Панаевский цикл» Н.А. Некрасова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Панаевский цикл» Н.А. Некрасова



Минаев, Дмитрий Дмитриевич

(21 октября (2 ноября) 1835, Симбирск — 10 (22) июля 1889, там же) — русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.Родился в семье офицера, Дмитрия Ивановича Минаева, поэта, переводчика «Слова о полку Игореве». В 1847—1851 годах обучался в Дворянском полку (курса не окончил).В 1852 году сдал экзамены на первый классный чин и около трёх лет служил в Симбирской губернской казенной палате. В 1855 году переехал в Петербург, где устроился чиновником Министерства внутренних дел.В 1857 году ушёл в отставку и занялся только литературной работой. В начале Минаев печатается во второстепенных петербургских журналах и газетах, выступая с лирическими, а затем и сатирическими стихотворениями и переводами. В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где развернулось дарование Минаева как поэта-сатирика.В 1862 году несколько месяцев редактировал сатирический журнал «Гудок». Примыкая к некрасовской школе, в своих стихах занимал левые радикально-демократические позиции, выражал сочувствие угнетённой деревне, «обличал» (применительно к поэтам-сатирикам его круга «обличительство» и «обличительная литература» стали в критике того времени почти терминологическими) либералов, бюрократов, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал поэтов-сторонников «чистого искусства» (А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. Ф. Щербину, В. В. Крестовского и других). Приобрёл известность как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура.В своей литературной деятельности Минаев много занимался переводческой работой. Он перевёл Дж. Байрона («Дон Жуан», «Чайльд Гарольд», «Беппо», «Манфред» и «Каин»), Данте («Божественная комедия»), Гейне («Германия»), А. Мицкевича («Дзяды» (польск.)русск.), П. Б. Шелли («Освобождённый Прометей»), стихотворения и пьесы Гюго, Барбье, Виньи, Мольера, Сырокомлю, Ювенала и многих других. Заслугой Д. Д. Минаева является знакомство русской читающей публики с произведениями европейской литературы.После каракозовского выстрела, в конце апреля 1866 года, Минаев был арестован за сотрудничество в журналах, «известных своим вредным социалистическим направлением, в особенности „Современнике“ и „Русском слове“», и просидел в Петропавловской крепости около четырёх месяцев.В конце 1887 года Д. Д. Минаев с женой приезжает в Симбирск, где на Нижне-Солдатской улице, около реки Свияги, покупает дом с флигелями и садом. Скончался поэт 10 (22) июля 1889 года в Симбирске, после тяжёлой болезни.21 июня 1899 года, на собранные по всенародной подписке средства в Симбирске был открыт памятник поэтам — отцу и сыну Минаевым. В этом же году улица Солдатская была переименована в Минаевскую (ныне ул. Минаева). В 1954 году, в связи со строительством Куйбышевского водохранилища и затоплением кладбища, прах Минаевых и памятник были перенесены на новое кладбище. Дом Д. Д. Минаева сохранился.

