Российской школы государственного администрирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российской школы государственного администрирования



В демократическом обществе государство является основной формой консолидации общечеловеческих, национальных и социальных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через систему административно-государственного управления, являющуюся комплекс­ным социальным институтом. Процесс государственного администриро­вания фиксируется в деятельности должностных лиц и является практической реализацией целей и воли государства. Это отличает госу­дарственную службу от гражданской, которая является средством осу­ществления целей, интересов и прав отдельных граждан или обществен­ных ассоциаций.

Государство и общество в состоянии решить свои основные задачи лишь при условии целенаправленной высокопрофессиональной деятельности системы административно-государственного управления. Именно по­этому такое важное значение имеет развитие теории административно-го­сударственного управления как самостоятельной научной дисциплины.

На страницах учебного пособия нашли отражение основные достижения этой науки в странах Запада, имеющие во многом универсальное значение. Разве не сталкивается любое государство с необходимостью рационализации управленческого труда или внутренних структур госу­дарственных органов? Разве не возникают в любой стране конфликты между центральной и местной администрацией по поводу распределе­ния бюджетных средств, по поводу сбора налогов? Этот список универсаль­ных вопросов можно продолжить. Наша задача состояла в том, чтобы показать, каким образом различные школы государственного админис­трирования, сложившиеся на Западе, пытаются решать эти вопросы в те­ории и на практике. Компаративный анализ — один из важней­ших методов современной науки — является необходимым средством развития научного знания в конце XX века.

И один из главных выводов состоит в том, что универсальной стратегической задачей теории административно-государственного управления является поиск новых путей исследования государственного аппарата, выявление еще не использованных возможностей его развития и совер­шенствования, предложение более эффективных, зачастую альтернатив­ных способов решения сложных проблем государственного управления.

На наш взгляд, сегодня можно выделить два решающих фактора, которые оказывают основное влияние на динамизм государственного администрирования во всех развитых странах мира: научно-техническое раз­витие и политический процесс. Оба этих фактора сегодня имеют тенденцию к усилению влияния на административно-государственные институты. Если профессиональная деятельность бюрократии в начале XX века была направлена на процедурные способы деятельности, подотчетность, подконтрольность, политическую нейтральность, то в конце столетия админис­тративно-государственное управление нацелено на программные и проблем­ные методы с применением новейшей вычислительной техники и использованием плюралистической полосы обеспечения (парламента, партии, группы давления).

Кардинально меняется также стиль административно-государственного управления. Если чиновники в начале века избегали рискованных дей­ствий, не любили инноваций, боялись допустить ошибки (поскольку они были административно наказуемы), занимались рутинной деятельнос­тью, выдвигали на первый план безопасность, не стремились переобу­чаться, то в конце века стиль административно-государственного управ­ления стал принципиально иным. Сегодня важное значение имеет постоянное применение инноваций, а значит умение пойти на риск, отношение к ошибкам с пониманием и учеба на них, концентрация внимания на новых шансах и возможностях, выдвижение на первый план необходи­мости достижений, стремление к постоянному повышению квалификации.

Следовательно, и в науке административно-государственного управления не может быть никаких застывших схем и моделей. Феномен админи­стративно-государственной деятельности требует постоянного серьезного теоретического и практического изучения, поскольку, как и все социаль­но-политические явления, он находится в процессе непрерывного измене­ния и развития.

В России наука административно-государственного управления получила официальное признание совсем недавно. В период господства марксист­ско-ленинской идеологии государственное управление рассматривалось о точки зрения «руководящей и направляющей роли партии». Из компе­тенции государственных органов были исключены такие важнейшие эле­менты, как целеполагание, принятие решений, разработка и оценка про­грамм и планов общественного развития. Задачи государственного администрирования по существу сводились к тому, чтобы обеспечить реа­лизацию партийных решений, принятых помимо государственных струк­тур. Административно-государственное управление охватывало только ис­полнительную и распорядительную деятельность, его смысл сводился к четкой формуле «команда — исполнение». Критические замечания, альтернатив­ные поиски и другие творческие моменты в деятельности государствен­ной администрации не допускались.

