Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
кафедра теории и истории культуры
Цель изучения дисциплины:
| Сформировать знания о современных концепциях в области сравнительной культурологии как области научных исследований и практической деятельности, дать обзор концепций, привить студентам навыки методологии сравнительных исследований в области культуры.
| Краткая характеристика учебной дисциплины (основные блоки, темы)
| I. Теоретические основания кросскультурных исследований в современной научной парадигме.
1.1. Сравнительные метод и его фундаментальные основания
Истоки и развитие культурологии. Элементы сравнительной культурологии в разных культурологических школах и направлениях. Понятие о сравнительной культурологии. Научная и практическая необходимость сравнительного изучения культур. Структура и морфология культуры. Понятие «форма культурная». Полиморфизм культуры как основание для сравнительного изучения культур. Объекты изучения в исследованиях по сравнительной культурологии: культура как целостность, отдельные формы культуры, социокультурные процессы, «культурная ментальность». Методы сравнительного изучения культур. Виды сравнений: историко-типологические, историко-генетические, историко-диффузионные. Диахронный и синхронный подходы к культуре.
1. 2. Концептуальные основания кросскультурной компаративистики
Истоки и проблемы типологической классификации культуры. Понятие типа, типологии, типологизации культуры. Принципы и основания типологизации культур. Историческая типология культур и проблемы периодизации. Типология культур на основе отношения к традиции. Регионально-этническая типология культур. Дихотомия «Восток-Запад» в аспекте сравнительной культурологии. Сравнительное изучение цивилизаций мира. Многозначность трактовок понятия «цивилизация». Мировая цивилизация и локальные цивилизации. Типология культур Н. Я. Данилевского. Типология культур О. Шпенглера. Типология культур П. Сорокина. Типологическая модель культуры К. Ясперса. Типологическая модель культуры А. Тойнби.
Различие подходов к объяснению динамики культуры: концепция коммуникации в изучении динамики культуры, использование эволюционистских идей в изучении динамики культуры, эвристические возможности структурализма в изучении динамики культуры и т.д. Синергетическая трактовка культурной динамики.
Типы культурных изменений. Историческая смена духовных фаз и этапов, связанная со сменой основных типов социальности. Смена духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. Обогащение и дифференциация. Культурный застой. Ослабление дифференциации и упрощение, упадок и деградация. Кризис культуры. Циклические изменения. Возрождение как обращение к раннему и более богатому периоду культурной жизни. Преобразование как радикальное изменение культуры при сохранении прежнего достояния. Культурная динамика как совокупность различных процессов и тенденций. Источники и факторы культурной динамики: инновация, наследование, диффузия, синтез. Проблема динамики в различных мировых цивилизациях.
1. 3. Современные подходы в кросс-культурных исследованиях
Проблема изучения мирового социокультурного процесса. Этноцентризм и оценка культурных достижений. Сопоставление социально-исторических условий и их роли в развитии культур. Сравнение разных форм взаимовлияний религии и культуры. Социальные, эстетические, религиозно-мировоззренческие основы и специфика развития культур Востока. Социальные, эстетические, религиозно-мировоззренческие основы и специфика развития античной культуры. Социальные, эстетические, религиозно-мировоззренческие основы и специфика развития европейского средневековья. Социальные, эстетические, религиозно-мировоззренческие основы и специфика развития культур эпох Возрождения и Реформации. Социальные, эстетические, религиозно-мировоззренческие основы и специфика развития европейской культуры в Новое время. Специфика развития культуры XX века.
II. Практика кросс-культурных исследований
2.1. Сравнительное изучение национальных характеров
Формирование понятия «национальный характер». Представления народа о себе и о других народах как базовая характеристика национальной картины мира; проблема оценок «себя» и «других». Древность и устойчивость традиции сравнения национальных характеров. Сущность различных подходов к сравнительному изучению национальных характеров. Политизация концепции национальных характеров в XX веке. Вклад русских мыслителей в сравнительное изучение национальных характеров (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, К. Д. Кавелин, В. Н. Сагатовский, Г. Д. Гачев).
2.2. Сравнительное изучение концептов культуры
Концепт и константа как ментальные образования. Введение концепта в культурологию как основного предмета исследования; спорное и плодотворное в идее концепта. Формирование нового направления в культурологии «концептологии». Проблема установления констант (базовых концептов) в национальных культурах. Сравнение сходных констант в разных культурах как основной путь изучения особенностей национальных картин мира. Сведения о трудах С. А. Аскольдова, Ю. С. Степанова, Д. С. Лихачева, А. Вежбицкой, Н. Д. Арутюновой. Роль культуры в процессе образования языковых концептов.
