Верность и преданность послушника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верность и преданность послушника



 

Верность и преданность послуш­ника - не слепое копирование при­вычек старца или повиновение всем прихотям человека, выдаю­щего себя за старца; это полная открытость сердца духовной Исти­не, носителем которой и является старец.

 

Настоящая верность и предан­ность - не безсмысленны и слепы, они совершенно разумны и одухо­творены, ибо полностью основыва­ются на Евангельских заповедях.

 

Открытость сердца дает возмож­ность верно различать Истину от лжи, истинного духового отца - от ложного наставника.

 

Верность и преданность нераз­рывно связаны с благодарностью, неблагодарным закрыт путь к свя­тости.

 

Верность и преданность послуш­ника - основы Спасения и преобра­жения его души.

 

Старец сообщает, послушник постигает

 

Старец открывает и сообщает, послушник слушает и опытом при­ходит к собственному постижению сообщаемых истин и с благодарно­стью следует им.

 

Преданный, но медленно усва­ивающий духовные наставления послушник постигает истину быс­трее неверного, пусть и сообрази­тельного, ученика.

 

Если чтишь своего старца как Христа, Сам Христос будет благо­словлять тебя в послушаниях.

 

Если относишься к духовно­му отцу как к Христу, получаешь помощь от Самого Христа; если относишься к старцу как к человеку, получаешь помощь как от простого человека.

 

Старец не нуждается в почитании

 

Старец нисколько не нуждает­ся в нашем почитании, но если мы видим его как Христа, то Сам Христос начинает вести нас к Спасению.

 

Научись видеть не только старца, как Христа, но и тех, кто его окру­жает как сокровенных ангелов, данных ему Богом.

 

Духовное видение послушника

 

Со временем послушник, верный своему духовному отцу, увидит весь мир чистым и исполненным свя­тости, благодаря духовному пости­жению старца и его учеников; так открывается душе послушника духовное видение.

 

Чем больше духовного опыта приобретает душа послушника, бла­годаря связи с духовным отцом, тем больше в его душе благодарности к старцу, приносящей мудрость рас­суждения и духовной Любви.

 

Если верность и преданность послушника к своему духовно­му отцу велики, то со временем послушник получает весь духовный опыт своего старца, как духовное наследие милости Божией.

 

О добрых и недобрых людях

 

Лучше помочь одному челове­ку, который хочет быть добрым, чем тысяче людей, которые хотят получше устроиться в этом мире.

 

Каким бы добрым человек ни казался, но если он не во Христе, его доброта - только маска, скры­вающая душевную одержимость злом.

 

Когда негодяи наказывают него­дяев, именно тогда добро побежда­ет, потому что добрые никого не наказывают.

 

Добрые никогда не мстят, они только воздерживаются от греха, ибо грех всегда наказывает сам себя.

 

О болезнях и внезапной смерти

 

Если человек привязан к самому себе и к земным удовольствиям и не желает оставить свои привязанно­сти, к нему приходят долгие и с тру­дом излечиваемые болезни.

 

Если человек сильно привязан к миру и к близким, как следствие, его настигает внезапная смерть.

 

Во всех случаях Божественная благодать - лучшее лекарство для души, а милость Божия - лучшее укрепление для тела.

 

О молчании и беседах

 

Если любишь молчать, молчи со смыслом; пребывай в памяти Божией и всех людей носи в своем сердце.

 

Если любишь говорить, говори искусно, как искусный певец не сби­вается с ноты, так и ты не теряй в беседах самую нужную ноту - ноту добра.

 

ГЛАВА 5

 

От чего оживает душа

 

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

 

От чего оживает душа

 

Душа оживает от чистоты: посмо­три на лица детей, ты тоже был когда-то таким же.

 

От чего умирает душа

 

Душа умирает от денег; посмотри на лица богачей, этого достаточно.

 

Без мира душевного

 

Без мира душевного ничего не достигнешь, а то, что удастся вырвать у жизни силой, становится ядом, убивающим душу.

 

Пока не судишь о том и о сем, живешь в мире души; как только пустишься в суждения, приходится потом долго укорять себя.