Именно поэтому в годы господства партийной номенклатуры наука административно-государственного управления была попросту не нужна. Она рассматривалась как буржуазная, заведомо ложная. Принципы и мето­ды государственного управления в странах Запада интерпретировались преимущественно в негативно-критическом аспекте, что объяснялось общими идеологическими установками прошлых лет. По существу, достижения мировой общественной мысли в области административно-государ­ственного управления в России до сих пор малоизвестны, поскольку работы ведущих западных ученых все еще не переведены на русский язык.

Поэтому так важно сегодня исследовать и обобщить опыт развития мировой науки в области государственного администрирования. Суще­ствует международный понятийный аппарат, материалы экспертов ООН по организации административно-государственной деятельности, кото­рыми можно и нужно воспользоваться. И одновременно предстоит боль­шая самостоятельная работа, поскольку науку административно-государственного управления необходимо представить в национальном лексиконе» сделать понятными и доступными ее прикладные технологии.

Несмотря на то что российская школа административно-государственного управления сегодня находится только в процессе своего становле­ния, основные научные подходы к решению проблем государственного администрирования уже обозначились. Прежде всего сформировалась об­щая концепция государственной службы как социально ориентированно­го государственно-правового института. При этом подходе статус, функ­ции государственной службы формируются исходя из их производности от интересов, целей и задач объединенного в государство сообщества лю­дей, а не из первородности целей и функций государства.

По вопросу о научных основаниях системы административно-государственного управления в нашей стране мнения ученых на сегодня разделились. Одни подчеркивают своеобразие форм российской государствен­ности и полагают, что опыт западных стран не может служить основой для формирования национальной концепции государственной службы. Они пред­лагают опираться на исторический опыт России в области административ­но-государственного управления, использовать преимущественно нацио­нальные формы и традиции. Такая точка зрения очень привлекательна, ибо для каждого патриота прошлое его отечества всегда дорого и свято. Но у нас нарушена непрерывность национальных общественных форм, на их месте возникли и развивались другие общественные формы, и поэтому нельзя, как бы ни хотелось, взять ушедшие в историю формы админист­ративно-государственного управления и применить их сегодня. Можно и нужно использовать национальный опыт, понять его, выявить в нем самое существенное, но это совсем иное, чем прямой перенос имевшихся когда-то национальных форм и моделей.

Другая точка зрения абсолютизирует значение зарубежного опыта в области административно-государственного управления. Некоторые уче­ные полагают, что необходимо использовать уже отработанные эффек­тивные современные общественные формы, сложившиеся в западных странах, и перенести их в нашу жизнь. Разногласия среди этих ученых су­ществуют лишь по поводу того, какую модель лучше использовать: аме­риканскую, немецкую, французскую и т.д.

Однако, изучая западный опыт, очень легко перенять внешние фор­мы и атрибуты государства, но очень сложно обеспечить эффективное функционирование соответствующих институтов. Поэтому России сегодня недостаточно ориентироваться на очевидные формальные свойства демократических институтов административно-государственного управления, важнее искать варианты приспособления этих институтов и их функций к нуждам российского народа. Формирующаяся российская школа административно-государственного управления должна делать ак­цент не на имитацию и перенос западного опыта управления, а на адап­тацию к нему и самостоятельное открытие даже известных решений по организации государственного администрирования.

Можно согласиться с мнением Г. Атаманчука, который подчеркивает, что нам необходим синтез из собственного национального опыта, в том числе послеоктябрьского периода, и отбора того, что можно реально использовать из мирового опыта1. Создавая научную концепцию российской го­сударственной службы, мы должны внимательно анализировать, изучать и отбирать все самое лучшее и передовое, накопленное мировой наукой в области административно-государственного управления, но обязательно с учетом национальных традиций в этой сложной области человеческой деятельности.

Важное место в поисках оптимальной научной концепции государственной службы занимает вопрос о целях и задачах этого института. Боль­шинство экспертов в качестве приоритетной называют задачу обществен­но-политического и государственно-правового обеспечения реальной связи государственной службы с жизнью народа. Однако такую цель мало дек­ларировать, гораздо важнее найти механизмы ее достижения. Опираясь на анализ опыта западных демократий, можно предложить следующую кон­цепцию ее осуществления.

