Особенности эмоциональной сферы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эмоциональной сферы.



Незрелость личности умственно отсталого ребенка, проявляется и в ряде особенностей его эмоциональной сферы.

1. Недоразвитие эмоций. У них нет оттенков переживаний, и чем глубже умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции. Переживания более примигиены (он испытывает или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет).

2. Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий' быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по

сил осущественным поводам (незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию).

3.У умственно отсталых детей наблюдается явление раздражительной слабости. Это состояние утомления или общее ослабление организма, при котором дети на любые мелочи реагируют вспышками гнева.

4.Наряду с общим недоразвитием эмоциональной сферы, у умственно отсталых детей наблюдаются некоторые болезненные проявления чувств. Выделяют следующие виды болезненных проявлений:

дисфория - это эпизодическое расстройство настроения, которое не связано с реальными обстоятельствами и какими-либо неблагоприятными внешними воздействиями (ребенок может быть длительное время спокоен, послушен; вдруг он приходит в класс в угнетенном, мрачном состоянии, со злобой реагирует на замечания учителя, шутки приятелей. Это Может длиться

1-2 дня);

эйфория - ничем не мотивированное Повышенное настроение. В отличие от обычной жизнерадостности, которая не мешает чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся не чувствительными к объективной реальности;

апатия - нарушение Эмоционального развития, которое является как правило, предшественником приближающегося заболевания. Учащиеся вспомогательной школы в состоянии апатии могут высказывать мысли, проявляющиеся обнаруживать настроения, не свойственные детскому возрасту (безразличие к жизни, к Людям, нежелание действовать, двигаться, потеря всяческих интересов и привязанностей). Если это есть, то такая апатия должна рассматриваться как признак болезни и такого ребенка нужно немедленно показать психологу.

25. Болезненные проявления чувств у умственно осталых детей

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной сферы, у умственно отсталых детей наблюдаются некоторые болезненные проявления чувств. Выделяют следующие виды болезненных проявлений:

Дисфория – это эпизодическое растройство настроения, которое не связано с реальными обстоятельствами и какими-либо неблагоприятными внешними воздействиями (ребенок может быть длительное время спокоен, послушен; вдруг он приходит в класс в угнетеннои, мрачном состояни, со злобой реагирует на замечания учителя, шутки приятилей

Эйфория – ничем не мотивированное повышенное настроение. В отличие от обычной жизнерадостности, которая не мешает чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности.

Апатия – нарушение эмоционального развития, которое является как правило, предшественником приближающегося заболевания. Учащиеся вспомогательной школы в состоянии апатии могут высказывать мысли, проявлять обнаруживать настроения, не свойственные детскому возрасту (безразличие к людям, нежелание двигаться). Если это есть, то такая апатия должна рассматриваться как признак болезни и такого ребенка нужно немедленно показать психиневрологу.

 

ЗПР конституционального происхождения

По классификации Певзнер и Власовой, речь идет о неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме. Характеризуется тем, что в психике и поведении младшего школьника или подростка сохраняются черты, присущие более ранней ступени развития: повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций, высокая внушаемость и недостаточная самостоятельность, преобладание эмоциональных реакций в поведении.

Трудности в обучении связаны, прежде всего, с незрелостью мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, интеллектуальной же деятельностью быстро пресыщаются. Малая направленность на интеллектуальную деятельность сопровождается неумением подчиняться правилам дисциплины.

Такая форма ЗПР чаще всего вызвана наследственной предрасположенностью к более позднему созреванию нервной системы в целом и эмоционально-личностных качеств в частности. Прогноз-наиболее благоприятный среди всех типов ЗПР.

27.ЗПР психогенного происхождения.

Обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, которые не могут обеспечить должную стимуляцию развития психики ребенка. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды.

Неправильное воспитание, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность, социальное сиротство, культурная депривация препятствуют правильному формированию личности ребенка, приводят к трудностям в обучении и поведении.

В условиях гипоопеки и при психотравмирующих условиях воспитания проявления личностной незрелости сочетаются с агрессивно-защитными или пассивно-защитными реакциями. Когда ребенок живет в атмосфере грубости и жестокости, с постоянным страхом наказания, у него развиваются пассивно-защитные свойства личности: замкнутость, робость, покорность, неуверенность с своей способности хорошо учиться и правильно вести себя со сверстниками и взрослыми. В условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции, желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности.

В условиях гиперопеки наряду с формированием у ребенка эгоцентризма развитие личности отличается ослаблением психической активности, отсутствием самостоятельности, неумением бороться с трудностями, установкой на постоянную помощь.

Прогноз зависит от времени начала коррекционной работы с ребенком и семьей.

 

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Этот тип ЗПР занимает особое место в границах данного отклонения. В анамнезе таких детей отмечается наличие негрубой органической недостаточности мозга. Этот тип задержки отличается большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом, при котором у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний.

Прогноз зависит от состояния высших корковых функций и организации специального обучения в классах для детей с ЗПР, где предусматривается повышение сроков обучения на начальной ступени, дифференцированный подход, коррекционная логопедическая и психологическая помощь.

 

ЗПР соматогенного характера

Этот тип задержки развития психики обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями. Аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития внутренних органов. Особенно негативно на развитие детей сказываются тяжелые инфекционные, неоднократно повторяющиеся заболевания в первый год жизни. Именно они вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, задерживают формирование навыков самообслуживания, затрудняют смену фаз игровой деятельности.

В замедлении темпа психического развития таких детей значительная роль принадлежит стойкой астении, болезненному состоянию, которое характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению. Интеллектуальная недостаточность проявляется в неспособности к длительной концентрации внимания, в снижении памяти, в замедлении темпа мыслительной деятельности. Режим ограничений и запретов, хроническая физическая и психическая астения задерживают развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт характера, как робость, неуверенность в своих силах.

Эмоциональное нарушение выражается в повышенной чувствительности которая сочетается с обидчивостью, ранимостью, плаксивостью, повышенной раздражительностью. Вспыльчивостью. Часто наблюдается пониженное настроение. Дети, страдающие церебрасцинией плохо переносят жару, шум, яркий свет. К концу учебных занятий падает работоспособность, появляется сонливость, пассивность на уроках, жалуются на головную боль.

Прогноз при этом типе ЗПР зависит от с одной стороны. От тяжести и специфики соматического фактора, с другой стороны, от режима и эмоционального комфорта в семье, заботы родителей об охране и укреплении здоровья ребенка. Важное значение имеет и определение оптимальных условий обучения, которые предупреждают утомление ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.123 (0.011 с.)