail.php?ELEMENT_ID=26728

13. Ольшанский Д. Основы политической психологии. Учебное пособие для вузов. Гл. 5. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Olsch/5.php

Практическое задание (письменно)

1. Путем рефлексии определите свойства лидера и их наличие или потенциальную возможность в вашем характере и поведении (данные занесите в таблицу). Среднеарифметически (количество да и нет) определите степень выраженности (низка, средняя, высокая) вашего лидерского потенциала. Оформите письменный отчет.

Свойства лидера

Свойства лидера Содержание (в чем прявляется) Свойственно для меня
Управление эмоциями Могу сдерживать свои эмоции; злюсь только тогда, когда меня никто не видит и т.д. Часто раздражаюсь, кричу, повышаю голос и тон и т.д. Да Нет Скорее да Скорее нет Категорически нет
и т.д.….    

 

2. Пройдите психологический тест на выявления лидерских качеств и степень их выраженности. URL: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/06.html Сравните результаты, полученные путем рефлексии и путем тестирования. Сделайте вывод о степени адекватности вашей самооценки. Помните, что полученные вами данные не являются безусловными, а лишь отражают некоторую тенденцию. Оформите письменный отчет (в отчет включите только результаты сравнения и выводы).

 

Опросник

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да,
б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да,
б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да,
б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?
а) да,
б) нет.

5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-то кто вам до этого возражал?
а) да,
б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да,
б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся людей»?
а) да,
б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
а) да,
б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?
а) да,
б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
а) да,
б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (на собрании, в компании и т.п.) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом чтобы оно позволяло вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да,
б) нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да,
б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да,
б) нет.

14. Легко ли вы теряетесь, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да,
б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
а) да,
б) нет.

16. Если мероприятие, которое вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмете на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) со строптивыми людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
а) да,
б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да,
б) нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) да,
б) нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Справедлива ли она?
а) да,
б) нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да,
б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
а) да,
б) нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
а) да,
б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?
а) да,
б) нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
а) коллегиальный,
б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
а)да,
б) нет.

32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый, неторопливый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
а) промолчу,
б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
а) да,
б) нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
а) да,
б) нет.

36. Что бы вы предпочли в своей профессиональной деятельности?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать независимо.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была удачной, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен,
б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности?
а) да,
б) нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности выше средних?
а) да,
б) нет.

40. Как вы обычно ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) трудности обескураживают;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы резкие упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да,
б) нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
а) да,
б) нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?
а) введу нужные изменения немедленно;
б) предложу медленные, эволюционные изменения.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
а) да,
б) нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да,
б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
а) да,
б) нет.

47. Кем (из предложенных профессий) вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) руководителем коллектива.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными людьми?
а) да,
б) нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
а) да,
б) нет.

Оценка результатов и выводы

В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17б, 18б, 19б, 20а, 21а, 22б, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33а, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44б, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.

Если сумма баллов оказалась

до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

свыше 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Испытуемым, имеющим довольно низкие оценки тестирования, целесообразно подумать над своими индивидуальными качествами, определить пути развития лидерских способностей и использовать соответствующие упражнения и тренинги. Даже если Вы не стремитесь стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит Ваше влияние на окружающих.

Источник: Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 153-161). Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 285с. (с. 132-138). Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с. (с. 138-143)

 

Ключ

§ Ориентация на принятие партнера: 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20;

§ Ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера: 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19;

§ Ориентация на достижение компромисса: 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21.

Диапазон каждой из шкал колеблется от 7 до 28 баллов.

Количественная значимость ответов (в баллах) определяется следующим образом:

§ а) Именно так - 4 балла;

§ б) Почти так - 3 балла;

§ в) Кажется, так - 2 балла;

§ г) Может быть, так - 1 балл.

О степени выраженности каждой из шкал можно судить на основании следующих показателей:

§ 21 и более - высокая;

§ 8-20 - средняя;

§ 7 и менее - низкая.

Общий суммарный показатель, характеризующий абсолютную гармоничность коммуникативных ориентации, равен 84 баллам.

Уровни общей гармоничности коммуникативных ориентации могут быть представлены в следующем виде:

§ 64 и более - высокий уровень;

§ 30-63 - средний уровень;

§ 29 и менее - низкий уровень.

§ Ориентация на принятие партнера указывает на стремление к общению основанном на взаимном доверии, внимательном отношении и искреннем уважении друг к другу.

§ Ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера говорит о стремлении к созданию хороших взаимоотношений и всестороннего обсуждения возникающих проблем и учета различных точек зрения.

§ Ориентация на достижение компромисса говорит о стремлении урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого, поиску средних решений.

