Дефиниция – истолкование понятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефиниция – истолкование понятия.



Тема 1. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Цель: осмысление понятия образования, сравнительно-сопоставительный анализ понятий образование и педагогический процесс, осознание категории педагогический процесс, развитие умений работать с текстовыми материалами, развитие умения осуществлять сравнительно-сопоставительный анализ.

Вопросы и задания

1. Образование как предмет педагогики.

2. Образование как часть общественного явления и педагогический процесс:

· этимология слова «образование»,

· образование как ценность,

· образование как система,

· образование как процесс,

· образование как результат.

3. Педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. Подумайте, оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Свой ответ подробно аргументируйте.

Практическая часть

1.

2.

Дефиниция – истолкование понятия.

3.

Потребность в соответствующем знании выражается в проблеме исследования. Выделите и письменно обоснуйте какую-либо актуальную, на ваш взгляд, проблему в современной педагогической науке:

ƒКакого знания не хватает педагогам?

ƒКакие противоречия в педагогической деятельности обостряются в связи с его отсутствием?

ƒПочему наличие этого знания оптимизирует образовательную практику в ее направлении к гуманитарности?

ƒКакие социальные проблемы будут решаться проще, если педагоги получат и будут применять это знание?

4.

Поразмышляйте над приведенными ниже высказываниями. Отразите свои размышления в эссе. Какие из высказываний кажутся вам наиболее убедительными и почему? Может ли существовать педагогическая наука без педагогической практики и наоборот? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

Педагогика - не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств... Воспитатель есть художник; школа - мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества (К. Д. Ушинский).

Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела (Л. Н. Толстой).

Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде отдельных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика (П. П. Блонский).

Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности (К. Д. Ушинский).

5. Заполните пропуски в таблице:

Литература

  1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Академия, 2010. – 176с.
  2. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика. – М.: Академический проект, 2008. - 287 с.
  3. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
  4. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. – Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. – 152 с._
  5. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
  6. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3).
  7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
  8. Смирнов В.И. Общая педагога: Учебное пособие.: Логос, 2002.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. При выполнении практической части обратитесь к следующим пособиям: Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001; Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3); Смирнов В.И. Общая педагога: Учебное пособие.: Логос, 2002.

 

Практическая часть

1. В сформулированной к предыдущему занятию теме, обосновании проблемы выделите объект (часть педагогической действительности) и предмет исследования (аспект рассмотрения объекта).

2. Составьте список терминов, которыми описывается выделенная вами проблема. С помощью словарно-справочной литературы дайте определение каждого термина. Проверьте, чтобы список терминов был непротиворечивым.

3. Составьте примерный список методов, которые потребуются для исследования выделенной проблемы, и обоснуйте порядок применения этих методов.

4. Заполните таблицу:

Философское направление Представители Основные понятия, идеи, положения Взгляды на образование школу
1. Прагматизм      
2. Позитивизм, неопозитивизм      
3. Экзистенциализм      
4. Неотомизм      
5. Бихевиоризм, необихевиоризм      
6. Диалектический материализм      

Литература

  1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Академия, 2010. – 176с.
  2. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика. – М.: Академический проект, 2008. - 287 с.
  3. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
  4. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. – Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. – 152 с._
  5. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 1. – М., 1999
  7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
  8. Смирнов В.И. Общая педагога: Учебное пособие.: Логос, 2002.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. При выполнении практической части занятия обратитесь к следующим пособиям: Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001; Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002; Смирнов В.И. Общая педагога: Учебное пособие.: Логос, 2002

 

Вопросы для обсуждения

  1. Раскройте сущность понятий индивид, личность, индивидуальность. В чем состоит сущность развития личности?
  2. Осмыслите понятия человек и личность. В чем различия?
  3. Рассмотрите личность современного школьника как объект профессиональной деятельности педагога.
  4. Ознакомьтесь с основными философско-педагогическими концепциями, определяющими биологическое и социальное в развитии человека.
  5. Каковы основные закономерности в развитии человека?
  6. Что является движущими силами развития личности?
  7. Каковы факторы развития личности? (среда, наследственность, воспитание).
  8. Что относят к сферам реализации личности? (общение, деятельность, самопознание)
  9. Деятельность – ведущий фактор формирования личности.
  10. Какие выделяются периоды в развитии личности?
  11. Социализация, ее факторы.

 

Практическая часть:

1. Изобразите графически понятие человек.

