Валовой доход, при ыль - конечные результаты хозяйствования: сущность и назначение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валовой доход, при ыль - конечные результаты хозяйствования: сущность и назначение.



Уровень издержек производства, является главным образом результатом производственной деятельности. И действительно, он непосредственно зависит от прогрессивности производственного процесса, технологии выпуска продукции. Итоговыми же показателями хозяйственной деятельности являются доход и прибыль. Они характеризуют не что иное, как эффект, полу­чаемый в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Доход предприятия, как это принято в странах с рыночной системой хозяй­ствования, складывается из выручки от реализации продукции (работ, услуг), ос­новных фондов (излишних) и иного имущества предприятия, а также из доходов от внереализационных операций. На практике различают совокупный (валовой) доход, доход (выручка) от реализации продукции, средний доход (выручка) н предельный доход (выручка), каждый из которых играет свою роль в управле­нии финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Валовой доход (выручка), получаемый предприятием от реализации това­ра, определяется как произведение средней цены на количество проданных еди­ниц:

 

TR=pq, (1)

где TR - выручка от реализации, руб.,

р - цена за единицу товара, руб./шт. (т),

q - количество проданных товаров, шт. (т).

Из формулы (1) следует, что величина совокупного дохода зависит от уров­ня продажной цены (P) и количества проданных товаров (q). В свою очередь, количество проданных товаров (величина спроса) будет зависеть от уровня цены. На практике эта зависимость может быть эластичной, неэластичной и единичной. Причем каждой из зависимостей соответствует определенный коэффициент эла­стичности: в первом случае он больше единицы, во втором меньше, в третьем ра­вен единице.

Физический смысл этих коэффициентов состоит в том, что при Кэ > I изме­нение цены на один процент приводит к изменению спроса более чем на один процент; при К, = I изменение цены на один процент приносит один процент изменения величины спроса; при Кэ < I изменение цены на один процент вызывает изменение продаж менее чем на один процент.

Степень эластичности по-разному влияет на искомые величины. Например, при эластичном спросе (Кэ > I) общая выручка (qP) при снижении цены растет, а при неэластичном (Кэ < I) падает, так как потери от снижения цены не компенси­руются приростом величины спроса. При единичной эластичности общая выручка не изменяется, поскольку снижение цены полностью компенсируется соответст­вующим ростом спроса (q). Или, например, при единичной ценовой эластичности спроса увеличение выпуска продукции может позволить снизить издержки таким образом, что сумма прибыли возрастет. Характер изменения выручки в зависи­мости от изменения спроса и цены показан на рис. 1.1.

График показывает, что выручка при цене Р1 представляет собой площадь прямоугольника OP1Aq1 и характеризует эластичный спрос, т.е. при снижении це­ны совокупный доход возрастает. Прямоугольник OP2Bq2 соответствует нейтраль­ной эластичности спроса в зависимости от изменения цены, валовая выручка (P2Q2) в данной области изменения цены не меняется. Прямоугольник OP3Cq3 ото­бражает условия неэластичного спроса. В этом случае снижение цены ведет к уменьшению совокупного дохода (выручки).

Как видим, на изменение величины совокупного дохода (выручки) по-разному влияет характер спроса - эластичный, неэластичный и единичный. В свя­зи с этим практический интерес представляет графическое построение зависимо­сти совокупного дохода от изменения цены при определенной функции спроса. На рис. 1.2 дана такая зависимость при понижающемся спросе в зависимости от цены.

 

Рис. 1.1. Величина общей выручки (Рд) в Рис. 1.2. Изменение совокупного дохода

зависимости от изменения цены (Р) и в за­висимости от изменения цены

коли­чества товара(q)

График показывает, что выручка (TR=Pq) от реализации продукции до опре­деленного увеличения объема ее реализации возрастает при снижении цены (эла­стичный спрос), но после достижения критического объема начинает снижаться.

На первой стадии снижение цены может дать эффект в росте общей выручки, но по достижении критической точки (объем реализации) предприятие начинает те­рять в выручке за реализуемую продукцию. В политике цен это необходимо учи­тывать, чтобы не потерять возможные доходы.

Расчеты показывают, что при изменении цены возможны шесть качественно отличных ситуаций образования объемов выручки в зависимости от значений ко­эффициентов эластичности спроса и от парно противоположных направлений из­менения цен (табл. 1).

