Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор воздушного зазора и расчет ротора
Величина воздушного зазора во многом определяет энергетические показатели асинхронного двигателя. Увеличение приводит: к возрастанию намагничивающего тока и снижению ; к увеличению электрических потерь в обмотке статора и, как следствие этого, к снижению (КПД) двигателя. Однако чрезмерное уменьшение приводит к такому возрастанию амплитуды пульсаций индукции в воздушном зазоре, что увеличение поверхностных и пульсационных потерь преобладает над уменьшением электрических потерь. Поэтому двигателей с очень малыми не улучшается, а часто даже становится меньше. Величину можно определить по формулам 9.49-9.51 [1, с. 367], в зависимости от номинальной мощности двигателя и числа полюсов обмотки статора, либо по рисунку 9.31 [1, с. 367], где . Выбранный следует округлять до 0,05 мм при <0,5 мм и до 0,1 мм при 0,5 мм. Выбору числа пазов сердечника ротора следует уделить особое внимание, т. к. при неблагоприятном соотношении и может существенно ухудшиться механическая характеристика двигателя и его виброакустические характеристики (шум и вибрация). Рекомендации по выбору сведены в таблицу 9.18 [1, с. 373-374], в виде при наличии или отсутствии скоса пазов ротора. Выбор делается из нескольких возможных вариантов. Необходимо учесть, что в двигателях малой мощности обычно выполняют , а в более мощных двигателях иногда выполняют . Для выполняемых позже расчетов магнитной цепи, параметров схемы замещения двигателя, необходимо определить конструктивную длину и длину стали сердечников статора и , ротора и . В сердечниках, длина которых не превышает 250÷300 мм, радиальные вентиляционные каналы не делают. Сердечники шихтуются в один пакет. Для такой конструкции . Более длинные сердечники сформируют из отдельных пакетов длиной 40÷60 мм, разделенных между собой радиальными вентиляционными каналами. Конструктивную длину сердечника ротора в двигателях с <250 мм берут равной конструктивной длине сердечника статора, т. е. = . Сердечники роторов при мм выполняют с непосредственной посадкой на вал. Если высота оси вращения 250 мм, то применяют посадку сердечников на гладкий вал без шпонки. В двигателях больших габаритов сердечники крепят на валу с помощью шпонки. Внутренний диаметр сердечника ротора при непосредственной посадке на вал равен диаметру вала и определяется по формуле 9.102 [1, с. 385]. Значения коэффициента даны в таблице 9.19 [1, с. 385] в виде .
Предварительное значение тока в стержне короткозамкнутой обмотки ротора рассчитывается по формуле 9.57 [1, с. 370], как произведение предварительного значения номинального тока фазы обмотки статора на коэффициенты и . Приближенное значение коэффициента , учитывающего влияние тока намагничивания на отношение , определяется по формуле 9.58 [1, с. 370] с учетом предварительного значения номинального двигателя. Коэффициент приведения токов определяется по формуле 9.66 [1, с. 374], учитывает принятые для короткозамкнутой обмотки числа фаз и витков в фазе, влияние коэффициента скоса пазов сердечника ротора. Коэффициент скоса =1, если пазы сердечника ротора выполняются без скоса. При наличии скоса пазов рассчитывается по формуле 9.67 [1, с. 374]. Как правило, наибольший эффект снижения шума дает скос пазов на 0,8-1,5 зубцового деления. При этом в случае < рекомендуется скашивать на зубцовое деление сердечника статора, а при > - на зубцовое деление сердечника ротора [3]. Предварительное значение площади поперечного сечения стержня обмотки ротора рассчитывается по формуле 9.68 [1, с. 375]. Плотность тока в стержнях при заливке пазов алюминием для исполнения двигателя по степени защиты IP 44 выбирается в пределах 2,5÷3,5 МА/м2. Примите конкретное предварительное значение . Форма паза и конструкция обмотки короткозамкнутого ротора определяются требованиями к пусковым и рабочим характеристикам двигателя и его мощностью. Конфигурация паза ротора с 250 мм выбирается из двух предложенных на рисунке 9.40 [1, с. 380], обеспечивая параллельность боковых граней зубцов. В двигателях с <160 мм пазы грушевидные полузакрытые, имеют узкую прорезь. В двигателях с высотой оси вращения =160÷250 мм пазы грушевидные закрытые, высота перемычки над пазом зависит от числа полюсов обмотки статора. Предварительное значение ширины зубца сердечника ротора рассчитывается по формуле 9.75 [1, с. 380], используя рекомендации по предельным значениям рекомендуемого и допустимого значений индукции в таблице 9.12 [1, с. 357].
