Прямые, косвенные и многостепенные выборы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прямые, косвенные и многостепенные выборы



 

На сегодняшний день понимание выборов в широком смысле означает всю процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую путем голосования (т.е. включается вся совокупность операций при выборах от их назначения до обжалования результатов голосования). В узком же смысле выборы – это избрание одного или нескольких лиц путем голосования.

Основным вопросом в отношении института выборов является необходимость их проведения. Представляется, что выборы нужны по нескольким причинам:

1. Выборы обуславливают легитимность власти. Свое отражение это получает в п.3 ст.21 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года): «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Необходимо уточнить, что на выборах передаются лишь полномочия действовать от имени народа определенный срок. Суверенитет народа при выборах не передается: суверенитет неотчуждаем (если бы в результате выборов передавался суверенитет, то в период действия выбранного органа или должностного лица народ не мог бы принимать решения путем референдума и т.п.).

2. Выборы отражают состояние политической жизни общества. Именно в процессе проведения выборов сталкиваются различные политические силы. И результаты выборов дают объективную оценку политического сознания, развития политической действительности.

3. Выборы выполняют кадровую функцию. Путем выборов происходит отбор управленческих кадров. Это право отсеивания наиболее достойных для руководства страной (территориальным образованием) предоставляется народу. Такой способ нахождения и замещения высшей власти отражает суть демократии.

Вряд ли можно признать иные способы замещения руководящих должностей полностью демократичными. К таковым, например, относится назначение. Это исторически один из самых первых способов формирования органов власти. Он имеет применение и по сегодняшний день – в России, Канаде и др.

4. Выборы могут изменить характер и направление деятельности публичной власти. Заменяя должностных лиц или партии, стоящие у власти, выборы имеют своим результатом изменение всей политики государства. Таким образом, народ изменяет направление государственной деятельности, которое его не устраивает. Участвуя в формировании выборных органов публичной власти, граждане фактически осуществляют сознательную деятельность, направленную на постановку цели государства или, как называл ее Ф.Ф. Кокошкин, «субъективной цели государства».[149]

5. Выборы повышают политическую и правовую культуру населения.

Соприкосновение избирателей с избирательным процессом (в первую очередь предвыборной агитацией) и последующей оценкой деятельности избранных кандидатов (партий) приводит к переосмыслению тех или иных ценностей голосующих. Можно даже утверждать, что чем чаще избиратель участвует в выборах, тем объективнее его голос, тем он больше разбирается в имеющихся у него права и способах их защиты.

Виды выборов. Осуществление классификации какой-либо категории всегда служит для уяснения ее сущности. Институт выборов может быть дифференцирован по различным направлениям. И подобная классификация позволяет выявить некоторые характерные черты данного явления.

Наиболее распространено деление выборов в зависимости от территории, на которой они осуществляются. По данному критерию выделяются общегосударственные, региональные и местные (локальные) выборы. Первые проводятся на территории всего государства, вторые – на территории субъекта федерации, автономии либо иной территориальной единицы, на которой избираются органы государственной власти. Местные (локальные) выборы предназначены для избрания органов местного самоуправления на местах (в муниципальных образованиях, общинах и др.). В связи с развитием межгосударственных (надгосударственных) органов в последнее время к названным видам добавляются международные выборы.

Второй по распространенности является классификация выборов по порядку (способу) волеизъявления (по характеру голосования) избирателей. Такой критерий выделяет прямые и непрямые выборы. Прямые выборы предусматривают возможность голосования избирателей непосредственно за кандидатов.

Непрямые выборы могут быть косвенными и многостепенными (многоступенчатыми). Косвенные выборы связаны с деятельностью специальной коллегией выборщиков, которая прекращает свои полномочия после проведения выборов. Подобный вид выборов встречается, например, при выборах главы государства в США, до 1994 года – в Финляндии. Многостепенные или многоступенчатые выборы проводятся уже избранным постоянно действующим представительным учреждением. Обычно при таких выборах население избирает низовой уровень представительных органов (органы местного самоуправления), а последние – вышестоящие органы и далее. Например, в Китае депутатов Всекитайского собрания народных представителей, собраний народных представителей провинций, городов центрального подчинения и городов, имеющих районное деление, избирают собрания народных представителей на ступень ниже.

