Российско-латиноамериканские отношения на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российско-латиноамериканские отношения на современном этапе



С распадом СССР и возникновением в качестве его правопреемника и продол­жателя новой России резко снизилась активность, сузилась структура наших взаимоотношений со странами Латинской Америки, в разы сократился товаро­оборот, достигший пика в 1985 г. - 10 млрд 193,3 млн руб.3 В основном это яви­лось следствием территориального уменьшения, тотального ослабления финан­сово-экономического, военного и политического потенциала России, развала госорганизаций, занимавшихся внешними связями, при переходе к рыночной экономике, а частично и следствием трудностей, переживаемых в тот период рядом латиноамериканских государств.

Понадобились огромные усилия и время, чтобы постепенно начать реани­мирование российско-латиноамериканских отношений, придать ускорение их развитию, причем на совершенно иной, деидеологизированной основе, лишен­ной классовых подходов и пристрастий, ненужного соперничества с США в регионе.

Этот эволюционный процесс можно разделить на два этапа: с 1991 до кон­ца 1995 г. и с 1996 г. до наших дней.

На первом - во внешней политике России не уделялось должного внимания Латинской Америке, что объясняется в первую очередь прозападными взгляда­ми и подходами тогдашнего политического руководства и лично министра ино­странных дел А.В. Козырева. Именно в ту пору РФ потеряла многих прежних латиноамериканских партнеров, фактически ушла с Кубы, бросив сотни недо­строенных объектов и оборудование на многие миллионы рублей, оказалась в известной изоляции в этом регионе.

Тем не менее, несмотря на столь резкий спад во взаимоотношениях, интерес к России отнюдь не исчезал со стороны латиноамериканских государств. Они были готовы продолжать сотрудничество по многим направлениям, взаимодей­ствовать на международной арене. В Москву совершили визиты президент Чи­ли П. Эйлвин (1993), только что избранный президент Бразилии Ф.Э. Кардозо (1994), министры иностранных дел Аргентины, Бразилии, Колумбии, Панамы (1994), Кубы (1995). Латиноамериканцы резонно видели в РФ неотъемлемый компонент поддержания международной стабильности и баланса сил в мире, не­обходимый противовес гегемонистским устремлениям США в регионе. Однако

3 Внешняя торговля СССР в 1985 г.: Статист, сб. М., 1986. С. 14. Фактически объемы внешней тор­
говли со странами региона начали сокращаться в перестроечную эпоху и достигли низшей точки
в 1993 г., после чего они стали вновь возрастать (см. таблицу на стр. 563). 557


Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века

в те годы Россия, обремененная внутренними проблемами, подавала в ответ сла­бые сигналы, не осуществила ни одного визита на том же уровне. И хотя в тот период были формально установлены дипломатические отношения с Гондура­сом, Панамой, Парагваем, Сальвадором и рядом островных карибских госу­дарств и Россия получила статус наблюдателя в ОАГ, тенденцию к общему су­жению российско-латиноамериканских связей это не меняло. Более того, по финансовым соображениям были закрыты наши генконсульства в городах Моа, Сьенфуэгосе (Куба) и Веракрусе (Мексика), посольство в Суринаме, в целом со­кращено число российских дипломатов в Латинской Америке.

Перелом наметился в начале 1996 г. К тому времени у нас наступила опре­деленная политическая и экономическая стабилизация, укрепилось положение РФ в мире и одновременно в ее руководящих и общественных кругах произош­ло осознание пагубности ориентации внешней политики только на Запад, что, в частности, вело к сужению политических горизонтов России, ее оттеснению в международных делах на второй план. Приход в этих условиях к руководст­ву МИД РФ опытнейшего политика, академика Е.М. Примакова был естест­венным ответом на создавшуюся ситуацию и стал предвестником грядущих перемен.

