Психолого-педагогический практикум 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогический практикум



1. Практическое задание. Определите соответствие между характерологическими проявлениями и названиями акцентуаций характера:

а) эпилептоидный 1.Тенденция к вытеснению неприятных фактов, авантюристичность, тщеславие, лживость, «бегство в болезнь»
б) ипохондрический 2.Обидчивость, раздражительность, агрессивность, жестокость, властность.
в) шизоидный 3. склонность к формированию сверхценных идей, неприятие чужого мнения, подозрительность.
г) истероидный 4. Склонность к страхам, повышенная робость, плаксивость, капризность.
д) астеноневротический 5. Высокий интеллект, эмоциональная холодность, ранимость, скрытность, замкнутость, недостаток интуиции

2. Практическое задание: Выберите правильный ответ из предложенных вариантов, обоснуйте свой ответ.

Что из перечисленного НЕ входит в метод систематической десенсибилизации:

1. Релаксационный тренинг

2. Иерархизация стимулов, вызывающих страх

3. Исследование конфликта

4. Воображаемые ситуации (ОЛЬГА)

3. Практическое задание: Маленький мальчик, глядя на отца, видел, что алкоголь поднимает настроение. Теперь он вырос и использует любой случай, чтобы выпить. Эта распространенная ситуация иллюстрирует эффект:

1. Позитивного подкрепления

2. Моделирования

3. Классического обусловливания

4. Формирования

Обоснуйте свой ответ.

4. Задание. Охарактеризуйте основные методики работы с семьей, опишите их цели и процедуру проведения: «Семейная фотография», «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Ролевая карточная игра». – ОЛЬГА

"Семейная фотография"

Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций, для диагностики и коррекции внутрисемейных взаимоотношений.

На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют.

Педагог или психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. О критериях отбора фотографий инструкция не дается. Если обсуждаются взаимоотношения в многопоколенной семье, тогда количество фотографий увеличивается.
На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье. Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, в течение которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение они для него имеют и какие чувства вызывают.


Важным оказывается порядок представлений фотографий и то, как это осуществляется. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают и т. д.


Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке.


Педагог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Предлагаются примерно следующие вопросы:

  • Кто эти люди на фотографиях?
  • Помните ли вы, что происходило во время съемки?
  • Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день?
  • Кто делал этот снимок?
  • Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?
  • Расскажите, пожалуйста, об этой комнате.
  • Почему люди одеты именно так?

После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа. Это помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Во время обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи.

"Семейная скульптура"

Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений в ситуации, сложившейся на данный момент или представляемой идеально. Смысл данной методики заключается в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картине и проецируется на нее.

Главным достоинством этой методики является ее невербальный характер, который способствует снятию разнообразных защит, проекций и обвинений, зачастую существующих в семейной системе. Построение скульптуры требует от каждого члена семьи обобщения своего личностного опыта, осмысления его, а затем и интерпретации.
Для проведения методики необходима легко передвигающаяся мебель и предметы, которые используются в качестве замены отсутствующих членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое число членов расширенной семьи.

Перед началом выполнения задания психолог объясняет присутствующим, что данная методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. И это бывает легче показать, чем рассказать. Поэтому каждый член семьи должен по очереди показать свое понимание внутрисемейных отношений, изображая их в виде живой скульптуры так, чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства членов семьи по отношению друг к другу.

Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора, обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть он должен поставить их в такую позицию, которая могла бы наиболее полно отразить его отношение к данным членам семьи.

Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обращаться с собой как с материалом, зная, что потом они поменяются местами. Каждый член семьи должен изваять свою скульптуру, отражающую реальную эмоциональную ситуацию в семье в данный момент.
Во время построения скульптур психолог на бумаге фиксирует треугольники, альянсы и конфликты, которые символически изображаются скульптором.

После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая фаза работы - обсуждение полученных результатов.

Существует много вариантов использования методики семейной скульптуры. Некоторые специалисты просят скульпторов придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Члены семьи должны последовательно произнести эти фразы. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

В дальнейшем обсуждается не только вся скульптура в целом, но и отдельные ее части. Задаются вопросы как каждому члену семьи, так и всей семье. Например:

  • скульптору: "Придумайте название вашему произведению";
  • каждому члену семьи: "Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?";
  • всей семье: "Удивила ли вас данная скульптура?";
  • каждому члену семьи: "Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас так, как он это изобразил?";
  • всей семье: "Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?";
  • скульптору или семье: "Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?".