Многочисленные группы и общественные организации гражданского общества могут влиять на процесс государственного управления в трех основных направлениях: осуществляя свой контроль над системой административно-государственного управления; выявляя и изучая потребности граж­данского общества через сеть общественных центров по изучению социальных проблем; участвуя в публичных обсуждениях проектов ре­форм, в переговорах и заключении предварительных соглашений. Все это позволит обеспечить необходимый баланс общественных и индивидуальных интересов в процессе принятия государственных решений. Именно поэто­му становление гражданского общества в России будет способствовать фор­мированию подлинно демократической системы административно-госу­дарственного управления.

Говоря о перспективе развития российской государственности, следует подчеркнуть, что исторические традиции России предполагают сохране­ние в стране федерального типа административно-государственного управ­ления с сильными централистскими тенденциями, которые следует разви­вать и поддерживать. Особенностью нашего времени является своеобразная конвергенция двух систем административно-государственного управле­ния — федеральной и унитарной. На конкретном историческом материале мы показали, что в современном обществе идет движение федеральных государств в унитарном направлении, а унитарные системы эволюционируют в федеральном направлении.

Анализ современного опыта административно-государственного управ­ления в странах Запада показывает также, что демократическое государство может эффективно функционировать лишь в том случае, если в нем од­нозначно разделены: сферы частного права и публичного права; сферы по­литики и исполнения законов; службы федеральные и региональные, а те и другие отделены от служб местного самоуправления. Нам представляет­ся, что именно эта концепция должна быть положена в основу создания новой системы административно-государственного управления в России.

Следует особо подчеркнуть, что в современной науке доминирует общий подход к системе административно-государственного управления и современ­ной бюрократии как к политическим феноменам. Концепция «политической бюрократии» ориентирована не на абстрактное общее благо, а на политиче­ские интересы и цели. Анализируя опыт административно-государственно­го управления в странах Запада, мы показали, что ни в одной из рассматри­ваемых нами стран (США, Германия, Франция, Великобритания) сегодня нет «нейтральной» администрации: везде ключевые посты в госаппарате зани­мают политические чиновники. Поэтому есть все основания говорить о по­литизации государственной службы.

Высшие эшелоны бюрократии обладают определенной политической самостоятельностью в принятии решений. Это обусловлено высоким уровнем специализации административно-государственного управления, при котором чиновники должны действовать преимущественно самостоятель­но в своей узкой области управления, когда им даны самые общие реше­ния от президента или парламента. И в российской практике государствен­ного администрирования на первое место должна выйти экспертиза и дискреционная деятельность, возможность принимать решения и самосто­ятельно разрабатывать государственные программы. Следовательно, ча­стичное совпадение административных и политических функций являет­ся требованием современного государственного администрирования, а не желанием власти профессиональных государственных служащих.

Поэтому представляется целесообразным введение политических должностей на высших постах в государственном аппарате России — это поможет партии (или коалиции партий), победившей на выборах, более рационально и эффективно проводить в жизнь свою политическую линию.

Вместе с тем опыт функционирования институтов государственной службы в демократических странах свидетельствует о том, что политиче­ская активность рядовых государственных служащих должна быть огра­ничена: в государственных органах, как правило, не образуются структу­ры политических партий и общественных организаций, государственные служащие защищены от попыток заставить их осуществлять какую-либо политическую деятельность в интересах отдельных партий, при исполне­нии служебных обязанностей они обязаны руководствоваться исключитель­но требованиями законов. На наш взгляд, это важное положение должно найти отражение в российском законодательстве.

Интересная тенденция проявилась в последние десятилетия при формировании модели аппарата государственных служащих в развитых стра­нах. Исторически сложилось так, что в США в госаппарате достаточно дол­го преобладали чиновники-специалисты, в то время как в Великобритании и Франции — администраторы широкого профиля — дженералисты. Время показало, что обе модели имеют свои сильные и слабые стороны. Несомненно, расширенное использование дженералистов упрощает задачу общей координации управления. Администраторы широкого профиля, способные трансформировать мнения экспертов в предложения и проекты, понятные политическим руководителям, оказы­вают большую помощь лицам, принимающим решения. Очевидно так­же, что узкие специалисты не способны анализировать проблемы в широ­ком контексте общегосударственных интересов. Однако существует и другая сторона проблемы. В условиях постоянно возрастающей специа­лизации управления, расширения и усложнения сфер государственной активности администраторы широкого профиля не справляются с возрос­шим объемом задач — значительная доля времени экспертов уходит на то, чтобы изложить им проблему в простой и доступной форме. Именно по­этому возникла компромиссная тенденция — создание интегральной иерархии, при которой специалисты и дженералисты работают рука об руку под единым руководством высшего чиновника. Это позволяет объединить сильные стороны двух существовавших ранее подходов, по возмож­ности избегая их слабых сторон.