В свою очередь, к середине 90-х годов большинство латиноамериканских стран завершило переход от преобладающих авторитарно-олигархических ре­жимов, военных диктатур право- и левоцентристского толка к различным фор­мам конституционно-представительной демократии и от этатизированной, про­текционистской, полузакрытой хозяйственной модели к либеральной рыночной системе, что открыло дополнительные возможности для расширения россий­ско-латиноамериканского сотрудничества в различных областях.

В основу нового внешнеполитического курса России легла концепция мно­гополярного, взаимозависимого мира: отход от блокового противостояния, ус­тановления разделительных линий, деления стран на главные и второстепен­ные, отрицание гегемонии и диктата в международных отношениях какой-либо державы, согласованность действий мирового сообщества, широкое сотрудни­чество его членов, укрепление авторитета и влияние ООН4.

Уже на своей первой пресс-конференции в новом качестве Е.М. Примаков подчеркнул "необходимость диверсификации внешних связей России", заявил, что ее политика на международной арене как великого государства "должна ра­ботать по всем азимутам"5.

В мае 1996 г. министр осуществил первый за десять лет официальный визит в регион в качестве руководителя МИД (в 1986 г. там побывал министр ино­странных дел СССР Э.А. Шеварднадзе), посетив Мексику, Кубу и Венесуэлу, а в ноябре 1997 г. - Бразилию, Аргентину, Колумбию, где имел также встречу с министром иностранных дел Панамы, и Коста-Рику, где провел отдельную широкоформатную беседу со своими коллегами из Гондураса и Никарагуа и за­местителями глав внешнеполитических ведомств Гватемалы, Доминиканской Республики и Сальвадора. В выступлениях в ходе обеих поездок Е.М. Примаков неоднократно заявлял о том важном значении, которое придает Россия отноше­ниям с Латинской Америкой6, и это нашло живой отклик в латиноамериканских общественно-политических и деловых кругах. Крупнейшая аргентинская газета


•Л а

КОН'

гоп "сх<

pew свя:

мек име важ

еле, тьи

ВЬІІ ВЫ

сов чес

ШЄІ

вГі вок Об< бин не н

Лат Прі

жде чес


 



4 Дипломатический вестник МИД России. 1996. № 2. С. 3.

5 Там же.

* См.: Там же. 1997. № 11. С. 28-50.


Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века

"Ла Насьон" писала: "Нельзя не видеть позитивную роль РФ в формировании на континенте полюса политического и экономического влияния в структуре мно­гополярного мира"7. Столичная колумбийская газета "Эль Тьемпо" отмечала "сходство позиций России и Латинской Америки по большинству вопросов сов­ременности", подчеркивая "взаимовыгодность диверсификации двусторонних связей"8.

В результате поездки Е.М. Примакова было подписано 17 различных доку­ментов. Одни из них предусматривали укрепление и усовершенствование уже имевшегося сотрудничества, другие - затрагивали нетрадиционные и жизненно важные интересы государств (борьбу с незаконным оборотом наркотиков, ис­следование и использование космического пространства в мирных целях), тре­тьи - выводили российско-латиноамериканские отношения на качественно но­вый уровень, нацеленный на XXI в. и открывающий долгосрочные перспекти­вы двустороннего сотрудничества (декларации о принципах взаимоотношений, совместное заявление о создании российско-бразильской комиссии по сотрудни­честву высокого уровня)9.

При Е.М. Примакове началось восстановление российско-кубинских отно­шений на основе подлинного равенства и взаимной выгоды. На переговорах в Гаване особое внимание было уделено рассмотрению вопроса об обстановке вокруг Кубы, в том числе в связи с принятым в США законом Хелмса-Бэртона. Обе стороны пришли к выводу, что снижение напряженности в американо-ку­бинских отношениях отвечало бы интересам укрепления стабильности в регио­не и в мире в целом.

Характеризуя решительный поворот в нашей внешней политике в сторону Латинской Америки, правительственный орган России указывал: "Евгений Примаков исправляет ошибки Андрея Козырева"10.

