Бюджетный процесс: понятие, стадии и принципы. Участники бюджетного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный процесс: понятие, стадии и принципы. Участники бюджетного процесса.



Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов государственной власти и местного самоуправления иных участников по составлению рассмотрению проектов бюджетов утверждению бюджетов их исполнению, а так же по осуществлению контроля бюджетного контроля внешней проверки рассмотрению утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК)

Бюджетный процесс – это совокупность стадий следующих последовательно друг за другом не подлежащих изменению.

Стадии бюджетного процесса периодически повторяются, образуют бюджетный цикл. Выделяют:

- стадия составления проекта бюджета

- стадия рассмотрения проекта бюджета и его утверждение

- стадия исполнения бюджета

- стадия составления, внешней проверки, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

внешняя бюджетная проверка, отчетность, бюджетный учет - нововведение бюджетного законодательства определенные ФЗ от 26.04.06.

данные определяются концепцией реформирования бюджетного процесса направленной на повышение ответственности участников бюджетного процесса и реализацию бюджетного планирования на среднесрочную перспективу.

ФЗ от 26.04.2007 определяет правило, согласно которому бюджеты должны приниматься на 3 летний период, т.е. на очередной финансовый год и плановый период на федеральном уровне. На уровне субъекта федераций и МО бюджеты могут по-прежнему планироваться на 1 год. Всеобщий экономический кризис внес корректировки согласно которым законодатель принимает федеральный бюджет на очередной финансовый год.

Бюджетному процессу свойственны принципы его осуществления.

Принципы бюджетного процесса:

- полноты отражения доходов расходов и источников финансирования бюджетного дефицита

- сбалансированности бюджета

- результативность и эффективности использования бюджетных средств

- общего покрытия расходов бюджета

- прозрачности (открытость)

- достоверности бюджетов

- адресности и целевого характера использования бюджетных средств

- подведомственности расходов

- единство бюджетной системы

- разграничение доходов, расходов, и источников финансирования местных бюджетов

- единство касс

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент РФ;

· органы законодательной (представительной) власти; Законодательные (представительные) органы,органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ и другие полномочия.

· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); Органы исполнительной власти,органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. А также они осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления и осуществляют другие полномочия. Аналогичные полномочия органы законодательной и исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

· органы денежно-кредитного регулирования;

1. Банк Россиисовместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

2. Кредитные организации могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, т. е. привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и выполнять функции Банка России в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

· органы государственного и муниципального финансового контроля; осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят их экспертизу. Также они проводят экспертизы федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, актов органов местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.

· государственные внебюджетные фонды;

· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

1. Распорядитель бюджетных средств представляет собой орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств выполняет следующие функции:

a. составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;

b. определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

c. утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

d. осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

· иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

· бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов. Бюджетное учреждение– оганизация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, также признаются бюджетными учреждениями.

41. Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Составление проекта ФБ основывается на Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-эконом. развития РФ; основных направлениях бюджетной и налоговой политики в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Проект федерального бюджета (ФБ) утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Составление проектов ФБ - исключительная прерогатива Правительства РФ. Непосредственное составление проекта ФБ осуществляет Министерство финансов РФ. Порядок и сроки составления проекта ФБ устанавливается Правительством РФ с соблюдением требований, установленных БК РФ. Так, принято и действует Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период".

Внесение Министерством финансов РФ проекта ФЗ о ФБ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проекта указанного закона в Гос. Думу. Правительство РФ рассматривает не позднее 20 августа текущего фин. года проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и вносит его не позднее 26 августа (по БК РФ – не позднее 1 октября) текущего финансового года на рассмотрение и утверждение в Гос. Думу.

Проект ФЗ о ФБ на очередной фин. год и плановый период вносится в Гос. Думу одновременно со сл. документами и материалами:

1) основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной фин. год и плановый период;

2) предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего фин. года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития РФ за текущий фин. год;

3) прогнозом социально-экономического развития РФ на очередной фин. год и плановый период;

4) оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий фин. год;

5) прогнозом основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ на очередной фин. год и плановый период;

6) пояснительной запиской к проекту указанного закона.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной фин. год и плановый период, внесенный с соблюдением требований БК РФ, в течение трех дней направляется Гос. Думой в Совет Федерации, другим субъектам права зак. инициативы, в комитеты Гос. Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Гос. Дума рассматривает проект ФЗ о ФБ на очередной фин. год и плановый период в трех чтениях. Причем в первом чтении данный законопроект рассматривается в течение 20 дней со дня его внесения в Гос. Думу Правительством РФ. В первом чтении концепция федер. бюджета, прогноз социально-эконом. развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

При утверждении в первом чтении осн. характеристик федерального бюджета Гос. Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта ФЗ о ФБ Гос. Дума может:

1) передать указанный законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Гос. Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;

2) вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Гос. Дума рассматривает проект ФБ во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.

Гос. Дума рассматривает проект ФБ в третьем чтении в течение 10 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.

В третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов ФБ. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Гос. Думой ФБ в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. А он рассматривает проект ФБ в течение 14 дней со дня представления Гос. Думой. Если законопроект одобрен Советом Федерации, то он в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения ФЗ о ФБ Президентом РФ закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. Дальнейшее рассмотрение указанного закона осуществляется в общем порядке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.240 (0.013 с.)