 

Таблица 1. Влияние ценовой эластичности спроса на общую выручку (доход)

Величина коэффици­ента эла­стичности Качественное опре­деление эластично­сти спроса (терми­нология) Количественная характери­стика эластичности спроса (объяснение терминов) Влияние на общую выручку
Повышение Снижение
КЭ>1 Эластичный или от­носительно эла­стичный спрос Процентное изменение ко­личества спрашиваемого то­вара превышает процентное изменение цены Выручка уменьшается Выручка увеличива­ется
КЭ= 1 Единичная эластич­ность спроса Процентное изменение ко­личества спрашиваемого то­вара равно процентному из­менению цены Выручка неизмененна Выручка неизмененна
КЭ < 1 Неэластичный спрос Процентное изменение ко­личества спрашиваемого то­вара меньше процентного изменения цены Выручка уве­личивается Выручка снижается

 

На рис. 1.3 показана предлагаемая (планируемая) выручка предприятия в расчете на определенный период (год, квартал). Иными словами, график позволяет руководству предприятия определить наиболее выгодные решения об уровне цены при известной функции спроса от цены. Выгодность в данном случае означает максимизацию совокупного дохода (выручки) или, по крайней мере, получение достаточно полной картины об его (ее) изменениях.

Ориентиром, указывающим, когда выручка начнет уменьшаться при сниже­нии цены, является изменение среднего и предельного доходов (выручки).

Средний доход (AR) представляет собой величину, получаемую от продажи одной единицы товара в среднем за рассматриваемый период:

AR = или AR = , (2)

где TR - совокупный доход, руб.,

q - количество проданного товара, шт. (т).

Иным словами, средний доход за определенный период равен средней цене единицы товара за этот же период.

Предельный доход MR принимается как приращение совокупного дохода TR при увеличении реализации товара на одну единицу:

МR = (3)

Объем реализации

Предельный доход

Рис. 1.3. График изменений совокупного, среднего и предельного доходов и цены (TR — совокупный доход; MR — предельный спрос; АС — прямая изменения спроса от цены и среднего дохода в расчете на единицу продукции AR = P(q); АВ — предельный доход от каж­дой дополнительной единицы реализуемого товара MR)

Он, по существу, показывает эффект от увеличения или уменьшения объема реализации товара, т.е. направление изменений в доходе (выручке) предприятия в результате принимаемых решений по изменению динамики продаж. Предельный доход является фундаментальным понятием рыночной экономики, поскольку он характеризует приращение дохода в результате увеличения или уменьшения реа­лизации на одну единицу и позволяет предприятию ориентироваться на рынке.

Для того чтобы лучше понять сказанное, снова обратимся к графику изме­нения совокупного, среднего и предельного доходов и цены спроса, представлен­ные на рис. 3.3.

Прямая АС - кривая спроса в зависимости от изменения цены, она же харак­теризует изменение среднего годового дохода в расчете на единицу реализованной продукции AR=P(q). Эта прямая отражает наиболее типичную ситуацию, когда увеличение спроса на товар, производимый предприятием, сопровождается сни­жением цены. Следовательно, с увеличением спроса уменьшается и средний годо­вой доход в расчете на единицу реализуемой продукции. Эта ситуация реальна для рыночных условий работы предприятия.

Предельный доход от каждой дополнительной единицы реализуемого това­ра MR (q) изменяется с вариацией объема реализуемой продукции в соответствии с прямой АВ. Она находится ниже прямой АС и наклонена также вниз, поскольку отражает уменьшение предельного дохода с расширением спроса и в данном слу­чае делит отрезок ОС пополам. Наклон прямой вниз означает, что дополнитель­ный доход, получаемый на единицу реализуемой продукции, с расширением спро­са уменьшается.

В то же время при росте объема реализации совокупный доход TR (q) на от­резке ОВ возрастает. Этому соответствует эластичный спрос, и кривая MR нахо­дится выше оси абсцисс. В точке В MR (q)= 0, а совокупный доход TR (q) достига­ет максимума. Дальнейшее увеличение объема реализации за пределами точки В ведет к уменьшению совокупного дохода. Этому соответствует малоэластичный спрос и отрицательность предельного дохода: MR (q) < 0 при q>B.

Таким образом, совокупный доход с увеличением объема реализации това­ров до некоторого предела возрастает (точка В), поскольку каждая единица при­роста реализации дает дополнительный доход: MR > 0. Затем в точке В достигает­ся максимум совокупного дохода, а приращение (предельный доход) равно 0. Дальнейшее увеличение объема реализации товара (после точки В) дает не прира­щение совокупного дохода, а его уменьшение. Этот вывод чрезвычайно важен для определения оптимального объема производства и реализации товара, предлагае­мого предприятием на рынке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.014 с.)