В зависимости от ротации избираемого органа (такая классификация применима только лишь для выборов депутатов представительных органов) выборы делятся на общие и частичные (ротационные). Общими выборами избирают одновременно весь состав представительного органа, а частичные (ротационные) выборы проводятся, если избираемый орган формируется путем ротации.

В зависимости от избираемого органа (от уровня публичной власти) выборы делятся на:

1) выборы органов государственной власти (которые в свою очередь могут включать выборы законодательных органов, выборы главы государства и др.);

2) выборы органов местного самоуправления.

Классификация выборов по сроку позволяет выделить очередные выборы, которые проводятся в сроки, указанные в соответствующих правовых актах, либо после истечения полномочия выборного органа или должностного лица, и внеочередные – проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа. Данный же критерий выделяет и повторные выборы, проводимые в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными.

В зависимости от количества голосований (туров) выборы бывают однотуровые, двухтуровые, трехтуровые и др.

«Реальность» кандидатов на выборах также выступает критерием классификации. В данном случае выборы бывают альтернативными и безальтернативными, т.е. при отсутствии соперничающих кандидатов.

Таким образом, выборы и демократия – взаимозависимые, но не совпадающие категории. Выборы являются исходным условием легитимности власти, а, следовательно, избирательное право в целом – необходимым элементом осуществления народовластия – исходного начала функционирования демократической государственности.

 

 


[1] Общие принципы конституционного права – выраженные в содержании данной отрасли основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Конституционно-правовой институт – это совокупность согласованных конституционно-правовых норм, регулирующих схожие общественные отношения. Это весьма подвижный элемент, который включает в себя такие виды как: гражданство (подданство); конституционный контроль (надзор) и др.

[2] См.: Энтин, М.Л. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран / М.Л. Энтин // Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М., 2005. – С.38.

[3] См. подробнее: Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. – М., 2005. – С.37-38; Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.5-6.

[4] Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.А. Мишин. – М., 2001. – С.9.

[5] Рыжов, В.А. Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран / В.А. Рыжов, Б.А. Страшун // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл и отв. ред. Б.А. Страшун. – М., 2005. – С.34.

[6] Златопольский, Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии: учебник для вузов / Д.Л. Златопольский. – М., 1999. – С.6.

[7] Сунцова, Е.А. Нетрадиционные виды юридической ответственности / Е.А. Сунцова. – М., 2004. – С.7.

[8] Правила членства в Евросоюзе аналогичны.

[9] Политические свойства конституции обусловлены характером регулирующих отношений. Конституция устанавливает основы политического процесса в обществе, складывающегося вокруг институтов публичной власти. Идеологические свойства выражены в принципах, нормах-целях, программных установках, нормах об отношении общества к тем или иным идеологиям. См. подробнее: Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. – М., 2005. – С.57-59.

[10] Подробнее см.: Кравец, И.А. Верховенство конституции – принцип конституционализма / И.А. Кравец // Журнал российского права. – 2002. – №7. – С.16.

[11] См.: Юдин, Ю.А. Современные модели конституции / Ю.А. Юдин // Сравнительное конституционное право: учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М., 2002. – С.66-68.

[12] См. подробнее: Юдин, Ю.А. Современные модели конституции / Ю.А. Юдин // Сравнительное конституционное право: учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М., 2002. – С.51-53; Енгибарян, Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие / Р.В. Енгибарян. – М., 2005. – С.61-66.

[13] См.: Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.А. Мишин. – М., 2001. – С.26-31.

[14] См.: Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. – М., 2005. – С.87.

[15] См.: Там же. – С.89-90.

[16] См.: Дябло, В.К. Судебная охрана конституции / В.К. Дябло. – М., 1928; Хабриева, Т.Я. Правовая охрана Конституции / Т.Я. Хабриева. – Казань, 1995; Насырова, Т.Я. Конституционный контроль / Т.Я. Насырова. – Казань, 1991 и др.

[17] См.: Овсепян, Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Правовая защита конституций / Ж.И. Овсепян. – Ростов-на-Дону, 1992. – С.42.

