Исследование качества работы центра занятости НГУЭУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование качества работы центра занятости НГУЭУ



 

Главным связующим звеном между выпускниками туристского бизнеса и работодателем – является центр занятости в вузах, поэтому совершенствование работы центров занятости имеет высокую значимость для вузов в повышении своего имиджа. Центры занятости являются надежными помощниками туристских предприятий в поиске компетентных сотрудников, а для студентов – определенной гарантией трудоустройства по выбранной специальности.

В НГУЭУ вопросами трудоустройства занимается центр занятости, созданный в рамках Инновационной образовательной программы с целью укрепления конкурентных позиций вуза на рынке образовательных услуг. Однако основную работу по содействию в трудоустройстве выпускников проводит кафедра «Туризма, гостеприимства и курортного дела», реализуя практически весь перечень условий, представленных в таблице 2.5.

Центр занятости НГУЭУ создан по приказу ректора НГУЭУ 4 мая 2010 года в рамках программы Министерства образования РФ «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования».

Основная цель деятельности Центра — содействие трудоустройству выпускников НГУЭУ. Информация о деятельности центра занятости вузов была взята в результате личного общения с профкосультантами центров.

Направления деятельности центра следующие:

1.Информационное:

- осуществляет информирование студентов и выпускников о мероприятиях Центра и компаний-партнеров, связанных с трудоустройством студентов и выпускников НГУЭУ;

- информирует студентов и выпускников о стажировках, практиках и вакансиях компаний-партнеров НГУЭУ;

- знакомит студентов НГУЭУ с состоянием рынка труда региона, а также с особенностями трудоустройства выпускников НГУЭУ;

- НГУЭУ информирует студентов и выпускников НГУЭУ с правилами и принципами поиска работы, написания резюме, прохождения собеседования и т. д.

В качестве каналов информирования ЦСТВ использует сайт НГУЭУ, газету НГУЭУ «Наша Академия», рассылку e-mail-сообщений, информационные стенды в 3-м и 2-м корпусах

2.Аналитическое:

- собирает и анализирует данные о состоянии рынка труда региона, структуре вакансий и предложения на рынке;

- осуществляет мониторинг трудоустройства выпускников НГУЭУ, мониторинг карьерных ожиданий студентов НГУЭУ;

- собирает и анализирует данные об успешных проектах, осуществленных в сфере содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования с целью внедрения опыта в собственную деятельность

3.Организационно-событийное:

- организует тренинги, семинары и мастер-классы по написани резюме, прохождения собеседования и другим аспектам поиска работы;

- проводит мастер-классы и встречи с представителями известных компаний-работодателей региона;

- проводит индивидуальные и групповые консультации студентов и выпуснкиков НГУЭУ по вопросам поиска работы;

- организует компьютерные профориентационные тестирования студентов и выпускников вуза.

4.Административное:

- осуществляет сбор и анализ информации для предоставления отчетных данных в различные управленческие структуры;

- осуществляет координационные действия со структурными подразделениями НГУЭУ по вопросам содействия трудоустройству выпускников вуза.

5.Представительское:

- представляет интересы НГУЭУ на мероприятиях различного уровня, посвященных проблемам трудоустройства студентов и выпускников учреждений профессионального образования.

Центр занятости НГУЭУ проводит мероприятия для студентов и выпускников по их будущему трудоустройству (Таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 – Примеры мероприятий, проводимых центром занятости НГУЭУ

