кафедра теории и истории культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

кафедра теории и истории культуры



Цель изучения дисциплины: Сформировать знания о современных концепциях в области сравнительной культурологии как области научных исследований и практической деятельности, дать обзор концепций, привить студентам навыки методологии сравнительных исследований в области культуры.  
Краткая характеристика учебной дисциплины (основные блоки, темы) I. Теоретические основания кросскультурных исследований в современной научной парадигме. 1.1. Сравнительные метод и его фундаментальные основания Истоки и развитие культурологии. Элементы сравнительной культурологии в разных культурологических школах и направлениях. Понятие о сравнительной культурологии. Научная и практическая необходимость сравнительного изучения культур. Структура и морфология культуры. Понятие «форма культурная». Полиморфизм культуры как основание для сравнительного изучения культур. Объекты изучения в исследованиях по сравнительной культурологии: культура как целостность, отдельные формы культуры, социокультурные процессы, «культурная ментальность». Методы сравнительного изучения культур. Виды сравнений: историко-типологические, историко-генетические, историко-диффузионные. Диахронный и синхронный подходы к культуре. 1. 2. Концептуальные основания кросскультурной компаративистики Истоки и проблемы типологической классификации культуры. Понятие типа, типологии, типологизации культуры. Принципы и основания типологизации культур. Историческая типология культур и проблемы периодизации. Типология культур на основе отношения к традиции. Регионально-этническая типология культур. Дихотомия «Восток-Запад» в аспекте сравнительной культурологии. Сравнительное изучение цивилизаций мира. Многозначность трактовок понятия «цивилизация». Мировая цивилизация и локальные цивилизации. Типология культур Н. Я. Данилевского. Типология культур О. Шпенглера. Типология культур П. Сорокина. Типологическая модель культуры К. Ясперса. Типологическая модель культуры А. Тойнби. Различие подходов к объяснению динамики культуры: концепция коммуникации в изучении динамики культуры, использование эволюционистских идей в изучении динамики культуры, эвристические возможности структурализма в изучении динамики культуры и т.д. Синергетическая трактовка культурной динамики. Типы культурных изменений. Историческая смена духовных фаз и этапов, связанная со сменой основных типов социальности. Смена духовных сти­лей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. Обогащение и дифференциация. Культурный застой. Ослабление дифференциации и упрощение, упадок и деградация. Кризис культуры. Циклические изменения. Возрождение как обращение к раннему и более богатому периоду культурной жизни. Преобразова­ние как радикальное изменение культуры при сохранении прежнего достояния. Культурная динамика как совокупность различных процессов и тенденций. Источники и факторы культурной динамики: инновация, наследование, диффузия, синтез. Проблема динамики в различных мировых цивилизациях. 1. 3. Современные подходы в кросс-культурных исследованиях Проблема изучения мирового социокультурного процесса. Этноцентризм и оценка культурных достижений. Сопоставление социально-исторических условий и их роли в развитии культур. Сравнение разных форм взаимовлияний религии и культуры. Социальные, эстетические, религиозно-мировоззренческие основы и специфика развития культур Востока. Социальные, эстетические, религиозно-мировоззренческие основы и специфика развития античной культуры. Социальные, эстетические, религиозно-мировоззренческие основы и специфика развития европейского средневековья. Социальные, эстетические, религиозно-мировоззренческие основы и специфика развития культур эпох Возрождения и Реформации. Социальные, эстетические, религиозно-мировоззренческие основы и специфика развития европейской культуры в Новое время. Специфика развития культуры XX века.   II. Практика кросс-культурных исследований 2.1. Сравнительное изучение национальных характеров Формирование понятия «национальный характер». Представления народа о себе и о других народах как базовая характеристика национальной картины мира; проблема оценок «себя» и «других». Древность и устойчивость традиции сравнения национальных характеров. Сущность различных подходов к сравнительному изучению национальных характеров. Политизация концепции национальных характеров в XX веке. Вклад русских мыслителей в сравнительное изучение национальных характеров (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, К. Д. Кавелин, В. Н. Сагатовский, Г. Д. Гачев). 2.2. Сравнительное изучение концептов культуры Концепт и константа как ментальные образования. Введение концепта в культурологию как основного предмета исследования; спорное и плодотворное в идее концепта. Формирование нового направления в культурологии «концептологии». Проблема установления констант (базовых концептов) в национальных культурах. Сравнение сходных констант в разных культурах как основной путь изучения особенностей национальных картин мира. Сведения о трудах С. А. Аскольдова, Ю. С. Степанова, Д. С. Лихачева, А. Вежбицкой, Н. Д. Арутюновой. Роль культуры в процессе образования языковых концептов. 