Транспортные эргатические системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортные эргатические системы



 

На транспорте человек и техника взаимодействуют в трех сферах деятельности:

Ø непосредственное управление транспортными подвижными объектами (машинист-локомотив);

Ø дистанционное управление комплексами подвижных или неподвижных транспортных объектов (диспетчерский аппарат, дежурный по станции и т.д.);

Ø управление большими объектами (автоматизированные сис­темы управления отдельными видами транспорта).

Каждая из перечисленных сфер обладает специфическими особенностями, но в то же время все они обладают сходными чертами, общими зависимостями.

На транспорте человек в системе управления взаимодействует с различными машинами и механизмами, при этом высокие требования предъявляются не только к машине, но и к человеку. Ведь взаимодействие со сложными механизмами человеку часто приходится осуществлять в неблагоприятных условиях окружающей среды, и одновременно постоянно быть бдительным, чувствовать огромную ответственность.

Например рассмотрим систему «машинист-локомотив». В пос­ледние годы резко возросли скорость и интенсивность движения на железнодорожном транспорте, а это, в свою очередь, повысило пси­хофизиологическую нагрузку людей, выполняющих водительские функции.

Современный локомотив, как и другие подвижные транспортные объекты, относится к классу эргатических систем, работа маши­нистов в которых характеризуется двумя основными параллельными компонентами деятельности - процессом самого вождения и контроля за работой энергосистемы, поддержания ее функционирования в пределах нормы. В деятельности машиниста-оператора можно выделить также два последовательных этапа: подготовку локомотива к поездке и саму поездную работу. Поездная работа предъявляет высокие требования к работоспособности различных анализаторных систем организма машиниста, прежде всего зрительной, двигательной и слуховой. Из-за небольшого резерва времени для управляющих действий, что связано с критической величиной тормозного пути, машинист должен на чрезвычайно малом отрезке времени не только воспринять соответствующий сигнал, но и правильно осмыслить его, принять правильное решение и выполнить необходимый двигательный акт. Объем получаемой им информации в процессе работы достаточно велик. Например подсчет сигнальных раздражителей, действующих на машиниста в течение рейса протяженностью 600 км, показал, что общая сумма их 8-10 тыс, из них лишь 10% производственно важны. Остальные в любой момент могут стать ими. Это значит, что при средней скорости движения машинист каждую минуту воспринимает в среднем 20 сигналов. Возросла загрузка машиниста-оператора из-за увеличения числа органов управления и средств контроля в кабине, их усложнения. Значительно вырос темп обмена информацией между подвижным объектом и машинистом.

Анализ особенностей рабочего места в кабине машиниста и самой его оперативной деятельности показал, что движения, посредством которого он управляет локомотивом, несложны и характеризуются минимальными мышечными усилиями. Напротив, постоянное слежение за состоянием пути и состава ухудшает функциональное состояние машиниста. После 4 часов работы на повышенных скоростях появляется много лишних движений, повышается кровяное давление. После 6 часов понижается скорость простых и сложных сенсомоторных реакций на 10 %, точность реакции на движущийся объект, объем оперативной памяти, продуктивность умственной работоспособности, понижается мышечная выносливость.

Под влиянием утомления понижается, прежде всего, готовность к экстренному действию - бдительность, т.е. повышается вероятность катастрофы, особенно при вождение поездов в ночное время. Если выделить в деятельности машиниста сенсорный, мыслительный и моторный компоненты, то количественное их соотношение в процессе работы различно. Простая фотография небольшого отрезка времени работы машиниста показывает исключительную роль зрительного анализатора, посредством которого воспринимаются сигнальные объекты и показания приборов на пульте управления локомотивом.

Большое значение для увеличения надежности управления движущимися транспортными объектами имеет размещение оборудования, компоновка пульта управления и эстетическое оформление кабины, а также обеспечение оптимального поля зрения машиниста.

Для управления комплексами транспортных объектов наиболее характерны диспетчерские системы. Главное, что определяет задачи исследования этих систем, - всевозрастающее значение надежности диспетчера, занятого управлением производственным процессом. Если неверные действия рабочего ведут к частичному браку, то ошибка диспетчера в управлении нередко грозит крупными материальными потерями.