2. Охарактеризуйте особенности Мальвины и Буратино, опираясь на данные об особенностях развития детей разного пола.

3. Сформулируйте определения понятиям:

Закономерность

Индивидуальные особенности

Потребность

Предметно (орудийно) - манипулятивная деятельность

Сюжетно-ролевая игра

Темперамент

4. Попытайтесь «построить» образ-Я Тома Сойера. Напомним, что «образ-Я» - это система представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном.

5. Найдите примеры (в истории, литературе, жизни), подтверждающие вывод В.М. Бехтерева о том, что «умножение человеческих познаний» без воспитания чувств и воли «послужит только к тому, чтобы создать вредного члена общества».

 

Литература:

1. Алферов А.Д. Психология развития школьника. – Рд/ Д., 2000.

2. Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогических исследований. – М., 2003.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, 1997

4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000

6. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3).

7. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.

9. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 1. – М., 1999.

10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.

11. Реан А.А, Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2001.

12. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.

13. Смирнов В.И. Общая педагога: Учебное пособие - М.: Логос, 2002.

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2000

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. В пособиях Подласый И.П. Педагогика. Ч. 1. – М., 1999, Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3); Смирнов В.И. Общая педагога: Учебное пособие - М.: Логос, 2002 четко раскрываются ответы на предложенные задания. Необходимо проанализировать и сравнить точки зрения этих авторов пособий.

 

Практическая часть

1. Проанализируйте учебные программы по предмету с точки зрения отражения в них всех компонентов содержания образования.

2. Выберите интересную тему для факультативного курса. В опоре на объяснительную записку какой-либо учебной программы составьте обоснование курса. Покажите, как в нем могут быть отражены элементы социального опыта (см. М.Н. Скаткина).

3. Продолжите работу по составлению педагогического словаря.

4. Заполните таблицу «Альтернативные концепции содержания образования» по материалам учебника Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).

5. Заполните таблицу «Способы построения учебных программ»

  Линейный Концентрический Спиралеобразный
Достоинства      
Недостатки      

Литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.
  4. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения / Под ред. И.Я. Лернера, Н.М. Шахмаева. – в 2-х ч. – М., 1992.
  5. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М., 2001.
  6. Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).
  7. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.
  8. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.
  9. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-ое изд. – М., 2000.
  10. Логвинов И.И. На пути к теории обучения. – М., 1999.
  11. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
  12. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999.
  13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.
  14. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
  15. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. – М., 1981.
  16. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.
  17. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.

Интернет-ресурсы

· http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html

· http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Проанализируйте по указанной теме материалы учебника Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование). При подготовке к 6 пункту Вопросы и заданияа необходимо обратиться к учебникам: Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997; Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000; Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование); Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-ое изд. – М., 2000. Для заполнения таблицы письменных заданий (№3) использовать Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).

Практическая часть

1. Подумайте, какие группы методов получили в настоящее время наибольшее развитие и почему? Ответ оформите в следующем виде:

Аргументы за Название группы методов Аргументы против
     

2. Законспектируйте современные методы обучения, представленные в пособии «Дидактика» В.А. Ситарова (С. 239).

3. Спроектируйте фрагмент урока (по своей специальности), который содержал бы один из современных методов обучения.

Литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.
  2. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981.
  3. Гин. А.А. Приемы педагогической техники. – М., 2003.
  4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
  5. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
  6. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.

7. Зверева Н.М., Маскаева Т.Е. Дидактика для учителя. – Нижний Новгород, 1996.

  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-ое изд. – М., 2000.
  3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.
  4. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999.
  7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.
  8. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
  9. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.
  10. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.
  11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Для уяснения понятий метод и прием целесообразнее обратиться к материалам учебников Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.; Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.; Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.; Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999. Осмысление осоебенностей современных методов обучения требует ознакомления с материалами Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.; Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002

Приложение к занятию 6.

Методы активного обучения

  основные признаки
Методы активного учения
«принудительная» активизация мышления и поведения
диалогичность общения
рефлексия
повышенная эмоциональность
наличие обратной связи

Практическая часть

1. Разработайте фрагмент урока а) с использованием традиционных средств обучения; б) с использованием современных средств обучения. Выбор средств обоснуйте. Вопросы и задания оформите в тетради.

2. Предложите перечень компьютерных средств для уроков по своей специальности.

3. Продолжите работу по составлению словаря педагогических терминов.