Никитин, Иван Саввич (21 сентября (3 октября) 1824, Воронеж — 16 (28) октября 1861, там же) — русский поэт. Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793—1864).Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861).В 1844 году отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и поселился с сыном здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и стать содержателем постоялого двора.После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор изданий сочинений Никитина).Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других). В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.ТворчествоСамые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. 11 декабря 1853 г. оно было перепечатано в газете «С.-петербургские ведомости» со следующим комментарием:Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову?[1].В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.Скончался И. С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк. Могилу И. С. Никитина и ещё несколько могил, одна из которых — захоронение другого известного поэта А. В. Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь»,Поэма «Кулак»Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация — отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения — 25 августа 1857 г.).Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак — «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером»[2]. В центре поэмы Никитина — образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.Поэма вызвала одобрительные отзывы Добролюбова и других критиков. В анонимной рецензии «Московского обозрения» было сказано:

50. Поэты «чистого искусства»

Картина русской литературной жизни 30—50-х гг. была бы неполна, если бы мы не учли существований поэзии так наз. «чистого искусства». Под этим условным наименованием может быть объединено творчество тех поэтов, которые защищали идеологию консервативной части помещичьего класса. Группу эту возглавляли Тютчев и молодой Фет, в ней деятельно участвовали А. Майков (первое издание его стихотворений — 1842), Н. Щербина, («Греческие стихотворения», Одесса, 1850; «Стихотворения», 2 тт., 1857) и др. Несомненным предшественником этой линии в русской поэзии был Жуковский, в некоторых мотивах Пушкин (период ухода в теорию самоцельного искусства — 1827—1830) и Баратынский. Однако ни у Пушкина, ни у Баратынского мотивы «чистого искусства» не получили такого всестороннего развития, как в последующую пору русской поэзии, что с несомненностью объяснялось усугубившимся разложением питавшего их класса. Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов. Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой, изображением любви, подражанием древним и т. д. Но безучастные к начинаниям либералов и революционеров, они охотно выходили из сферы своего уединения затем, чтобы высказаться в неизменно консервативном и реакционном духе по важным проблемам текущей жизни, угрожавшим жизни их класса (ср. осуждающее послание Тютчева по адресу декабристов и фимиам, воскурявшийся Николаю I А. Майковым в его стихотворении «Коляска»): в эстетических взглядах этих представителей помещичьей правой не случайно воскрешались давно преодоленные остальной литературой субъективно-идеалистические концепции Канта и Шеллинга: здесь снова проповедывалось напр. учение об абсолютном разрыве между художником и холодной и безучастной к его деятельности толпой. У этих поэтов были в мировой поэзии свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия, притягивавшее их гармоничностью своего миросозерцания и безмятежностью своего эпикуреизма. Множество переводов и подражаний древним дали Щербина, Фет, Майков. Господствовавшим и наиболее популярным жанром их однако было лирическое стихотворение, в котором переживания поэта раскрывались на благоухающем фоне усадебных пейзажей (городская цивилизация их внимания к себе почти не привлекала). Невозможно отрицать значительность художественного уровня этой поэзии, проялявшегося и в изысканности ее образов, и в отделанности композиции, и в мелодической структуре стиха. Но все эти бесспорные достоинства развиты в лирике «чистого искусства» за счет богатства, разнообразия, а главное — прогрессивности заключенного в ней общественного содержания. Идеология поэтов «чистого искусства» бедна и бесперспективна, иначе и не могло быть при занимавшихся всеми ими политических позициях. Этим и объяснялось достаточно слабое воздействие их на дальнейшую русскую поэзию, поскольку ее основные течения (Некрасов, Курочкян) безусловно враждебны группе Фета и Майкова. Поэты дворянской правой не создали таких эстетических ценностей, которые могли бы войти в творческий фонд классической поэзии и сохранили бы свое значение для современного читателя. Исключение составили только Фет и Тютчев, первый — художественным проникновением своим в мир природы, второй — остротой, с какой им было выражено обуревавшее его чувство распада его класса, субъективно переживавшееся им как общечеловеческий кризис сознания.После смерти А.К.Толстого были напечатаны неоконченная историч. драма "Посадник" и разные мелкие стихотворения. Меньше всего выдается художественными достоинствами чрезвычайно популярный роман А.К.Толстого: "Князь Серебряный", хотя он несомненно пригоден как чтение для юношества и для народа. Он послужил также сюжетом для множества пьес народного репертуара и лубочных рассказов. Причина такой популярности - доступность эффектов и внешняя занимательность; но роман мало удовлетворяет требованиям серьезной психологической разработки. Лица поставлены в нем слишком схематично и одноцветно, при первом появлении на сцену сразу получают известное освещение и с ним остаются без дальнейшего развития не только на всем протяжении романа, но даже в отделенном 20 годами эпилоге. Интрига ведена очень искусственно, в почти сказочном стиле; все совершается по щучьему велению. Главный герой, по признанию самого А.К.Толстого - лицо совершенно бесцветное. Остальные лица, за исключением Грозного, сработаны по тому условно-историческому трафарету, который установился со времен "Юрия Милославского" для изображения древнерусской жизни. А.К.Толстой хотя и изучал старину, но большею частью не по первоисточникам, а по пособиям.

