Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в



Переход к абсолютизму определялся в первую очередь социально-экономическими причинами. В условиях усиления экономических связей между отдельными районами страны начался процесс складывания единого рынка. Крупные купцы стремились обзавестись вотчинами, крепостными крестьянами и смыкались с классом феодалов. Наиболее яркими примерами феодалов-предпринимателей были Строгановы и Демидовы. Во второй половине XVII в. к тому же сложилась возможность установления абсолютной монархии. Создание постоянного войска, усиление аппарата чиновников приказной системы, независимые источники дохода казны в виде ясака и винной монополии обеспечили независимость царской власти. Необходимость в сословно-представительных органах отпала, власть монарха становилась неограниченной, абсолютной.

Сословные реформы Петра I. Идущий на протяжении XVII в. процесс постепенного сближения правового статуса поместий и вотчин завершился в начале XVIII в. полным слиянием этих институтов и даже заменой прежних терминов одним общим. При Петре I исчезло прежнее деление феодалов на многочисленные сословные группы – бояр, дворян, детей боярских и т. д.

24 января 1722 г. Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи – Табель о рангах. В основу Табели были положены аналогичные акты, существовавшие в западноевропейских странах, при этом были приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. Все чины Табели о рангах подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на 14 классов. Устанавливались чины исходя из личных качеств, а не в силу знатности рода. Табель о рангах определяла место в иерархии государственной службы, предоставляла возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и придворных чинов, что давало преимущества военным чинам в переходе в высшее дворянское сословие: 14-й военный класс давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса). В последующем приобретение потомственного дворянства было существенно ограничено.

Табель о рангах, изданная Петром I, устранила прежние сословные группировки и ввела новое единое название для обозначения господствующего класса-сословия – «шляхетство», при этом исключались претензии дворян на боярский титул, равно как и возражения бояр против переименования их в дворян. Уже при жизни Петра возродился на новом уровне термин «дворянство» – им именовали весь служилый класс.

В начале XVIII в. холопство окончательно слилось с крестьянством, исчезли и другие группы: захребетников, монастырских детенышей и т. п. Крестьяне делились на государственных, экономических, дворцовых, помещичьих, выход из крестьянства крайне затруднялся. В начале XVIII в. крепостным крестьянам было разрешено покидать деревни и вступать в армию.

Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом

одни авторы понимают политику, которая, используя социальную де-

магогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения

старых порядков. Другие историки пытались показать, как просве-

щенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно

способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу

о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем

один из этапов эволюции абсолютной монархии.

Социально-экономическое развитие Внутренняя политика 159

XVIII в.— время господства иросвсшюльской идеологии. Фран-

цузские просвет гели М. Ф. Волыср, III. Л. Мошсскьс, Д. Дидро,

Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской

концепции общественною развития. Один из путей достижения сво-

боды, равенства и братства философы видели в деятельности просве-

щенных монархов — мудрецов на троне, коюрыс, пользуясь своей

властью, noMOiyi делу просвещения общества и установлению спра-

ведливое! и.

Представление о государстве как о ишвном инструменте достиже-

ния общественного блага господствовало в умах людей того времени.

Идеалом III. Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было

настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монар-

хия с четким разделением законодательной, исполнительной и судеб-

ной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать

эти теоретические положения. Естественно, она не мотла пойти про-

тив дворянства, против крепостного права. Она стремилась постро-

ить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом но-

вых исторических реалий, а не вводить конституционный демократи-

ческий строй, как этою хотели просветители. Понимание монархами

равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий

каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как

и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании

положений просветительской идеологии для укрепления крепостниче-

ского строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика

не могла проводиться долгое время. После Великой французской ре-

волюции наметился курс на усиление внутренней и международной

реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Дворянство, будучи в России XVIII века высшим сословием, владело подавляющим большинством производительного богатства страны и являлось той частью общества, без которого самодержавие не могло ни управлять государством, ни защищать его(1).

В течение XVIII столетия постепенно шел процесс консолидации дворянства в самостоятельное сословие, сопровождавшийся существенным усилением замкнутости этой социальной группы. Приобретение дворянского статуса стало весьма сложным делом. Однако законодатель не мог оставить господствующий класс без пополнения: Табель о рангах 1722 года, кроме рождения, среди оснований приобретения дворянства называл выслугу на военной или штатской службе(2).