Дополнительной правовой основой нашей политики в регионе стала утвер­жденная в 1998 г. Б.Н. Ельциным Программа дальнейшего развития сотрудни­чества с государствами Латинской Америки.

Знаковыми событиями в двустороннем плане явились визиты в РФ прези­дента Аргентины К. Менема (1998), проявившего готовность к достижению широкомасштабных договоренностей, и вице-президента Бразилии М. Масие-ла (1999) в целях проведения первого заседания Межправительственной ко­миссии высокого уровня, раскрывшего горизонты диверсификации взаимных связей.

Ныне отношения со странами Латинской Америки представляют собой важное самостоятельное и весьма перспективное направление многовекторной и многоуровневой международной деятельности РФ, осуществляемой в соответ­ствии с одобренной В.В. Путиным новой редакцией Концепции внешней поли­тики России11 и "на основе четкого определения национальных приоритетов, прагматизма и экономической эффективности"12, нацеленной на "формирова-

7 La Nacion. 1997. 25 nov.

8 El Tiempo. 1997. 28 nov.

9 Такого рода комиссии были учреждены с Украиной, КНР и Францией, а также с США (называ­
лась Гор-Черномырдин и ликвидирована в 1998 г.).

ю Российская газета. 1997. 20 дек.

11 Российская газета. 2000. 11 июля.

12 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
(О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства).

М., 2001. С. 40. 559


Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века

ние нового демократического мироустройства... упрочение международной | безопасности и стабильности... обеспечение достойного места России в мире"13.

Курс на поступательное сближение с государствами данного континента обу­
словлен рядом объективных факторов. Это - давние историко-культурные узы,
отсутствие между нами каких бы то ни было конфликтов, общая принадлеж­
ность - в результате кардинальных преобразований в России - к одной и той же I л£
социально-экономической и политической системе, приверженность общемиро-1 не
вым ценностям и цивилизованным формам общения, близость или совпадение І Ві
позиций по большинству актуальных международных проблем, устойчивый вну- I (<
триполитический консенсус в РФ и латиноамериканских государствах относи- І ні
тельно развития между ними равноправного, обоюдовыгодного сотрудничества, І в
взаимодополняемость экономик и экспортно-импортных потенциалов. ва

Объективно регион представляет собой один из центров формирующегося І тї
многополюсного мира. Введенное латиноамериканцами понятие мулътилате- I ра
рализм — многостороннее управление международными отношениями при безу- I ра
словном соблюдении всеми государствами основополагающих принципов меж- у(

дународного права - близко российской идеи многополярности. Государства | кі региона решительно выступают против попыток одностороннего применения силы в обход ООН под предлогом "гуманитарной интервенции".

Растет удельный вес стран региона в мировой экономике. Сегодня Латин­
ская Америка - емкий и динамично развивающийся рынок с полумиллиардным
населением, объемом внешней торговли свыше 500 млрд долл., суммарным
ВВП более 1,5 трлн долл. Крупнейшие латиноамериканские государства по п

ряду основных показателей вплотную приблизились к индустриально развитым. Г

Повышается роль и расширяется участие стран региона в мировой полити- н

ке. Им принадлежит 33 голоса в ООН. Отдельные государства или их объеди- к

нения - источники многих полезных инициатив, затрагивающих интересы меж­
дународного сообщества, в том числе и России. т<

Для РФ также представляет интерес опыт Латинской Америки в проведе- и|

нии рыночных реформ, демократических преобразований, урегулирования ті

региональных и внутренних конфликтов, в создании эффективных интегра- (;

ционных объединений и механизмов их регулирования. го

Отсюда - обоюдная готовность к развитию отношений как в двустороннем, д.)

так и в многостороннем форматах, что особенно проявилось в последние годы. Правда, здесь необходимо учитывать и другое. Вторгаясь в так называемую зо­ну американских интересов, Россия, с одной стороны, не может допустить новой конфронтации с США, а с другой - должна четко и последовательно отстаивать свои позиции, пресекать попытки ограничить ее присутствие в регионе.

