Глава XVI. Воинские преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XVI. Воинские преступления



Статья 366. Понятие воинского преступления

Воинскими преступлениями признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими сборов.

Глава 16 УК РК — единственная глава Особенной части, которая включает совместно с конкретными составами воинских преступлений понятие воинского преступления.
Понятие воинского преступления основано на общем определении преступления, сформулированного в ст. 9 УК РК, и обладает всеми его признаками как общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и наказуемость.
Общественная опасность воинских преступлений определяется тем, что они посягают на общественные отношения, интересы и блага, существующие в Вооруженных Силах РК, регулируемые военным законодательством, наносят ущерб этим отношениям, ослабляют воинскую дисциплину и боевую готовность войск.
Уголовная противоправность воинских преступлений заключается в противоречии общественно опасного деяния положениям и требованиям военно-уголовного закона.
В соответствии со ст. 19 УК РК необходимым признаком любого преступления, а значит и воинского преступления, является виновность, т. е. совершение деяния умышленно или по неосторожности. Это значит, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (действия или бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Часть 2 ст. 19 УК РК предусматривает, что «объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается».
Наказуемость — это признак преступления, который характеризует не сущность, а указывает на его неизбежное юридическое последствие, суть которого заключается в том, что за совершенные виновно общественно опасные деяния может быть назначено уголовное наказание.
Статья 366 УК РК указывает на следующие особенности (специальные признаки) воинского преступления:
1) направленность деяния против установленного порядка несения воинской службы (специальный объект);
2) совершение деяния военнослужащими либо военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов (специальный субъект);
3) наказуемость деяния по уголовному законодательству, предусматривающему ответственность за воинские преступления (военно-уголовная противоправность).
Любое воинское преступление характеризуется совокупностью этих трех специальных признаков. При отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть квалифицировано как воинское преступление.
Не образуют воинского преступления общественно опасные деяния военнослужащих, не посягающие на установленный порядок несения воинской службы (например, кража имущества граждан, посягательства на жизнь и здоровье гражданских лиц). Они как общеуголовные преступления подлежат квалификации по соответствующим статьям УК РК.
Не являются воинскими преступлениями деяния по службе рабочих и служащих ВС РК, которые хотя и могут причинить ущерб интересам воинских частей и учреждений, но совершены лицами, не состоящими на воинской службе. Кроме того, имеются преступления, которые нарушают порядок несения воинской службы и совершаются военнослужащими, но не предусмотрены военно-уголовным законом в качестве воинских преступлений (например, хищение военнослужащим выданного ему для служебного пользования оружия). Ответственность за подобные преступления наступает по статьям УК, предусматривающим соответствующие общеуголовные преступления (ст. 255 УК — хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), т.е. за преступления против общественной безопасности.
Нормативное постановление Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» от 28 октября 2005 г. дает разъяснение, что объектом воинских преступлений признается установленный порядок прохождения воинской службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, в других войсках и воинских формированиях.
Порядок несения воинской службы представляет собой совокупность общественных отношений, интересов и благ, возникающих в процессе жизни и боевой деятельности войск, закрепленных в законах РК, военной присяге, воинских уставах, положениях о прохождении службы различными категориями военнослужащих и других актах военного законодательства. Этот порядок обязателен для исполнения всеми военнослужащими, строгое и точное его соблюдение составляет воинскую дисциплину и является необходимым условием обеспечения постоянной боевой готовности Вооруженных Сил РК.
Каждое воинское преступление непосредственно посягает на конкретные отношения, интерес и благо, которые составляют часть (сторону) порядка несения воинской службы. Это взаимоотношения по службе начальников и подчиненных, старших и младших по воинскому званию, военнослужащих, не состоящих в отношениях подчиненности; порядок прохождения воинской службы; порядок пользования военным имуществом и эксплуатации военной техники; порядок хранения военной тайны, государственных секретов; порядок несения боевого дежурства, караульной и других специальных служб и т.д.
Непосредственным объектом воинских преступлений выступают те общественные отношения, интересы и благо, против которых направлено данное конкретное посягательство.
С объективной стороны воинские преступления совершаются путем действия и бездействия.
Действие выступает как активная форма поведения лица, например, деяния, предусмотренные ст.ст. 370 и 373 УК РК, а бездействие — как пассивная форма поведения лица, например, преступление, предусмотренное ст. 367 УК РК или ст. 381 УК РК.