Именно эту модель, на наш взгляд, следует использовать при формировании аппарата государственных служащих в России. В рамках данной концепции наиболее оптимальным для государственного служащего сле­дует считать специальное образование, дополненное общим курсом по го­сударственному администрированию.

Весьма важным представляется вопрос о карьере чиновника на государ­ственной службе. Здесь также прокладывают себе дорогу новаторские тен­денции. Достаточно долго во многих европейских странах (Великобритания, Франция, Германия) основным элементом бюрократической карьеры была гарантия медленного, но верного продвижения по службе в зависимости от стажа или возраста. Однако в современных условиях, когда административ­ные реформы и инновации стали обычной практикой, стаж работы уже не может служить главным критерием при назначении на более высокую должность. Гораздо важнее высокие деловые качества, личная инициати­ва, предприимчивость и новаторство. Именно эти критерии заложены в со­временной американской модели карьеры государственного служащего, ко­торая на сегодня должна быть признана наиболее оптимальной: здесь нет автоматического продвижения вверх по служебной лестнице; основным кри­терием для повышения чиновника в должности является вид и качество про­деланной работы. Нам представляется, что этот подход должен использо­ваться и в современной российской практике государственного администрирования.

Во всех развитых странах мира большое значение придается также вопросу о контроле над системой госслужбы. Сегодня уже невозможно пред­ставить себе административно-государственное управление в демократиче­ском обществе без системы парламентского контроля и административной юстиции, причем особое значение придается именно различным формам пар­ламентского контроля. Во многих европейских странах (Великобритания, Франция, Швеция и др.) в последние десятилетия все больший авторитет завоевывает институт парламентского уполномоченного (посредника или омбудсмена), который изучает возникающие в связи с деятельностью госад­министрации жалобы, передаваемые ему из парламента. Наличие такой по­среднической инстанции призвано смягчать отношения между законода­тельной и исполнительной властью. Представляется возможным создание подобного института и в нашей стране, где сегодня особенно необходимо сгла­дить противоречия между различными ветвями государственной власти.

В заключение следует сказать, что несмотря на успехи в развитии теории административно-государственного управления, сделанные за столетие политологии в разных странах мира, остается еще немало открытых научных проблем. К ним прежде всего относятся вопросы об оптимальном сочетании централизации и децентрализации в государственном управле­нии, о рациональной иерархии отношений в системе государственной ад­министрации, об эффективных методах борьбы с бюрократизацией госу­дарственной машины и многое другое.

Однако самой главной научной проблемой является вопрос об адаптации мирового опыта, накопленного теорией административно-государствен­ного управления, к национальным условиям развивающихся государств. Для России этот вопрос особенно актуален, поскольку и общая теория уп­равления, и теория административно-государственного управления дела­ют в нашей стране лишь свои первые шаги. В связи с этим представляет ин­терес анализ факторов, названных экспертами ООН в качестве тормоза на пути развития теории административно-государственного управления в 80 —90-е годы. К сожалению, все эти факторы характерны и для России:

1) административно-государственные учреждения занимаются в основ­ном профессиональной подготовкой, а не научными исследованиями;

2) научные исследования оторваны от задач, стоящих перед правительством, и от текущих проблем управления;

3) практический процесс принятия решений оторван от научного анализа;

4) профессиональные государственные служащие мало интересуются современными научными исследованиями и часто занимают отрицатель­ную позицию по отношению к внедрению научных методов администра­тивно-государственного управления;

5) в некоторых странах наблюдается увлечение секретностью и ограничение свободного предоставления информации для проведения исследований;

6) научные исследования часто не приспособлены к местным условиям2.