Название мероприятия Содержание
Международная стипендиальная программа «Стажировки в университетах Италии» Предлагают помощь в участии программы сроком на 3, 6 или 9 месяцев с целью укрепления международного сотрудничества в области культуры, а также знаний об итальянской культуре и науке.
Конкурс для студентов от Сбербанка По итогам определяются победители, которые получат денежные призы и зачисляются во внешний кадровый резерв Сбербанка с возможностью дальнейшего трудоустройства.
Мастер-классы от ВТБ24 Организует совместно с банком ВТБ24 встречу студентов с экспертами банка, среди которых заместители управляющего, начальники отделов, директора дополнительных офисов ВТБ24
Посещение Новосибирского областного суда второкурсниками юридического факультета НГУЭУ в рамках проекта «Школа правосудия» Организация встречи с работниками областного суда, включающей экскурсию по зданию суда и позволившей студентам узнать больше о работе судей
Продолжение таблицы 2.4
«Ярмарке вакансий онлайн» Помощь в участии ярмарки вакансий, организуемой 5 городами России (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Томска) на виртуальных стендах
Городская ярмарка вакансий Информирование о проведении ярмарки вакансий IT-компаниями, крупными банками, компаниями производственной сферы, торговли, общественного питания, страхования и др.
Лекция «Интернациональный проект-менеджмент Организация лекции, проводимой профессором Университета прикладных наук и искусств г.Кобурга (Германия) Эдуардом Герхардтом для студентов 2-го и 3-го курсов экономического факультета
Аукцион выпускников Информирование о ярмарке вакансий, представляющую собой самопрезентацию участников и собеседование выпускников с работодателями, представляющими банковскую сферу и государственные предприятия федерального значения.
Вакансии от ОАО «Сибиар» Содействие в установлению контактов и написанию резюме в ОАО «Сибиар»
В Китай за опытом Информирование о стажировке в Китай, проводимой Центром международных образовательных программ НГУЭУ

 

Из таблицы можно сделать вывод, что центр занятости НГУЭУ в установлении контактов между работодателем и студентом, в основном, играет только посредническую роль.

Центр занятости НГУЭУ принимает участие в организации мастер-классов, лекций и встреч с работодателями, в большинстве случаев информируя на сайте вуза о предстоящих мероприятиях. Сами мероприятия чаще нацелены на студентов экономической специальности.

Чтобы рассмотреть, как работа центра занятости НГУЭУ проходит со студентами туристской направленности, была составлена таблица. Для сбора материала был проведен опрос студентов и выпускников туристской направленности НГУЭУ. Результаты деятельности центра по специальности «Туризм» сильно отличаются от общего объема работы отдела.

По результатам таблицы можно сделать вывод, что работы, проводимой центрами занятости НГУЭУ со студентами и выпускниками туристкой направленности, как таковой нет.

Таблица 2.5 – Работа, проводящаяся со студентами и выпускниками туристской направленности города Новосибирска

Проводимые работы Оценка
Информационные - информирование студентов и выпускников о мероприятиях центра и компаний-партнеров, связанных с трудоустройством;  
- информирует студентов и выпускников о стажировках, практиках и вакансиях компаний-партнеров;  
- знакомство с состоянием рынка труда региона, а также с особенностями трудоустройства выпускников;  
- информирование с правилами и принципами поиска работы, написания резюме, прохождения собеседования.  
Итого:  
Аналитические - сбор и анализ данных о состоянии рынка труда региона, структуре вакансий и предложения на рынке;  
- осуществление мониторинга трудоустройства выпускников;  
- осуществление мониторинга карьерных ожиданий студентов;  
- сбор и анализ данных об успешных проектах, осуществленных в сфере содействия трудоустройству выпускников.  
Итого:  
Организационно-событийные - организация тренингов, семинаров и мастер-классов по правилам написания резюме, прохождения собеседования и другим аспектам поиска работы;  
- проведение мастер-классов и встреч с представителями известных компаний-работодателей региона;  
- проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам поиска работы;  
- организация компьютерных профориентационных тестирований.  
Итого:  
Административные - осуществление сбора и анализа информации для предоставления отчетных данных в различные управленческие структуры;  
- осуществление координационных действий со структурными подразделениями НГУЭУ по вопросам содействия трудоустройству.  
Итого:  
  Итого по всей таблице:  

 

Организационно-событийные мероприятия не распространяются на обучающихся, ведется только сбор данных по трудоустройству выпускников.

Проблема эта связана с тем, что центры занятости работают в основном по заявкам, с которыми к ним обращаются студенты и выпускники, а, поскольку почти весь перечень обязанностей профконсультантов центров реализует кафедра «Туризма, гостеприимства и курортного дела», предоставляя тем самым своим студентам места прохождения практик и работы, обращений учащихся туристской направленности в центры минимально. Работа кафедры Туризма, гостеприимства и курортного дела (ТГиКД) была проанализирована и представлена в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 - Работа, проводящаяся со студентами и выпускниками кафедрой «Туризма, гостеприимства и курортного дела»

