Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Киевской Руси и периода полицентризма ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
(IX – первая половина XIII в.) - Охарактеризуйте язычество восточных славян как религию и источник самобытной культуры дохристианской Руси. - Как принятие и распространение христианства повлияло на менталитет и образ жизни русичей? Какие фундаментальные изменения произошли в искусстве? - Каково влияние Византии и Болгарии на культуру Киевской Руси? - Что такое двоеверие или православно-языческий синкретизм? Назовите пережитки язычества в современной культуре? - Как изменилась культура Руси в период полицентризма (XII – вторая половина XIII в.)? Какие самобытные культурные центры возникли в это время? Назовите шедевры архитектуры Владимиро-Суздальской земли. /24, с.413-416/; /25, с.423-425/; /39, с.131-142/; /22, с.242-254/; /14, с.209-213; 225-228/; /20, с.90-102/.
Мир культуры Московской Руси (XIV-XVII вв.) - Какие последствия для культурного развития Руси имело завоевание страны монголо-татарами? Какую политику правители Золотой Орды проводили по отношению к православию? Стремились ли они изменить духовный код нашей страны? - Покажите влияние централизованного государства на культуру. - Что означала идея «Москва – Третий Рим»? Как она воздействовала на государственную идеологию и менталитет россиян? - Охарактеризуйте реформу церкви, предпринятую патриархом Никоном в XVII в. Почему она привела к церковному расколу и появлению старообрядчества? - Что такое «обмирщение культуры»? В каком веке оно наблюдалось и каковы его конкретные проявления? /24, с.416-421/; /25, с.425-432/; /8, с.78-79/; 40, с.101-103/; /39, с.142-146/; /22, с.255-270/; /14, с.228-238/; / 14, с. 117-120/.
Культура Петербургской России (XVIII – конец XIX в.) - Какие преобразования в сфере культуры были осуществлены в петровское время? - Как развивалась культура России после петровских реформ? - В каких сферах культуры Россия XVIII в. достигла высочайших результатов? - Почему XIX столетие называют «золотым веком» русской культуры? Каковы его характерные черты? Какую роль в общественной жизни этого времени играла интеллигенция? - Назовите наиболее значительные достижения российской науки XIX в. - Какие художественные стили и направления определяли развитие искусства XIX столетия? - Какова роль литературы в культуре «золотого века»? Укажите имена наиболее известных поэтов, писателей и драматургов.
- Какие успехи были достигнуты в архитектуре, живописи, музыке и театральной жизни? Кратко охарактеризуйте деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок» и «Могучей кучки». /23, с.302-308; 312-319/; /24, с.421-426/; /25, с.432-438/; /14, с.295-304; 308- 321; 337-345/; /22, с.263-280/; /39, с.196-204; 215-224/; / 15, с. 120-127/.
Темы сообщений 1) Древнерусская иконопись. 2) Русский культурный архетип. 3) Влияние Византии на древнерусскую культуру. 4) «Домострой» и бытовая культура России XVI в. 5) «Юности честное зерцало» – русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века. 6) Русская портретная живопись XVIII в.
Второе занятие Серебряный век» в культуре России (конец XIX – начало ХХ вв.) - Почему конец XIX – начало XX в. называют «серебряным веком»? Каковы особенности данного периода? - Какие идеи выдвигали русские религиозные философы? Перечислите их имена. - Назовите основные художественные течения и объединения конца XIX – начала XX в. Вспомните имена их наиболее известных представителей. - Докажите значение Серебряного века для отечественной и мировой культуры. /30, с.339-343/; /39, с.233-254/.
Советский период развития культуры России (1917-1991) - Охарактеризуйте менталитет советского человека, сформировавшийся под воздействием социалистической идеологии и изменений в социально-экономической жизни общества. - Покажите созидательные и разрушительные тенденции в развитии духовной культуры страны в 20-е гг. - Как развивалась культура в условиях тоталитаризма (30-50-е гг.)? - Что означает метод социалистического реализма? Какое влияние он оказал на советское искусство? - Какие изменения в духовной жизни общества связаны с временем хрущевской «оттепели» (50-60-е гг.)? - Охарактеризуйте новые явления в культуре периода перестройки. - Назовите самые выдающиеся достижения в области науки и искусства советского периода. /14, с.383-394/; /22, с.282-291/; /39, с.254-272/; /24, с.426-430/; /25, с.438-441/; / 16, с. 127-133/; / 32, с. 343-346/.
Развитие российской культуры в постсоветский период (конец ХХ – начало XI вв.) - Охарактеризуйте современное состояние отечественной культуры. Находится ли она в кризисе? Аргументируйте свой ответ.