2.3. Сравнительное изучение языковых картин мира Язык как отражение материальной и духовной стороны мира (география, образ жизни, быт, мораль, менталитет, национальный характер). Языковое сознание и образ мира. Сущность понятия «языковая картина мира». Функции языковой картины мира. Синхронно-типологические сопоставления языковых картин мира. Трансформация языковой картины мира как результат контакта различных лингвокультур. 2.4. Изучение взаимодействия культур как раздел сравнительной культурологии Структура взаимодействия культур в сфере художественного творчества, политической культуры, религии, права, морали, науки и т.д. Уровни взаимодействия культур (этнический, национальный, региональный, цивилизационный). Межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне и в малых группах. Принципы взаимодействия культур в международных отношениях. Характеристика мировой межнациональной культуры. Амбивалентность взаимодействия: взаимное обогащение и отталкивание. Формы взаимодействия культур (аккультурация, ассимиляция, транскультурация). Механизм взаимодействия культур. Прибавление, усложнение, подавление другой культуры. Конфликт культур. Факторы конфликтности, формы подавления, реакция на подавление. Пути улаживания межэтнических конфлик­тов. Диалог культур. Понятие «другого» и «чужого» - вне и внутри «своего» культурного мира. 2.5. Русский мир в контексте мировых цивилизаций Контакты русского мира с другими национальными мирами и цивилизациями. Плодотворные и разрушительные контакты. Многослойность русского мира и русской культуры. Цивилизационное ядро; творческий потенциал. Сравнительный анализ влияний и связей. Избирательный характер выбора достижений других цивилизаций и культур и их творческое преобразование. «Свое» и «чужое» в русском мире. Понятие о цивилизационном синтезе. Славянская основа русского мира в свете сравнительной культурологии. Традиции древнего славянства в русской культуре. Проблема реконструкции основных черт славянской мифологии и мировоззрения древних славян. А. Н. Веселовский о внутреннем единстве и синкретизме народного творчества славян. Проблема сравнительного изучения культур западных, южных и восточных славян. Историческая и мифопоэтическая глубина русского мира и «русского духа». Античное и византийское наследие в русской культуре. Творческое освоение достижений античной (греко-римской) цивилизации русской культурой. Христианство как духовно-энергетический импульс для цивилизационного процесса Руси. Творческое освоение «византийского дара». Константинопольские священники, византийские мыслители и художники на Руси; роль византийской традиции в духовной культуре, религиозной жизни, государственном устройстве Руси и России. Идеи византинизма в России ХIХ-ХХ вв. Проблема сравнительного изучения византийских традиций и русских (российских) новаций в религиозно-культурной сфере. Слой культур народов Азии в русской культуре. Древние цивилизации Азии и русский мир. Воздействие кочевых этносов на судьбы восточных славян. Татаро-монгольский период в истории русской культуры; традиционный взгляд на этот период. Формирование евразийской концепции народности, культуры, государственности; переосмысление дихотомии «Запад-Восток». Взаимодействие современной русской культуры с культурами народов Азии. 2.6. Культурная дихотомия «Россия и Запад»: проблемы взаимовосприятия и общения культур Западное влияние на русскую культуру и влияние русской культуры на культуры Запада. Русь и Россия в зоне влияния западной цивилизации; волны ее влияния на русский мир и русскую культуру в разные исторические эпохи. Длительный процесс европеизации разных сфер творческой деятельности и областей культуры. Сохранение цивилизационного ядра. Разнохарактерность и разнокачественность контактов русского мира с западными национальными мирами. Проблема сравнительного изучения роли отдельных западных культур в изменении русской культуры. Проблема «встречного течения»: воздействие русской культуры на культуры западные. Итальянская и русская культуры: контакты и взаимодействие. Языковые контакты. Русско-итальянские контакты в области художественного творчества. Роль итальянской культуры в жизни Московской Руси. Творческое основание достижений итальянской культуры в России. Выдающийся вклад итальянских архитекторов в культуру России. Итальянская музыка, живопись, поэзия в духовном мире русских. Данте, Петрарка, Рафаэль, Россини в культуре России. Деятели русской культуры в Италии. Рим, Флоренция, Венеция, Неаполь в творчестве русских писателей, художников, музыкантов, мыслителей. «Чувство Италии», «образы Италии» в русской культуре. Немецкая и русская культуры: контакты и взаимодействия. Языковые контакты. Мифопоэтическая глубина и жизненная энергия «германского духа». Роль германских племен в становлении западной цивилизации. Контакты Древней Руси с германским миром. Немцы в России в ХVI-ХVII вв. Немецкие переселенцы в России в ХVIII – начале XIX вв. Их вклад в государственное и культурное строительство страны. Судьба Российской империи в свете династических браков ХVIII-ХIХ вв. Восприятие немецкой культуры в России. Гете в России. Немецкий романтизм в России. Немецкая и австрийская музыка в России. Идеи немецких философов на русской почве. Русские философы и художники о Германии. Русские в Германии. Две страшных мировых войны в XX столетии и их последствия для мировой цивилизации. Французская и русская культуры: контакты и взаимодействие. Языковые контакты. Культурные, духовные и социально-политические контакты между французским миром и русским. Французская философия в России. Б.