Проводимые работы Оценка
Информационные - информирование студентов и выпускников о мероприятиях, связанных с трудоустройством;  
- информирует студентов и выпускников о стажировках, практиках и вакансиях компаний-партнеров;  
- знакомство с состоянием рынка труда региона, а также с особенностями трудоустройства выпускников;  
- информирование с правилами и принципами поиска работы, написания резюме, прохождения собеседования.  
Итого:  
Аналитические - сбор и анализ данных о состоянии рынка труда региона, структуре вакансий и предложения на рынке;  
- осуществление мониторинга трудоустройства выпускников;  
- осуществление мониторинга карьерных ожиданий студентов;  
- сбор и анализ данных об успешных проектах, осуществленных в сфере содействия трудоустройству выпускников.  
Итого:  
Организационно-событийные - организация тренингов, семинаров и мастер-классов по правилам написания резюме, прохождения собеседования и другим аспектам поиска работы;  
- проведение мастер-классов и встреч с представителями известных компаний-работодателей региона;  
- проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам поиска работы;  
- организация компьютерных профориентационных тестирований.  
- организация и проведение встреч и семинаров с иностранными партнерами, с мэром города;  
- участие в студенческих фестивалях (Интерра 2013, Tez Tour);  
- участие в экспертных сессиях;  
- организация Круглого стола;  
- организация Международных конференций с привлечением компаний-партнеров;  
- организация и участие в научно-практических конференциях;  
- организация и участие в научно-практических конференциях с иностранными партнерами на англ.яз;  
- участие в международных экспертных сессиях;  
- участие студентов в туристских олимпиадах, спартакиадах;  
- участие в Днях карьеры;  
- участие в Турфестах;  
Итого:  
Административные - сбор и анализа информации для предоставления отчетных данных в различные управленческие структуры;  
- координационные действия со структурными подразделениями НГУЭУ по вопросам содействия трудоустройству.  
Итого:  
Трудоустройство, практика и стажировки - трудоустройство выпускников в крупных фирмах туризма и гостиничного дела;  
- организация учебной практики для студентов в крупных фирмах туризма и гостиничного дела в городе и области (Алтай);
- организация производственной практики для студентов в крупных фирмах туризма и гостиничного дела в городе и области (Алтай);
- организация учебной преддипломной практики для студентов в крупных фирмах туризма и гостиничного дела в городе и области (Алтай);
- организация стажировок за рубежом (Турция, Греция, Вьетнам)
- организация курсов за рубежом;
- сотрудничество с фирмами по образованию за рубежом (ДжейЭндЭс)
  Итого:  
  Итого по всей таблице:  

 

По результатам таблицы можно сделать вывод, что, несмотря на то, что кафедра ТГиКД не наделена правами и обязанностями НГУЭУ по трудоустройству выпускников, показатели проводимой работы со студентами и выпускниками в процессе трудоустройства в 3 раза превышает показатели работы центров занятости в этой же области. Благодаря широкому спектру организационно-событийных мероприятий и мероприятий по трудоустройству и предоставлению практики, студенты и выпускники имеют возможность найти работу гораздо раньше, чем в этом у них возникнет необходимость.

В итоге, было выявлено, что центры трудоустройства студентов вузов туристской направленности, а, в частности, НГУЭУ, действует неэффективно и практически не проводят работ со студентами. В какой-то степени, это служит причиной возникновения у студентов по туризму проблем с устройством на работу. В НГУЭУ высокий показатель трудоустройства обеспечивает активное содействие кафедры «Туризма, гостеприимства и курортного дела» в предоставлении рабочих мест и возможности прохождения практики и стажировки выпускникам и студентам. Центры занятости в основном ориентированы на работу с заявками, с которыми к ним обращаются студенты и выпускники, но в связи с низкой информативностью обучающихся о наличие такого центра, не все могут воспользоваться их помощью. А, поскольку, не во всех вузах кафедры по туризму имеют все необходимые условия в содействии учащимся трудоустройства и предоставлении практики, у многих выпускников туризма возникают проблемы с поиском работы.

Центры содействия трудоустройству должны не просто являться дополнительной возможностью в процессе поиска работы для студентов, а стать надежным помощником в подготовке учащихся к трудоустройству и адаптации к рабочему процессу. Чего на данном этапе проведения деятельности центров с уверенностью сказать нельзя.