Особенности диспетчерской деятельности:

Ø координация работы большего или меньшего числа исполнителей, находящихся на большом расстоянии - дистанционное управление эксплуатационной работой;

Ø основное средство сообщения - радиотелефон и селекторная связь;

Ø работа с информационной моделью, реализованной в виде мнемосхем;

Ø сообщения, получаемые диспетчером, либо представлены в закодированной форме, либо не содержат всей необходимой информации;

Ø взаимодействие с диспетчерами соседних участков на информационном уровне;

Ø не имеет права отлучатся со своего рабочего места;

Ø деятельность диспетчерского аппарата можно оценит напряженностью двух видов:

• операциональной - выполнение множества совмещенных опе­раций;

• эмоциональной - из-за дистанционного характера управления; вероятностного характера предварительного планирования; сложности и большого количества решаемых оперативных задач; частоты принятия и осуществления решений при остром дефиците времени; большой личной ответственности;

Ø трудовая деятельность диспетчера - это процесс переработки информации.

Деятельность диспетчера отличается сложностью задач, боль­шим их числом и срочностью. Чтобы успешно решать их требуется полная согласованность функционирования огромного количества подсистем человека и его центральной нервной системы. Психо­физиологические исследования показали особую разновидность производственного утомления диспетчеров. После дежурства у них обостряется слух и ослабляется тактильная чувствительность, время двигательных реакций резко удлиняется, увеличивается число ошибочных действий.

На диспетчера действуют очень сложные раздражители, включающие как словесные, так и непосредственные компоненты информации. От него требуется не только хорошо выраженное мыш­ление, но и яркая образность представлений. Такую деятельность очень трудно осуществит на базе конкретно-образного мышления и на базе словесных сообщений.

Методологической основой взаимосвязи деятельности человека в системе управления и сопутствующих ей психических процессов служит принцип единства психики и деятельности. Психологические показатели выполняют регулирующие функции в работе и поэтому более тесно связаны с результатами деятельности. Поэтому очень важно оценить ту область деятельности диспетчера, которая связана сего психикой.

Внедрение эргатических систем прежде всего зависит от воз­можности их реализации применительно к человеку-оператору.

Человек как психофизиологический объект изучен недостаточно, поэтому возможности человека можно представить очень прибли­женно. Они определяются чисто экспериментальными путями. Поэ­тому к первоочередным задачам оптимизации реальных эргати- ческих систем необходимо отнести следующие:

Ø Эргономическая организация труда диспетчерского аппарата:

• изучение характеристик человека, машины и среды, прояв­ляющихся в конкретных условиях взаимодействия;

• исследование влияния психической напряженности, утом­ления и особенностей нервно-психической деятельности людей, занятых в системах управления;

• оценка надежности и стабильности работы человека в дис­петчерских профессиях;

• целесообразное распределение функций между человеком и машиной;

• определение критериев оптимизации человеко-машинных систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека или группы людей;

• разработка методов учета человеческих факторов при модер­низации действующей и созданной новой техники и технологии в управлении перевозочным процессом;

Ø повышение эффективности работы диспетчерского аппарата:

• рациональное распределение функций между человеком и техникой, а также между операторами;

• согласование информационных и алгоритмических харак­теристик технологических устройств с психофизиологическими и интеллектуальными возможностями диспетчеров;

• совершенствование способов предоставления информации диспетчерам;

• повышение уровня профессиональной подготовки дис­петчеров;

• разработка нормативов деятельности, отвечающих наилуч­шим комфортным условиям труда, на основе выполнения комплекса эргономических требований и норм;

Ø разработка теории эргатических систем на железнодорожном транспорте. Необходимость работ в этом направлении следует из того факта, что еще нет достаточно полного ответа на такие су­щественные вопросы:

• что может и чего не может делать человек в процессе управления перевозками?

• какие воздействия в системе управления должен осуществлять человек непосредственно, а какие с помощью тех или иных технических средств?