Один из вариантов методики семейной скульптуры заключается в следующем: после того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают уникальную возможность выразить невербально то, какой они видят идеальную семью.

Данная техника используется в работе с любой социальной группой, супружеской парой, с субсистемами: родители - дети, братья - сестры - с полной семьей.

В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы - треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Методика "Семейная скульптура" - хорошее средство наблюдения, особенно в семьях, привыкших использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невозможны традиционные методы типа беседы, и т. д.

Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подростки, вследствие их чувствительности к тому, что происходит в семье, и из-за их естественного желания манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими скульпторами также являются замкнутые дети. Они могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх, враждебность или те чувства, которые они не должны были бы испытывать.

Метод "Семейная скульптура" может быть использован и при индивидуальной семейной работе. В этом случае отсутствующих членов семьи можно заменить предметами. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

"Семейная хореография"

Методика "Семейная хореография" является вариантом методики "Семейная скульптура". Она направлена на отслеживание негативных образцов поведения и прекращение их действия.
Если термин "скульптура" скорее относится к статике внутрисемейных взаимоотношений (а эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении), то термин "хореография" больше подходит для описания динамичного процесса.

Эффективность "Семейной хореографии" связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их решения могут быть представлены в движении и визуально.

Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы картина отражала внутренние семейные отношения в контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.

Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем члены семьи должны показать сцену без слов, "оживить" ее и проиграть. После того как сцена проиграна, членам семьи предлагается изобразить и проиграть идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она видится в данный момент. При этом психолог работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе. Психолог может попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем советует им при каждом очередном дубле действовать с всевозрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.

После того как сцены проиграны, происходит обсуждение. Для того чтобы более четко обозначить проблему семьи, педагог может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем по очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: "Каково быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?". Данная процедура довольно гибкая и может быть изменена в зависимости от конкретных образцов взаимодействий, существующих в данной семейной системе.

РОЛЕВАЯ КАРТОЧНАЯ ИГРА

Объяснение

Ролевая карточная игра была предложена Джиной Огден и Энн Зе-вин(Ogden, Zevin, 1970) как психотехника для работы с семьей. Она пред-ставляет собой невербальную методику, которая выявляет те роли и обя-занности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. При работе с данной техникой становится также ясным и ха-рактер взамодействия семьи при совместном решении той или иной задачи. Участие в игре дает возможность членам семьи увидеть более или менее полный набор обязанностей, который существует в семье и то, как они распределяются между всеми ее членами. Изучаются также индивидуаль-ные способности, негативные механизмы и семейная динамика. Описанная здесь техника взята непосредственно из работы Джины Огден и Энн Зевин.

Процедура

Члены семьи без предварительного обсуждения выбирают карты (список их приводится ниже) для себя и для других. В картах описывается домаш-ние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее вре-мя, когда идет подготовка к ужину, собственно ужин, а потом семья укла-дывается спать. Кроме того в картах имеются ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться, или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному индивиду, а также отклонить те карты, которые они не хотят взять себе.

"Роли-обязанности":
Организатор дома, Закупщик еды, Планировщик ужина, Мойщик
пола, Его Превосходительство Плохой Исполнитель всех своих обязанно-стей, Мальчик на побегушках, Распорядитель, Убиральщик со стола после еды, Делатель напитков, Повар, Накрывальщик стола, Разгрузчик посудо-мойки, Кормитель животных, Купальщик маленьких детей, Тот, кто укла-дывает детей спать, Садовый работник, Организатор праздников, Созда-тель правил, Дисциплинарий, Человек, отвечающий за все.

"Роли во взаимодействии":
Позитивные: Говорящий правду, Помогающий, Понимающий,
Творческий, Счастливый, Дипломат.
Негативные: Обвинитель, Умиротворитель, Компьютер, Одинокий
волк, Сбиватель с толку, Жертва, Крикун.