 

Если не согласовывать жизнь с миром своей души, она начнет жить без тебя; ибо ты сам утратил и жизнь, и душу.

 

Храни мир души, и он сохранит тебя во всех опасностях.

 

Чем прогоняется радость

 

Радость прогоняется: желанием настоять на своем, суетой и ленью.

 

Чем приобретается радость

 

Радость приобретается: желани­ем послужить ближним, тихостью души и молитвой.

 

Что обещает мир

 

Что обещает мир?.. Деньги. А что дает?.. Болезни.

 

Из-за денег не видно людей: если хочешь, чтобы в тебе увидели чело­века, оставь деньги.

 

Если не стремиться к деньгам, в миру нечего делать, если оставить похоть, на земле нечего искать.

 

Тот, кто приобрел много денег, не может не понимать, что он про­дал за них душу.

 

Когда всё рушится

 

Только тогда, когда все рушит­ся, выявляется истинная доброта и цена каждого человека.

 

Только в предельных испытани­ях выявляются искусные души и закаляются стойкие сердца.

 

Всякое объединение должно потерпеть крах, чтобы обнару­жилось неразрушимое Добро и неуничтожимая Любовь в тех серд­цах, которые сохранят их в себе.

 

Как ум возвращается в сердце

 

Как пьяный человек не может сто­ять на одном месте, так и ум, опья­ненный помыслами, желаниями и страстями, не может пребывать в сердце.

 

Как человек, протрезвев, возвра­щается домой, так ум, протрезвев от опьяненности миром и привя­занностями, возвращается в сердце и неисходно водворяется в нем.

 

Ум, очищенный долговремен­ной непрестанной молитвой, сам утверждается в сердце и в нем нахо­дит место своего упокоения и пре­бывания со Христом.

 

Что бы не происходило в уме

 

Что бы сейчас ни происходило в твоем уме, оставь это полностью, возьмись за молитву; читай с молит­вой, трудись с молитвой, отдыхай с молитвой.

 

Если овладеть молитвой смогло неисчислимое количество людей до нас, это сможем сделать и мы, ибо это самое лучшее приобретение в жизни, которое мы можем завещать другим.

 

Сколько ни говорить слово «хал­ва», слаще не станет, и только молит­ве, часто повторяемой с глубокой искренностью, присуще даровать сердцу истинную духовную сла­дость, избавление от страхов и опа­сений и подлинное Спасение от греха.

 

Тот, кто влавствует над людьми

 

Тот, кто властвует над людьми силой, не умен; тот, кто умен, навле­кает на себя проклятия людей; тот, кто заботится о спасении людей, добр и разумен и поэтому спасается сам молитвами любящих его.

 

Тот, кто властвует над людь­ми, не может властвовать над сво­им сердцем; тот, кто властвует над своим сердцем, никогда не руководит людьми, он помогает им стать добрыми.

 

Тот, кто держит людей в страхе, убивает сам себя; тот, кто помога­ет им стоять в добре, очищает свое сердце.

 

Не страшись браней

 

Не страшись мысленных браней; в них закаляется твое сердце и обу­чается стоять в Евангельских запо­ведях; закаленное в бранях сердце становится отважным и обретает молитву, а сердце, обретшее молит­ву, быстро приходит к Спасению.

 

Тот, кто отважен и решителен от рождения, быстро обретает благо­ дать, если не забывает о смирении; тот, кто преодолел свою трусость и робость, обретает двойную благо­дать, если хранит решимость в своем сердце.

 

Решительному, чтобы спастись, нужно разрушить все бастионы мысленного врага, а нерешитель­ному - всего лишь свою робость.

 

О ненависти

 

Ненавидеть хотя бы одного чело­века и думать, что живешь по Еван­гелию, - ошибка.

 

Ненавидеть какую-либо нацию или народ и думать, что это и есть Православие, - ошибка.

Ненавидеть хотя бы одного че­ловека - значит ненавидеть весь мир.