Литература

  1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.
  3. Зверева Н.М. Дидактика для учителя: Учебное пособие. / Н.М. Зверева, Т.Е. Маскаева. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. – 131с.
  4. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. – М.: Народное образование, 2003. – 222с.
  5. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы, технологии. – Киров, 1997. -140 с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272с.
  7. Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. – М.: Московский университет потреб. кооперации, 1995. – 61с.
  8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.
  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.
  10. Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.
  11. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.

Методические рекомендации

Для выполнения заданий используйте следующую литературу: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с., Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с. Особого внимания заслуживает анализ и классификации средств, представленные у этих авторов.

 

 

Практическая часть

  1. Закончите предложения. Виды контроля составляют текущий, …, ….
  2. Изучите опыт работы педагогов-новаторов и определите их отношение к оценке и отметке. Изложите свою позицию.
  3. Предложите способы и подходы, повышающие объективность оценки уровня обученности.
  4. Оцените возможности тестовой оценки результатов обучения.
  5. Составьте небольшой перечень тестовых заданий, с учетом всех предъявляемых к ним требований.

Литература

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М., 2003
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.
  4. Иванова Е.О,. Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
  5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., 2003.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. 1. – Ростов-на-Дону, 2004.
  7. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
  8. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: Учеб. пособие. – М., Воронеж, 2004.
  9. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
  10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.
  11. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999.
  12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.
  13. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
  14. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.
  15. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 2001.

Методические рекомендации

Для выполнения практической части занятия используйте следующую литературу: Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003; Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.

 

Тема 9. Образовательные технологии

 

Цель: ознакомить с понятием образовательных технологий, технологий, многообразием их классификаций, условиями использования в образовательном процессе.

Вопросы и задания

1. Проблема технологизации образовательного процесса. Технологический подход в образовательном процессе и педагогические технологии.

2. Многообразие понятий педагогической технологии. Основные направления ее развития.

3. Черты педагогической технологии.

4. Структура современных педагогических технологий.

5. Сущность и специфика педагогической задачи как основы педагогической технологии.

6. Типы педагогических задач и их характеристика. Этапы решения.

а) стратегические

б) тактические

в) оперативные

г) дидактические (дидактическая задача и учебная задача)

д) воспитательные

7. Соотношение понятий:

а) педагогическая система и педагогическая технология;

б) методика предметного преподавания и технология;

в) педагогическая техника и технология;

г) технология и содержание образования;

д) технология и модели обучения;

е) технология и мастерство учителя.

8. Классификация на основе целостного педагогического процесса:

а) технология проектирования образовательного процесса;

б) технология организации образовательного процесса,

в) технология регулирования и коррекции образовательного процесса;

г) технология контроля образовательного процесса.

9. Классификация педагогических технологий Г.Ю. Ксензовой.

10. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.

Практическая часть

1. Проанализируйте разнообразные определения педагогической технологии. Подумайте, что явилось основой для их выделения, в чем сходство и различие. Выпишите самое на Ваш взгляд приемлемое.

2. Составьте пример иерархии педагогических задач (от стратегических до оперативных).

3. Продолжите работу по составлению педагогического словаря.

4. Дайте определения предлагаемым педагогическим понятиям и занесите их в таблицу:

Таблица 1.

Педаго гическая техноло гия – это… Педагогическая система - это… Педаго гическая тех ника - это… Содержание образования - это… Методика преподавания - это… Модель обуче ния – это… Педаго гическое мастерство - это…
             

Литература

1. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 1996. - №2. – с.5.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. - 190[1].

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с.

5. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250с.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 2000. – 523с.

7. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы, технологии. – Киров, 1997. -140 с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272с.

9. Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. – М.: Московский университет потреб. кооперации, 1995. – 61с.

10. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2004. – 379с.

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.

12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие/Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». – М.: Российское педагогическое агентство: Гном-Пресс, 1997. – 174с.

13. Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.

14. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 315с.

15. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.

16. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. – М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 192с.

17. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.

18. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с.

19. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Для осмысления понятия «педагогическая технология целесообразнее использовать: Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.; Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 315с.; Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.; Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. – М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 192с. Проблема классификаций технологий требует обращения к следующей литературе: Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250с.; Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с.; Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 315с.

 

 

Тема 10: Закономерности и принципы воспитательного процесса

Цели: Сформировать представление о воспитании как педагогическом явлении, объекте изучения педагогической науки, специфическом процессе развития личности, части целостного педагогического процесса.

Вопросы и задания

1. Целеполагание как категория и этап воспитательного процесса.