Исходя из этого следует подчеркнуть, что сегодня необходимо в первую очередь использовать местные исследовательские и аналитические возмож­ности по развитию теории административно-государственного управления. С этой целью можно использовать статистические управления различных уров­ней, НИИ, которые будут заниматься экономическим, социальным и демо­графическим анализом, влияющим на развитие административно-государ­ственного управления. Университеты, академии и другие учреждения, специализирующиеся на изучении общественных проблем, должны участ­вовать в таком анализе в большей степени, чем сейчас.

Для того чтобы ускорить развитие российской научной школы административно-государственного управления представляется возможным сблизить науку публичного администрирования и науку управления предприятиями. Некоторые западные ученые полагают, что в будущем эти две отрасли могут слиться в одну науку. Для России это сегодня особенно важно подчеркнуть, поскольку в теории управлении предприятиями имеются более солидные разработки отечественных ученых, которые можно и должно использовать в государственном администрировании.

При подготовке студентов в высших учебных заведениях курсы административной организации, управления персоналом, бюджетной техники, человеческих отношений, теории организации можно читать одновремен­но как для тех, кто готовит себя для государственной службы, так и для тех, кто пополнит собой сферу бизнеса. И поскольку преподавание тако­го рода дисциплин будет иметь столь широкую аудиторию, должно появить­ся большое число преподавателей, учебных пособий, монографий, дис­сертационных исследований. Напомним, что именно так поступили в 30 —50-е годы американцы и добились блестящих успехов: американская школа административно-государственного управления сразу заняла лидирующее место в мировой науке.

Представляется возможным сделать акцент на практической значимости исследований административно-государственного управления, финанси­ровать только те научные программы, которые ставят своей целью выра­ботку практических рекомендаций, предлагают обоснованные проекты реформ. Такой утилитарный аспект исследований административно-государственного управления позволит найти для проведения многочисленных научных исследований и анкетирований как государственные, так и част­ные источники финансирования, что в условиях сложной экономической обстановки в нашей стране особенно важно.

 

Сноски и примечания

К главе 1

1 Аристотель. Политика //Соч. Т. 4. С.321.

2 Somit A., Tanenhaus J. The Development of American Political Science. N.Y., 1982. P. 21.

3 В англо-американской литературе широко употребляются термины «граждан­ская служба» («civil service»), «общественная служба» («public service»), «правительственная служба» («government service»). Часто эти понятия используются как синонимы, но иногда в специальной литературе по теории политики и адми­нистративно-государственного управления проводится разграничение. На граж­данской (общественной) службе заняты постоянные профессиональные служащие, которые не могут быть смещены с должности. На правительственной службе заня­ты высшие государственные чиновники, которые сменяются на основе «системы добычи» (т.е. чиновники назначаются на государственные должности за полити­ческие заслуги, и срок их службы зависит от времени нахождения в Белом доме ли­дера партии, сторонниками которой они являются).

4 Wilson W. The Study of Administration //Political Science Quarterly 2. 1887, June. P. 197.

5 Goodnew Frank J. Politics and Administration. N.Y.: Macmillan, 1900. P. 7—11.

6 Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений. М, 1905. С. 508.

7 Wilson W. Op. cit. P.197—200.

8 American Public Administration: Past, Present, Future/Ed, by F.C. Mosher. The Univ. of Alabama Press, 1975. P. 12.

9 Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1946. P. 333—334.

10 Вебер М. Политика как призвание и профессия //Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. С.665.

11 Там же. С. 666.

12 Там же. С. 666—667.

13 Зверев А.Ф. Теория бюрократии от М. Вебера к Л. фон Мизесу //Советское го­сударство и право. 1992. № 1. С. 90—91.

14 American Public Administration: Past, Present, Future/Ed, by F.C. Mosher. The Univ. of Alabama Press, 1975. P. 15.

15 Гурней Б. Введение в науку управления. М.: Прогресс, 1969. С. 26.

16 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. С. 66—67.

17 Хилль В. Базисные концепции исследований в менеджменте //Проблемы теории и практики управления. 1992. № 6. С. 33—34.

18 Maslow A. Motivation and Personality. N.Y.: Harper and Brothers, 1954.

19 Diesel P.M., Runyan W.M. Human Behaviour in the Organization. N.Y., 1971.

20 Ibid.

21 Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управ­ленческих функций: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. С. 21.

