Происходят серьезные изменения в семейном законодательстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происходят серьезные изменения в семейном законодательстве



Нужно было построить коммунизм. Возникла демографическая ямка. Не родились дети от родителей, которых не было (во время войны много жертв). Проблемы с семьей возникли еще и потому, что считали, что она отомрет. А теперь наоборот сделали акцент на семью. Нужно было повышать численность населения. Постановление о запрещении абортов.

Брачные отношения расшатывали семейно-правовые устои. Вводятся рамки поведения. Во-первых, ограничивающее разводы: высокие пошлины: 1 развод – 50 рублей, алименты – определялись размером заработка родителя, который не живет с ребенком. Вводится уголовная ответственность за увольнение из-за беременности.

Трудовое право

Усиливается наблюдение за дисциплиной – сбои на производстве мешают, особенно если запущено конвейерное производство. Появляются государственные звания «герой социалистического труда», медаль за трудовую доблесть. В 1942 году вводится уголовная ответственность за самовольный уход с работы.

Уголовное право

Претерпевает принципиальные изменения. По источникам права: законы принимаются общесоюзные в этой отрасли. Развивается УП как общесоюзное. Конституция 1936 года устанавливает, что в общесоюзное ведение входит регламентация УП. Это сказывается и на законодательстве, хотя не было принято общесоюзного кодекса.

Общая часть. Институт аналогии. Он появляется в УК 22 года, это определенный шаг вперед по сравнению с тем, что было. Аналогия закона заменяет революционное правосознание. К середине 30-х годов потребность в этом отпадает: укрепляется государство, войн нет (преступность высока во время войны). Гибцензон, Исаев, Пиантковский выступают с предложением отменить статью аналогии в действующем законодательстве. За ее оставление выступает прокурор СССР Вышинский. В 30-е годы наказания смягчаются: тенденция к исчезновению смертной казни, уменьшению срока заключения свободы. Чтобы расправится с рецидивистами и людьми, которые не хотят работать, используется институт аналогии. Это ведет к расширению репрессий. В связи с коллективизации циркуляр о преследовании несовершеннолетних беспризорников. Преследование легких кавалеристов и пионеров должны расцениваться как факты сопротивления классового врага – рассматривать как террористический акт.

Советское УП возвращается к классическому варианту. К середине 30-х готов требуется наличие вины как основание возникновения уголовной ответственности. Необходимо разрабатывать теорию вины, говорит Вышинский. Это связано с тем, что классовое противостояние закончилось – исчезли кулаки. Общество становится социально однородным, нет социальной опасности. Чтобы возникла уголовная ответственность, необходимо было наличие вины. Есть другая сторона – неужели в обществе не осталось социально опасных лиц? Приказ наркома внутренних дел – нет преступления, если нет вины, но с другой стороны, есть опасные люди. Их надо репрессировать (1, 2 категория - расстрел или 10 лет з.с.).это предполагало операцию, в ходе которых надо было выяснить все про них, степень их опасности, опасность детей, старше 15 лет, составить списки и передать их в управление НКВД краев и областей. Они дают или не дают санкцию на арест. Эти дела оформляются на каждую арестованную и ребенка – следственные дела – на особое совещание НКВД. Оно рассматривает эти дела, причем в соответствии с п. 12 жены подлежат заключению в лагеря в зависимости от степени социальной опасности на срок 5-8 лет. Характерно максимальное расширения круга участников. Соучастие трактуется расширительно. Изменения в законодательстве перетаскивают статьи о недонесении о готовящихся контрреволюционных преступлений в раздел о контрреволюционных преступлениях.

Возраст наступления уголовной ответственности. Возраст повышается до 16 лет, преступникам это было на руку. В 1935 году постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». С 12 летнего возраста – убийство, попытка к убийству, кража и т.д. с применением всех мер уголовного наказания. Высшая мера наказания в виде смертной казни не предусмотрена (кроме действий, которые могли привести к крушению поезда). Этот закон имел прежде всего устрашающий характер. В 1936 понизили возраст до 14 лет.

Теория наказания. Прежде всего, смертная казнь. Большевики, когда приходили к власти, говорили об отмене смертной казни, и ее отменили на 2 съезде советов, на котором Ленина не было. Он очень расстроился. Весной 1918 года инструкция наркомата юстиции вводит смертную казнь (первый – адмирал Счастный за то, что назвал Троцкого трусоватым). В 1927 году выходит манифест, в котором было решено применение с.к. исключить из вех кодексов, кроме дел по государственным, воинским преступлениям. В 1932 году вводится с.к. за хищение общественной собственности. В 1934 году расширяется круг государственных преступлений. Кроме того, вводится смертная казнь за совершение диверсионных актов и актов вредительства (37 г.). В 1942 – за самовольную отлучку военнослужащего более чем на сутки.

Ссылка, как правило, использовалась в качестве смягчения лишения свободы. Могла применяться с обязательным привлечением к труду либо нет. Условно досрочное освобождение привело к увеличению рецидива.

Сроки лишения свободы. К 1937 году стали выходить из тюрем лица, которых посадили на 10 лет. Меняются цели наказания –исправление. В 37 г. за особо тяжкие преступление наказание увеличивается – цель – изоляция от общества. За 10 лет не перевоспитаешь. Принимается постановление о создании мест более строгой изоляции – тюремное заключение. Увеличивается количество тюрем. В 1928 г. появляется то, что будет важно в годы ВОВ – ст. 19.2, которая предусматривает, что военнослужащие, совершившие преступления, которое не влечет за собой органичение прав (?), получают отсрочку до окончания военных действий с отправлением на фронт.