 

Выводы по главе

1.Возможности вузов в содействии трудоустройству выпускников ограничены. Самостоятельно вуз не может обеспечить студентов рабочими местами и практикой, а работодатели не оказывают в этом особой помощи, хотя спрос на молодых специалистов у них есть. Поэтому, центры занятости должны стать коммуникационной площадкой для участников процесса трудоустройства. Они должны быть посредником между вузом, работодателем и студентом, устанавливающим и поддерживающим контакты между участниками. Вести активное сотрудничество с работодателями, определяя их требования к подготовке выпускников и вместе корректировать план учебного процесса. Со студентами вести продолжительную консультативную работу по определению их приоритетов и соответствия поставленным работодателями требованиям. Тогда будет налажен контакт работодателей и выпускников, а так же взаимодействие между вузами и производством, повысит адекватность рынка образовательных услуг рынку труда и определит стратегию вуза в отношении выпуска специалистов.

2. Выяснилось, что деятельность центров занятости города Новосибирска действует на достаточно высоком уровне. Центр содействия трудоустройству выпускников в НГУЭУ в стране занимает 6 место среди остальных центров при вузах, что само за себя говорит о качестве деятельности работников отдела. Но как показал результат возможностей трудоустройства выпускников туристских специальностей, только 6% обратились за помощью и 2% смогли трудоустроиться с помощью центра занятости. Это говорит о том, что по направлению «Туризм» центры занятости действуют не эффективно. Более того, основную работу по содействию в трудоустройстве выпускников проводит кафедра «Туризма, гостеприимства и курортного дела», реализуя практически весь перечень условий, представленных в таблице 2.4. и 2.5.

3. Было выявлено, что центры трудоустройства студентов вузов туристской направленности, а, в частности, НГУЭУ, действует неэффективно и практически не проводят работ со студентами. В какой-то степени, это служит причиной возникновения у студентов по туризму проблем с устройством на работу. В НГУЭУ высокий показатель трудоустройства обеспечивает активное содействие кафедры «Туризма, гостеприимства и курортного дела» в предоставлении рабочих мест и возможности прохождения практики и стажировки выпускникам и студентам. Центры занятости в основном ориентированы на работу с заявками, с которыми к ним обращаются студенты и выпускники, но в связи с низкой информативностью обучающихся о наличии такого центра, не все могут воспользоваться их помощью. Не во всех вузах кафедры по туризму содействуют трудоустройству и потому у многих выпускников туризма возникают проблемы с поиском работы.

Центры содействия трудоустройству должны не просто являться дополнительной возможностью в процессе поиска работы для студентов, а стать надежным помощником в подготовке учащихся к трудоустройству и адаптации к рабочему процессу.

Рекомендации по совершенствованию трудоустройства выпускников вузов города Новосибирск туристской направленности

Рекомендации по совершенствованию деятельности центров занятости НГУЭУ

 

В ходе исследования было выявлено, что совместная работа участников процесса трудоустройства – работодатель, студент, вуз - в городе Новосибирске проводится не на должном уровне. Опросы, собеседования, личное общение, использование интернет-ресурсов, позволило иметь информацию для разработки рекомендаций, внедрение которых позволят выпускникам трудоустроиться после окончания вуза, работодателям иметь сотрудника, который будет качественно выполнять порученную ему работу, а вузам – совершенствоваться. Для совершенствования взаимодействия трех элементов системы, представленной на рисунке 1.1, мы разработали комплекс мероприятий, которые способствуют улучшению работы всех трех участников процесса, а, вследствие чего, и показателя трудоустройства выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска.

Исходя из рисунка 1.1, можно выявить шесть типов взаимодействия между участниками сотрудничества в процессе трудоустройства выпускников вузов.

1. Тип взаимодействия вуз – работодатель. Основополагающим процесса трудоустройства выпускников является активное сотрудничество вузов, выпускающих молодых специалистов сферы туристского бизнеса с работодателями туристских предприятий. Для этого, со стороны вуза ожидаются следующие действия:

- уточнения информации о наличии свободных рабочих мест;

- организации презентаций (собеседований), ярмарок вакансий;

- презентация учебных заведений и профессий;

- организация мероприятий по совершенствованию содержания обучения и контролю его результатов;

- взаимодействие центров занятости с работодателями в процессе трудоустройства выпускников;

- подготовки кадров в соответствии с требованиями работодателей.