22 Мескон М.Х., Альберт X., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. С. 81.

23 Первоочередные задачи в области государственно-административной дея­тельности и финансирования в 80-е годы (Департамент по экономическим и соци­альным проблемам ООН). Нью-Йорк, 1982.

24 Государственно-административная деятельность во втором десятилетии разви­тия ООН. Нью-Йорк, 1971. С. 43.

25 Marshall Dimock Philisophy of Administration. N.Y., 1978. P. 21.

26 American Public Administration: Past, Present, Future/Ed, by F.C. Mosher. The Univ. of Alabama Press, 1975. P. 27.

27 Высший административный персонал на пути к общеевропейскому дому: стратегия, организация, методы обучения и развития. 12-й международный конгресс. М, 1993.

28 Иванов Ю.И. Проблемы подготовки управленческих кадров для высших орга­нов государственного управления //Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М., 1993. С. 41—42.

29 Кунц Г., О'Доннел С. Указ. соч.

30 Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1990; Керимов Д.М. Философские основания полити­ко-правовых исследований. М.: Наука, 1986; Казаневская В.В. Философско-методологические основания системного подхода. Томск, 1987.

31 Трапезников В. А. Управление и научно-технический прогресс. М.: Мысль, 1987.

32 Lee S. М., Luthans F., Olson D. A Management Science Approach to Contingency Models // Management Journal. 1982. Vol. 25. № 3. P. 553—566.

33 Drucher P. Managing in Turbulent Times. N.Y.: Harper and Row, 1980.

34 Казанцев Н. Социальное государство: власть и управление // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 5. С. 84.

35 Public Administration //Encyclopedia Americana № 22. P. 744.

36 Gregoire R. The French Civil Service. Brussels, 1974. P. 15—22.

37 Greenwood J., Wilson D. Public Administration of Britain. Winchester, 1984.P. 1.

38 Greenwood J., Wilson D. Op.cit.; Gregoire R. Op.cit., Roskin M., Cord R., Johns J. Introducing Political Science. N.Y., 1982.

39 Nigro F., Nigro L. Modern Public Administration. N.Y., 1970. P. 25.

40 Манохин В.М. Государственная служба. М.: Юридическая литература, 1986. С. 21—23.

41 Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. 1992. № 3. С. 15.

42 Administration as service. The public as client. Organisation for economic coopera­tion and development. Paris, 1987. P. 19—20.

43 Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право. 1989. № 4. С. 55.

44 Манохин В.М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Советское государство и право. 1990. № 1. С. 23—30.

45 Administration as service. Op.cit. Р. 15—16.

46 Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М.: Наука, 1983. С. 134.

47 Подготовка кадров для государственной службы России // Вестник госу­дарственной службы. Август 1992. С. 46.

48 Остерло М. Влияние новой информационной технологии на управленческий процесс // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 6. С. 48—49.

49 Шаклеина Т.А. О защите граждан, критикующих госучреждения (Американ­ский опыт) // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 1. С. 92—93.

50 Государственно-административная деятельность во втором десятилетии разви­тия ООН. Нью-Йорк, 1971. С. 6.

51 Сулемов В А. Политические партии и государственная служба // Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М., 1993. С. 120.

52 Schmid G., Treiber H. Burokratie und Politik: Zur Struktur und Funktion der Ministerialburokratie in der Bunderpepublik Deutschland. Munchen: Fink, 1975. P. 223.

53 Headey В. The civil service as an Elite in Britain and Germany//Rev. intern, des sci­ences administrative. Brussels, 1972. Vol. 38. № 1. P. 41.

54 An Outline of American Government/Ed, by N. Glick. USIA. 1990. P. 59 —61.

К главе 2

1 Dreyzek J. The Progress of Political Science // Journal of Politics. 1986. Vol. 48. № 2. P. 301.

2 Gunnell J. Philosophy and Political Theory. N.Y., 1987. P. 208—215.

3 Meehan E. The Theory and Method of Political Analysis. N.Y., 1981. P. 178.

4 Lane R. The Doctrine of Politics and Ideology in a Knowledgeable Society//American Sociological Review. 1986. Vol. 31. № 5. P. 661.