51. Никола́й Гера́симович Помяло́вский (11 (23) апреля 1835, Санкт-Петербург — 5 (17) октября 1863, там же) — русский писатель, прозаик, автор реалистических повестей. П. учился в Александро-Невском духовном училище. Окончил Петербургскую духовную семинарию (1857). По окончании в ожидании места читал по покойникам, пел в церкви. В то же время занимался самообразованием, был вольнослушателем Санкт-Петербургского университета, работал в воскресной школе. «Мещанское счастье», «Молотов»«Мещанское счастье» и «Молотов» — самые известные произведения писателя, представляют собой дилогию, в центре которой — повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения затрагивают многие проблемы социального характера: проблема воспитания, повествуют о женской эмансипации, об отношениях разночинцев и дворянства, но основной проблемой является осмысление судьбы образованного интеллигентного разночинства в обществе.В повести «Мещанское счастье» главный герой Молотов Егор Иванович предстает перед читателем наивным романтиком, мечтающем о справедливом устройстве мира. Молотов полагает, что помещик Обросимов, которому он служит, доверяет ему, видит равного себе. Но в дальнейшем оказывается, что между помещиком и разночинцем, «плебеем и барином» разверзлась пропасть межклассовых противоречий. Разночинец Молотов осознает, что ему необходимо самому искать свой путь, добиваться материальной и моральной независимости.Повесть «Молотов» репрезентирует героя спустя 10 лет, за это время Молотов узнает, чего стоит независимость и разочаровывается во многом, хотя его переполняет гордость, что он ничем никому не обязан.«Все пустяки в сравнении с вечностью» — слова художника Череванина из повести «Молотов»Выражения из повести «Мещанское счастье» — «кисейная барышня» и «мещанское счастье» «Очерки бурсы»В 1862—1863 гг. журналы «Время» и «Современник» публикуют 4 части произведения «Очерки бурсы», 5-я часть незавершена, будет опубликована после кончины Помяловского. Изначально писатель помышлял о 20 очерках, в которых ему хотелось бы рассказать более подробно о жизни учеников бурсы. Согласно электронной энциклопедии компании «ИДДК», со ссылкой на материалы Половцова, под именем Карася П. изобразил самого себя. Там же указано, что:Бурса же развила в П. потребность «в минуту жизни трудную» топить свое горе в вине. Впрочем, сам он указывает на зарождение этой потребности еще до бурсы… Выйдя из нее, П. падал в этом отношении все ниже и ниже, отдаваясь своему пороку целыми неделями и месяцами, а под конец жизни страсть к вину приняла в нем невероятные размеры. В самых грязных трущобах, на Сенной, отыскивал он каких-то приятелей и целые недели проводил с ними в оргиях и бесшабашном кутеже. Приходя в себя, П. сам ужасался своего положения и чувствовал, что заходит очень далеко; своей страсти он боялся. «Это болезнь, — говорил он, — страшная болезнь, которая медленно разлагает человека и даже доводит до подлости — я этого больше всего трушу»…Известность П. зиждется почти исключительно на его «Очерках бурсы». Бесспорно, талантливые очерки освещали один скромный, но очень темный уголок русской жизни, куда не заглядывало еще ничье независимое око. Культурное русское общество, сокрушавшееся по поводу «Антонов-Горемык», зачитывавшееся «Записками охотника», было поражено откровением, сделанным П. С ужасом узнало оно, что в Петербурге — центре культурной жизни, существует известная до сих пор лишь по добродушному описанию Гоголя и Нарежного бурса и что в этой бурсе творятся дела, поражающие своей бесцельной и бесчеловечной жестокостью. «Очерки» имели сенсационной успех, произвели на общество сильное впечатление и доставили автору большую популярность, нежели все его другие произведения. Однако, это далеко не самое главное, не самое характерное произведение П. Это — талантливые, яркие, но все-таки публицистические или этнографические очерки, воспоминания, имеющие мало общего с его другими повестями: «Молотов» и «Мещанское счастье». В сентябре 1863 года писатель заболевает и умирает от гангрены.