Принципиальное требование уголовного права заключается в том, что ответственность за общественно опасные последствия наступает лишь тогда, когда они связаны с деянием лица.
В зависимости от факта наступления общественно опасных последствий определяется уголовная ответственность. Поэтому причинная связь между деянием и последствиями выступает в качестве признака объективной стороны состава преступления. При отсутствии причинной связи между действиями подсудимого и наступившими последствиями, они не могут быть вменены в вину подсудимому.
Для признания деяния причиной наступившего последствия необходимо, чтобы оно не только предшествовало по времени последствию, но и последствие было результатом именно этого, а не другого действия или бездействия.
Объективная сторона воинских преступлений часто включает в себя признаки, характеризующие время и место совершения преступления. Совершение преступления в военное время, в боевой обстановке, на поле сражения свидетельствует о повышенной опасности воинского преступления.
Факультативные признаки объективной стороны преступления имеют определенное значение, даже если они не указаны в диспозиции уголовно-правовой нормы: они могут либо повышать, либо уменьшать уголовную ответственность.
Обязательным условием уголовной ответственности за воинские преступления является установление факта — находились ли военнослужащие в момент совершение преступления при исполнении обязанностей или нет.
Устав внутренней службы ВС РК определяет, что в соответствии с законодательством РК содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет.
Для правильной квалификации составов воинских преступлений существенное значение имеет вопрос установления понятия и признаков исполнения обязанностей воинской службы.
Согласно Закону РК «О воинской обязанности и воинской службе» от 8 июля 2005 г. военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе, во время прохождения воинских сборов, считаются исполняющими обязанности воинской службы в случаях: исполнения должностных обязанностей; нахождения в отпуске, следования к месту проведения отпуска и обратно; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Мотив и цель являются формальным признаком воинских преступлений, но в некоторых они выступают обязательным элементом преступления.
Так, необходимым признаком состава преступления, предусмотренного ст. 374 УК РК, является специальная цель: уклониться от несения всех или некоторых видов обязанностей воинской службы, например, уклониться от заступления в наряд, караул и т. д. В данном случае мотивы в отличие от цели на квалификацию преступления не влияют, но могут учитываться при назначении наказания.
Цель самовольного оставления части или места службы (ст. 372 УК РК) является обязательным признаком, которая выражается в намерении уклонения от прохождения воинской службы. Вместе с тем, данное преступление исключает цель вовсе уклониться от прохождения воинской службы, чем отличается от дезертирства, предусмотренного ст. 373 УК РК, целью которого является уклонение от воинской службы вовсе.
Мотивы при этом могут быть самые разные: нежелание переносить тяготы и лишения воинской службы, боязнь ответственности за совершенный проступок или преступление и т.д. Мотивы дезертирства имеют важное значение для определения степени общественной опасности деяния и личности преступника, а также для правильного назначения наказания.
Субъектами воинских преступлений являются только военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими воинских сборов.
Лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за воинские преступления и после окончания службы, если эти деяния совершены им в период прохождения воинской службы и не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Определяющим признаком субъекта воинского преступления является принадлежность виновных к воинской службе, а также такие с юридической точки зрения важные обстоятельства, как возраст, состояние здоровья виновного, законность нахождения виновного на воинской службе, начало и окончание прохождения воинской службы.
В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона РК «О воинской обязанности и воинской службе» гражданин считается призванным на воинскую службу с момента издания приказа начальника местного органа военного управления области (города республиканского значения и столицы) о его призыве на воинскую службу. Глава 5 указанного Закона, которая регулирует воинскую службу по контракту, определяет, что для военнослужащих этой категории воинская служба начинается со дня заключения контракта с уполномоченным должностным лицом ВС РК. Согласно п. 2 ст. 31 названного Закона началом исполнения служебных обязанностей курсанта (слушателя) считается дата зачисления его в военное учебное заведение.
Согласно Закону РК «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» от 20 января 1993 г. (с послед. изм. и доп.) статусом военнослужащих обладают лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, и военнообязанные, находящиеся на сборах. В данном Законе указывается, что «статус военнослужащего гражданин приобретает со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивает его со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы.