5 Metcalf H.C., Urwick L., eds. Dynamic Administration. N.Y.: Harper and Row, 1941.

6 Дизель П.М., Раньян У.М. Поведение человека в организации: Пер. с англ. М., 1993. С. 27—29.

7 Easton D. Behaviouralism // Contemporary Political Analysis. N.Y.; L., 1967. P. 12.

8 Ibid. P.24—25.

9 Truman D. The Governmental Progress. Poltitcal Interests and Public Opinion. N.Y.: Knopf, 1974. P. 24.

10 Easton D. Op.cit. P. 26 —27.

11 McGregor D. From Human Side of Enterprise. McGraw-Hill Book Company, 1960. P. 33—34.

12 Ibid. P.35.

13 Цит. по: Киллен К. Вопросы управления. М.: Экономика, 1981.С.93.

14 Там же. С. 94.

15 Falco M. Truth and Meaning in Political Science // An Introduction to Political Inquiry. Columbus (Ohio), 1973. P. 97.

16 Easton D. The Political System: an Inquiry into the State of Political Science. N.Y.: Knopf, 1974. P. 325—327.

17 Singer D., Knorr H., Rosenau J. (eds.). Contending Approaches to International Science. Princeton, 1969. P. 64—65.

18 Parsons T. Essays in Sociological Theory. N.Y.; L., 1965. P.11—32.

19 Ibid.

20 Тарасова Н.Н. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США // Полис. 1993. № 2. С. 183—184.

21 Исаенко А.Н. Концепция и практика организационного развития. М.:Наука, 1986. С. 96.; Diesel P., Runyan W. Human Behaviour in the Organization. Harvard Univ. Press, 1993.

22 Barry B. Power: an Economic Analysis // Power and Political Theory. Some European Perspectives/Ed.by B.Barry. L., 1976. P. 6—7.

23 Wallas G. Human Nature in Politics. L.: Constable, 1948. P. 154—159.

24 Bertin J. Four Essays an Liberty. L.: Oxford Univ. Press, 1989. P. 119.

25 Rose R. Governing Without Consensus. In Irish Perspective. L: Faber, 1971. P. 28—29.

26 Rees W. The Theory of sovereignty Restated // Philosophy, Politics and Society. L.: Oxford Univ. Press, 1986. P. 61—62.

27 Birch A. Representative and Responsible Government. An Essay on the British Constitution. L.: Unwin, 1984. P. 20.

28 Ibid. P. 151—152.

29 Ibid. P. 165.

30 Budge J. Agreement and the Stability of Democracy. Chicago, 1970. P. 175—176.

31 Political Satisfication and Democracy /J. Budge, J. Brand, M. Margolis, A. Smith. L.: Basingstoke Macmillan, 1972. P. 247.

32 Kavanagh D. Crisis, Charisma and British Political Leadership: Winston Churchill as the Outside. L.: Beverly Hills, 1974. P. 26—29.

33 Ibid. P. 10.

34 Barry B. Power: an Economic analysis // Powerand Political Theory. Some European perspectives. L., 1976. P. 96.

35 Ibid. P. 72.

36 Ibid. P. 88.

37 Ibid. P. 88—100.

38 Oakshott M. An Misunderstanding Human Contract // Political Theory. L., 1976. Vol. 4. № 3. P. 366—367.

39 Oakshott M. Rationalism in Politics and other Essays. L., 1962. P. 184.

40 Checkland P. From Optimising to Learning: a Development of Systems. Thinking for 1980V/J. Opt. Res. Soc. 1985. № 36. P. 757—760.

41 Beer S. Diagnosting the System for Organizations. Chichester, 1985. P. 21—25.

42 Hauriou M. La Theorie institution et la formation essai de vitalisme sociale // Cah. Nouv. J. 1925. № 4. P. 10.

43 Управление — это наука и искусство /А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. С. 12.

44 Там же. С. 20— 41.