Паскаль в русской культуре и религиозной жизни. Идеи французского Просвещения на русской почве. Французские скульпторы и архитекторы в России. Влияние Великой французской революции на судьбу России. Галломания в России. Французский язык и французская литература в России. Наполеоновское нашествие: столкновение цивилизаций. Исторические и духовные последствия нашествия. Русский мир в восприятии французов; русофобы и русофилы. Русские во Франции, образы Франции в русской культуре. Французские художественные течения и русская культура. Париж в жизни Франции и в жизни мировой цивилизации. Русские во Франции. «Русский Париж». Культура США и русская культуры: контакты и взаимодействие. Культура Великобритании и русская культура: контакты и взаимодействие. Языковые контакты. Контакты британцев с русскими. Расширение влияния британского мира на русский мир во второй половине ХVIII – начале XIX вв. Англомания. Восприятие английской литературы в России. Шекспир и русская культура. Диккенс и русские писатели. Образы Британии в русской литературе. Русские на Британских островах. Вклад британских интеллектуалов в разработку глобальных проблем мировой цивилизации и теории локальных цивилизаций.  
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины: ОК- 1 Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК- 3 Способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; ОК-6Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; ПК- 1 Способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности; ПК- 4 Способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований (в соответствии с целями магистерской программы) и решать их с помощью свободно выбираемых теорий и методов, информационных технологий с использованием мирового опыта ПК- 5 Способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; свободное владение методами обработки, анализа и синтеза информации ПК- 6 Готовность представлять результаты исследования в формах научных отчетов, рефератов, обзоров, аналитических карт, докладов, статей; составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (в соответствии с целями ООП магистратуры); ПК- 12 Способность строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений; формулировать проектно-технические задания; готовность пользоваться нормативными документами, определяющими параметры проведения работ в сферах социокультурной деятельности (в соответствии с целями ООП магистратуры); ПК-16Способность использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности.
Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной учебной дисциплины При освоении данной дисциплины обучающийся должен иметь знания по: - русскому языку; - истории; - теории культуры; - истории культуры; - социологии; - политологии: - истории искусств в объеме необходимого минимума освоения программы бакалавриата.  
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины: Знать: – основные понятия и категории компаративистикой культурологии; – варианты типологии, систематизации и периодизации культуры; – специфику различных культур и понимать критерии ее выявления; - сущность, тенденции развития мирового процесса глобализации и место России в рамках межкультурной коммуникации в современном мире. Уметь: – свободно ориентироваться в теориях, подходах и методологии компаративистикой культурологии; – провести самостоятельный анализ в исследовательской области компаративистикой культурологии; – свободно использовать полученные навыки при анализе современной социокультурной ситуации. Владеть: – понятийно-категориальным аппаратом и методами компаративистики; – навыками систематизации данных, полученных в результате аналитической работы с источниками; – методиками кросскультурных исследований; – представлениями о различных моделях и стилях поведения с учетом культурных факторов.
Формы проведения занятий, образовательные технологии Лекционные занятия: проблемные и интерактивные лекции, лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция - анализ ситуаций. Практические занятия: тематические семинары, проблемные семинары, «круглые столы», формы «коллективной мыслительной деятельности» и анализа проблемных ситуаций. Самостоятельная работа: обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, индивидуальная самостоятельная работа студента под руководством преподавателя.  
Используемые инструментальные и программные средства: Средства проекции (презентации), программированного контроля (тестирования). Дисциплина обеспечена: информационной техникой, аудио и видео материалами, литературой, необходимым оборудованием для проведения практических занятий.  
Формы промежуточного контроля: Текущие оценки знаний, тестирование, доклады, эссе, контрольные работы, рефераты.  
Форма итогового контроля знаний: Зачет

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.)