Цель данного упражнения - изучить в рамках личностно-безопасной кар-точной игры как члены семьи видят себя и друг друга в терминах обязан-ностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Психо-терапевт же может наблюдать семью в структурированной невербальной ситуации.
Оборудование, необходимое для проведения данной техники включает в себя 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), лист бумаги, карандаш и резиновую ленту, скрепляющую колоду карт для каж-дого участника.
Семье необходимо дать следующую инструкцию: "Я сейчас разложу перед вами колоду карт. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас выбрал карты, ему соответствующие и положил бы их около себя на столе так, чтобы дру-гие могли их видеть. Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на листе бумаги, который лежит перед вами. Но имейте ввиду, что это не соревнование за то, кто больше получит карт. Играть нужно молча, так что, пожалуйста, не разговаривайте. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходи-мости, чтобы буквально все из них были выбраны. Вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше чем одному че-ловеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это, на вашей бумаге".
Каждому участнику дается также инструкция проверить весь набор карт и убедиться в том, что они распределены правильно. "Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, наговорите информацию об этом на магнитофон". Кроме того: "Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в "неправильную ко-лоду". Когда каждый участник использует свою возможность высказаться по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых ролей, которые им не нравятся, независимо от того, насколько они точны. Затем каждого участника просят обернуть оставшиеся у него карты резиновой лентой.
Магнитофон используется психотерапевтом при оценке результатов "иг-ры". Психотерапевт слушает запись и создает схемы для каждого члена се-мьи, помогающие определить их роли и позиции в семейной системе.

Пример

Супруги Сью и Дуглас и их два сына-подростка проходили терапию. Сью была неудовлетворена общением между ней, сыновьями и мужем. Часто она впадала в депрессию и чувствовала себя очень расстроенной из-за от-ношений в семье.Терапевт предложил семье принять участие в игре в ро-левые карты. 36 карточек (перечисленных ранее) лежали на столе изобра-жениями вверх. Семье надо было посмотреть на карты и каждому выбрать те, которые, по его мнению, были наиболее ему близки. Потом их попро-сили отбросить те роли, от которых они хотели бы отказаться. Стало ясно, что Сью - "рабочая лошадка" в доме. У нее также был набор обязанностей, несоизмеримый с нагрузкой других членов семьи. Из имеющихся у нее карт она отвергла те, которые характеризуют взаимодействие в семье с не-гативной стороны и отбросила их.
Так как это была игра без слов, семья не была втянута в обычные для нее крики и обвинения. Атмосфера была контролируемой и спокойной, члены семьи относились друг к другу так, как они этого не делали дома. Дуглас, который обычно говорил, что его труд в саду - достаточный вклад в работу по дому, теперь осознал, что этого мало. Когда мальчики наглядно убеди-лись в несправедливости распределения работы, они высказали желание взять на себя еще какие-нибудь заботы. Перераспределение обязанностей происходило в спокойной и мирной обстановке, без криков и обвинений. Члены семьи хотели честно распределить обязанности. Кроме того, Сью увидела, что она получила много отрицательных "ролей взаимодействия". Ее не устраивали такие роли как "крикун" и "обвинитель" и она хотела вместо этого приобрести роли "творческого человека" и "счастливого чело-века". Ее муж и сыновья позитивно восприняли ее желание изменить стиль общения.
Конечно, эта техника не разрешает все проблемы распределения ролей и взаимоотношений в семье, но она дает терапевту возможность рассмотреть эти проблемы без всякого давления со стороны. Кроме того, семья может увидеть распределение обязанностей в графическом виде. Этот подход от-личается от обычного способа обсуждения семейных ролей, который часто проходит в ситуации спора. Он позволяет членам семьи в атмосфере пози-тивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. Рис. 4 - это незаполненная таблица, в которой имеется семь колонок, не считая колонки для имени. Вот их заглавия:
+ (для положительных характеристик); - (для отрицательных характери-стик);
Выбранные (роли, выбранные для себя игроком); Данные (все роли, дан-ные игроку другими, и принятые и нет); Неправильные (роли, данные иг-року, которые, по его мнению, не
правильны и которые он не хочет принимать); Не соответсвующие (роли, которые по мнению других игроков, не подходят данному игроку). Не принятые (роли, которые игрок отбросил в конце игры).