 

КЛЮЧИ

  зависимые компетентные агрессивные
  АГ БВ Д
  АВ Д БГ
  ВД Б АГ
  БД Г АВ
  Г АБ ВД
  АГ ВД Б
  БГ АВ Д
  АГ В БД
  Д БВ АГ
  БД Г АВ
  БД Г АВ
  БГ А ВД
  АГ В БД
  АВ Д БГ
  ВД Б АГ
  БД Г АВ
  Г АБ ДВ
  АГ В БД
  АВ Д БГ
  ГД БВ А
  Б ГД АВ
  А ВГ БД
  АВ Д БГ
  Г АБ ВД
  В АД БГ
  ВД АБ Г
  БД АГ В

Источник: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html

Тест «Групповые роли»

Инструкция. В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно либо распределить между несколькими утверждениями, либо в редких случаях все 10 баллов можно отдать какому-то одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:
А. Я быстро нахожу новые возможности.
Б. Я могу хорошо работать со множеством людей.
В. У меня много новых идей.
Г. Я помогаю другим людям выдвигать их идеи.
Д. Я способен очень эффективно работать и мне нравится интенсивная работа.
Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.
Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.
З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это потому, что:
А. Я очень напряжен, пока мероприятие не предусмотрено, но проконтролировано, не проведено.
Б. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной.
В. У меня есть слабость много говорить самому.
Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.
Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.
Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.
Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.
З.Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:
А. Я влияю на людей, не подавляя их.
Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.
В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять времени и не упустить из виду главную цель.
Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.
Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.
Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.
Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.
З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:
А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег.
Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.
В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.
Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие.
Д. У меня есть склонность избегать очевидного, предполагая что-то неожиданное.
Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.
Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.
З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:
А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.
Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.
В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.
Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.
Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.
Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.
Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.
З. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:
А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.
Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.
В. Я пытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшив объем работы.
Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.
Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих возможностей идти прямо к цели.
Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.
Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.
З. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:
А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.
Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.
В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.
Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.
Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.
Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.
Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, чего сам сделать не могу.
З. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

вопросы А Б В Г Д Е Ж З
1 2 3 4 5 6 7                

Ключ

  I II III IV V VI VII VIII
  Г Е В З Ж Б А Д
  Б Д Ж Г А Е В З
  А В Г Ж З Д Е Б
  З Б Д В Г А Ж Е
  Е Г З А Б В Д Ж
  В Ж А Д Е Б З Г
  Ж А Е Б Д З Г В
сумма                

Убеждение и манипуляция

Вопросы к обсуждению:

1. Понятия коммуникативные стратегии и коммуникативные тактики.

2. Эффективные и неэффективные стратегии реагирования (В. Сатир).

3. Стратегическое и тактическое моделирования аудитории в коммуникации (И.А.Стернин).

4. Убеждающая коммуникация Стратегии и тактики убеждения. Диалог как основа убеждающей коммуникации.

5. Манипулятивная коммуникация. Манипулятивные стратегии и тактики.

6. Коммуникативные стратегии и тактики в различных типах дискурса (политический, рекламный, учебный).

Основная литература

1. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации. Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2012. С. 216-283. URL: http://www.biblioclub.ru/book/95786/

2. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2004. Гл. 3. Аргументация как коммуникативная процедура. URL: http://iub.at.ua/_ld/0/61_.__.pdf URL: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a848.pdf

3. Гордон Д. Терапевтические метафоры. Часть 3. Добавляем категории Сатир. URL: http://iby.ru/book/terapevticheskie-metafory/metafory-3-dobavlyaem-kategorii-satir Сатир В. Как строить себя и свою семью М., 1992. URL: http://nkozlov.ru/library/psychology/s433/ URL: http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=473

Дополнительная литература

1. Анохина В.С. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ (СЕМЬЕ) // Вестник Ставропольского государственного университета №56, 2008. С. 64-71. URL: http://vestnik.stavsu.ru/56-2008/11.pdf

2. Антонова Н. А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2007. 25 с.

3. Броженко С. В. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ БАНКОВСКИХ УСЛУГ) // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 3 (218). Филология. Искусствоведение. Вып. 50. С. 11–15. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/218/002.pdf

4. Гавердовская П. Прощай, Карлсон! (осторожно, манипулятор!). URL: http://nkozlov.ru/library/psychology/d4250/

5. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью URL: http://nkozlov.ru/library/psychology/d2878/

6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. URL: http://www.koob.ru/docenko_e/psihologia_manipulacii URL: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html

7. Имшинецкая И.А. Речевые манипулятивные техники в рекламе // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2003, №2 (27). URL: http://www.antema.ru/library/reklama_i_prodvizhenie/reklama/imshineckaya_iya_rechevye_manipulyativnye_tehniki_v_reklame URL: http://iiya.narod.ru/statya11.htm URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000417

8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. Изд. 4-е, стер. М.: КомКнига, 2006.