- Что означает «вестернизация» культуры? Дайте оценку этому явлению. - Какова роль религии и религиозных организаций в культуре современной России? Способствуют ли они модернизации страны? - Какое влияние оказывает культура России на культуру народов бывших республик СССР. /30, с. 346-347/; /39, с.331-342/; /15, с.132-133/.
Темы сообщений 1) Судьба России в философии культуры Серебряного века. 2) Художественное объединение «Мир искусства». 3) Н. Бердяев, И. Лосский, М. Бахтин и другие мыслители о культуре России. 4) Достижения советского кинематографа. 5) Культура русского зарубежья.
Контрольные тесты 1. Атрибутом российской культуры выступают… а) плюралистичность; б) рационализм, сциентизм; в) коллективизм, общинность; г) идеалы свободы и демократии.
2. Славянофилы считали, что… а) Россия – европейская, западная страна и не имеет ничего общего с Востоком; б) Россия – страна, впитавшая в себя культуру, как Запада, так и Востока; в) Россия – самобытная страна и не имеет ничего общего ни с Востоком, ни с Западом; г) Россия – страна Восточная и должна ориентироваться на Восток.
3. Имя русского патриарха, в результате деятельности которого в России в XVII в. произошел раскол церкви… а) Филарет; б) Тихон; в) Никон; г) Макарий.
4. Из перечисленных народов России исповедуют буддизм… а) ханты; б) ненцы; в) якуты; д) буряты.
5. К поэту «серебреного века» относится… а) З. Гиппиус; б) В. Тредиаковский; в) Г. Державин; г) А. Пушкин.
6. Россия смогла приблизиться к европейской цивилизации, обогатилась культурными традициями Византии благодаря… а) освобождению от монгольского ига; б) объединению разрозненных русских княжеств в единое – деспотическое государство; в) принятию христианства; г) выбору в пользу «восточного» деспотизма царского самодержавия.
7. Термин «культурная революция» в истории отечественной культуры означает… а) принятие христианства в Киевской Руси; б) смешение разных ценностей и культурных ориентаций в современной России; в) церковный раскол в России; г) создание новой социалистической культуры в СССР.
8. Период «оттепели» означает… а) название направления в советской поэзии; б) демократизация общественной жизни в СССР; в) глобальный экологический кризис на планете; г) развитие российской культуры в период петровский преобразований.
9. По мнению Ню Бердяева, русскому человеку свойственен (нна)… а) контрастность поведения, отсутствие склонности к компромиссам; б) способность к созданию налаженного быта; в) способность к самоорганизации; г) рационализм и прагматизм.
10. Известный «шестидесятник», писатель, лауреат Нобелевской премии… а) А. Солженицын; б) Е. Евтушенко; в) Б. Окуджава; г) А. Вознесенский.
Тематика рефератов и эссе. 1. БГАУ как крупный научный и культурный центр. 2. Религия и мифология Древней Греции. 3. Культурные ценности Древнего Рима. 4. Римское право и его роль в становлении и развитии правовой культуры Запада. 5. А. Рублев и его эпоха. 6. Б. Тайлор - создатель школы эволюционизма. 7. Библия как культурологический источник. 8. Будущее культуры: эра роботов или эра человека?
9. В. Ломоносов и культура. 10. Византия и Русь: взаимодействие культур. 11. Влияние исламской культуры на европейскую. 12. Выдающееся достижение отечественной науки. 13. Гениальность: норма или отклонение? 14. Данте и его время. 15. Демократия и культура. 16. Деньги и культура личного потребления. 17. Древнерусское церковное зодчество. 18. Жаргон как явление языка. 19. Заки Валиди как деятель культуры. 20. Западное и Восточное христианство. 21. Знаки и символы: их место и роль в культуре. 22. Идеи Л. Н. Гумилева об этногенезе. 23. Информационное общество и информационное закабаление человека. 24. Искусство деловой коммуникации с помощью электронных средств связи. 25. Искусство классической Греции. 26. Искусство первобытного общества на территории Башкортостана. 27. Ислам в Поволжье. 28. Ислам и искусство. 29. История науки и культуры в лицах. Вклад в культуру таких деятелей, как Сократ, Платон, Аристотель, Архимед, Ветрувий, Леонардо да Винчи, Паскаль, Галилей, Коперник, Ньютон, Спиноза, Кант, Гегель, Ницше, Маркс, Энгельс, Ломоносов, Вернадский, Лосев и др. 30. Роль общения в культурном развитии личности. 31. Конвейер индустриальной цивилизации и технологическое закабаление человека. 32. Концепция «Москва - третий Рим» и история России. 33. Концепция евразийства и культура. 34. Культура Византии. 35. Культура древних майя и ацтеков. 36. Культ прекрасной Дамы в культуре средневековой Европы. 37. Культура и контркультура. 38. Культура и цивилизация: общее и особенное. 39. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. 40. Культура как социально-историческое явление. 41. Культура мышления и интеллект. 42. Культура потребления и культура личности. 43. Культура современного Башкортостана. 44. Культура тела. 45. Личность как продукт и творец культуры. 46. Мировоззренческая культура и жизненная позиция личности. 47. Мода, техника и культура. 48. Молодежная культура: бунт против цивилизации или поиск идеала? 49. Молодежь и культура. 50. Монастыри как центры культуры. 51. Наука и религия на современном этапе. 52. Наука и культура. 53. Наука и техника античности. 54. Наука и техника Древнего Востока. 55. Научно-технический прогресс и культура быта. 56. Обмирщение (секуляризация) как главная тенденция развития русской культуры XVII века. 57. Общечеловеческое и национальное в культуре. 58. Отношение к женщине как показатель культуры.