2.3. Сравнительное изучение языковых картин мира
Язык как отражение материальной и духовной стороны мира (география, образ жизни, быт, мораль, менталитет, национальный характер). Языковое сознание и образ мира. Сущность понятия «языковая картина мира». Функции языковой картины мира. Синхронно-типологические сопоставления языковых картин мира. Трансформация языковой картины мира как результат контакта различных лингвокультур.
2.4. Изучение взаимодействия культур как раздел сравнительной культурологии
Структура взаимодействия культур в сфере художественного творчества, политической культуры, религии, права, морали, науки и т.д. Уровни взаимодействия культур (этнический, национальный, региональный, цивилизационный). Межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне и в малых группах. Принципы взаимодействия культур в международных отношениях. Характеристика мировой межнациональной культуры. Амбивалентность взаимодействия: взаимное обогащение и отталкивание. Формы взаимодействия культур (аккультурация, ассимиляция, транскультурация). Механизм взаимодействия культур. Прибавление, усложнение, подавление другой культуры. Конфликт культур. Факторы конфликтности, формы подавления, реакция на подавление. Пути улаживания межэтнических конфликтов. Диалог культур. Понятие «другого» и «чужого» - вне и внутри «своего» культурного мира.
2.5. Русский мир в контексте мировых цивилизаций
Контакты русского мира с другими национальными мирами и цивилизациями. Плодотворные и разрушительные контакты. Многослойность русского мира и русской культуры. Цивилизационное ядро; творческий потенциал. Сравнительный анализ влияний и связей. Избирательный характер выбора достижений других цивилизаций и культур и их творческое преобразование. «Свое» и «чужое» в русском мире. Понятие о цивилизационном синтезе.
Славянская основа русского мира в свете сравнительной культурологии. Традиции древнего славянства в русской культуре. Проблема реконструкции основных черт славянской мифологии и мировоззрения древних славян. А. Н. Веселовский о внутреннем единстве и синкретизме народного творчества славян. Проблема сравнительного изучения культур западных, южных и восточных славян. Историческая и мифопоэтическая глубина русского мира и «русского духа».
Античное и византийское наследие в русской культуре. Творческое освоение достижений античной (греко-римской) цивилизации русской культурой. Христианство как духовно-энергетический импульс для цивилизационного процесса Руси. Творческое освоение «византийского дара». Константинопольские священники, византийские мыслители и художники на Руси; роль византийской традиции в духовной культуре, религиозной жизни, государственном устройстве Руси и России. Идеи византинизма в России ХIХ-ХХ вв. Проблема сравнительного изучения византийских традиций и русских (российских) новаций в религиозно-культурной сфере.
Слой культур народов Азии в русской культуре. Древние цивилизации Азии и русский мир. Воздействие кочевых этносов на судьбы восточных славян. Татаро-монгольский период в истории русской культуры; традиционный взгляд на этот период. Формирование евразийской концепции народности, культуры, государственности; переосмысление дихотомии «Запад-Восток». Взаимодействие современной русской культуры с культурами народов Азии.
2.6. Культурная дихотомия «Россия и Запад»: проблемы взаимовосприятия и общения культур
Западное влияние на русскую культуру и влияние русской культуры на культуры Запада. Русь и Россия в зоне влияния западной цивилизации; волны ее влияния на русский мир и русскую культуру в разные исторические эпохи. Длительный процесс европеизации разных сфер творческой деятельности и областей культуры. Сохранение цивилизационного ядра. Разнохарактерность и разнокачественность контактов русского мира с западными национальными мирами. Проблема сравнительного изучения роли отдельных западных культур в изменении русской культуры. Проблема «встречного течения»: воздействие русской культуры на культуры западные.
Итальянская и русская культуры: контакты и взаимодействие. Языковые контакты. Русско-итальянские контакты в области художественного творчества. Роль итальянской культуры в жизни Московской Руси. Творческое основание достижений итальянской культуры в России. Выдающийся вклад итальянских архитекторов в культуру России. Итальянская музыка, живопись, поэзия в духовном мире русских. Данте, Петрарка, Рафаэль, Россини в культуре России. Деятели русской культуры в Италии. Рим, Флоренция, Венеция, Неаполь в творчестве русских писателей, художников, музыкантов, мыслителей. «Чувство Италии», «образы Италии» в русской культуре.