• какие функции должны быть полностью переданы технике?

• как обеспечить необходимую эффективность и надежность функционирования комплекса «человек-машина»?

Таким образом, любая попытка совершенствовать систему управления движением поездов, должна учитывать действительную роль людей в процессе управления перевозок - важный фактор, существенно влияющий на организацию иерархии. Более того, действительная роль людей, собственные их стимулы и цели могут потребовать полного изменения принципов построения системы управления для ее более эффективной работы.

Эргономика, теория эргатических систем позволяет принципиально разрешить конфликт между возможностями совершенствования технических устройств и их эффективного использования.

 

2. Критерии и показатели эффективности и надежности эргатических систем управления

3.

Под эффективностью системы понимают комплексную ее характеристику, состоящую в приспособленности к достижению цели. На эффективность системы «человек-машина» влияют такие ее основные свойства, как быстродействие, точность, безоши­бочность, безотказность. Они определяют саму возможность функ­ционирования системы и проявляются при взаимодействии ее с внешней средой и другими системами. У системы «человек-машина» есть и другая группа свойств, которая непосредственно не связана с ее функционированием, например сложность, объем и др. Совокуп­ность всех свойств системы, проявляющихся в процессе ее дея тельности, составляет комплексную характеристику - качество системы «человек-машина».

Качество системы трудно адекватно выразить количественными соотношениями. Поэтому систему «человек-машина» обычно оценивают эффективностью одного из ее свойств. Для облегчения задачи выделяют одно, наиболее важное свойство, накладывая на остальные ограничения. Из-за сложности системы строгая оптимизация заменяется сравнением и выбором одного из нескольких конкурирующих вариантов рассматриваемых свойств. Особое значение приобретает обоснование показателей, по которым производится такое сравнение.

Выбирая рациональный из проектируемых вариантов системы, обычно делают несколько принципиально важных упрощений в расчетах:

■ переходят от абсолютной оценки эффективности вариантов к сравнительной;

■ варианты сравнивают не по показателям эффективности, а по свойствам системы (например, безошибочности, быстродействию, точности);

■ отказываются от определения вида и вычисления значений распределений, ограничиваясь моментными характеристиками (например, математическим ожиданием и дисперсией).

Упрощения, конечно, снижают объективность оценки, но во многих случаях это необходимо из-за невозможности получить оценку другими способами.

Критерии эффективности эргатических систем должны отражать не только технико-экономическую сторону, но и человеческий критерий эффективности. Человек как звено эргатической системы управления имеет сложные вероятностные характеристики и свойства деятельности.

Под эффективностью деятельности человека в системе управления следует понимать способность решать возложенные на него задачи своевременно и точно на протяжении заданного времени с минимальными затратами сил, средств, энергии. При этом эффективность складывается из двух составляющих: собственно решения задач и использования резервов, как материально- энергетических, так и психофизиологических. Определить эффективность деятельности человека-оператора как центрального звена системы управления очень трудно, потому что приходится сопоставлять, с одной стороны, главнейшие показатели его профессиональной подготовленности, а с другой - количественно измеренное качество их выполнения. Последнее возможно лишь для определенных информативных элементов деятельности, например времени нажатия на кнопку. Тем не менее можно сформулировать общие требования к показателям эффективности выполнения операций управления:

■ показатели должны быть измеримыми, т.е. выражаться числами, простыми в использовании; способы их измерения или вычисления также должны быть достаточно простыми;

■ функциональную зависимость каждого показателя деятель­ности надо выбирать так, чтобы обеспечить его информативность и достаточную чувствительность;

■ число показателей деятельности не должно быть слишком велико (в пределах от 3 до 15).

Обеспечение высокой надежности работы человека, а следо­вательно, и всей эргатической системы - важнейшее условие повы­шения качества и эффективности производства в целом. Определяя надежность эргатической системы, необходимо учитывать сле­дующее:

■ единые для всех звеньев системы показатели надежности должны по возможности включать в себя в явном виде показатели ее отдельных звеньев - человека и техники;

■ использование математического аппарата и методов расчета теории надежности технических средств при оценке деятельности человека имеет ограниченный характер;

■ универсальное выражение для определения надежности эргатических систем вряд ли возможно из-за различия протекающих в них процессов управления.