2. Тип взаимодействия работодатель – вуз. Для результативного взаимодействия высшего учебного заведения и представителей туристского бизнеса в процессе трудоустройства выпускников, необходима активная деятельность и со стороны работодателей. Для этого работодатели, в свою очередь, могут:

- информировать вузы, с которыми ведут сотрудничество о деятельности своей организации;

- предоставлять возможность прохождения учебной, производственной и преддипломной практики студентов;

- предоставлять рабочие места для выпускников, окончивших вуз;

- организовывать презентации компаний-работодателей, проводимых в вузах в форматах: открытые лекции, мастер-классы и т.п.;

- взаимодействовать с центрами занятости вузов в трудоустройстве выпускников;

- организация экскурсий на предприятии для обучающихся в вузах студентов;

- участвовать в образовательном процессе студентов, что включает взаимодействие с центрами занятости в составлении учебных программ для обучающихся, программ прохождения практик, преподавание;

- содействовать в организации конкурсов для студентов (бизнес-кейс).

3. Тип взаимодействия вуз – выпускник. Совместная деятельность центров занятости и работодателей нацелена на конечный результат - трудоустройство выпускников. Вузы с учрежденными в них центрами занятости, могут принимать в этом непосредственное участие.

- обеспечивать студентов максимально полной информацией о вакансиях, стажировках, требованиях работодателей;

- проводить мониторинг трудоустройства выпускников;

- вести подготовку студентов к выходу на рынок труда;

- проводить консультации и разрабатывать HR-стратегии (правила, цели, задачи работы с выпускниками);

- организовывать в вузах дни карьеры;

- способствовать установлению контактов с работодателями.

4. Тип взаимодействия работодатель – выпускник. Несмотря на то, что центр занятости вуза активно участвует в процессе трудоустройства студентов и выпускников, работодатели так же могут быть привлечены к работе с учащимися. В содействии трудоустройства выпускников, работодатель может организовывать следующие мероприятия:

- активное взаимодействие с абитуриентами по заключению контрактов на обучение;

- установление и поддержание личного контакта;

- проведение конкурсов-соревнований (бизнес-кейс);

- организация встреч и семинаров;

- проведение мастер-классов в процессе обучения;

- проведение ознакомительных экскурсий на предприятии.

5. Тип взаимодействия выпускник – вуз. Для своего успешного трудоустройства, выпускники должны проявлять заинтересованность, как в процессе обучения, так и по окончании вуза. Для этого со стороны студентов требуется следующее:

- проявление мотивации к учебе;

- активная общественная деятельность;

- участие в научно-практической деятельности;

- составление проектов, пополнение своего портфолио.

6. Тип взаимодействия выпускник – работодатель. Для своего успешного трудоустройства, выпускники должны активно взаимодействовать с работодателями. Для этого со стороны студентов требуется следующее:

- участие в ярмарках вакансий, организуемых работодателями совместно с центрами занятости;

- проявлять стремление к учебе и мотивацию к работе;

- стремление к дальнейшему самообразованию;

- проявление активности в позиционировании себя на рынке труда.

Вышеперечисленные типы взаимодействия, участвующих в процессе трудоустройства элементов, являются эффективными методами сотрудничества. Рассматривая деятельность работодателей, вузов и студентов туристской направленности города Новосибирска по трудоустройству выпускников, было выявлено, что их взаимная работа проходит не на должном уровне. Для их эффективного сотрудничества необходимо наличие скоординированного посредника, которым является центр занятости вузов. Исследование показало, что в городе Новосибирске центры содействия трудоустройству выпускников туристской направленности работают не так эффективно, как по другим специальностям.

Для улучшения работы центра занятости НГУЭУ, которые могли бы стать фундаментальной основой всего процесса трудоустройства, были разработаны предложения и рекомендации.

В первую очередь, центру занятости НГУЭУ следует изменить приоритеты и начать взаимодействовать не только с теми студентами, которые обратились в центр занятости, но и вести активную работу со всеми учащимися. Для этого еще с первого курса необходимо проинформировать студентов о наличие такого центра в структуре вуза, провести семинар на предмет выполняемых центров функций, чтобы обучающиеся с первого года обучения знали, что в последующем они могут обратиться в центр занятости при возникших проблемах с трудоустройством, и быть уверенными в своем будущем. Подобная встреча должна проходить в течение учебного процесса, то есть быть обязательно для посещения, а не по желанию. В таком случае большее количество студентов будет знать о наличие центра занятости в вузе.