За военнослужащими, захваченными в плен, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих, военное командование и другие уполномоченные на то государственные органы обязаны принять меры по защите прав, указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права. При осуждении военнослужащих к лишению свободы реализация их прав, предусмотренных статусом военнослужащих, а также прав членов их семей, приостанавливается (прекращается) или ограничивается в порядке, предусмотренном законодательством».
Для признания лица субъектом воинского преступления не имеет значения факт принятия им военной присяги. Непринятие на момент совершения воинского преступления присяги может рассматриваться в качестве смягчающего уголовную ответственность обстоятельства. Военнослужащий будет считаться субъектом воинского преступления независимо от момента принятия военной присяги.
В Законе РК «О воинской обязанности и воинской службе» определено: «срочная воинская служба по призыву начинается не ранее достижения лицом 18-летнего возраста, при этом предельный возраст для этого призыва ограничивается достижением 27 лет. Для лиц, поступающих на воинскую службу по контракту, служба начинается с 19 лет, за исключением курсантов, и не старше предельного возраста состояния на воинской службе в зависимости от воинского звания.
Для граждан, поступающих в военные учебные заведения — 1) граждане, не проходившие воинской службы, достигшие в год поступления возраста 17 лет, но не старше 21 года; 2) граждане, прошедшие воинскую службу, до достижения ими в год поступления возраста 24 лет».
Поэтому совершение воинского преступления лицом, не достигшим соответствующего возраста, не является основанием привлечения к уголовной ответственности за данное преступление.
Увольнение военнослужащих производится в соответствии с Правилами прохождения воинской службы.
Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти (гибели), а военнослужащий, признанный судом безвестно отсутствующим или объявленный умершим, со дня вступления в законную силу решения суда.
Увольнение с воинской службы лиц, выслуживших установленные сроки, приостанавливается в случае введения чрезвычайного или военного положения на период его действия.
Некоторые воинские преступления могут быть совершены не любым военнослужащим, а лишь лицами, обладающими определенными специальными признаками. Так, воинские должностные преступления, предусмотренные, например, ст. 380 УК РК и ст. 381 УК РК, могут совершать только начальники и иные должностные лица; деяния, предусмотренные ст. 367 УК РК, совершают только подчиненные. А субъектами преступлений, предусмотренных ст. 377 УК РК и ст. 378 УК РК, признаются только лица, входящие в состав караула, конвойного или патрульного наряда.
В подобных случаях для привлечения лица к уголовной ответственности по той или иной статье УК РК необходимо установить, обладало ли оно соответствующими специальными признаками.
В соответствии с Законом РК «О воинской обязанности и воинской службе» годность призывника к воинской службе определяется районной (городской) призывной комиссией. Эта же комиссия решает вопрос о его призыве, предоставлении ему отсрочки от призыва на воинскую службу, освобождении от призыва на воинскую службу и освобождении от исполнения воинской обязанности.
Признание субъектами воинских преступлений лиц, негодных к воинской службе, не означает, что вопрос об их ответственности за совершенное деяние должен решаться без учета того, что эти лица по состоянию здоровья или по другим основаниям подлежат освобождению от несения обязанностей воинской службы. Негодность лица к воинской службе должна учитываться в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Вместе с тем, возможны случаи, когда совершенное деяние является прямым следствием болезни или физических недостатков субъекта, признанного на этом основании негодным к воинской службе (например, сон на посту часового, страдающего непреодолимой сонливостью). В подобных случаях деяние совершено без вины и не образует состава воинского преступления.
Гражданские лица не могут быть исполнителями воинских преступлений, но могут быть их подстрекателями, пособниками либо организаторами (например, пособничество в уклонении от военной службы путем членовредительства или иным способом квалифицируется по ч. 5 ст. 28 УК РК и ст. 374 УК РК; подстрекательство к умышленному уничтожению или повреждению военного имущества — по ч. 4 ст. 28 УК РК и ст. 387 УК РК).
Лица, не являющиеся военнослужащими, не могут быть и соисполнителями воинского преступления. Если гражданское лицо совместно с военнослужащим оказывает сопротивление с насилием патрульному наряду при задержании солдата, нарушающего установленный порядок, то его действия признаются не соисполнительством, а пособничеством и подлежат квалификации по ст.368 УК РК со ссылкой на ч. 5 ст. 28 УК РК.