Надежность характеризует способность системы или ее элементов выполнять свои функции в течение заданного времени. Любые нарушения в работе системы, вызывающие частичную или полную утрату ее работоспособности, определяются как отказ.

Критерии надежности можно объединить в группы: безот­казность, восстанавливаемость, готовность и своевременность. В качестве основных они включают показатели: вероятность безотказной работы, среднее время безошибочной работы, частота отказов, среднее время восстановления, коэффициент готовности.

Все ошибки, допускаемые человеком, условно делят на группы: по времени выполнения действий, самим действиям и грубые. Последние характеризуются замещением одних действий другими. Ошибки человека можно классифицировать как закономерные и слученные. К закономерным относят те, которые могут быть устранены при создании оптимальных условии для деятельности, к случайным - ошибки, вызванные вероятностным характером поведения человека. По характеру проявления ошибки бывают систематическими, обусловленными неучтенными факторами, личностными причинами, а также случайными, обусловленными нестабильностью условий труда или действий человека, различием индивидуальных качеств людей.

По природе возникновения ошибки человека в системах управления подразделяют на:

• психологические (при приеме, оценке информации, принятии решения и его реализации);

• физиологические (устойчивые изменения в организме человека, мешающие его работе);

• демографические (когда человек полностью теряет воз­можности выполнять свои функции).

Психологические ошибки могут быть пассивными (человек не выполняет никаких действий - ошибки внимания, памяти) и ак­тивными из-за неправильно понятого сообщения (ошибки опознания и действия).

Отказ - состояние, при котором человек не может выполнять возложенные на него функции из-за утомления, временной утраты работоспособности и др. Отказ может быть:

■ временным неустойчивым - ошибкой;

■ временным устойчивым, для устранения которого требуется предоставление специального времени или условий;

■ окончательным - неустранимым;

■ оперативным, заключающимся в недостижении цели из-за дефицита времени.

Вероятность появления отказа в результате ошибки i можно определить из соотношения:

. (7.1)

где - вероятность того, что при совершении ошибки i про­изойдет отказ;

- вероятность ошибки i;

- число аналогичных операций.

Общая вероятность появления отказа:

(7.2)

где - вероятность того, что в результате совершения челове­ком одной или нескольких ошибок, относящихся по крайней мере к одному из п классов, возникнут условия для появления отказов.

Различают психологическую физиологическую и демо­графическую надежности человека. Психологическая надеж­ность учитывает только временные неустойчивые, физиологиче­ская - только временные устойчивые, демографическая - только окончательные отказы (ошибки). Для практических целей имеют значения характеристики и которые зависят от структуры трудовой деятельности человека и условий его труда и отдыха.

Основной показатель безошибочности - вероятность безоши­бочного выполнения работы:

(7.3)

где - число правильно решенных задач (выполненных опера­тором действий);

N - общее число решаемых задач (выполняемых действий).

Для типовых, часто повторяющихся действий показателем безошибочности служит также интенсивность ошибок:

(7.4)

где - среднее время выполнения данного действия.

Основной показатель своевременности - вероятность свое­временного выполнения работы:

(7.5)

где - функция плотности времени решения задачи;

- допустимый лимит времени на решение задачи.

Функцию для эксплуатируемых человеко-машинных систем находят экспериментально, для проектируемых - одним из расчетных методов (информационным, моделированием и др.).

Показатель готовности оператора - коэффициент готовности, т.е. вероятность включения человека в работу в любой произволь­ный момент времени:

(7.6)

где - время, в течений которого оператор не может принимать поступающую к нему информацию (перегружен, занят и др.);

- общее время работы.

Основной показатель восстанавливаемости - вероятность ис­правления ошибки:

(7.7)

где - вероятность выдачи контрольного сигнала системой;

- вероятность обнаружения оператором этого сигнала;

- вероятность исправления ошибки при повторном решении задачи в течение времени tл.