Следующим предложением по улучшению работы центра занятости НГЭУЭ делает акцент на исправлении низкой информативности студентов и выпускников касательно мероприятиях, связанных с трудоустройством, стажировками, практиками и вакансиями компаний-партнеров; о с состоянии рынка труда региона. Электронный сайт, как показывает а, не эффективно справляется с данной проблемой, поскольку не все студенты имеют необходимость посещать ресурс, из-за чего большой объем информации, касающийся трудоустройства, проходит мимо них. Бумажные носители при всей развитости компьютерных технологий еще не изжили себя, поэтому правильно было бы работникам центра занятости размещать флаеры и рекламу в студенческих газетах, на кафедрах и в деканатах. Оставлять информацию в специализированных аудиториях по туризму, где студенты наверняка смогут ознакомиться с ее содержимым.

Очень важным моментом в подготовке выпускников к трудоустройству является организация и проведение тренингов и мастер-классов по правилам написания резюме, прохождения собеседования и другим аспектам поиска работы. Такие семинары должны быть включены в образовательную программу, считающейся обязательной для каждого студента. Прохождение такого мастер-класса должно отмечаться в Дневнике практики студентов. Тренинг должен проводиться специалистом на третьем году обучения, когда вопрос о трудоустройстве студентов становится более актуальным. Для более эффективного взаимодействия центров занятости со студентами, можно назначить отдельных специалистов, которые будут работать с обучающимися по разным специальностям. Это способствует развитию у профконсультантов центра определенных глубоких знаний, осведомленности в одной конкретной сфере, что значительно улучшит качество работы со студентами и выпускниками.

Центр занятости должен способствовать установлению контактов студентов с потенциальными работодателями. Не требует определенных усилий организация встреч и бесед учащихся с руководителями предприятия. Беседы могут проводиться на актуальные темы бизнеса, это могут быть лекции об особенностях рынка труда сферы услуг, деловые игры. На таких встречах работодатель может провести презентацию своего предприятия в целях привлечь молодых специалистов на работу. Более масштабными мероприятиями по работе со студентами и работодателями, может быть организация Дней карьеры и Ярмарок вакансий на территории вуза. Привлекаться к такому мероприятию будут только студенты НГУЭУ по смежным специальностям и руководители предприятий в похожих областях. Одним словом, тематика ярмарки должна быть одна для более качественного ее проведения.

В ходе исследования, было выделено семь основных проблем, которые препятствуют успешному трудоустройству выпускников вузов туристской направленности города Новосибирска. Рекомендации по их решению представлены в Приложении В.

Таким образом, были предложены рекомендации по совершенствованию работы центра занятости НГУЭУ. В первую очередь, было рекомендовано центру вести активную работу со всеми учащимися еще с первого курса, информируя студентов о наличие центра в структуре вуза. Тогда обучающиеся с первого года обучения будут знать, что в последующем они могут обратиться в центр занятости при возникших проблемах с трудоустройством, и быть уверенными в своем будущем. Чтобы исправить ситуацию с низкой информативностью студентов и выпускников касательно мероприятий, связанных с трудоустройством, было предложено работникам центра занятости размещать флаеры и рекламу в студенческих газетах, на кафедрах и в деканатах. Оставлять информацию в специализированных аудиториях по туризму, где студенты наверняка смогут ознакомиться с ее содержимым.

Проведение тренингов и мастер-классов по разным аспектам поиска работы, было предложено включить в образовательную программу, считающейся обязательной для каждого студента, прохождение которого должно отмечаться в Дневнике практики студентов. Для большей эффективности работы центров занятости со студентами можно назначить отдельных специалистов, которые будут работать с обучающимися по разным специальностям. Это способствует развитию у профконсультантов центра определенных глубоких знаний, осведомленности в одной конкретной сфере, что значительно улучшит качество работы со студентами и выпускниками. Для установления контактов работодателей и студентов, следует проводить больше семинаров и встреч, на актуальные темы бизнеса, об особенностях рынка труда сферы услуг, по проведению деловых игр. Более масштабными мероприятиями могут выступить Дни карьеры и Ярмарки вакансий, проводимые на территории вуза.

 

Рекомендации и пожелания по взаимодействию участников процесса трудоустройства выпускников туристской направленности

 

В связи с введением нового государственного стандарта в образовании и переходом на компетентностную модель обучения, изменяется стратегия НГУЭУ по обеспечению выпускников профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям рынка труда. В этой связи необходимо увеличение качественных контактов вуз-работодатель, внедрение новых форм взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества в рамках учебного процесса. В целях повышения эффективности взаимодействия с предприятиями-работодателями выпускающим кафедрам вуза целесообразно разрабатывать взаимовыгодные программы сотрудничества и заключать соответствующие договоры. Одним из таких видов сотрудничества является направление студента на прохождение учебной, производственной и преддипломной практик.