9. Иссерс О.С. КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ТИПЫ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/21280/72%20-%20Issers.pdf?sequence=1

10. Иссерс О.С. СТРАТЕГИЯ РЕЧЕВОЙ ПРОВОКАЦИИ В ПУБЛИЧНОМ ДИАЛОГЕ // Русский язык в научном освещении. М., 2009. № 2 (18). С. 92-104. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/issers-09.htm

11. Коноваленко И.В. Стратегии и тактики речевого общения // Коноваленко И.В. Роль гендерного фактора в коммуникативном поведении мужчин и женщин URL: http://www.ahmerov.com/book_1033_chapter_9_1.3.Strategii_i_taktiki_rechevogo_obshhenija.html

12. Макарова Д. В. Речевое поведение учителя в структуре педагогического дискурса: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 45 с.

13. Малышева О. П. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧЕЙ АМЕРИКАНСКИХ И БРИТАНСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ) URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-i-taktiki-v-publichnyh-vystupleniyah-na-materiale-rechey-amerikanskih-i-britanskih-politicheskih-liderov#ixzz2MJJYp392

14. Мициева Э.Х. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ: КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ URL: http://iconf.vgi.volsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57:2010-04-05-10-22-39&catid=37:2010-04-05-09-36-54&Itemid=55

15. Певнева И. В. Коммуникативные стратегии и тактики в конфликтных ситуациях общения обиходно-бытового и профессионального педагогического дискурсов русской и американской лингвокультур: автореф. дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2008. 19 с.

16. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009.

17. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. URL: http://www.aup.ru/books/m96/

18. Скобликова В.Ю. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО САБОТАЖА URL: http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/005-14.pdf

19. Снитко Е. С. КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПООЩРЕНИЯ И РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ URL: http://uapryal.com.ua/scientific-section/snitko-e-s-kommunikativnaya-strategiya-pooshhreniya-i-rechevyie-taktiki-ee-realizatsii/

20. Токарева П. В. Коммуникативные стратегии и тактики в современном учебном дискурсе (на материале школьных учебников): дис.... канд. филол. наук: 10.02.01. Омск, 2005. 171 с.

21. Черник В. Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока: дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2002. 197 с.

22. Чернобровкин В.Н. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ: автореф. канд. … психолог. н. Киев, 1992. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20062.php URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-osnovnye-strategii-i-taktiki-deyatelnosti-uchitelya-v-napryazhennyh-situatsiyah

23. Щербинина Ю.В. ГАРМОНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА: автореф.дис. … докт. пед. наук: 13.00.02. М., 2010. Г лава III, IV. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a90.php

Практическое задание (письменно)

1. Путем рефлексии определите эффективные / неэффективные стратегии реагирования в конкретных коммуникативных ситуациях из собственной речевой практики. Установите причину неэффективных стратегий. Оформите письменный отчет.

2. Определите уровень своей педагогической коммуникативной компетентности по тесту «Педагогические ситуации» URL: http://azps.ru/tests/2/pedsist.html, выбрав ту или иную стратегию реагирования. Сделайте вывод о вашей типичной коммуникативной стратегии. Помните, что полученные вами данные не являются безусловными, а лишь отражают некоторую тенденцию. Оформите письменный отчет (в отчет включите только результаты тестирования и выводы).

3. Составьте перечень убеждающих и манипулятивных стратегий и тактик, используемых в учебном дискурсе. Помните, что в различных коммуникативных ситуациях тактики могут являться стратегиями и наоборот. Данные занесите в таблицу. Оформите письменный отчет.

Убеждающие стратегии и тактики

Стратегии и тактики Иллюстрации, содержание Источник информации
Стратегия гармонизации стратегема отстранения тактики: уклонение от коммуникативного удара / уход от речевого манипулирования / формализация нежелательного контакта / нейтрализация негативного речевого воздействия Щербинина Ю.В. ГАРМОНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА: автореф.дис. … докт. пед. наук: 13.00.02. М., 2010. Г лава III URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a90.php
И т.д.    

 

Манипулятивные стратегии и тактики

Стратегии и тактики Иллюстрация, содержание Источник информации
Вербальная агрессия Крик, оскорбление, сарказм (это и тактики) Щербинина Ю.В. ГАРМОНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА: автореф.дис. … докт. пед. наук: 13.00.02. М., 2010. Г лава III URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a90.php
И т.д.    

 

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.146 с.)