С.Л. Таптапова, И. И. Ермакова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С.Л. Таптапова, И. И. Ермакова




Подготовкой к проведению непосредственно голосовых уп­ражнений является координация дыхания. Еще L. Luchsinger (1959) отметил у больных с узелками ослабление функции ды­хательных мышц. Занятия в кабинете лечебной физкульту­ры по постановке костоабдоминального дыхания позволяют укрепить межреберные мышцы, наладить ритм дыхания и со­отношение вдох—выдох. На основе последних воспитывает­ся ощущение правильной «опоры» [Митринович-Моджеевска А., 1965]. «Опора» — это специальный термин для определе­ния произвольного удлинения фазы выдоха благодаря конт­ролю напряжения дыхательных мышц. От «опоры» зависит полнота звучания голоса, поскольку она непосредственно свя­зана со степенью давления воздуха на голосовые складки во время фонации. «Опора» регулирует давление воздуха в под-складочном пространстве. При правильной «опоре» ни в коем случае не должно возникать ощущение перенапряжения мышц голосового аппарата.

Е.А. Лукьянова (1979) рекомендует вырабатывать ощуще­ние «опоры» на удлиненном выдохе сквозь почти сомкнутые губы (произносится как бы звукосочетание пфф) при постепен­ном подъеме диафрагмы. При этом больной контролирует ла­донями, располагающимися на передней поверхности жи­вота и ребрах, движения диафрагмы и ребер при трехфазном дыхательном цикле: вдох—выдох (диафрагма поднимается) — пауза (диафрагма расслабляется). Упражнения можно вы­полнять лежа, сидя и стоя на 3—4 раза многократно (до 10— 12 раз) в течение дня.

Непосредственно голосовые упражнения начинают с про­изнесения фонемы м ненапряженным голосом на мягкой атаке и «опоре». При этом больной должен сохранять позу, при которой расслабляются наружные и внутренние мыш­цы гортани: плечевой пояс расслаблен, подбородок, плечи и руки опущены. Упражнение делают 3 раза по 8—10 раз в течение дня. Возможны его модификации, выполняемые в положении сидя, стоя и на ходу на три шага. При пра­вильном выполнении упражнения в аналогичной манере произносят и фонему к. Позднее упражнения повторяют, держа голову в обычном положении.

После этого переходят к произнесению в той же манере парных слогов и слов, начинающихся на л» и к с ударением


Фонопедическая терапия при органических заболеваниях



на первом слоге. При проговаривании этих слов выделяют фонемы м и н:

 

мама мало море муфта мы мех Мила мясо
момо манка мол мука мыло мелко мир мята
муму мало мокро мул мысли место мина мягко
мэмэ масло мост муж мыши метка миска мячик
мымы марка мочка Мурка мышцы мерка мишка мед

Ненапряженное произнесение изолированных гласных звуков также опирается на фонемы мин. Вслед за логопе­дом, подражая его манере, больной произносит удлиненно мммм или нннн, а затем, после мгновенной паузы, — глас­ный звук, например: ммммУУУУ-, ммммоооо. Оба зву­ка произносят без напряжения, на одном выдохе, плавно, на мягкой атаке.

Научившись выполнять это упражнение, больной может приступать к протяжному произнесению изолированных гласных фонем, а затем их сочетаний по две или даже по три, например: уо, yu, you, yuo. К этому моменту у больного долж­но закрепиться ощущение правильной ненапряженной фо­нации, контролируя которую он может произносить быто­вые слова и выполнять упражнение «спряжение». С этой целью подбирают глаголы, в составе которых имеются соно-ры. Вначале спрягают только два слова — местоимение и гла­гол, а потом постепенно дополняют предложение произволь­ными словами, например:

 

Я мыла пол на кухне
Ты мыл(а) окно на террасе
Он мыл посуду утром
Она мыла яблоки под краном
Мы мыли ягоды без мыла
Вы мыли стены тряпкой
Они мыли руки в тазу

Выработка кинестезии правильного голосоведения в спря­жении позволяет переходить к закреплению их во фразе и беседах на произвольные бытовые темы. В случае возникно­вения затруднений при введении приемов правильного голо­соведения в бытовую речь можно потренироваться в чтении стихов и пересказах. Завершают занятия вокальными уп­ражнениями: пением вокализов на гласные звуки в диапа­зоне 6 тонов (октавы)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.005 с.)