[18] Известным является высказывание английского судьи Э. Коука в деле Dr. Bonham (1610 г.), которое обосновывает идею отмены закона, противоречащему более «высокому» закону: «Чтение наших сборников показывает, что во многих делах общее право (common law) основывается на законах Парламента и что в некоторых делах и право последнего объявляется недействительным и несуществующим; действительно, когда закон Парламента, противоречит праву, закрепляемому общим правом, то в результате оно становится неприемлемым или также невозможным к применению, и оно рассматривается по отношению к общему праву и объявляется недействительным». См.: Fromont, M. La justice constitutionnelle dans le monde / M. Fromont. – P., 1996. – P.7-8. Цит. по: См.: Маклаков, В.В. Конституционный контроль в зарубежных странах / В.В. Маклаков // Конституционный контроль в зарубежных странах: учебное пособие / отв. ред. В.В. Маклаков. – М., 2007. – С.15-16.

[19] См.: Morison, S.E. The Oxford History of the American People. Vol.1. / S.E. Morison – N.Y., 1972. – P.357.

[20] См.: Лафитский, В.И. Конституции американских штатов (исторический очерк) // Практика буржуазного конституционализма. Критические очерки / В.И. Лафитский. – М., 1982. – С.23.

[21] Подробнее см.: Исаев, М.А. Основные формы конституционного контроля в странах Скандинавии / М.А. Исаев // Государство и право. – 2003. – №12.

[22] Некоторые исследователи допускают возможность трактования конституционного контроля в узком и широком смысле. Если возможность проверки распространяется на все издаваемые акты, то о конституционном контроле упоминается в широком смысле. Если контроль проявляется лишь за соответствием конституции актов законодательной власти, то речь идет об узком понимании конституционного контроля. См.: Маклаков, В.В. Конституционный контроль в зарубежных странах / В.В. Маклаков // Конституционный контроль в зарубежных странах: учебное пособие / отв. ред. В.В. Маклаков. – М., 2007. – С.15.

[23] Подробнее см.: Несмеянова, С.Э. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации: монография / С.Э. Несмеянова. – Челябинск, 2003. – С.31.

[24] См.: Штайнбергер, Г. Модели конституционной юрисдикции / Г. Штайнберг. – Страсбург, 1994. – С.6-11.

[25] См.: Нудель, М.А. Буржуазные конституции в период общего кризиса капитализма / М.А. Нудель. – М., 1966. – С.116.

[26] Маклаков, В.В. Основы теории конституции / В.В. Маклаков // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. / отв. ред. Б.А. Страшун. Т.1-2. – М., 1995. – С.78.

[27] См.: Дурденевский, В.Н. Судебная проверка конституционности закона / В.Н. Дурденевский // Вопросы права: Журнал научной юриспруденции. 1912.XI (3). – М., 1912 - С.89. Цит. по: Маклаков, В.В. Конституционный контроль в буржуазных и развивающихся странах: учебное пособие / В.В. Маклаков. – М., 1988. – С.19.

[28] См.: Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие / Р.В. Енгибарян. – М., 2005. – С.102.

[29] [29] См.: Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие / Р.В. Енгибарян. – М., 2005. – С.103-106.

[30] См.: Арбузкин, А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / А.М. Арбузкин. – М., 2004. – С.48.

[31] См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран / отв. ред. Б.А. Страшун. Т.1-2. Общая часть. – М., 1996. – С.170.

Как указывает В.В. Маклаков: «… элементы, входящие в общественный строй являются базовыми; на них опираются институты конституционного права; эти элементы в определенной мере получают отражение в нормах конституционного права. Поэтому названные четыре составных элемента рассматриваются преимущественно с точки зрения их закрепления в конституционном праве и регулируются этим правом…». См.: Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.263.

[32] Рыжов, В.А. Политические отношения / В.А. Рыжов, Б.А. Страшун // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2005 – С.270.

[33] См.: Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.296.

[34] См. подробнее: Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин. – М., 1998. – С.155.

[35] Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву – М., 1912. – С.193.

[36] Золотарева М.В. Национальный суверенитет: на стыке права и политики // Федерализм. – 1999. – №3.

[37] Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М., 2001. – С.228

[38] Об этом см. например: Зиновьев, А.В.Суверенитет, демократия, государство / А. В. Зиновьев // Правоведение. – 2006. – №6.