Использование

В оценке ролевой карточной игры должны исследоваться несколько аспектов:

УМЕНИЯ: 1.Факты, ценности и смыслы, которые разделяются членами семьи.
Соглашения между членами семьи о ролях взятых для себя и других. Яв-ляются ли большинство ролей точно сформулированными - или же они ложны и не должны достаться никому?
2.Ответственность. Обратите внимание на распределение обязанностей и то, какая модель по поводу этого имеется у родителей и служит эталоном для детей? Какие конкретно обязанности выбираются разными членами семьи?
3.Позитивное взаимодействие друг с другом. Оставляют ли члены семьи друг другу в течении игры позитивные роли.
4.Способность играть. С удовольствием ли члены семьи играют? Скучно ли им во время игры или весело? Настороены ли они на соревнование друг с другом?
5.Принятие и поддержка индивидуальных различий. Допускается ли в дан-ной семье отличаться от других и изменять установившийся образ себя? Способны ли члены семьи отвергать роли, которые им приписывают? От-вет на этот вопрос по сути связан со способностью семьи давать своим членам свободу быть другими, поддерживать их особенность и самоцен-ность.
6.Роли, принятые самим субъектом "не на показ". Думают ли члены семьи сами о себе и о других в позитивном ключе или иные могут отвергаться как "плохие", или такие, которые все время обвиняют, придираются и т.д.
НЕГАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: 1. Унижения. Негативные социальные ро-ли, которые члены семьи
приписывают друг другу плюс негативные высказывания, зафиксирован-ные на магнитофоне.
2. Самоунижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи вы-бирают для самих себя, плюс соответствующие устные высказывания.
3. Другие негативные механизмы. Неадекватные шутки и ненужные вопро-сы (необходимо фиксировать и то, и другое).
СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА: 1.Сексизм. Распределяются ли обязанности на основе
традиционного представления о половых ролях? Выбирает ли сразу же муж/отец роль "Создателя правил" и "Дисциплинария"? Могут ли члены семьи преодолеть традиционные представления о типично-женским и ти-пично-мужских обязанностях?
2.Поиски козлов отпущения. Выбирает ли кто-нибудь карту "Жертва" или может быть кто-то эту карту получает(в данном случае важно еще и то, принимается ли карта или отвергается)? Кто принимает на себя роль "Спа-сителя"?
3.Сила. Кто выполняет большую часть обязанностей, кто приписывает их другим и кто принимает те обязанности, которые приписываются ему дру-гими членами семьи.
4.Семейные альянсы. Кто разделяет обязанности с другими(с кем именно)? Объединяются ли члены семьи в группы для приписывании другим нега-тивных ролей?
5.Гнев. Кто отбирает роли у других,делая упор на негативном. При этом иногда гнев лежит на поверхности, а иногда скрыт.
6.Эмоциональная поддержка. Если члены семьи распределяют обязанности справедливо, приписывая друг другу только позитивные роли и отбирая карточки с негативными ролями - то таким образом они проявляют в игре эмоциональную поддержку(или может быть стремятся произвести благо-приятное впечатление на психотерапевта, выглядеть в лучшем свете).
7.Вопросы, которые не обсуждаются и являются скрытыми. Скрытые кон-фликты, о которых не говорят. Суждения о том, каков в действительности тот или иной член семьи и что ему нужно от других - все это может быть выявлено в ходе игры.
Следует также отмечать невербальные проявления поведения. Настроение у членов семьи хорошее или не очень? Случались ли во время игры у ее участников пронзительные вопли, проявление гнева, непредусмотренный правилами захват карт, необузданное веселье? Или же все происходило ор-ганизованно и спокойно? Раскладывали ли участники свои карты так, что-бы другие могли их увидеть или же они их разбрасывали, прятали, кидали на пол и т.д.
Данная техника безусловно может оказаться очень полезной для семейных терапевтов, так как позволяет им за короткий промежуток времени собрать большое количество информации о семье и о том, как ее члены взаимодей-ствуют друг с другом. Упражнение убедительно показывает семье - кто ка-кие обязанности в действительности выполняет и позволяет семье искать новые более конструктивные пути в распределении домашнего труда. Все скрытые установки, как позитивные, так и негативные, по поводу обязан-ностей всплывают здесь на поверхность. Хотя по поводу некоторых обя-занностей люди и стонут, соответсвующие карты не отбраковываются.

5. Выделите основные проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста, по которым чаще всего обращаются родители к психологу- консультанту.

6. Составьте примерный план работы педагога-психолога по выявлению и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.019 с.)