Одна из основных причин ошибок человека - высокий дина­мизм условий его деятельности. Наиболее характерно это для ра­боты железнодорожных диспетчеров, и прежде всего тех, кто ру­ководит движением поездов на участках. Поэтому важная особен­ность функционирования эргатической системы - зависимость ее надежности от времени, необходимого на реализацию человеком алгоритма. Несмотря на работоспособное состояние технических средств и человека, могут появиться отказы от недостатка време­ни на выполнение ряда операций внутри алгоритма.

Снижение надежности оператора во временной области про­исходит не только вследствие дефицита времени, но и из-за пере­полнения оперативной памяти человека. Чтобы повысить надеж­ность системы, необходимо обеспечить человеку надлежащую временную избыточность, т.е. возможность выполнения постав­ленных перед ним задач в определенное время. Оценивают эту избыточность коэффициентом напряженности оператора:

(7.8)

где - длительность безошибочного решения задачи в нормаль­ных условиях;

- время, которым располагает человек для ее решения.

Несмотря на эвристический характер мыслительной деятель­ности человека, многие характеристики его надежности можно получить, моделируя деятельность как систему массового обслу­живания. В этих моделях человек рассматривается как одноканальная система с ожиданием. Показатель надежности функцио­нирования такой системы - вероятность ошибки человека:

(7.9)

где - вероятность переполнения оперативной памяти человека;

- то же возникновения дефицита времени (если оператив­ная память не переполнена);

- то же информационной перегрузки;

- условная вероятность ошибки при отработке опера­ции i.

При расчетах надежности эргатических систем необходимо учитывать и качественные характеристики надежности, которые обусловлены:

• эргономическим соответствием техники и характера ре­шаемых задач возможностям и потребностям человека;

• обученностью человека, соответствием его професси­онального уровня сложности и требованиям выполняемой работы;

• индивидуальными особенностями человека (здоровье, со­стояние нервной системы и др.) и их согласованностью с требова­ниями профессии.

В практической же деятельности очень часто системы вклю­чают коллективы людей (экипаж, бригада, смена). Качество функ­ционирования их определяется не только характеристиками от­дельных операторов, но и коллектива. Оно зависит от слаженно­сти действий операторов, их психологической совместимости, структуры связей, распределения функций и др. Коллективы, как известно, могут быть большими и маленькими, и поведение чело- века-оператора в больших и малых группах различно. К тому же в группах помимо функциональных (деловых) возникают и эмо­циональные (неофициальные) контакты. Для коллектива операто­ров, если его рассматривать как целое, гораздо сложнее получить количественные характеристики, подобные характеристикам че­ловека, а некоторые из параметров вообще присущи только кол­лективу и не имеют аналогов для одного оператора.

Структурно операторы могут быть связаны в коллективе по- разному, например при последовательной связи информация, по­ступающая в систему, обрабатывается также последовательно и пропускная способность всей структуры определяется пропуск­ной способностью наиболее слабого оператора. При параллельной связи все операторы одновременно выполняют одну и ту же рабо­ту. Обычно такая структура используется для повышения надежности работы. Так, вероятность совместной безошибочной работы двух операторов при одинаковой их надежности:

(7.10)

Где - вероятность безошибочной работы одного из операторов.

Операторы могут образовать иерархические структуры с пол­ной децентрализацией, а также с полной и слабой централизаци­ей. Каждая из них имеет свои недостатки и преимущества, кото­рые необходимо учитывать при организации коллективной дея­тельности.

Помимо функциональных связей, в групповых системах су­щественную роль играет и пространственная структура: взаимное размещение операторов и машин, условия общения операторов в процессе работы и отдыха. Можно считать, что правильные структура связей между операторами, пространственная ком­поновка и др. повышают эффективность групповой работы. Коли­чественная оценка эффективности деятельности группы опе­раторов достаточно сложна. Очевидным можно считать лишь тот факт, что формальная организация группы операторов должна соответствовать неформальной. Только в этом случае совместная работа группы операторов будет эффективна.