2. Закономерности воспитательного процесса.

3. Движущие силы воспитательного процесса.

4. Методологические принципы к организации процесса воспитания

(принцип природосообразности,

принцип культуросообразности,

принцип гуманизации,

личностного подхода к воспитанию и

принцип дифференциации).

5. Принцип общественной направленности воспитания.

6. Принцип связи воспитания с жизнью и трудом.

7. Принцип опоры на положительное в воспитании.

8. Принцип единства воспитательных воздействий.

Практическая часть

1.Недописанный тезис. Постарайтесь максимально точно изложитьмысль о том, как вы поняли, что такое воспитание

«Воспитание – это…»

2. Составьте таблицу, в которой отразились бы связи между закономерностями и принципами воспитания.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.

2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2006.

3. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д, 2001

4. Лихачев Б.П. Педагогика. – М., 1993.

5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010.

6. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

8. Педагогическая антропология/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998.

9. Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.

11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

12. Российская педагогическая энциклопедия (в 2-х ч.) – М., 1999.

13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. – М., 1997.

15. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Для осмысления понятий закономерности, принципы воспитания обратитесь к рассмотрению данных вопросов в пособиях: Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2006; Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010; Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995; Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001; Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004. Для осмысления понятия воспитания, методологических подходов к воспитанию как явлению и к орагнизации воспитания как процесса необходимо обратиться к труду Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003.

 

 

Тема 11. Моделирование ВСШ

Цели: рассмотреть понятие воспитательной системы школы, проанализировать процесс становления воспитательной системы школы, сформировать представления о разнообразных воспитательных системах.

Вопросы и задания

  1. Проанализируйте и соотнесите понятия воспитательной системы образовательного учреждения и воспитательной системы класса.
  2. Походы и принципы в моделировании воспитательной системы
  3. Компоненты системы воспитания:

- Индивидно-групповой компонент

- Ценностно-ориентационный

- Функционально-деятельностный

- Диагностическо-результативный

- Отношенческо-коммуникативный

4. Специфика технологии моделирования воспитательной системы школы

5. Проблемы моделирования воспитательной системы класса

6. Управление воспитательным процессом в классе

Практическая часть

1. Разработать критерии эффективности воспитательной системы класса.

2. Придумать свой вариант воспитательной системы класса.

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.
  2. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д, 2001
  3. Лихачев Б.П. Педагогика. – М., 1993.
  4. Нечаев М.Н. Управление воспитательным процессом в классе. – М.: «5 за знания», 2006
  5. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.
  7. Педагогическая антропология/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998.
  8. Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999.
  9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.
  10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  11. Российская педагогическая энциклопедия (в 2-х ч.) – М., 1999.
  12. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.
  13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. – М., 1997.
  14. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003.
  15. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. При подготовке ответов на вопросы пользуйтесь следующими пособиями: Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003; Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Третий вопрос плана подразумевает подготовку кратких выступлений по каждому из компонентов воспитательной системы.

 

Практическая часть

  1. Разработайте модель системы самоуправления ученического коллектива. Определите в ней роль учителя.
  2. Разработайте, опираясь на этапы развития коллектива, тематику совместных дел и мероприятий, способствующих его укреплению.

Литература

1. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2006.

2. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д, 2001

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000.

4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010.

5. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

7. Педагогическая антропология/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998.

8. Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999.

9. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.

11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

12. Российская педагогическая энциклопедия (2-х ч.) – М., 1993, 1999.

13. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тернинги. – М.: «5 за знания», 2007

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. – М., 1997.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Обратите внимание на анализ теории коллектива А.С. Макаренко, данный И.П. Подласым (Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999; Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001). При подготовке к ответам на вопросы о самоуправлении обратитесь к следующей литературе: Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001;Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. – М.: «5 за знания», 2007.

Тема 13. Методы воспитания

 

Цель: рассмотреть методы воспитания и условия их педагогической эффективности.

Вопросы и задания

1. Раскройте понятие метода и приема воспитания. Рассмотрите имеющиеся классификации методов воспитания.

2. Сущность методов формирования сознания. В чем особенность рассказа на этическую тему и этической беседы как методов формирования сознания. В чем их сходства и различия?

3. Разъяснение, пример, диспут. Условия эффективности этих методов.

4. Методы организации деятельности и формирования общественного поведения. Их сущность. Упражнение и приучение как методы организации деятельности детей. Условия их эффективности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.171 с.)