[39] Так, в научной литературе выделяется множество политических систем: капиталистические и социалистические; открытые и закрытые; однопартийные и многопартийные; теократические, мобилизационная, светско-либеральная и др. См.: Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин. – М., 1998. – С.156.

[40] Четвернин, В.А. Форма государства / В.А. Четвернин // Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.. 2001. – С.608.

[41] Марченко, М.Н. Государственный режим как составная часть формы государства / М.Н. Марченко // Проблемы теории государства и права: учебное пособие / под ред. М.Н. Марченко. – М., 2004. – С.220.

[42] Лейбо, Ю.И. Государственный режим / Ю.И. Лейбо, М.А. Могунова // Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – 2-е изд., перераб. – М., 2005. – С.172-173.

[43] См.: Кашкин, С.Ю. Политические отношения / С.Ю. Кашкин // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2005 – С.278; Кашкин, С.Ю. Понятие формы правления и государственного режима / С.Ю. Кашкин // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2005 – С.385.

[44] См. подробнее: Марченко, М.Н. Государственный режим как составная часть формы государства / М.Н. Марченко // Проблемы теории государства и права: учебное пособие / под ред. М.Н. Марченко. – М., 2004. – С.217-218.

[45] См. например: Юридический энциклопедический словарь. – М., 1984. – С.319.

[46] См.: Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.427-428.

[47] См. о теориях демократии: Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.429-430; Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В.Е. Чиркин. – М., 2001. – С.206-208.

[48] В целом возможно выделение нескольких экономических систем, в которых экономические основы конституционного строя будут существенно разниться. К ним относятся: рыночная экономика, командная или тоталитарная экономика, смешанная экономика, американская модель, шведская модель, японская модель, переходная экономика и др. См. подробнее: Арбузкин, А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / А.М. Арбузкин. – М., 2004. – С.73-78.

[49] Златопольский, Д.Л. Экономическая система государства в странах Восточной Европы и Азии / Д.Л. Златопольский // Очерки конституционного права иностранных государств: учебное и научно-практическое пособие / отв. ред. Д.А. Ковачев. – М., 1999. – С.62.

[50] Вообще право собственности является одним из первых провозглашенных прав. Впервые о нем упоминается в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Статья 17 Декларации установила: «Так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливости и предварительного возмещения».

[51] См.: Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие / Р.В. Енгибарян. – М., 2005. – С.120; Чиркин, В.Е. Конституционные принципы экономической системы, социальных отношений, политической системы и духовной жизни общества / В.Е. Чиркин // Сравнительное конституционное право: учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М., 2002. – С.184.

[52] Тимошенко, И.Г. Конституционная регламентация бюджетного процесса в зарубежных государствах / И.Г. Тимошенко // Очерки конституционного права иностранных государств: учебное и научно-практическое пособие / отв. ред. Д.А. Ковачев. – М., 1999. – С.74.

[53] Чиркин, В.Е. Современная модель конституции: Прежние и новые приоритеты / В. Е. Чиркин //Правоведение. – 2003. – №2(247).

[54] См.: Чиркин, В.Е. Конституционные принципы экономической системы, социальных отношений, политической системы и духовной жизни общества / В.Е. Чиркин // Сравнительное конституционное право: учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М., 2002. – С.188.

[55] В теории конституционного права выделяются три модели социального государства: либеральную, консервативную и социал-демократическую. В либеральной модели (функционирует в Австралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии) степень защиты от стихийных рыночных сил достаточно слаба, гарантии занятости отсутствуют, однако существует социальная поддержка бедных; высок удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов. Для консервативной модели (действует в Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, ФРГ) характерны средняя степень защиты от стихийных рыночных сил, зависимость гарантий занятости от состояния экономики, действие социального права, средний удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; адресная направленность социальной помощи; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов. Социал-демократической модели (Дания, Норвегия, Швеция) присущи высокая степень защиты от стихийных рыночных сил, гарантии занятости, действие социального права; низкий удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; большой удельный вес перераспределяемых ресурсов.

[56] См.: Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность и принципы / П.К. Гончаров // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. – 2000. – №2.

[57] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.289.

[58] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.162.

[59] Маклаков, В.В. Конституционно-правовой статус человека / В.В. Маклаков, Б.А. Страшун / Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. - М., 2005. – С.155.