52. Фёдор Миха́йлович Реше́тников (5 (17) сентября 1841, Екатеринбург — 9 (21) марта 1871, Санкт-Петербург) — русский писатель. С 1847 учился в начальной школе, затем в Пермском уездном училище. В 1855 за вынос из почтовой конторы пакетов был отдан под суд, после длившегося два года судебного следствия был сослан на 3 месяца в Соликамский монастырь на покаяние. Окончив Пермское уездное училище (1859), служил чиновником в Екатеринбурге (где ныне имеется дом-музей) и Перми.В 1863 переехал в Санкт-Петербург. Служил в департаменте Министерства финансов. Одновременно публиковал в газете «Северная пчела» очерки о жизни социальных низов. При содействии Н. Г. Помяловского в 1864 сблизился с редакцией «Современника».В 1865 совершил длительную поездку на Урал, собирая в Перми, Соликамске, Усолье, Чердыни, Тагиле материалы для задуманной серии этнографических очерков о горнозаводских рабочих. Некоторое время сам работал на Демидовском заводе. Впечатления отразились в романах «Горнорабочие», «Глумовы» и других произведениях.Дебютировал в печати очерками в «Пермских губернских ведомостях» в 1862. Первое значительное произведение — этнографический очерк из жизни бурлаков «Подлиповцы», опубликованный в журнале «Современник» (1864).В незавершённых романах «Горнорабочие» (1866), «Глумовы» (1866—1867; отдельное издание 1880), «Где лучше?» (1868), очерках «Рабочие лошади», «На большой дороге» (1866), «Очерки обозной жизни» (1867) изобразил быт горнозаводских рабочих. Впервые в русской литературе описал забастовку.Автор рассказов, повестей «Ставленник» (1864), автобиографической повести «Между людьми» (1865), романа «Свой хлеб» (1870), посвящённого женской эмансипации.

53. Идейно-художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» В своих произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Творческая манера писателя неповторима и самобытна. Герои его произведений необычны и неожиданны. Писателя привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои — все, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других. Одним из них является Иван Флягин — главный герой повести «Очарованный странник».Уже в названии произведения зашифрован определенный смысл. Странничество — важный элемент русского национального сознания. Издавна по безграничным просторам Руси ходили «калики перехожие», бродячие, проповедники. Иван Флягин тоже не имеет дома, ищет царства Божия, хотя с детства знает, что он «молитвенный сын», обещан матерью Богу (т. е. предназначен по обету монастырю). Название повести кажется загадочным, звучит поэтично и печально. «Очарованный» — значит, околдованный, тот, на которого снизошло очарование. Эти два слова, «очарованный» и «странник», и составляют сущность главного героя. Всю жизнь суждено главному герою скитаться по свету, не находя покоя душе, пока не попадет он в монастырь. Многое в своей жизни он «не своею волею делал», а «по родительскому обеща­нию». Предначертание влияет на жизнь героя, а его исполнение превращается в сюжет произведения. «Околдованность» составляет вторую сторону образа героя и соотносится с его национальным характером. Рассказчик сравнивает Ивана с русским богатырем: «... он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».В повести соотносятся две линии — национальная и мифологическая. Действие мифологического элемента определено заклятием, которое наложил на Ивана-подростка монах, в смерти которого он косвенно был виновен: «А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы!..» Необычна судьба Ивана: чудесным образом остался жив после падения в пропасть при спасении своих господ, состязание в избиении друг друга за право обладания скакуном; годы неволи у татар, служба на Кавказе, жизнь в артистах и как итог — уход в монастырь. Нет ничего, чего бы не умел Иван Северьяныч: и нрав самой дикой лошади усмирит, и за грудным ребенком присмотрит и вылечит его, совершит побег из плена, переплывет студеную реку под градом пуль.