В соответствии с п. 4 указанного Нормативного постановления Верховного Суда РК «временем окончания воинской службы для всех категорий военнослужащих является день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части».

Статья 367. Неповиновение или иное неисполнение приказа

1. Неповиновение, то есть открытый отказ от исполнения приказа начальника, а равно иное умышленное неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет, а при отягчающих обстоятельствах — смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
4. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
5. Деяние, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Общественная опасность этого преступления заключается в том, что данное деяние нарушает важнейшие основы жизни и деятельности войск, порождает беспорядок и неорганизованность в выполнении каждодневных задач боевой и государственно-правовой подготовки личного состава, снижает эффективность работы по поддержанию в подразделении, части твердого уставного порядка и в целом ослабляет обороноспособность государства. Также результатом неповиновения могут быть грубое нарушение прав, законных интересов и благ военнослужащих или других граждан, причинение Вооруженным Силам РК, государству материального ущерба.
Непосредственным объектом данного преступления является установленный в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РК порядок подчиненности, т. е. урегулированные воинскими уставами взаимоотношения по службе между начальником и подчиненным.
С объективной стороны преступление совершается как путем открытого отказа от исполнения приказа (неповиновение), так и путем иного уклонения от исполнения приказа.
Неповиновение представляет собой наиболее опасную форму неисполнения приказа в виде открытого, демонстративного, публичного или наедине отказа подчиненным от исполнения приказа начальника. Оно отличается от пререкания тем, что при пререкании подчиненный вступает в обсуждение приказа, проявляет недовольство им, но затем выполняет приказ. Пререкание признается дисциплинарным проступком, ответственность за него регламентируется Дисциплинарным уставом ВС РК.
Иное умышленное неисполнение приказа заключается в том, что приказ начальника подчиненный принимает к исполнению, но фактически его не исполняет. При этом умысел на неисполнение приказа может возникнуть у виновного в момент получения приказа либо позднее.
Неисполнение приказа выражается как в действии (виновный делает то, что было приказом запрещено), так и в бездействии (виновный не выполняет тех действий, которые были предписаны приказом), а также в неточном и несвоевременном его исполнении.
При квалификации данного деяния необходимо учитывать нормы Общей части УК РК, а именно ст. 37 УК РК — исполнение приказа или распоряжения:
В данном случае следует отличать приказ от распоряжения.
Приказ представляет собой способ реализации принципа единоначалия, управления подчиненными, организации их служебной деятельности, решения служебных задач и является актом, который издается в порядке подчиненности и исходит от начальника, адресуется подчиненным по службе.
Приказ, как волеизъявление начальника, является основой для исполнения принятого решения, не зависит от волеизъявления исполнителя и потому обладает большей юридической силой, чем само исполнительское действие. Поэтому и ответственность за причинение вреда выполнением незаконного приказа или распоряжения возлагается не на исполнителя, а на отдавшего их начальника.
Данное преступление имеет место при умышленном неисполнении подчиненным приказа начальника при наличии двух условий: если приказ отдан в установленном порядке и если при этом причинен существенный вред интересам службы.
Не всякий приказ начальника подлежит исполнению, а лишь отданный в интересах воинской службы, в целях соблюдения порядка несения воинской службы.
Беспрекословное выполнение подчиненным приказа, отданного ему начальником, — основной признак единоначалия, которое является одним из принципов строительства ВС РК, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Оно заключается в наделении командира (начальника) всеми правами по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражается в праве начальника, исходя из всесторонней обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение.
В статье 34 Устава внутренней службы ВС РК закреплено: обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.
Начальник – военнослужащий, в подчинении у которого находятся другие военнослужащие, он вправе отдавать последним приказы и распоряжения и контролировать их исполнение. Начальники различаются по служебному положению и воинскому званию. Начальники, которым военоослужащиеподчинены по службе хотя бы временно, являются прямыми начальниками. По воинскому званию начальниками являются военнослужащие более высокого звания. Офицер, например, является начальником для всех лиц рядового и сержантского состава, сержант – начальник для рядовых одной с ним воинской части и т.д.
Подчиненный – военнослужащий, входящий в состав строевого подразделения, отдела, службы, наряда, обязанный выполнять приказы своего руководителя; либо военнослужащий, имеющий воинское звание, в силу которого он обязан выполнять требования другого военнослужащего, обладающим соответствующим воинским званием начальника.