Пример. Определить показатели надежности работы человека-оператора

при следующих исходных данных: продолжительность смены - 12 ч; общее число решаемых за смену задач - 50, в т.ч. правильных - 47; средний уровень загрузки оператора - 0.7; время, в течение ко­торого оператор не может принимать (из-за загруженности) посту­пающую к нему информацию - 1.5 ч; вероятность выдачи конт­рольного сигнала системой - 0.995, вероятность обнаружения опе­ратором этого сигнала - 0.988, а исправления ошибки при повтор­ном решении задачи - 0.990.

Решение. Вероятность безошибочной работы оператора рассчитывается по формуле (7.3):

Среднее время выполнения оператором действия:

Интенсивность появления ошибок (формула 7.4):

Коэффициент готовности оператора определяется по формуле (7.6):

Вероятность исправления оператором ошибки (формула 7.7):

 

3.Эргономика и охрана труда

 

Охрана труда - это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность трудовой деятельности, сохранение здоровья и работоспособности человека. Она исследует влияние окружающей среды и средств производства на организм человека с целью разработки профилактических мероприятий по предупреждению травматизма, профессиональных заболеваний и отравлений.

Охрана труда и эргономика выявляют и изучают возможные при­чины производственных травм, профессиональных заболеваний, ава­рий, взрывов, пожаров и разрабатывают систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания безопасных и благоприятных для человека условий трудовой деятельности.

Методологической основой эргономики и охраны труда является научный анализ условий труда, технологических и производст­венных процессов, производственного оборудования, применяемых и получаемых материалов и веществ с точки зрения возможного возникновения опасных и вредных производственных факторов, приводящих к травматизму и профессиональным заболеваниям.

Проблему травматизма, аварийности и профессиональных заболеваний невозможно решить только инженерными методами. Часто причиной травматизма служат не сложные условия труда, а опасные действия рабочих и специалистов из-за их низкой квали­фикации, утомления, снижения реакции. В этой ситуации проблемы эргономики и охраны труда объединены и отсутствуют четкие границы разделения требований по эргономике и охране труда. Анализ причин роста травматизма свидетельствует, что развитие научно-технического прогресса и техники опережает разработку психологических мероприятий и предложений по защите человека от опасных и вредных воздействий производственной обстановки.

В этом случае научным методом решения проблем охраны труда и эргономики является системный подход, основанный на системном анализе, представляющем комплекс специальных процедур и методов, позволяющих расчленять сложные проблемы на более мелкие задачи, которые легко поддаются решению и решаются с большей легкостью и достоверностью при значительно сниженных затратах. Окончательный вывод при этом подходе принимается после объединения частных решений в единое целое с учетом их взаимосвязи.

Наиболее существенным в системном подходе является воз­можность организовать управление охраной труда на производстве аналогично управлению таким же объектом инженерного проектирования, как и технологический процесс, операция, оборудование.

Системный подход позволяет сформулировать конкретные задачи проблемы охраны труда, включающие всю совокупность элементов и факторов, оказывающих существенное влияние на повышение безопасности человека в условиях производства.

Трудовая деятельность человека в системе «человек-машина- среда» формируется и протекает под воздействием производственной среды, организации производственных процессов и отношений в коллективе. Исходя из позиций системного периода, деятельность человека можно разделить на ряд двойных эргономических подсистем, основу которых составляет человек:

Ø человек - производственная среда;

Ø человек - производственный процесс;

Ø человек - трудовой коллектив.

Подсистема «человек - производственная среда» формируется под воздействием различных природных или искусственных фак­торов, главным из которых являются:

• микроклимат помещений (температура, относительная влаж­ность, подвижность и давление воздуха) или природный климат при работе вне помещений;

• состав и концентрация вредных примесей в воздухе (пыль, газы);

• световые и другие производственные излучения;

• звуковые (шум, вибрация, ускорение) и электромагнитные колебания;

• габариты и параметры пространства рабочего места (размеры психологического пространства);

• тактико-технические и гигиенические свойства предметов труда, в том числе способствующие появлению травм и, аварий. Нап­ример, опасность ожогов при высокой температуре предметов труда или повреждение кожного покрова тела при удалении отходов в виде мелких частиц.