Читая повесть, поражаешься многогранности образа главного героя. Иван равнодушен к собственным детям («они были без всех церковных таинств, и я их за своих детей не почитал»), но искренне привязался к чужому ребенку; чуток к красоте природы и жесток по отношению к животным (способен горевать о неча­янно задушенном голубе и жестоко расправиться с кошкой); умный (разыграл целый спектакль при побеге из плена); своевольный и в то же время ответст­венный (дарит чужие деньги Груше, отдает ребенка матери). Создавая народные характеры, Н. С. Лесков обращается к живой русской речи. Флягин считает себя человеком «не из начитанных», но рассказы его глубоко самобытны, речь постоянно меняется, сохраняя колорит той среды, в которой ему приходилось вращаться. В повести два рассказчика: автор и сам главный герой. С помощью специальных языковых средств создается эффект «двухголосия»: речь автора «звучит» правильно и литературно, а речь героя пестрит ошибками и просторечными выражениями («мой родитель был кучер», «флигеля для приезду.., медведи на столбу сидели», «живучи при отце на кучерском дворе... на четвереньках я у лошадей промеж ног по-лозил»). Сказовая форма повествования дает возможность полно и объективно раскрыть внутренний мир героя, а также создает иллюзию реальности происходящего.Композиция произведения проста: вступление, основная часть и заключение. Вступление и заключение ведется от лица автора, основная часть — от лица героя, превращая таким образом повествование в «рассказ в рассказе». Образ Ивана Флягина — единственный «сквозной» образ в повести: рассказ о его жизни включает несколько самостоятельных историй.Особую прелесть и необычность повести придают такие мифологические эпизоды, как явление монаха, дух цыганки Грунюшки, оберегающий героя, повествование о магнетизере, о бесах в монастыре.Мир повести — яркий, полусказочный, и образ Ивана Северьяныча под стать ему. Это человек цельной натуры, богато одаренный, щедрой души, талант­ливый, символизирующий физическую и нравственную стойкость русского народа, рост его духовных сил и развитие самосознания.Повесть «Очарованный странник» была включена автором в цикл «Праведники». Можно ли считать главного героя праведником? Ведь праведник — это верующий человек, странствующий на богомолье или живущий праведной жизнью, не нарушая законов морали и нравственности. Я считаю, что можно. Ведь Иван даже Грушу убивает, спасая ее душу и губя тем самым свою. Кроме того, все свои грехи герой искупает страданиями, выпавшими на его долю. Иван, получив Божье прощение в финале повести, верит в дальнейшее свое предназначение — умереть за народ. Он говорит об этом просто, без пафоса («мне за народ очень помереть хочется»).Н. С. Лесков в образе Ивана Флягина, русского крепостного человека, воплотил черты русского национального характера: нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность прийти на помощь, любовь к народу, Родине, природе.Произведение»Очарованный странник» сложного жанрового характера. Повесть включает в себя элементы жития, романа приключений и былины. Как житие, которое состоит из отдельных эпизодов жизни святых, произведение состоит из различных историй, взятых из жизни главного героя. Как в романе при­ключений, главным мотивом является мотив странствий, а главные события — занимательные происшествия. Как в былине, герой — смелый и сильный, всту­пает в бой с иноверцем (татарином Саввакирием) и побеждает его.

54. Проблема национального характера в прозе Лескова была одной из основных, именно она во многом определила творческую самобытность писателя, закрепив за ним звание знатока народной русской жизни и талантливого её воссоздателя. Для Лескова творческое освоение этой проблемы представляет собой, прежде всего, решение вопроса национального самосознания, познание русского характера, поиск нравственных ориентиров и постижение духовного потенциала народа. Для художника характерен широкий охват заявленной темы, в поле его зрения попадают важнейшие особенности русского человека, которые он пытается художественно постичь, проанализировать истоки и перспективы русского характера. Большое внимание Н.С. Лесков уделяет и изображению людей нерусской национальности. Они получают точные этнографические характеристики, при этом писатель руководствуется принципами гуманизма, уважения к традициям и обычаям других людей. Изображение национального у Лескова реализуется преимущественно в оппозиции «свой - чужой» или «мы - они». Данный прием позволяет писателю представить масштабную картину, сотканную из разных мнений, наблюдений, суждений, касающихся всех форм жизнедеятельности сравниваемых народов: государственного устройства, гражданской сознательности населения, национального менталитета, нравственных устоев народа, его склонностей и профессиональных успехов. В фокусе оппозиции «свой - чужой» каждый факт становится важнейшим элементом в воссоздании целостного образа Российского государства и духа его народа. Всесторонний подход к проблеме позволяет Лескову раскрыть сущность народного мировоззрения и избежать ошибочных суждений в освещении проблемы национального. В этносравнении у художника раскрывается и проблема потери этнической идентичности. Для автора национальное являло собой