Зачастую студенту довольно трудно найти для себя подходящее место для практики, а кафедра не всегда может удовлетворить все пожелания учащихся. Предлагается для студентов НГУЭУ специальностей «Туризм» и «Гостиничное дело» приглашать на встречу ведущие компании сферы услуг, как это делает центр трудоустройства НГТУ. Это ежегодно мероприятие проходит под названием «Практик-Брейк», нацеленное на помощь студентам различных специальностей в поисках места для прохождения учебной, производственной и преддипломной практик. «Практик-Брейк» - это мероприятие подразумевающее встречу ведущих компаний и студентов вузов, заинтересованных в прохождении практики, либо работе на предприятии.

Организатором данного мероприятия выступит посредник между ВУЗом и работодателями – Центр трудоустройства НГУЭУ. Предполагаемое место проведения – спортивный зал главного корпуса или актовый зал второго корпуса НГУЭУ, продолжительность – одна пара, время проведения – март (заблаговременно до начала периода прохождения учебной и производственной практик), участники – туристические фирмы, гостиницы и отели, рынок сервисных услуг, где требуется регулярное обновление кадров. По степени открытости такая ярмарка будет открытой, то есть в нее будут привлекаться учащиеся как того вуза, на территории которого будет проходить мероприятия, так и других вузов туристской направленности.

Среди студентов вузов заранее будет проводиться опрос с целью отбора тех, кто действительно хочет принять участие в подобном мероприятии. Это снизит количество посетителей, которые пришли на ярмарку только чтобы «посмотреть». Для большей результативности в Ярмарке вакансий должны участвовать те, кто серьезно заинтересован в поиске работы или работника.

Формат мероприятия приближен к формату ярмарки вакансий. Компании-участники располагаются за стендами, на которых они размещают любую рекламную информацию о себе. Студенты смогут свободно пообщаться с представителями компаний, узнать всю интересующую их информацию, записаться на прохождение практики, а работодатели не только выбрать себе практикантов, но и презентовать свою компанию будущим специалистам. Такому мероприятию следует отвести по времени половину рабочего дня, чтобы участники выставки могли подольше и поближе познакомиться друг с другом, установить контакты и договориться о дальнейшем сотрудничестве.

Для учащихся на последнем курсе актуальным является вопрос поиска преддипломной практики и конкретно – работодателя, заинтересованного в молодом практиканте, который сможет выявить проблему организации, предложить пути ее решения и написать дипломную работу. В связи с особенностью организации преддипломной практики, было предложено для студентов последнего курса обучения устраивать отдельное собрание, в котором будут принимать участие компании-представители сферы услуг, заинтересованные в молодых специалистах и готовые в будущем принять выпускника к себе на работу на постоянной основе. Такую встречу целесообразно проводить в декабре месяце, заблаговременно до начала преддипломной практики.

Во время обучения будущей профессии в университете студенту важно не только получить качественную теоретическую подготовку, но и быть подготовленным применять полученные знания практически. Результативными в подготовке специалистов являются такие мероприятия как экскурсии на предприятия. Специфика работы специалиста в сфере туризма и гостиничного дела, конечно, не предполагает умения работать со сложным техническим оборудованием, на производстве, но актуальной представляется возможность своими глазами посмотреть на процесс работы крупного сервисного предприятия. Так за время обучения специалиста по туризму, кафедре совместно с центром трудоустройства необходимо организовать как минимум три профильных экскурсии – на предприятие туристского бизнеса, гостиничного дела и ресторанного бизнеса. Экскурсии на предприятия сервиса могут организовываться при желании учащихся. Экскурсию должен проводить непосредственно представитель фирмы, при этом форма проведения предполагается гибкой и выбирается при взаимной согласованности компании и кафедры. Экскурсия должна проводится в учебное время, что сделает участие в ней обязательным для всех обучающих. Длительность экскурсии составит два академических часа. После проведения экскурсии, обучающиеся должны будут составить письменное эссе в соответствии с темой экскурсии. В процессе экскурсии сотрудниками предприятия могут проводиться мастер-классы, например, по бронированию туристского продукта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.082 с.)