Особенная часть. 1 глава – государственные преступления, больше всего привлекает законодателя. В преддверии мировой революции контрреволюционные – деяния, содержащие признаки контрреволюционного преступления, но направленные против иностранных государств, не входящих в СССР. Был выделен саботаж, недонесение о контрреволюционном преступлении. Ответственность за активную борьбу рабочего класса в период ГВ. В качестве видов шпионажа – экономический шпионаж

НПА. В 1924 году – основные начала уголовного законодательства. В 26 году новый кодекс. Вернулся термин «наказание». Принимаются 2 положения: «О преступлениях государственных», «О преступлениях воинских». В НПА находим грозное предупреждение на будущее в ряде статей, касающихся военнослужащих. За тяжкие преступления – с.к. без альтернативы (обычно она должна быть, потому что возможны смягчающие вину обстоятельства или не вполне уверен, что этот человек совершил преступление). В 1929 году проходит чистка государственных служащих. Она проходила в связи с тем, что несколько резидентов разведки перешли на сторону противника. Был Раскольников, который не только не захотел вернуться на родину, но и написал письмо. Сталин не ответил, а принял постановление с длинным названием.

Преступления против социалистической собственности.постановление 32 г. – воровать общественную собственность нехорошо. Мера наказания – расстрел либо 10 лет з.с. Это не связано с размером похищенного (поезд или мешок картошки – один хер). Но потом сделали так, чтоб норма применялась только за крупные хищения и еще какие-то. Закон о спекуляции, в 34 г.

 

Государство и право в период ВОВ

Чрезвычайные органы

Создается Государственный комитет обороны. Это очень узкая коллегия – первоначально 5 человек. Сталин, Маленков, Берия, Ворошилов и т.д. Все органы должны были беспрекословно подчиняться ГКО. Состав постоянно менялся, доходило и до 9 человек, но все равно очень узкая коллегия. Орган единоначальный – все решения подписывал Сталин. ГКО не имел регламента, т.е. он действовал и собирался по мере надобности и необходимости. Он не имел своего наркомата. В феврале 1942 года между членами ГКО были распределены обязанности. При ГКО по мере необходимости создавались различные комитеты, комиссии и т.д. Создается транспортный комитет, который занимается вопросами ж.д. транспорта. Создается оеративное бюро. К концу войны в 1944 году транспортный комитет был упразднен и все было перекинуто на оперативное бюро

В марте 1942 года – Комиссия по сбору трофейного имущества. Потом объединился в комитет, помимо всякого хлама поступали трофеи. Был создан специальный комитет по исполнению атомной энергии в конце ВОВ. Он просуществовал дольше, чем ГКО. ГКО на местах не имел учреждений, но были государственные уполномоченные. По мере необходимости либо в тыл, либо на линию фронта ГКО посылал своих представителей. Как правило, они получали индивидуальные мандтаты, который определял его полномочия. Иногда на месте он мог принимать постановления, которые приравнивались к законам (имел полномочия ГКО).

Уже летом 1941 года создается 3-й чрезвычайный орган – Городские Комитеты обороны (это не местные органы). Туда входили секретарь соответствующего партийного комитета, исполкома, военный коммендант, которому придавались войска НКВД и уполномоченный НКВД по данному административно-территориальному образованию. Органы создавались при фронтовой полосе, не заменяли Советы. Очень сильно повлияли на развитие советской государственности. Раньше мы видим тенденцию разделения партийных и советских органов, а война их объединила и установила тенденцию, что партия является главенствующей. Принцип сохранился.

Задачи Городских комитетов:

- строительство оборонительных рубежей

- формирование частей народного ополчения, они же формировали истребительные отряды

- вводить комендантский час

- объявлять осадное положение

- переселять жителей

Полномочия были достаточно широкими. Кроме того, они принимали участие в восстановлении жилого фонда и расчистки территорий. К окончанию ВОВ городские комитеты постепенно исчезают.

Советы

Если в период ГВ Советы потихоньку умирали, то в годы ВОВ этого не произошло, хотя работа Советов очень сильно была осложнена. Они столкнулись с тем, что значительно убавился их состав: многие ушли на фронт, многие были эвакуированы, часть умерли. 42% выбыло. Но перевыборы не проводились во время ВОВ, они отсрочивались. Иногда назначали председателей исполкомов. Сессии проводились при участии 2/3.

Увеличился объем работы Советов: они участвовали в организации эвакуации предприятий (10 млн. людей было эвакуировано). Они должны были разместить, предоставить жилье, снабдить продовольствием, работой, обеспечить санитарные условия, потому что при большом количестве людей бывают эпидемии. На советы ложилась борьба с преступностью, потому что милиция входила в состав местных советов. Иногда они не справлялись с работой, особенно в среднеазиатском регионе. Были жуткие грабежи, убийства в Ташкенте, где было значительное количество эвакуированных людей. Пришлось вмешаться в ГКО, туда был выслан отряд по директиве НКВД. Всех расстреляли, и безобразие несколько прекратилось (без суда и следствия – условия военного времени).

 

Расширяются права исполкомов, потому что сессии созываются редко. В ряде мест в начале ВОВ были утверждены 2 НПА: «Об объявлении военного положения», «О военном положении» - те местности, которые были близко к фронту, объявлялось военное положение. Вся полнота власти в руках военных органов (военных советов)

Таким образом, 3 способа МСУ в зависимости от близости к фронту. Военные советы (близко к фронту), в городах, которые считались правительством важными и ключевыми создавались ГКО, которым подчинялись Советы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.019 с.)