Особым фактором, определяющим деятельность человека, является оборудование, степень оснащения рабочих мест, степень защиты и ограждения опасных частей машины. В большинстве слу­чаев причиной несчастного случая является несогласованность действия человека и оборудования.

Подсистема «человек - производственный процесс» формирует антропометрические, психофизиологические, физиологические я психологические элементы условий и организации трудовой деятельности. К ним относят:

• физические нагрузки (разовые усилия, грузооборот, энерго­затраты организма);

• рабочие позы и трудовые движения (распределение рабочих поз по времени, удобство рабочих поз и движений, эргономический уровень оборудования);

• нервно-психические нагрузки (точность зрительной работы, расстояние до предмета труда, распределение движения глаз и сен­сорных реакций, загруженность анализаторов человека, нап­ряженность внимания, интеллектуальная и нервно-эмоциональная нагрузка);

• темп и ритм работы (длительность и насыщенность рабочих операций, повторяемость и частота смены рабочих движений и операций, уровень монотонности и разнообразия труда, ритмичность трудового процесса);

• режим труда и отдыха (число и длительность рабочих смен, общая длительность и распределение перерывов, отпусков и выходных дней).

Подсистема «человек - трудовой коллектив» представляет со­бой собственно производственный персонал с его отношениями к труду и межличностные, информационные, коллективные связи, оказывающие влияние на безопасность труда. Существенными элементами подсистемы являются:

• социальная структура коллектива (соотношение работающих по полу, возрасту, уровню образования и квалификации, типы харак­теров);

• коллективная установка к труду (мотивация труда, уровень трудовой дисциплины, взаимной требовательности и ответст­венности, степень удовлетворенности работой уровень идейно-эмо­ционального (эстетического) настроя коллектива;

• производственная информированность коллектива (возмож­ность положительных контактов в процессе труда, обеспеченность работающих производственной информацией;

• межличностные связи (уровень товарищества и взаимопомощи в коллективе, уровень конфликтности, удовлетворенность отноше­ниями в коллективе, эстетический уровень манеры общения).

Приведенный краткий обзор элементов, определяющих дея­тельность человека, показывает их большое разнообразие. Каждый конкретный элемент в определенных условиях может являться причиной возникновения опасности или несчастного случая. Отклонение элемента или параметра производственной среды или изменение технологических режимов работы машины способствует возникновению опасной ситуации, которая может привести к несчастному случаю.

Деятельность человека при возникшей опасной ситуации ус­ловно можно разделить на ряд этапов.

На первом этапе посредством анализаторов человека вос­принимается информация об отклонениях элементов производст­венной среды или режимов работы оборудования. Восприятие информации возможно при ее значимости и наличии времени на восприятие.

На втором этапе происходит первичный анализ информации, прогнозируются возможные результаты последствий и осознание опасности. Существенное значение при первичном анализе имеет опыт и профессиональная ориентация работающего.

На третьем этапе на основе априорной информации (заложенной в долговременной памяти человека) вырабатывается общее (часто безадресное) решение или комплекс решений по устранению опасности.

На четвертом этапе решается вопрос о возможности устранения опасности человеком (скорость и количество ответных управляющих воздействий человека) и машиной (возможность быстрой стаби­лизации процесса или остановки машины с учетом действия инер­ционных масс узлов и элементов).

При отрицательном результате любого из этапов деятельности возникновение несчастного случая будет определяться только с общей вероятностью появления независимых событий. Например, совпа­дение по времени возникновения опасной ситуации в электрических сетях и отключение электричества по всему району из-за других причин итак далее. При положительном последовательном решении этапов возникновение несчастного случая будет определено вероятностью ошибки ввода управляющих воздействий в систему управления. В опасной ситуации из-за развития стресса (состояние человека под влиянием сильных воздействий) вероятность ошибки ввода информации значительно возрастает. Следует также отметить, что из-за стресса вероятность положительных (правильных) реше­ний у человека уменьшается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.096 с.)