59. Отношение человека к самому себе как показатель личной культуры. 60. Петр I и культура. 61. Проблемы ономастики (имена и фамилии, географические названия). 62. Пророк Мухаммед: жизнь и религиозная деятельность. 63. Психоанализ и культура. 64. Формы языческих верований (тотемизм, анимизм, фетишизм и др.). 65. Воздействие техники на менталитет и образ жизни современного человека. 66. Русский авангард кануна Октябрьской революции. 67. Русский язык и новая компьютерная культура общения. 68. Русский язык и языки мира. 69. Свобода: ее место и роль в культуре. 70. Соборы московского Кремля. 71. Титаны Возрождения. 72. Религиозно-этические мотивы в древнекитайской философии. 73. Христианство и искусство. 74. Церковный раскол в России и его последствия. 75. Памятники ВОВ на территории Башкортостана. 76. Эпос Гомера - культурный и исторический памятник. 77. Эпос Древней Индии «Махабхарата», «Рамаяна». 78. Язычество древних славян. 79. М.Вебер о протестантской этике. 80. О. Шпенглер и его книга «Закат Европы» 81. Н. Бердяев о культуре и цивилизации 82. Л. Гумилев и его теория пассионарности. 83. Молодежная культура современности и ее специфические черты. 84. Музыка как феномен духовной культуры. 85. Искусство как явление эстетической культуры. 86. Коран – как культурологический памятник. 87. Постмодернизм в культуре XX – начала XХI в. 88. Мусульманский этикет. 89. Достижения советского кинематографа. 90. Учение Конфуция и духовная культура человечества. 91. Христианство и ислам: история взаимоотношений и современность. 92. Экологический кризис современности. 93. «Серебряный век» российской культуры. 94. Ценности культуры постиндустриального общества. 95. Русская интеллигенция: идеи и судьбы. 96. Культура средневековой Европы. 97. Культурологические воззрения А. Швейцера. 98. Теория «осевого времени» К. Ясперса. 99. Вклад французского Просвещения в развитие мировой культуры. 100. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.
Предлагаемые темы эссе: 1) Один день в средневековом городе; 2) Житель античного полиса; 3) Ученик Конфуция …(другого). 4) Участник Великих географических открытий.
Тематика контрольных вопросов для зачетного тестирования
1. Культурология как интеграционная наука. 2. Сущность культуры. Многообразие точек зрения на культуру. 3. Структура и основные функции культуры. 4. Материальная и духовная культура: единство и различие. 5. Культура массовая и элитарная. 6. Понятия «субкультура» и «контркультура». 7. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». 8. Типология культур и цивилизаций. Запад и Восток как типы культур. 9. Взгляды на типологию культуры Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. 10. Концепция «осевого времени» К. Ясперса. 11. Понятия культурный релятивизм и культурный универсализм. 12. Взаимосвязь культуры и природы. 13. Экологическое сознание Востока и Запада. 14. Сущность экологического кризиса и пути его преодоления. 15. Природное и культурное в человеке. Типология культурного человека.