Количество дворян, особенно в середине XVIII века, увеличивалось быстрее, чем представителей любого другого сословия России; в демографическом отношении дворянство представляло собою наиболее динамичную группу. Имеются данные, что с 1782 по 1858 гг. численность дворянства выросла в 4, 3 раза, тогда как все население страны увеличилось всего в два раза, а крестьянство - в 1, 7 раза(3).

Вплоть до полного упразднения дворянского сословия в 1917 году возможности его получения то расширялись, то уменьшались; неизменным оставалось лишь отношение к нему верховной власти. Политическая ситуация первой половины XVIII века заставляла правительство объединяться с дворянством, что в конечном счете привело к провозглашению неограниченного права последних распоряжаться земельной собственностью и крепостными крестьянами. Несение повинностей в пользу государства сводилось для дворян лишь к занятию высших постов в армии и на гражданской службе.

К концу XVIII века завершилось оформление дворянства в самостоятельный класс, что нашло отражение, во-первых, в принятии законодательных актов (Манифеста о вольности дворянства и Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства), а, во-вторых, в проведении различных организационных мероприятий (например, создании дворянских собраний и пр.).

Важнейшим документом, регламентировавшим правовое положение дворянства в России, был подписанный 18 февраля 1762 года императором Петром III Манифест о вольности дворянства (далее - Манифест)(4). Указанный документ был принят с целью удовлетворения требований дворянства, считавшего себя ущемленным, поскольку оно обязывалось нести службу государству. Манифест, хотя и с известными оговорками, освободил дворян от этой обязанности.

Преамбула Манифеста содержала перечисление обязанностей дворянства, существовавших до принятия документа, а также санкции за отказ от их исполнения. В нем говорилось, что дворяне являются "главным в государстве членом" и подразделяются на потомственных и личных. Основным источником доходов, а, следовательно, и благополучия дворянства в рассматриваемый период являлась эксплуатация крестьян, а также жалованье за военную и гражданскую службу.

Запрещалось просить увольнения с военной службы во время военной кампании и за три месяца до ее начала. В остальных случаях командующий не мог отказать офицеру в его просьбе об отставке (ст. 1).

Согласно ст. 2 Манифеста, всем гражданским служащим, безупречно прослужившим в последней должности более года, при увольнении полагался один ранг. Любой дворянин по своему желанию мог перейти с гражданской службы на военную, и, наоборот, а также переехать на службу за границу, что раньше считалось изменой, или вернуться на родину и занять вакантную должность без понижения в чине (ст.ст. 3-5). Конкретным проявлением последствий принятия Манифеста, стал отток дворян со службы, отмечаемый некоторыми исследователями в течение первых лет его действия(5).

Государственная служба считалась главной обязанностью дворянства, причем на протяжении рассматриваемого столетия отношение власти к этой обязанности было далеко не одинаковым: Петр I, отличавшийся крутым нравом, принуждал дворян к службе, при Екатерине I и Анне Иоанновне, напротив, оживленно обсуждался вопрос об освобождении дворянства от службы. А в царствование Петра III надежды дворянства были полностью удовлетворены: главное содержание изданного им Манифеста и состояло в освобождении высшего российского сословия от единственной по сути дела обязанности - несения государственной службы (как военной, так и гражданской).

Следует заметить, что государственная служба была не только обязанностью, но и привилегией господствующего класса, поскольку все командные должности в армии замещались только дворянами. Однако нежелание дворян служить Отечеству приводило к тому, что государственный аппарат достаточно активно пополнялся разночинцами, которые за службу иногда получали личное дворянство(6).

Однако, несмотря на свое привилегированное положение, дворяне в определенных ситуациях подвергались не только штрафам, но и позорящим, а также телесным наказаниям. Петр I, выказывая неудовольствие, любил прилюдно пороть своих приближенных-дворян, лишая их всех рангов и титулов. Дворянин, не получивший образования или скрывший крепостных от переписчика, изгонялся из своего сословия. А в царствование императрицы Елизаветы Петровны дворянина, показавшего себя за пятилетний испытательный срок негодным к гражданской службе, отправляли в армию простым солдатом. Высшее сословие было избавлено от телесных наказаний лишь Жалованной грамотой дворянству в 1785 году. Но даже в конце XVIII века, когда дворянство находилось в зените своего могущества, служилого человека могли без предупреждения и без права обжалования лишить дворянского звания(7).

Следующим документом, завершившим длительный процесс законодательного оформления привилегий дворянства, стала Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (или Жалованная грамота дворянству(8)), изданная императрицей Екатериной II 21 апреля 1785 года(9).