Немецкая и русская культуры: контакты и взаимодействия. Языковые контакты. Мифопоэтическая глубина и жизненная энергия «германского духа». Роль германских племен в становлении западной цивилизации. Контакты Древней Руси с германским миром. Немцы в России в ХVI-ХVII вв. Немецкие переселенцы в России в ХVIII – начале XIX вв. Их вклад в государственное и культурное строительство страны. Судьба Российской империи в свете династических браков ХVIII-ХIХ вв. Восприятие немецкой культуры в России. Гете в России. Немецкий романтизм в России. Немецкая и австрийская музыка в России. Идеи немецких философов на русской почве. Русские философы и художники о Германии. Русские в Германии. Две страшных мировых войны в XX столетии и их последствия для мировой цивилизации.
Французская и русская культуры: контакты и взаимодействие. Языковые контакты. Культурные, духовные и социально-политические контакты между французским миром и русским. Французская философия в России. Б.Паскаль в русской культуре и религиозной жизни. Идеи французского Просвещения на русской почве. Французские скульпторы и архитекторы в России. Влияние Великой французской революции на судьбу России. Галломания в России. Французский язык и французская литература в России. Наполеоновское нашествие: столкновение цивилизаций. Исторические и духовные последствия нашествия. Русский мир в восприятии французов; русофобы и русофилы. Русские во Франции, образы Франции в русской культуре. Французские художественные течения и русская культура. Париж в жизни Франции и в жизни мировой цивилизации. Русские во Франции. «Русский Париж».
Культура США и русская культуры: контакты и взаимодействие.
Культура Великобритании и русская культура: контакты и взаимодействие. Языковые контакты. Контакты британцев с русскими. Расширение влияния британского мира на русский мир во второй половине ХVIII – начале XIX вв. Англомания. Восприятие английской литературы в России. Шекспир и русская культура. Диккенс и русские писатели. Образы Британии в русской литературе. Русские на Британских островах. Вклад британских интеллектуалов в разработку глобальных проблем мировой цивилизации и теории локальных цивилизаций.
| Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:
| ОК- 1 Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК- 3 Способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;
ОК-6Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
ПК- 1 Способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности;
ПК- 4 Способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований (в соответствии с целями магистерской программы) и решать их с помощью свободно выбираемых теорий и методов, информационных технологий с использованием мирового опыта
ПК- 5 Способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; свободное владение методами обработки, анализа и синтеза информации
ПК- 6 Готовность представлять результаты исследования в формах научных отчетов, рефератов, обзоров, аналитических карт, докладов, статей; составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (в соответствии с целями ООП магистратуры);
ПК- 12 Способность строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений; формулировать проектно-технические задания; готовность пользоваться нормативными документами, определяющими параметры проведения работ в сферах социокультурной деятельности (в соответствии с целями ООП магистратуры);
ПК-16Способность использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности.
| Наименования дисциплин,
необходимых для освоения данной учебной дисциплины
| При освоении данной дисциплины обучающийся должен иметь знания по:
- русскому языку;
- истории;
- теории культуры;
- истории культуры;
- социологии;
- политологии:
- истории искусств
в объеме необходимого минимума освоения программы бакалавриата.
| Знания, умения и навыки,
получаемые в процессе
изучения дисциплины:
| Знать:
– основные понятия и категории компаративистикой культурологии;
– варианты типологии, систематизации и периодизации культуры;
– специфику различных культур и понимать критерии ее выявления;
- сущность, тенденции развития мирового процесса глобализации и место России в рамках межкультурной коммуникации в современном мире.
Уметь:
– свободно ориентироваться в теориях, подходах и методологии компаративистикой культурологии;
– провести самостоятельный анализ в исследовательской области компаративистикой культурологии;
– свободно использовать полученные навыки при анализе современной социокультурной ситуации.
Владеть:
– понятийно-категориальным аппаратом и методами компаративистики;
– навыками систематизации данных, полученных в результате аналитической работы с источниками;
– методиками кросскультурных исследований;
– представлениями о различных моделях и стилях поведения с учетом культурных факторов.
| Формы проведения занятий, образовательные технологии
| Лекционные занятия: проблемные и интерактивные лекции, лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция - анализ ситуаций.
Практические занятия: тематические семинары, проблемные семинары, «круглые столы», формы «коллективной мыслительной деятельности» и анализа проблемных ситуаций.
Самостоятельная работа: обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, индивидуальная самостоятельная работа студента под руководством преподавателя.
| Используемые инструментальные и программные
средства:
| Средства проекции (презентации), программированного контроля (тестирования).
Дисциплина обеспечена: информационной техникой, аудио и видео материалами, литературой, необходимым оборудованием для проведения практических занятий.
| Формы промежуточного
контроля:
| Текущие оценки знаний, тестирование, доклады, эссе, контрольные работы, рефераты.
| Форма итогового контроля знаний:
| Зачет
|
|