[60] См. подробнее: Селивон, Н. Критерии ограничения прав человека в практике конституционного правосудия / Н. Селивон // Конституционное правосудие: Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. – 2005. – Вып. 3(29). – С.19-20.

[61] См: Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института: учебное пособие / под ред. А.Ю. Сунгурова. – Спб., 2003. – С.80-91; Головистикова, А.Н. Права человека: эволюция развития / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына // Адвокат. – 2006. – №6.

[62] В качестве примера можно вспомнить знаменитое «Уотергейское дело», повлекшее отставку Р.Никсона.

[63] См. подробнее: Сапронова, М.А. Высшие органы государственной власти арабских республик / М.А. Сапронова. – М., 2007. – С.173-174.

[64] Мучник, А.Г. Комментарий к Конституции Украины / А.Г. Мучник. – К., 2003. – С.228-229.

[65] Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М., 2001. – С.159-160

[66] См. подробнее: Бланкенагель, А. Конституционные суды, социальные права и социальное государство / А, Бланкенагель // Конституционное правосудие и социальное государство: сборник докладов. – М., 2003. – С.9-13.

[67] См. подробнее: Арбузкин, А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / A.M. Арбузкин. – М., 2004. – С.149.

[68] См.: Чиркин, В.Е. Конституционно-правовой статус личности / В.Е. Чиркин // Сравнительное конституционное право: учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М., 2002. – С.159.

[69] Лыхмус, У. Защита социально-экономических прав конституционными судами стран Восточной Европы. Эстонская Республика / У. Лыхмус // Конституционное правосудие и социальное государство: сборник докладов. – М., 2003. – С.204.

[70] Многие авторы полагают, что данное право можно относить и к числу культурных прав.

[71] Некоторые исследователи (М.В. Баглай) полагает, что данное право относится к числу социальных прав.

[72] См. подробнее: Сапронова, М.А. Высшие органы государственной власти арабских республик / М.А. Сапронова – М., 2007. – С.203.

[73] Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М., 2001. – С.171.

[74] См.: Баглай, М.В. Основы правового положения личности / М.В. Баглай // Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М., 2005. – С.140.

[75] См.: Чиркин, В.Е. Конституционно-правовой статус личности / В.Е. Чиркин // Сравнительное конституционное право: учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М., 2002. – С.165.

[76] См.: Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов / В.В.Маклаков. – М., 2006. – С.375.

[77] См.: Андреева, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г.Н. Андреева. – М., 2005. – С.309.

[78] См.: Златопольский, Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии: учебник для вузов / Д.Л. Златопольский. – М., 1999. – С. 112-113.

[79] Некоторые исследователи полагают, что общественные движения обладают временным характером и потому не являются общественными движениями. Например, в социалистических странах, такими движениями были национальные, отечественные фронты и др. Однако, в ряде стран общественные движения это некая разновидность общественных объединений, не обладающих ярко выраженным членством.

Можно согласиться с утверждением, что неполитические общественные объединения могут иметь форму организации с индивидуальным или коллективным членством либо же организационно неоформленного движения, а особую форму представляют собой общественные фонды, учреждаемые для финансирования гражданских инициатив в той или иной сфере.

[80] Традиционно деление предпринимательских организаций на торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей (отраслевые и национальные, т.е. общегосударственные), союзы работодателей.

[81] Есть две точки зрения о возникновении политических партий. Так, по одному мнению считается, что современные политические партии возникли в США (первые из них известны в США около 1830 г. при президенте Д.А. Джексоне (1767-1845 гг.)). Иные исследователи стоят на позиции, что партии возникли в Англии, где из группировок «кавалеров» и «круглоголовых», существовавших в парламенте в XVII в., выросли партии тори и вигов, превратившиеся позднее в консервативную и либеральную партии.

[82] Возможно, выделение и иных функций политических партий. Так, профессор Ю.А. Юдин выделил три группы функций партий – политические, идеологические и воспитательные. К политическим функциям были отнесены: участие в формировании органов власти; рекрутирование политических кадров; содействие осуществлению политических прав граждан. К идеологическим функциям – агитационно-пропагандистская деятельность, а к воспитательным – патриотическое и гражданское воспитание, укрепление морали и национального самосознания, просвещение народа. См.: Юдин, Ю.А. Политические партии и право в современном государстве / Ю.А. Юдин. – М., 1998. – С.51-52.