Принятие Грамоты было вызвано необходимостью консолидации дворянства и укрепления позиций помещиков в условиях назревающего кризиса феодальных отношений. Попытки властей вывести экономику на новый хозяйственный уровень, опасения недовольства со стороны дворянства, угроза новых крестьянских волнений требовали предельного расширения прав высшего сословия над крестьянами, установления над ними фактически неограниченной власти.

По мнению самой Екатерины II, основной причиной принятия Грамоты является "забота о дворянстве, которое верно и добросовестно служит Российскому государству". Однако в дореволюционной литературе принятие этого документа объяснялось полемикой императрицы с ее иностранными критиками, утверждавшими, что дворяне в России сильно закабалены и потому вымещают недовольство на крестьянах. Некоторые авторы утверждали, что хотя императрица и не согласилась с подобными утверждениями, все же заблуждалась в отношении объема прав и привилегий, которыми пользовались дворяне(10).

Жалованная грамота имеет весьма сложную структуру; она состоит из преамбулы, 92 статей, толкований и разъяснений. В некоторых статьях встречаются также примечания и постановления; в толкованиях иногда содержатся разъяснения, подкрепляемые цитированием некоторых указов Петра I.

Грамота провозглашала важные юридические гарантии дворянства. Так, согласно ст.ст. 8-11 дворяне могли лишиться жизни, достоинства, чести или имения только по приговору суда; при этом судились дворяне только людьми одного с ними состояния, то есть только дворянами. Грамота закрепляла привилегию дворян в отношении правосудия. Поскольку феодальный суд не действовал по принципу равенства перед законом, дворян судили в особом порядке. Приговор суда по делу любого дворянина обязательно подлежал рассмотрению в Сенате, причем обвинительный приговор вступал в законную силу только после его утверждения императрицей, которая по своему желанию могла освободить дворянина от наказания независимо от тяжести совершенного им преступления (ст. 13).

Рассматриваемый документ впервые устанавливал срок давности для рассмотрения уголовных дел дворян (10 лет), который не зависел от тяжести совершенного преступления. Вполне понятно, что на другие сословия этот срок не распространялся.

Жалованная грамота освободила дворян от телесных наказаний (причем как за преступления, так и проступки), сохранив возможность применения к ним пыток лишь за совершение политических преступлений. Исключение составляли случаи лишения лица дворянского звания (например, за совершение измены или разбоя): в этих ситуациях случае суд не был связан выбором меры наказания (ст. 15).

Кроме юридических гарантий, Грамота (ст.ст. 26-34) закрепила и широкие экономические права и привилегии дворянства. В частности, впервые на законодательном уровне помещикам-дворянам предоставлялись возможности по приобретению определенного имущества, участию в некоторых видах производства и торговле. Более того, каждый помещик имел право собственности на недра и леса, находившиеся на его земельных участках.

Важное значение для упрочения положения дворянства имели учрежденные Грамотой (ст.ст. 37-56) дворянские собрания, делившиеся на губернские и уездные(11). В состав собраний входили все дворяне, имевшие имения на данной территории и достигшие 25-летнего возраста. Оба вида собраний, компетенцией которых являлось в основном избрание предводителей дворянства, ведение дворянской губернской родословной книги (куда записывались все местные помещики), а также решение дворянских и общеместных вопросов, созывались один раз в три года преимущественно в зимнее время. В отличие от собраний других сословий участников дворянских собраний, в соответствии со ст. 57 Грамоты, запрещалось брать под стражу, что было существенной гарантией их неприкосновенности. Показательно, что отношения дворянских собраний с центральной властью строились исходя из принципа административного контроля со стороны государства за организацией и деятельностью органов дворянского самоуправления.

Из числа ограничений прав высшего сословия, предусмотренных Грамотой, следует прежде всего отметить обязанность дворянина в случае необходимости "по первому зову государя служить отечеству, не жалея ни сил, ни жизни", а также невозможность для дворянина, никогда не служившего на государственной службе, голосовать на дворянском собрании и избираться на выборную должность.

Включив в состав российского дворянства прибалтийских баронов, польскую шляхту, казацкую старшину Украины, Дона и др., Жалованная грамота завершила процесс оформления и консолидации этой социальной группы, ставшей прочной опорой самодержавия(12).

Таким образом, к концу XVIII века дворянство не только фактически, но и юридически стало высшим сословием Российского государства, имевшим огромные, даже по европейским меркам, права и привилегии. По меткому определению Р. Пайпса, дворяне представляли собой "во всех отношениях сильнейшую и богатейшую группу, лучше всего защищенную законом, равно как и наиболее образованную и политически сознательную"(13).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.022 с.)