исторически сложившуюся систему народного мировоззрения, восприятия и самоопределения в действительности, а утрата национального означала разрыв с традициями, обычаями, моральными устоями и превращение человека в неопределенное лицо, дальнейшая судьба которого вызывала опасение. Этносравнение применяется у Лескова как в построении всего произведения (повесть «Смех и горе»), так и отдельных фрагментов («Очарованный странник»). Однако, у автора оно реализуется не только в простом использовании оппозиции «свой - чужой», а разрабатывается в таких формах, как «чужой среди своих» («Овцебык»); в бинере «свой -чужой» в рамках «своего». («Смех и горе»); во внутренней дифференциации в «чужом» («Островитяне», «Железная воля»); в преодолении «чужого» «своим» («На краю света»). Большое значение в литературно-художественных произведениях писателя имеет и этноописание, представляющее собой иллюстрацию тех или иных этнокультурных особенностей, уникальных явлений в жизни определенного народа. Предметом описания в повестях и рассказах являются религиозные обряды («Печерские антики», «Запечатленный ангел», «Ракушанский меламед»); бытовые условия жизни русских, немцев, англичан, поляков, евреев, цыган, малороссов, татар; культурные традиции, включающие в себя праздники, забавы, календарно-обрядовые сцены, народный этикет, нравственные эталоны нации; социальный строй; территориальные и природные особенности. В прозе Лескова описание может быть представлено разными лицами: повествователем, главными и второстепенными героями. Иногда же сама жизнь персонажа становится иллюстрацией национального быта, как, например, описание жизни Ивана Флягина («Очарованный странник») в плену, представляющее собой изображение традиций кочевого народа. Но этноописание у автора не только несет информативное значение, но и выполняет функцию создания в литературном произведении неповторимой атмосферы народной жизни. Привлечение максимального количества деталей и сравнений для точного воссоздания описываемого явления помогает автору передать самую суть народных особенностей, их специфику и создать яркие выразительные картины национальной жизни. Оригинального воплощения национальных образов в художественном тексте Лесков достигает путем использования ресурсов языка. К стилю писатель относился весьма ответственно. Он понимал силу устного и письменного слова. Писатель видел и чувствовал в нем большой потенциал, сформированный в результате исторического развития народа, несущий в себе национальные ментальные формулы. Поэтому каждый герой у писателя наделен собственной языковой индивидуальностью, которая, в свою очередь, оказывается одной из репрезентативнейших форм выражения национального характера. Выраженные в слове, в речи ментальные значения становятся у Лескова одними из трансляторов глубинных, бессознательных основ психологии человека и, в то же время, демонстрируют национальное мировосприятие личности, свойственное ей как представителю определенного народа. Работы Лескова имеют неразрывную связь с общекультурными истоками, восходят к мифу и архетипу. Основным архетипом, разработанным автором в произведениях, считается архетип «праведника». Этот образ представляет собой у писателя все приоритетные этические основы русского национального характера: гуманизм, чистые помыслы, стремление к сохранению жизненной гармонии. Нести добро каждому, просто, незаметно, безвозмездно отдавая свою положительную энергию окружающим, - вот главная задача персонажей-праведников у автора. Философия русского праведничества на протяжении творчества художника претерпевает определенную эволюцию. Сначала это христианское понимание праведничества, потом религиозные мотивы добра и правды воплощаются в особые черты русского менталитета, а затем — возводятся в общечеловеческие идеалы. Другим немаловажным архетипом в творчестве Лескова является архетип «странника». В нем писатель сконцентрировал особенности беспокойной, находящейся в вечном поиске истины русской души (Иван Флягин из «Очарованного странника»). Архетип «странника» приобретает весьма специфический русский характер, так как он насыщен смыслами, отражающими доминанты русского мировосприятия: бескрайние просторы России, нестесненность и широту действия, свободу и волю. Яркая особенность лесковского представления архетипических образов заключается в том, что они являются, как правило, проводниками идей или мыслей самого художника. Писатель часто соединяет в них высокие и низкие начала, грустные и веселые элементы, положительные и отрицательные качества. Потому-то герои Лескова не лишены живости и