[83] См.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsplaneta.com/2007/06/11/chto-takoe-partiya.html.

[84] Под термином «институционализация» обычно понимается закрепление в правовых и иных нормах статуса соответствующего института.

[85] См.: Кашкин, С.Ю. Политические партии и партийные системы / С.Ю. Кашкин // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. – М., 2007. – С.329-330.

[86] См.: Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С. Автономов. – М., 2005. – С.148-149.

[87] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.401.

[88] Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций М.,2007. С. 104-105.

[89] См.: Автномов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2006. С. 249-250.

[90] В научной и учебной литературе продолжительное время идет спор о наименовании подобных форм правления. Некоторые авторы, выделяя конституционные монархии, называют их ограниченными. В зарубежной литературе преобладает мнение, что конституционные монархии подразделяются на ограниченные и парламентские. В тоже время в отечественной юриспруденции конституционные монархии делятся на дуалистические и парламенсткие.

[91] См. подробнее: Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.408.

[92] См. например: Debbash, Ch. Droit constitutionnel et institutions politiques. 4-e éd / Ch. Debbash, J.-M. Pontier, J.-Cl. Ricci. – P., 2001. – P.177-183.

[93] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.337.

[94] См.: Автономов А.С. Указ.соч. С. 256-257.

[95] См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современных государствах // Государство и право. 1994. № 3. С. 35-37.

[96] Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма: монография - М., 2002.– С. 60-72..

[97] Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред.
С.А. Авакьян. – М., 2000. – С. 634.

[98] См.: Глигич-Золотарева, М.В. Правовые основы федерализма / М.В.Гли­гич-Золотарева. – М., 2006. – С. 21-35; Теория федерализма. – М., 2002. – С. 45-56.

[99] См.: Авакьян, С.А. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании союзного государства: конституционно-правовой анализ / С.А.Авакьян // Вестник МГУ. Серия. 11. Право. – 2001. – №1.

[100] Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. – 1994. - №8-9.

[101] Несмотря на то, что большинство авторов относят модель разграничения полномочий в США к дуалистической, следует иметь в виду, что в Конституции США выделяются так называемые «параллельные» полномочия, что свидетельствует о наличии признаков кооперационной модели, предполагающей сферу совместной компетенции Федерации и регионов. Поэтому США мы включаем в данную группу с некоторой условностью.

[102] См.: Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. М., 2005. С. 230-231.

[103] См.: Маклаков В.В. Указ. соч. С. 833-837.

[104] См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 194-195.

[105] См.: Маклаков, В.В. Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов / В.В.Маклаков. – М., 2006. – С.518-519.

[106] Лейкман, Э. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем / Э.Лейкман, Д.Д.Ламберт. – М., 1958. – С.90.

[107] Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743 – 1794) являлся не только математиком, но и активным политическим деятеле и знаменитым писателем.

[108] См. подр.: Маклаков, В.В. Избирательные системы / В.В.Маклаков // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. Т. 1-2 / отв. ред. Б.А. Страшун. – М., 1995. – С.369-370.

[109] Давиденко, И.В. Пропорциональная система и идентичность / И.В.Давиденко // Журнал о выборах. – 2006. – №6.

[110] Лейкман, Э. Указ. раб. / Э. Лейкман, Д.Д. Ламберт. – С.117.

[111] Сравнительное конституционное право: учебное пособие / отв. ред. В.Е.Чиркин. – М., 2002. – С.199.

[112] Орлов, О.Г. Избирательное право и избирательные системы / О.Г.Ор­лов // Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – 2-е изд., перераб. – М., 2005. – С.235.

[113] См.: Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов / В.В.Маклаков. – М., 2006. – С.466.

[114] Наибольшее распространение в качестве источника избирательного права судебные решения получили в США и государствах со схожими правовыми системами. Так, до сих пор являются актуальными решениями Верховного Суда США по вопросам формирования избирательных округов (Shaw v. Reno, 1993), принципу «один человек – один голос» (Abrams v. Johnson), системе голосования избирательными блоками (Timmons v. Twin Cities Area New Party, 1997), избирательных прав языковых меньшинств (Ynigues v. State Arizona, 1997) и др.

