Обследование детей с нарушениями звукопроизношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование детей с нарушениями звукопроизношения





Логопедическая помощь детям с нарушениями звукопро­изношения может оказываться в учреждениях разного типа. В каждом конкретном случае выбор определяется двумя факторами: во-первых, возрастом ребенка и, во-вторых, са­мой тяжестью дефекта. Оба фактора приходится учитывать одновременно.

В случае тяжелых нарушений звукопроизношения (вы­раженная форма дизартрии или грубой механической дис-лалии), а также при проявлении дефектов звукопроизноше­ния на фоне общего недоразвития речи логопедическая помощь оказывается в учреждениях стационарного или по­лустационарного типа. Для детей дошкольного возраста это могут быть речевые ясли, речевые детские сады или специ­альные речевые группы при массовых детских садах, а так­же речевые стационары. Во всех этих учреждениях ребенку может быть оказана необходимая комплексная и к тому же достаточно продолжительная помощь. Временное помеще­ние таких детей в стационар желательно не только в лечеб­ных, но и в диагностических целях, поскольку здесь имеют­ся все необходимые условия для проведения тщательного комплексного обследования каждого ребенка разными спе­циалистами.

Детям школьного возраста с такого рода сложными рас­стройствами, при которых дефекты звукопроизношения яв­ляются лишь одним из симптомов каких-то более сложных речевых и других нарушений, коррекционно-диагностичес­кая помощь может оказываться в учреждениях стационар­ного или санаторно-курортного типа. Часть этих детей обу­чается в дальнейшем в специальных речевых школах или в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где с ними в течение ряда лет продолжается необ­ходимая коррекционная работа.

При более легких формах нарушений звукопроизноше­ния, являющихся самостоятельными речевыми расстрой­ствами, логопедическая помощь детям как дошкольного, так и школьного возраста оказывается в основном в учреждени­ях амбулаторного типа. Для дошкольников это будут лого­педические кабинеты при детских поликлиниках, для Школьников — школьные логопедические пункты при об­щеобразовательных школах. Подростки и взрослые могут



 

Л. Г. Парамонова

получать логопедическую помощь в логопедических каби­нетах при психоневрологических диспансерах.

Кроме того, в последние годы все шире распространяет­ся сеть так называемых Центров — учреждений амбулатор­ного типа, призванных оказывать диагностическую и кор-рекционно-профилактическую помощь детям дошкольного и школьного возраста с различными речевыми и нервно-психическими расстройствами. В такие Центры очень час­то обращаются дети с нарушениями звукопроизношения (в процессе комплексного обследования у них нередко вы­являются значительно более серьезные речевые и другие расстройства).

Парамонова Л.Г. Дислалия. Логопедия для всех. — М.; СПб., 1997. — С. 124—139; 172—174.


Л.Г. Парамонова

О состоянии звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Проблема нарушений звукопроизношения из всех видов эчевой патологии представляется наиболее изученной и уже ючти не дискутируемой. Так, практически общепризнанна классификация нарушений звукопроизношения, в которой зыделяют дислалию выраженную и стертую дизартрию, а знутри дислалий — механическую и функциональную (мо-горную и сенсорную) дислалию. Всеми признается также 1мономорфность и полиморфность нарушений и наибольшая [частота искажений артикуляторно сложных звуков (Марты­нова Р.И., Мелехова Л.В., Правдина О.В., Токарева О.А., (Хватцев М.Е., Шембель А.Г. и др.). По данным М.А. Алек­сандровской, у детей в возрасте от 5 до 9 лет частота наруше­ний сложных по артикуляции звуков такова (%):

ротацизмы — 26; сигматизмы шипящих — 24;

сигматизмы свистящих — 22; ламбдацизмы — 10.

Общепризнанно и то, что для детей в возрасте до 5—6 лет характерно преимущественно возрастное (физиологическое) косноязычие, выражающееся в полных звуковых заменах и постепенно исчезающее без специальной помощи. В связи с этим состоянию звукопроизношения у детей данного возра­ста нередко не придается должного значения: многие роди­тели и даже некоторые специалисты предпочитают занимать выжидательную позицию, рассчитывая на то, что «с возрас­том все пройдет».

Обратиться к уже достаточно разработанной проблеме нарушений звукопроизношения нас заставили следующие три обстоятельства.

Во-первых, в специальной литературе отсутствуют сведе­ния о сравнительной распространенности у детей различно этиологически обусловленных нарушений звукопроизноше­ния.

Во-вторых, приведенные выше данные М.А. Александров­ской о частоте нарушения артикуляторно сложных звуков



Л. Г. Парамонова


имеют более чем сорокалетнюю давность и, следовательно, уже не отражают современного положения вещей.

В-третьих, практика логопедической работы со всей оче­видностью свидетельствует о том, что далеко не все случаи неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста могут быть отнесены к возрастным особенностям, не требующим вмешательства специалистов.

Для выяснения современного состояния проблемы в Пет­роградском районе Санкт-Петербурга по инициативе Пси­холого-педагогического центра «Здоровье» в 1998 г. было исследовано звукопроизношение у 868 детей массовых детских садов. Обследование детей проводилось логопеда­ми дошкольных учреждений по разработанной нами еди­ной схеме.

Было выделено четыре возрастные группы дошкольни­ков, соответствующие младшей, средней, старшей и подго­товительной группам:

от 3 до 4 лет (234 человека); от 4 до 5 лет (156 человек);

от 5 до 6 лет (209 человек); от 6 до 7 лет (269 человек).

Исследование показало, что нормальное звукопроизноше­ние было лишь у 28% дошкольников, причем наименьший его процент (6%) — в младших группах, что вполне законо­мерно. «Возрастное косноязычие», являющееся нормой ста­новления звукопроизношения, составило только 22,4%, в то время как даже у детей младших групп более чем в полови­не всех случаев (52,6%) отмечалось искаженное (боковое, межзубное и пр.) произношение звуков, не укладывающее­ся в рамки нормального онтогенеза. Об устойчивости такого рода дефектов, относимых к стертой дизартрии или механи­ческой дислалии, свидетельствует то, что и в подготовитель­ных группах они составили 40,5%.

Среди патологических форм нарушений звукопроизноше­ния наибольший процент (60%) составили стертые и выра­женные дизартрии. Механические дислалии в чистом виде составили 6,7%, сенсорные функциональные дислалии — 11,2% и 21,2% пришлось на смешанные формы, где во всех случаях присутствовал дизартрический компонент.

Характерно также явное преобладание полиморфного на­рушения звукопроизношения (76%) по сравнению с моно-морфным (24%), причем даже в подготовительных группах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.023 с.)