16. Особенности социокультурного развития Индии. 17. Религиозно-философские учения Индии и их значение для мировой культуры. 18. Особенности видения мира в китайской культуре. 19. Философские учения Китая и их влияние на менталитет, и образ жизни китайцев. 20. Инь и Янь как понятия. Дао как понятие культуры. 21. Влияние ислама на быт, нравы, обычаи и художественную культуру мусульманских народов. 22. Античная культура как новый тип цивилизации. 23. Др. Греция и Др. Рим: общее и особенное. 24. Значение античности для развития индустриальной цивилизации Запада. 25. Основные черты культуры европейского Средневековья. 26. Роль христианства в культуре средневековой Европы. 27. Эпоха Возрождения: характерные черты и ценности. 28. Реформация как культурный феномен. Сущность протестантской трудовой этики. 29. Эпоха Просвещения: основные идеи и ценности. 30. Значение Просвещения для современной культуры Запада. 31. Становление постиндустриального общества. Его характерные черты. 32. Модернизм и постмодернизм в культуре XX – в начале XI в. 33. Роль информации в современном мире. 34. Последствия крещения для культуры Руси и феномен двоеверия. 35. Влияние идеологии «Москва – Третий Рим» на государственную идеологию и менталитет россиян. 36. Реформы Петра I и их отражение в культуре. 37. «Серебряный век» русской культуры. 38. Этапы развития советской культуры: достижения, проблемы и противоречия. 39. Русская интеллигенция: история, идеи и судьбы. 40. Советская культура и культура современной России: общее и особенное.
Библиографический список 1. Абузяров Р.А., Туаева З.А. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. Книга 1. – Уфа, 1996. – 134 с. 2. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом, 1999. - 432 с. 3. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1983. – 368 с. 4. Викторов В.В. Культурология: Учебник. Изд. доп. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА –М, 2010. – 411 с. 5. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов/Под ред. В.А.Сапрыкина. Часть I. – М.: МГИЭМ, 1995. – 210 с. 6. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов/Под ред. Е.В.Попова. – М.: Владос, 1996. – 336 с. 7. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры. - М.: МГУК, 1995. – 288 с. 8. Голубинский Е. Щит или меч? //Родина. – 1997. - №3-4. – С.77-84. 9. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. – М.: Знание, 1996. – 288 с. 10. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 288 с. 11. Гуревич П.С. Культурология: Курс лекций. – М.: Проект, 2003. – 336 с. 12. Запад и Восток. Традиции и современность. – М.: Знание, 1993. – 240 с. 13. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. – М.: Восточная литература, 1998. – 159 с. 14. История и культурология: Учебное пособие для студентов/Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – 456 с. 15. Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 928 с. 16. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: Nota Bene, 1998. – 536 с. 17. Кравченко А.И. Культурология: Учебник. – М.: Академический проект, 2003.– 496 с. 18. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический проект, 2000. – 671 с. 19. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с. 20. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 319 с. 21. Культурология: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 575 с. 22. Культурология: Учебное пособие/Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 304 с. 23. Культурология в вопросах и ответах/Под ред. Г.В. Драча. – М.: Гардарики, 2000. – 336 с. 24. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. И.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 576 с. 25. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 608 с. 26. Культурология / Под ред. Драча Г.В. – М.: Инфро-М, Альфа, 2008. – 570 с. 27. Культурология: Учебное пособие для студентов технических вузов/Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с. 28. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. Н.О. Воскресенский. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 759 с. 29. Культурология: Учебное пособие/Под ред. С.В. Лапиной. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 495 с. 30. Культурология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко и др. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс; Издательский центр «МарТ»; Москва: ИКЦ «МарТ», 2010. – 352 с. 31. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие. – М.: Инфра – М., 2001. – 320 с. 32. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 416 с. 33. Основы теории культуры: Учебное пособие для студентов негуманитарных специальностей / Л.И. Горемыкина, С.А. Яминова. – Уфа: БашГУ, 2006. – 128 с. 34. Очерки по культуре народов Башкортостана/Сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Китап, 1994. – 160 с. 35. Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. – Волгоград, 1999. – 420 с. 36. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: Гардарика, 1997. – 312 с. 37. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов /Под ред. М.Г.Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с. 38. Садохин А.П., Грушевицкая Г.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 529 с. 39. Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – 393 с. 40. Шатилов А. Пересвет и Челубей – братья навек //Родина. – 1997. - №3-4. – С.99-105. 41. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2000. – 640 с.
Лицензия РБ на издательскую деятельность № 0261 от 10 апреля 1998 г. Подписано в печать __ _______20__ г. Формат 60х84. Бумага типографическая. Гарнитура Таймс. Усл.печ.л.___ Усл.изд.л.___ Тираж ___экз. Заказ№__ Издательство Башкирского государственного аграрного университета. Типография Башкирского государственного аграрного университета. Адрес издательства и типографии: 450001 г.Уфа, ул. 50 лет Октября, 34.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.14 с.) |