Размеры паза ротора рассчитываются по формулам 9.76-9.78 [1, с. 380] и округляются до десятых долей миллиметра. Диаметр закругления нижней части паза должен гарантировать выполнение условия высококачественной заливки пазов алюминием: мм в двигателях с мм, 2,5÷3,0 мм – с 160 мм. Так же, как при расчете зубцов сердечника статора, необходимо проверить параллельность граней зубцов сердечника ротора. При небольшом расхождении и , не более 0,5 мм, в расчете магнитной цепи используется их средняя ширина, а при заметном расхождении - магнитное напряжение зубцов ротора определяется, как для трапецеидальных зубцов. В формуле 9.81 [1, с. 381] для расчета , к сожалению, упущен множитель перед дробью. Уточненная площадь сечения стержня равна уточненному сечению паза ротора и рассчитывается по формуле 9.79 [1, с. 380]. Это позволяет уточнить плотность тока в стержне. Короткозамыкающие кольца литой обмотки отливают одновременно с заливкой пазов. Поперечное сечение колец – неправильная трапеция, прилегающая плотно своим большим основанием к торцу сердечника. Предварительная площадь поперечного сечения кольца рассчитывается по формуле 9.72 [1, с. 376]. Для этого определяют ток в кольце по формуле 9.70 [1], плотность тока выбирают в среднем на 15÷20 % меньше, чем в стержнях. Размеры короткозамыкающих колец рассчитывают приближенно, исходя из конфигурации их поперечного сечения. Высоту сечения кольца выбирают . Ширину кольца рассчитывают по предварительной площади поперечного сечения и выбранной по формуле 9.73 [1]. Расчетное сечение короткозамыкающего кольца принимают равным , не учитывая утолщения в местах примыкания вентиляционных лопаток. Средний диаметр колец рассчитывают по формуле 9.74 [1]. РАСЧЕТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ Магнитная цепь асинхронного двигателя состоит из пяти участков (воздушный зазор, зубцовые зоны и ярма сердечников статора и ротора) и рассчитывается для режима холостого хода на два полюса. Магнитное напряжение воздушного зазора рассчитывается по формуле 9.103 [1, с. 386], используя уточненное значение индукции в воздушном зазоре . Коэффициент воздушного зазора рассчитывается по формуле 4.15 [1, с. 174], если одна поверхность зазора гладкая, а другая зубчатая, т. е. при закрытых пазах сердечника ротора. Для двигателя с полузакрытыми пазами сердечника ротора обе поверхности зазора зубчатые, не гладкие, и рассчитывают результирующий коэффициент воздушного зазора, как произведение двух частичных коэффициентов, определенных по формулам 4.17 и 4.18 [1]. Магнитное напряжение зубцовой зоны сердечника статора рассчитывается по формуле 9.104 [1, с. 387], принимая расчетную высоту зубца равной высоте паза . Расчетная индукция в зубце определяется по формуле 9.105 [1, с. 387], где расчетная ширина зубца при параллельных гранях зубцов , а при различии не более 0,5 мм . В зубцах с параллельными гранями при индукции выше 1,8 Тл необходимо учесть ответвление части потока зубцового деления в паз. Это приводит к уменьшению действительной индукции в зубце по сравнению с расчетной. Коэффициент равен отношению площадей поперечных сечений паза и электротехнической стали зубца на середине высоты зубца. По значению и расчетной индукции определяют действительную индукцию по формуле 4.32 [1, с. 179], используемую для нахождения напряженности поля в зубце по приложению 1 [1, с. 698, 701].