45 Prelot M. La science politique. Paris, 1961.P.80.

46 Duverger M. Institutions politique et droit constitutionnel. Paris, 1970. P. 7.

47 Prelot M. Op.cit. P. 40.

48 Ibid. P.41.

49 Ibid. P. 32—85.

50 Duverger M. Sociologie politique. Paris, 1970. P. 103.

51 Ibid. P. 103—104.

52 Ibid. P. 103—104.

53 Ibid. P. 104.

54 Administration as service. The public as client. Organisation for economic coopera­tion and development. Paris, 1987.

55 Avril P. Le gouvernement de la France. Paris: Ed.Univ., 1969. P. 203.

56 Ibid. P.129—130.

57 Goguel F., Grosses A. La politique en France. Paris: Colin, 1970. P. 25.

58 Ibid. P. 37.

59 Faure E. L'ame du Combat Pour un novueau central social. Paris: Fayard. 1970. P. 55.

60 Poniatowsky M. Les choix de 1'Espoir. Paris: Grasset, 1974. P. 29.

61 Ibid. P. 132—133.

62 Ibid. P.215—217.

63 Гурней Б. Введение в науку управления: Пер. с франц. М., 1969. С. 309— 312.

64 Там же. С. 236.

65 Giscard 1'Estaing V. Democratic francaise. Paris: Fayard, 1976. P. 83—84.

66 Ibid. P. 113.

67 Франция. Государственная служба на пороге XX века: новые перспективы // 12-й Международный конгресс. М., 1993. С. 6—7.

68 Lenk V. Politische Wissenschaft. Ein Grundriss. Stuttgart, 1975. S. 17.

69 Kuhn X. Der Staat. Eine pholosophische Darstellung. Munchen: Kosel, 1967. S. 16.

70 Gehlen A. Moral und Hypermoral. Frankfurta.M.; Bonn, 1979. S. 95.

71 Jones F. Geschichte der Soziologie. Reinbeckbei Hamburg, 1978. S. 155.

72 Gehlen A. Die Seel un technischen Zeitalter. Sozialpsychologische Probleme in der industriellen Gesellschaft. Hamburg, 1987. S. 73—74.

73 Ibid. S. 23.

74 Weber W. Spanmmgen und Krafte im Westdeutschen Verfassungssystem. Humbolt, 1970. S. 44.

75 Ibid. S. 52.

76 Варламов К.И. К вопросу о государстве как социальном институте // Государст­венная служба Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М., 1993. С. 117—118.

77 Dahrendorf R. Konflikt und Freihait auf dem Wege zur Dienst-Klassengesellschaft. Munchen, 1972. S. 209.

К главе З

1 An Outline of American Government/Ed.by N.Glick. USIA. 1990. P. 11.

2 Ibid. P. 38.

3 Матиас Ш. Система территориального управления Франции после принятия Законов о децентрализации//Вестник государственной службы. 1993. № 5. С.48.

4 Государственно-административная деятельность во втором десятилетии раз­вития ООН. Нью-Йорк, 1971.

5 Walker D.B. The Changing Dynamics of Federal Aid to Cities. Wash., 1981. P. 9—11.

6 Carter St., Frost M. Environmental Management and Local Government. Wash., 1984. P. 6.

7 Тойбнер В. Административная структура Германии // Вестник государственной службы. 1993. №7. С. 53.

8 Сорман. Две истории // Ваш выбор. Ноябрь 1992. С. 18.

9 An Outline of American Government/Ed.by N.Glick. USIA. 1990. P. 46—47.

10 Тойбнер В. Указ. соч. С. 54.

11 Матиас Ш. Указ. соч. С. 57.

12 An Outline of American Government /Ed.by N.Glick. USIA. 1990. P. 61—67.

13 Sharkansky I. Public Administration: Agencies, Policies and Politics. N.Y.; San Francisco, 1982. P. 211.

14 Roskin M., Cord R., Johns I. Introducing Political Science. N.Y., 1982. P. 201—202.

15 Wool P. American Bureaucracy. N.Y., 1977. P. 12.

16 Walker D.B. Op. cit. P. 10-11.

17 Справочная информация о министерствах, комитетах, ведомствах Россий­ской Федерации // Вестник государственной службы. Август 1992. С. 74.

18 An Outline of American Government. Op. cit. P. 67.

19 Ibid. P. 61.

20 Справочная информация о министерствах, комитетах, ведомствах Россий­ской Федерации // Вестник государственной службы. Август. 1992. С.78.

21 Sharkansky I. Op. cit. P. 211.

22 An Outline of American Government. Op. cit. P. 64.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.218 с.)