[115] См.: Четвернин, В.А. Введение в курс общей теории права и государства: учебное пособие / В.А. Четвернин. – М., 2003. – С.184.

[116] Бондарь, Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении / Н.С.Бондарь. – М., 2003. – С. 289.

[117] См.: Евланов, И.А. Право избирать и быть избранным через призму принципа народовластия / И.А.Евланов // Журнал о выборах. – 2006. – №3. – С.52.

[118] См., напр.: Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С.Автономов. – М., 2005. – С.173; Орлов, О.Г. Указ. раб. – С.236.

[119] См.: Матейкович, М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации / М.С. Матейкович. – М., 2003. – С.21.

[120] См.: Бондарь, Н.С. Конституционная ценность избирательных прав граждан России / Н.С.Бондарь, А.А. Джагарян. – М., 2005. – С.33.

[121] Такой подход имеет место в России. В Конституции РФ отсутствует специальные глава, посвященная выборам, лишь несколько статей (рассредоточенных по всему конституционному тексту) затрагивают вопросы избирательного права.

[122] См.: Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин – М., 1998. – С.196.

[123] В целом же под принципами избирательного права необходимо понимать основные идеи, начала, на которых строится избирательное право.

[124] Duverger, M. Institutions politiques et Droit Constitutionnel / M. Duverger. – Р., 1965. – P.89. Цит. по: Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.А. Мишин. – М., 2001. – С.149.

[125] См. подр.: Арбузкин, А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / А.М.Арбузкин. – М., 2004. – С.200.

[126] См.: Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов / В.В.Маклаков. – М., 2006. – С.475.

[127] См.: Автономов, А.С. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С.Автономов. – М., 2005. – С.176-177.

[128] См.: Сравнительное конституционное право: учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М., 2002. – С.203.

[129] См.: Никифорова, М.А. Гражданские права и свободы в США / М.А. Никифорова. – М., 1991. – С.34.

[130] См.: Алебастрова, И.А. Основы конституционного права США / И.А. Алебастрова, В.А. Рыжов // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. Том 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / отв. ред. Б.А. Страшун. – М., 2001. – С.62.

[131] См.: Арановский, К.В. Государственное право зарубежных стран: учебное пособие. – М., 2000. – С.296.

[132] См.: Орлов, О.Г.. Избирательное право и избирательные системы / О.Г.Орлов // Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – 2-е изд., перераб. – М., 2005.. – С.240.

[133] См.: Арановский, К.В. Государственное право зарубежных стран: учебное пособие / К.В. Арановский. – М., 2000. – С.296.

[134] В качестве пояснения К.В.Арановский приводит следующий пример: «Конституция штата Иллинойс устанавливает, что Генеральная Ассамблея штата может установить в качестве условия допуска к выборам срок проживания в округе, который не должен превышать тридцати дней. Из этого можно сделать вывод, что более длительный срок ценза оседлости общество штата Иллинойс посчитало бы несправедливым, дискриминационным». См.: Там же. – С.297.

[135] Подр. об избирательном праве женщин и суфражизме см.: Поулсен, Ч. Избирательное право для женщин / Ч. Поулсен // Журнал о выборах. – 2006. – №1.

[136] См.: Москаленко, В.Н. Исламская республика Пакистан. Эволюция избирательной системы / В.Н. Москаленко, П.В. Топычаков // Журнал о выборах. – 2006. – №3. – С.22.

[137] См.: Сравнительное конституционное право: учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – С.205.

[138] См.: Амеллер, М. Парламент / М.Амеллер. – М., 1967. – С.94.

[139] Можно выделить различные виды избирательного корпуса в зависимости от того, кого считать их участниками. Различаются юридический избирательный корпус, т.е. совокупность избирателей, внесенных в избирательные списки; фактический избирательный корпус, т.е. совокупность голосующих избирателей; потенциальный избирательный корпус, т.е. совокупность всех внесенных в списки избирателей и избирателей, обладающих правом голосовать, но не включенных по каким-либо причинам в списки избирателей.

[140] Маклаков, В.В. Указ. раб. – С.482.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.1 с.)