Приказ – это требование начальника о совершении подчиненным тех или иных действий или о воздержании от совершения их и это требование категоричное и безусловное. Но оно имеет определенные рамки, ограничено интересами воинской службы, должно быть законным, вытекать из служебных полномочий начальника.
Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей воинской службы или направленные на нарушение законодательства Республики Казахстан.
Точное исполнение приказа начальника (командира), обязательного для исполнения, освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по этому приказу, и за их последствия при условии, что подчиненный не осознавал неправомерность исполняемого приказа.
Совершение подчиненным во исполнение заведомо незаконного приказа преступления влечет его уголовную ответственность совместно с начальником (командиром), отдавшим незаконный приказ.
Неисполнение подчиненным заведомо незаконного приказа начальника (командира) исключает уголовную ответственность подчиненного.
Преступление признается оконченным с момента отказа выполнить приказ или фактического его неисполнения, если в результате этого причинен существенный вред интересам службы.
Существенный вред может быть: физическим (гибель людей); организационным (срыв мероприятий, предусмотренных распорядком дня); моральным (снижение уровня дисциплины среди личного состава, утрата начальником авторитетасреди подчиненных, нарушение прав и интересов граждан и т.д.).
С субъективной стороны неповиновение характеризуется виной в виде прямого умысла, а умышленное неисполнение приказа — в виде прямого или косвенного умысла.
Мотивы и цели неисполнения приказа могут быть самые различные (недовольство служебной деятельностью начальника, трусость, малодушие, леность и т. п.). Однако если виновный при неисполнении приказа преследовал цель нанести ущерб военной мощи страны, то такое деяние квалифицируется как преступление против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 165 УК РК).
Субъект преступления— специальный, т. е. любой военнослужащий ВС, других войск и воинских формирований РК, подчиненный в отношении лица, отдавшего приказ, по службе или по воинскому званию.
Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе хотя бы временно, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.
Перечень основных воинских должностей, которые определяют суть порядка подчиненности и подчиненность по воинскому званию, приведены в ст. 38 Устава внутренней службы ВС РК.
Субъектами данного преступления выступают также военнослужащие, в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка, обязанные выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений. Также военнослужащие, при совместном выполнении обязанностей воинской службы, командирами (начальниками) которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой штатной должности.
Отягчающими обстоятельствами неповиновения или иного неисполнения приказа являются: совершение данного деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также, наступление в результате этого тяжких последствий (ч. 2 ст. 367 УК).
Под группой лиц следует понимать совершение преступления двумя и более военнослужащими, действующими совместно без предварительного сговора.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору означает участие в нем лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления.
Преступление считается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
К тяжким последствиям могут быть отнесены в зависимости от конкретных обстоятельств самые различные последствия, в частности, несчастные случаи с людьми, причинение по неосторожности смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, повреждение или уничтожение боевой техники, причинение крупного материального ущерба, срыв выполнения боевого задания и т. п.
Неповиновение или иное неисполнение приказа начальника в условиях военного времени или боевой обстановки могут привести к срыву выполнения боевой задачи подразделения, части и человеческим жертвам, поэтому в таких условиях данное преступление наказывается более сурово (ч. 3 ст. 367 УК).
Военное времяэто период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе (ч. 4 ст. 367 УК) является уголовно наказуемым деянием лишь при условии причинения тяжкого последствия, например, гибели людей, срыва выполнения боевого задания и других.
Ненадлежащим выполнением приказа признается выполнение его с нарушением установленных требований, в частности, незаконными способами, низкого качества, в неустановленное время, в ненадлежащем месте и т.д. Это может быть результатом забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа.
Квалифицированными видами неисполнения приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшего тяжкие последствия, являются совершение деяния в военное время или в боевой обстановке (ч. 5 ст. 367 УК).
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 4 ст. 367 УК РК, относятся к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 367 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 367 УК РК, относится к особо тяжким преступлениям.
Преступление, предусмотренное ч. 5 ст. 367 УК РК, относится к тяжким преступлениям.

Статья 368. Сопротивление начальнику или принуждение его к
нарушению служебных обязанностей

1. Сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженное с насилием или с угрозой его применения, —
наказываются арестом на срок до шести месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с применением оружия;
в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.184.149 (0.021 с.)