Если индукция в зубцах не превышает 1,8 Тл, то напряженность поля в зубце находится по приложению 1 [1, с. 698, 701] в зависимости от расчетной индукции . Магнитное напряжение зубцовой зоны сердечника ротора рассчитывается по формуле 9.108 [1, с. 388], принимая расчетную высоту зубца несколько меньше полной высоты паза ротора . Расчетная индукция в зубце определяется по формуле 9.109 [1, с. 390]. Все дальнейшее, имеющее отношение к расчетной ширине зубца и определению напряженности поля в зубце, ранее сказано применительно к зубцовой зоне сердечника статора. Магнитное напряжение ярма сердечника статора рассчитывается по формуле 9.116 [1, с. 394]. Длина средней магнитной силовой линии в ярме и его высота определяются по формулам 9.119, 9.120 [1]. Напряженность поля ярма определяется по индукции по кривым намагничивания ярм приложения 1, [1, с. 697, 700]. Магнитное напряжение ярма сердечника ротора рассчитывается по формуле 9.121 [1, с. 395]. Длина средней магнитной силовой линии в ярме двигателей с непосредственной посадкой сердечника ротора на вал при 2р = 2 определяется по формуле 9.125, при 2р > 2 по формуле 9.127 [1]. Индукция в ярме сердечника ротора рассчитывается по формуле 9.122 [1], принимая во внимание расчетную высоту ярма. В двигателях с непосредственной посадкой сердечника ротора на вал при или 4 учитывают, что часть магнитных силовых линий замыкается через вал. Поэтому в двухполюсных двигателях расчетную высоту ярма определяют по формуле 9.124 [1]. В четырехполюсных двигателях при размерных соотношениях < расчетную высоту ярма определяют по формуле 9.124, при других размерных соотношениях – по формуле 9.126 [1]. Напряженность поля ярма сердечника ротора определяется по индукции по вышеназванным кривым намагничивания ярм. На этом расчет магнитных напряжений участков магнитной цепи двигателя заканчивается. Предварительно оценить правильность выбранных размерных соотношений и обмоточных данных двигателя нужно следующим образом. Во-первых, рассчитывается коэффициент насыщения зубцовой зоны по формуле 9.115 [1, с. 391]. Если >1,5÷1,6, то насыщение зубцовой зоны чрезмерное; если , то зубцовая зона недоиспользована или воздушный зазор выбран слишком большим. Оба случая требуют внесения в расчет коррективов.
Во-вторых, рассчитывается намагничивающий ток в долях номинального тока двигателя по формуле 9.131 [1, с. 396]. Если у четырехполюсного двигателя средней мощности , то в большинстве случаев это означает, что размеры двигателя выбраны завышенными и активные материалы недоиспользованы. Такой двигатель может иметь высокие энергетические показатели, но плохие показатели расхода материалов на единицу мощности вследствие больших значений массы и габаритов. Если же в аналогичном двигателе , то это в большинстве случаев означает, что либо его габариты взяты заниженными, либо неправильно выбраны размерные соотношения участков магнитопровода. Такой двигатель будет иметь низкие энергетические показатели. Необходимо учесть, что в двигателях номинальной мощностью менее 2÷3 кВт значение может достигать 0,5÷0,6, несмотря на правильно выбранные размеры и малое насыщение магнитопровода. Подобное увеличение возможно и в двигателях с 2р >4.
ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО РЕЖИМА Параметрами асинхронного двигателя чаще всего называют параметры схемы замещения, рисунок 9.47 [1, с. 397]: активное и индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки статора, , сопротивления фазы обмотки ротора , , приведенные к числу витков и фаз обмотки статора, сопротивления ветви намагничивания , . Параметры схемы замещения не остаются неизменными как при пуске двигателя, так и при изменении нагрузки на валу. При расчете рабочих характеристик в пределах от холостого хода до номинальной нагрузки эти изменения незначительны и ими обычно пренебрегают. Активное сопротивление фазы обмотки статора рассчитывается по формуле 9.132 [1, с. 397], где - удельное электрическое сопротивление материала обмотки, соответствует расчетной температуре принятого класса нагревостойкости изоляционных материалов, представлено в таблице 5.1 [1, с. 187]. Согласно ГОСТ 183-74 (2001) для обмоток, предельно допустимые превышения температур которых соответствуют классу нагревостойкости В, расчетная температура принимается равной С, а для класса нагревостойкости F - С. Эффект вытеснения тока во всыпных обмотках проявляется незначительно, поэтому принимают . Общую длину эффективных проводников фазы обмотки статора рассчитывают по формуле 9.134 [1, с. 398], где среднюю длину витка определяют как сумму пазовых и лобовых частей катушки по формуле 9.135 [1]. Длина пазовой части равна конструктивной длине сердечника статора = . Длина лобовой части катушки всыпной обмотки рассчитывается по формуле 9.136, где средняя ширина катушки определяется по формуле 9.138 [1, с. 399], принимая во внимание укорочение шага обмотки статора в двухслойных обмотках. В однослойных обмотках . Коэффициент , выбираемый по таблице 9.23 [1, с. 399], возрастает с увеличением числа полюсов. Для неизолированных лобовых частей 1,2÷1,5, для изолированных лентой - 1,45÷1,90. Вылет прямолинейной части катушки из паза от торца сердечника до начала отгиба лобовой части В для обмоток, укладываемых в пазы до запрессовки сердечника статора в станину, берут равным 0,010 м. Для обмоток, которые укладываются после запрессовки сердечника в станину, В = 0,015 м.
Длина вылета лобовой части катушки рассчитывается для всыпных обмоток по формуле 9.137 [1, с. 398]. Коэффициент , выбираемый по таблице 9.23 [1, с. 399], возрастает с увеличением числа полюсов и равен для неизолированных лобовых частей 0,26÷0,50, для изолированных лентой - 0,44÷0,72. Активное сопротивление фазы короткозамкнутой обмотки ротора рассчитывается по формуле 9.168 [1, с. 406]. За фазу короткозамкнутой обмотки принимают один стержень и два участка замыкающих колец, рисунок 9.35 [1, с. 372]. Токи в стержнях и замыкающих кольцах различны, поэтому их сопротивления при расчете активного сопротивления фазы должны быть приведены к одному току, что и сделано при получении расчетной формулы. Активные сопротивления стержня и участка замыкающего кольца рассчитываются по формулам 9.169 и 9.170 [1]. В этих формулах - полная длина стержня, равная конструктивной длине сердечника ротора ; - средний диаметр замыкающих колец. Удельное электрическое сопротивление материала стержня и замыкающих колец соответствует расчетной температуре принятого класса нагревостойкости изоляционных материалов и представлено в приложении к таблице 5.1 [1, с. 187]. Индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки статора рассчитывается по формуле 9.152 [1, с. 402]. Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния определяется по формуле, приведенной в таблице 9.26 [1, с. 403], в зависимости от конфигурации паза сердечника статора и типа обмотки (по числу слоев). Для первой конфигурации паза, рисунок 9.29 а [1, с. 361], рассчитывается по формуле, соответствующей рисунку 9.50 е [1, с. 402]. Для второй конфигурации паза, рисунок 9.29 б [1], – по формуле, соответствующей рисунку 9.50 г [1]. Для третьей конфигурации паза, рисунок 9.29 в [1] – по формуле, соответствующей рисунку 9.50 в [1]. Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния рассчитывается по формуле 9.159 [1, с. 403], где - относительное укорочение шага обмотки; для однослойных обмоток, эквивалентных обмоткам с полным, диаметральным, шагом. Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния рассчитывается по формуле 9.174 а [1, с. 407]. Значение коэффициента определяется при полузакрытых пазах сердечника статора с учетом скоса пазов по формуле 9.176 [1]. В этой формуле определяется по рисунку 9.51 д [1, с. 405] (при отсутствии скоса по кривой ; при укороченном шаге рассчитывается по формуле 9.158 [1], при полном шаге . Индуктивное сопротивление рассеяния фазы короткозамкнутой обмотки ротора рассчитывается по формуле 9.177 [1, с. 407]. Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния определяется по формуле, приведенной в таблице 9.27 [1], в зависимости от конфигурации паза сердечника ротора. Для полузакрытого грушевидного паза, рисунок 9.40 а [1, с. 380], рассчитывается по формуле, соответствующей рисунку 9.52 а [1, с. 408]. Для закрытого грушевидного паза, со шлицем и перемычкой над пазом, в этой формуле необходимо добавить слагаемое , где - толщина ферромагнитной перемычки над пазом, м; I2 -фазный ток обмотки ротора, А. Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния для литой обмотки определяется по формуле 9.178 [1, с. 409]. Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния определяется по формуле 9.180 [1], где коэффициент ξ – по формуле 9.181 [1], в которой для полузакрытого паза - по рисунку 9.51 а [1, с. 405]. При без заметной погрешности можно принять коэффициент ξ=1. При закрытых пазах . Коэффициент проводимости скоса, учитывающий влияние на ЭДС обмотки ротора скоса пазов, определяется по формуле 9.182 [1], в знаменателе которой упущен, к сожалению, множитель . Приведенные к числу витков фазы обмотки статора значения сопротивлений фазы короткозамкнутой обмотки ротора , рассчитывают умножая , на коэффициент приведения, определяемый по формуле 9.172 [1, с. 406]. Значения параметров двигателя, выраженные в относительных единицах, расчитывают по формуле 9.168 [1, c. 411], и они находятся, как правило, в пределах: ; ; . РАСЧЕТ ПОТЕРЬ Потери в асинхронном двигателе подразделяют на потери в электротехнической стали (основные и добавочные), электрические, вентиляционные, механические и добавочные при нагрузке. Основные потери в электротехнической стали рассчитывают только в сердечнике статора по формуле 9.187 [1, с. 412], которую можно упростить, учитывая, что Гц. Потерями в сердечнике ротора, вследствие их малости, пренебрегают. Причина этого – незначительная частота перемагничивания сердечника ротора во всем диапазоне изменения нагрузки на валу, несмотря на довольно-таки близкие значения индукций в зубцах и ярме двух сердечников. Удельные потери в применяемых марках электротехнической стали толщиной 0,5 мм при индукции 1 Тл и частоте перемагничивания 50 Гц представлены в таблице 9.28 [1, с. 412]. Для двигателей номинальной мощностью менее 250 кВт приближенно можно принять коэффициенты и , учитывающие увеличение потерь в стали от неравномерности распределения потока по сечениям зубцов, ярма и от технологических факторов. Добавочные потери в электротехнической стали подразделяют на поверхностные (потери в поверхностном слое коронок зубцов сердечников статора и ротора от пульсаций индукции в воздушном зазоре) и пульсационные (потери в стали зубцов от пульсации в них индукции). Поверхностные и пульсационные потери в сердечниках статоров двигателей с короткозамкнутыми роторами обычно малы, т. к. в полузакрытых пазах таких роторов ширина шлица так мала, что пульсации индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов сердечника статора незначительны. Поэтому расчет этих потерь в сердечниках статоров двигателей не проводят. Поверхностные потери в зубцах сердечника ротора рассчитывают по формуле 9.194 [1, с. 414]. Удельные поверхностные потери – по формуле 9.192 [1, с. 413]. Амплитуда пульсации индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов ротора – по формуле 9.190, где - по рисунку 9.53 б [1]. Пульсационные потери в зубцах сердечника ротора рассчитывают по формуле 9.200 [1, с. 414]. Амплитуда пульсации индукции в среднем сечении зубцов - по формуле 9.196 [1]. Механические потери асинхронных двигателей с внешним обдувом рассчитывают по формуле 9.210 [1, с. 416].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.05 с.) |