естественности. Они близки и дороги русскому сердцу. Неразрывна связь творчества Лескова и с устной народной мудростью. Он четко понимал национальную основу фольклора, считал его результатом фантазии, вкусов, размышлений, переживаний, страданий, мечтаний многих и многих поколений русских людей. В художественном мире писателя использованы жанры народного искусства, фольклорные приемы, мотивы, сюжеты. Устное народное творчество помогло автору привнести в художественные тексты национальные ментальные формулы, народную мудрость и этнокультурные особенности народа. Фольклорные элементы способствовали созданию в произведении неповторимого национального колорита и воссозданию атмосферы народного духа. Используемые автором ресурсы языка, архетипа, фольклора в создании художественного текста играют очень значительную роль. Именно благодаря им писателю удается отразить в произведении целостный реальный мир, во всех его взаимосвязях, придать ему историческую и национальную специфику. С их помощью точнее выражаются внутренние переживания человека, психологизм ситуации. Они усиливают и подчеркивают идею и мысль писателя. Воплощение национального характера в прозе Лескова неразрывно связано с его личным самосознанием и мировосприятием, а также с творческой индивидуальностью. Писатель во всем стремился достичь объективности и справедливости. В этом он видел возможность подлинного решения проблемы, темы или конфликта. Это качество было важным и в освещении национального характера, так как помогало автору избежать неоправданных ошибок в художественном освоении этнокультурных особенностей конкретного народа (русского, немецкого, английского, польского, еврейского, татарского и других). А объективность и справедливость предполагают точное изображение национального во всех его характерных чертах и взаимосвязях. Именно так Лесков рассматривает положительные и отрицательные стороны в поведении людей, в истории государства, в межнациональных взаимоотношениях. Он старается максимально трезво проанализировать и оценить ситуацию, доверяясь полностью художественной правде, художническому постижению. Само стремление к справедливости у писателя имеет религиозное обоснование. При этом христианская мораль воспринималась Лесковым не в форме отвлеченного учения, а в народном понимании, в котором вера в Бога являлась достижением высокодуховных начал, гармонии души, где добро становится отражением нравственной чистоты, порядочности. Поэтому у Лескова поиск правды вел к добру и гуманизму, которые восходили к общечеловеческим ценностям. Поэтому у него положительные герои, независимо от национальности, — чуткие, справедливые и добрые люди. Глубокое знание своего народа и любовь к нему помогают Лескову острее воспринимать позитивные и негативные моменты в русском характере. В творчестве писателя выявляется не только могучий дух русского человека, его огромный потенциал, его большие способности в искусстве, науке, технике, но и отрицательные качества. Лесков неистово и решительно разоблачал негативные черты и устои русского народа. Его резкая критика представляла собой проявление авторской гражданственности, ответственности за происходящее. Обида за несостоятельность, бессилие русского общества, горечь за утрату духовного наследия Руси присутствуют во многих повестях и рассказах писателя, где представлены цельные натуры русской нации: праведники, умельцы, труженики — в своей замечательной красоте. Что касается воссоздания ' инонациональных героев, то здесь художник всегда следовал идеалам человечности и уважения. Инонациональные образы получают у Лескова точные этнокультурные описания. Писатель старается передать всю гамму переживаний человека, оказавшегося в центре этнических сопряжений. Это и чувство собственного достоинства («Пламенная патриотка»), и страх, и стыд («На краю света»), и чувство собственного бессилия («Колыванский муж»). Лескову, благодаря своей чуткости, удалось уловить и нюансы проявления национального в героях. Он показывает широкую «гамму» выражения этнической самобытности, от яростной её защиты до полной ассимиляции, тем самым демонстрируя особенности проявления национального самосознания в личности. Таким образом, в итоге нашей работы можно сказать, что творчество Лескова глубоко проникнуто национальным. В передаче народных характеров писатель руководствуется идеями гуманизма, справедливости и терпимости, поэтому его лучшие герои — носители не только национальных эталонов нравственности, но и общечеловеческих ценностей.


 

Панаевский цикл» Н.А. Некрасова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.01 с.)