Воспитание фонематического слуха и слухового внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание фонематического слуха и слухового внимания



«Фонематический слух» заключается «в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объеди­нять звуки, кладя в основу этого объединения одни (суще­ственные) и игнорируя другие (случайные) признаки звука».

Только при наличии его возможно четкое восприятие зву­ков речи и смысла отдельных слов.

При нарушении его происходит «распад единства звука и смысла, ведущий к отчуждению от смысловой стороны речи».

Нарушение фонематического слуха заключается в том, что акустически воспринимаемые тоны и шумы звуковой речи не осознаются как фонемы, слоги и слова нашей речи. Эти звуковые раздражители протекают вне второсигнальнои системы. В этом случае нарушена активная деятельность сенсорной стороны речи, благодаря которой осмысливают­ся и определяются, группируются и различаются звуки на­шей речи, т. е. физические звуки превращаются в фонемы.

Так как любая функция подчиняется общему принципу деятельности центральной нервной системы — теснейшей связи всех систем мозга, целостности его работы, то слух человека нельзя рассматривать только как функцию одного органа слуха (уха), т. е. как способность человека только слышать звучание, исходящее от разных предметов (пред­метный слух). Предметные слуховые восприятия связаны со зрительными, кинестетическими и пространственными вос-

* Составитель раздела Л.Г. Парамонова.


Методика воспитания нормального произношения... 129

приятиями. Эта связь играет огромную роль как в нормаль­ном формировании у ребенка «человеческого» слуха, так и в случаях речевых нарушений у него. Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы — фонематичес­кий слух.

Поэтому поражение только органов слуха, хотя бы и с цент­ральными его звеньями, еще не определяет полностью ха­рактера нарушения его функции...

Дефекты фонематического слуха происходят и вследствие задержки в развитии экспрессивной речи. В этом случае на­рушен проприоцептивный анализ (кинестезия) звуков речи. Фонема же — сенсомоторное единство, т. е. в ее формирова­нии участвует и кинестезия звуков. <...>

Нарушения музыкального слуха, развивающегося неза­висимо от остроты слуха, затрудняют усвоение словесных, фразовых ударений, интонаций и модуляций.

Следовательно, логопед должен при всех расстройствах речи тщательно учитывать изложенное о слуховой функции и применять соответствующие дифференцированные мето­ды и подходы, имея в виду, что любой речевой акт — сенсо­моторное единство.

Итак, помимо тугоухости, когда ребенок в той или иной степени плохо слышит любые звуки (о чем специально гово­рится в главе о тугоухости), у некоторых детей, даже при нормальной остроте слуха, наблюдается задержанное фор­мирование слухоречевых восприятий, иначе говоря, фоне­матического слуха и фонематического анализа, т. е. смыс­лового различения звуков речи.

Чтобы понимать речь окружающих, надо соотносить каж­дое слово с определенным содержанием (предметом, явлени­ем, соотношением их во времени, пространстве и т. п.). Для точности такой соотнесенности необходима и подобная соот­несенность отдельных звуков слова — фонем. Формирование слухоречевого восприятия ребенка в конечном счете приво­дит его к осмыслению каждой фонемы, как смыслоразличи-тельной единицы слова, например, звуков б, п, т, д, к, м, н в словах бочка, почка, точка, дочка, кочка, мочка, ночка.

<...> Хорошо произносит тот, кто хорошо различает от­дельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи



М.Е. Хватцев


установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребенка слухо­речевых дифференцировок. Нередко бывает достаточно одной такой работы, чтобы устранить недочеты в произношении.

Сюда относятся такие виды упражнений в зависимости от глубины нарушений слухоречевых восприятий (здесь не говорится о поражении элементарного слуха).

1. При наличии звуков произносимого повторение с вык­
люченным зрением (ребенок поворачивается спиной к гово­
рящему логопеду, товарищу, или ему завязывают глаза, или
логопед говорит, экранизируя свою артикуляцию куском кар­
тона и т. п.) коротких фраз, а затем отдельных ее слов, сло­
гов, звуков, произносимых то шепотом, то громко. Например:
Ваня, дай мяч (повторение завершается выполнением прика­
за), затем Ваня, далее Ва, ня, наконец В, а, нь, а.

2. С повторением или молча (при нарушенных звуках)
указываются названные, знакомые ребенку картинки, иг­
рушки, наименования которых различаются одним лишь
звуком (бочкаточка, макбак, балкапалка и т. п.).
Особенно полезны в этом случае слова-паронимы, отличие
фонем которых заключается в наличии или отсутствии звон­
кости, мягкости, дрожания или других трудно различимых
элементов (бочкапочка, банкабанька, мелмель,
рак
лак, точкакочка и т. п.).

Прием. Здесь картинки «балка» и «палка», где палка? При ошибке логопед многократно с подчеркиванием смеши­ваемых звуков произносит: «Это балка, балка балка... а это палка, палка... Где балка?»

3. Повторение оппозиционных слогов или звуков, взятых
из паронимов: бапа... бп...

4. То же без повторения, но с условной ответной реакцией
ученика на данное слово, слог, звук (поднять руку и т. п.).
Слова даются во избежание механической сигнализации
вперебивку.

5. Обычный звуковой анализ, применяемый при обучении
грамоте (фраза — слово — слог — звук; указание первого,
последнего звука в слове и т. п.; подбор слов на заданный
слог, звук и т. п.).

Такие занятия хорошо проводить в форме игры. Сюда от­носится отгадывание слов путем подстановки последнего


Методика воспитания нормального произношения... 131

или первого звука. Логопед или ученик произносит булк, а другие заканчивают а; или он произносит: улка — чего не хватает? — б. Игра «Лови — говори»: произносят часть на­звания бросаемого предмета (мяч, шарик), а поймавший до­говаривает слог, звук.

В тяжелых случаях формирования фонематического слу­ха, особенно у маленьких детей, предварительно применя­ются игры на предметное соотнесение звука с звучащим пред­метом. При выключенном зрении на разных предметах и на музыкальных инструментах издаются звуки, а дети назы­вают звучащие предметы; проводится игра в жмурки (ловят по звонку); нахождение звучащего предмета по направлению звучания; угадывание с выключенным зрением товарищей по их голосу и т. д.

Одновременно в процессе перечисленных упражнений развивается и слуховое внимание. Это очень важное об­стоятельство, так как неуменье вслушиваться в речь ок­ружающих является одной из причин плохого произно­шения.

Как правило, прежде чем упражнять ребенка в правиль­ной артикуляции, необходимо поупражнять его в слухо­вом анализе этого звука. Фонематический слух развива­ется в единстве с артикулированием звука, поэтому при развитии его обязательны и упражнения в артикуляции.

Полезно прослушивание магнитофонной записи с после­дующей самооценкой, что вызывает большой интерес.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.007 с.)