 

О неприязни

 

Иметь неприязнь хотя бы к од­ному из учеников своего духовного отца и думать, что сам являешься учеником, - ошибка.

 

Неприязненно относиться к уче­никам своего старца и думать, что любишь его всем сердцем, - ошибка.

 

Иметь неприязнь хотя бы к одно­му из последователей своего духов­ного отца - значит самому стать, в конце концов, предателем своего старца.

 

О борьбе

 

Бороться хотя бы с одним чело­веком, считая его своим врагом, значит, стать злее своего врага.

 

Бороться с врагами Правосла­вия - значит самому стать его вра­гом и врагом Евангелия.

 

Никогда еще не было так, чтобы тот, кто боролся с людьми или наци­ями за свою веру, стал добрым и сми­ренным.

 

За веру не борются, борются за святость и чистоту сердца; если вера истинна, она сумеет постоять за себя.

 

Рядом с тем, кто борется за свя­тость, стоит Христос, рядом с тем, кто борется за веру, - диавол.

 

Самая лучшая борьба - стяжать святость и обрести во Христе чистоту сердца и смирение; именно такая вера сокрушает всех врагов и остается вовеки непобедимой для любых происков и злоухищрений.

 

ГЛАВА 6

 

Сердце мирское и духовное

 

«Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?».

 

Сердце мирское и духовное

 

Сердце, полностью порабощен­ное мирскими устремлениями и не желающее выйти из суеты мира сего, - это мирское сердце.

 

Сердце, отвергнувшее безплодную мысленную суету и кружение в мире сем, целиком прилепившееся к Богу и избравшее Его единствен­ным прибежищем и опорой, есть духовное сердце.

 

Внимание и молитва

 

Внимание, обращенное в серд­це, где совершается непрестанная молитва, приводит к Спасению.

 

Внимание, направленное в мир, приводит к забвению молитвы и делает сердце отстойником дурных помыслов, желаний и страстей.

 

Думать и молиться

 

Если думать и думать только о мире, погибнешь под его обломка­ми, и он с готовностью похоронит тебя, как он сделал это со всеми сво­ими почитателями.

 

Если молиться неустанно и сде­лать молитву сутью своей жизни, станешь свободен от мира сего и соединишься со Христом, еще живя на земле.

 

Блуждание и просвещение

 

Размышления - это блуждание по безконечным лабиринтам безплодных и безблагодатных идей и пред­ставлений, ибо не имеет ничего общего с духовной жизнью.

 

Молитва - это единственные узкие врата, выводящие душу из заблуждений и тупиков мира сего и просвещение сердца неизреченной благодатью милости Божией.

 

Мечтания и память Божия

 

Мечтания - это нисхождение души во ад по ступеням обманчи­вых помыслов: их первая ступень - якобы «добрые» представления, вторая ступень - якобы «нейтраль­ные» помышления и третья ступень - откровенно безблагодатные и уби­вающие душу дурные помыслы.

 

Мечтания - это прямой сговор с бесами, прельщающими ум обман­чивыми «утешениями».

 

Память Божия - это восхождение души к Престолу Божию в сияю­щий мир Божественной благодати по ступеням святого отречения: его первая ступень - отречение от мира, дающее душе возможность безпрестанно молиться; вторая ступень - отречение от помыслов, желаний и страстей, открывающее душе возможность чистой молит­вы; и третья ступень - отречение от самого себя или от своего эго­изма, благодаря такому отречению в сердце вселяется непрестанная память Божия - неизреченная бла­годатная молитва.

 

Память Божия - это совершен­ное и всецелое осияние души нетварным светом непрерывного присутствия Божия - Пресвятой Троицы.

 

О рождении и боли

 

Чтобы прийти к Богу, нужно уме­реть душой и родиться духовно, но и умирание и рождение происходят через предельную боль души.

 

Кто решится пройти через такую боль, тот возродится в Боге веч­но живым и никогда не гибнущим новым существом.

 

Вся история человечества - это ожидание и воспринятие Богом новорожденных существ, прошед­ших через боль тленного бытия и родившихся для Вечности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.04 с.)