Россия поддерживает дипломатические отношения с 28 из 33 суверенных латиноамериканских государств (кроме Багамских островов, Гренады, Сент-Винсента и Гренадин, Сент-Китса и Невиса, Сент-Люсии). При всей важности опоры на отдельные наиболее крупные и развитые страны проводится целена­правленная политика по упрочению дружественных связей со всеми государст­вами континента.

Динамично развивается политический диалог, растут уровень и интенсив­ность российско-латиноамериканских межгосударственных контактов.



13 Иванов И.С. Российская дипломатия: история и современность: Материалы научно-практической конференции, посвященной 450-летию создания Посольского приказа. 29 октября 1999 года. М., 2001. С. 16.


Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века

Особое значение в этом плане имеет "президентская дипломатия". Первый в истории России визит на высшем уровне в Латинскую Америку В.В. Путина (Куба, декабрь 2000 г.) позволил не только снять накопившиеся негативные на­слоения в российско-кубинском сотрудничестве, но и подтвердить серьезность нашей политики в отношении региона в целом. Встречи в ходе саммита тысяче­летия в Нью-Йорке и форумов транстихоокеанского объединения АТЭС в Бру­нее и Шанхае в 2000-2001 гг. с президентами Мексики (Э. Седильо и В. Фоксом), Венесуэлы (У. Чавесом), Перу (А. Толедо), Чили (Р. Лагосом), лидером Кубы (Ф. Кастро) сблизили наши позиции с латиноамериканцами по наиболее важ­ным международным проблемам. В результате официального визита У. Чавеса в Москву в мае и его рабочей поездки в октябре 2001 г. взят курс на формиро­вание отношений стратегического партнерства с Венесуэлой. Дальнейшей ак­тивизации разностороннего сотрудничества содействовал состоявшийся в янва­ре 2002 г. визит президента Бразилии Ф.Э. Кардозо в Россию. За протокольные рамки вышла практика взаимного направления обмена посланий на высшем уровне. Только в 2001 г. В.В. Путин обменялся - в отдельных случаях неодно­кратно - мнениями по крупным вопросам мировой политики с президентами Бразилии, Венесуэлы, Мексики, Колумбии, Уругвая, лидером Кубы, обратился к участникам саммитов Группы Рио, МЕРКОСУР, Ибероамериканского фору­ма, Ассоциации карибских государств (АКГ). Входят в практику телефонные контакты руководителей наших стран.

Впервые в истории российско-латиноамериканских отношений совершил поездку в регион - в Бразилию и Венесуэлу (декабрь 2001 г.) - Председатель Правительства РФ М.М. Касьянов, в ходе которой, в частности, было проведе­но второе заседание Российско-Бразильской комиссии по сотрудничеству высо­кого уровня и создана аналогичная комиссия с Венесуэлой.

Углублению политического диалога способствуют регулярные встречи, в том числе и в ходе сессий ГА ООН, министров иностранных дел в двустороннем и многостороннем форматах, обмен посланиями. В 1998-2001 гг. Россию посе­тили руководители внешнеполитических ведомств Кубы (трижды), Колумбии (дважды), Мексики, Аргентины, Гватемалы, Перу, Ямайки, Уругвая. Дважды побывал на Кубе министр иностранных дел РФ И.С. Иванов. Новыми темами для обмена мнениями стали ситуация на мировом рынке нефти и анализ соци­альных проблем глобализации.

Двусторонние политические контакты подкрепляются многосторонним ди­алогом - между Россией и объединениями латиноамериканских стран: Группой Рио и ее координационной "тройкой" (ежегодно меняющимися предыдущим, действующим и следующим председателями), МЕРКОСУР, Андского сообще­ства (АС), Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), Центрально­американской группой, АКГ, Ибероамериканским форумом, АТЭС. Продолжа­ется линия на укрепление статуса РФ как постоянного наблюдателя при ОАГ. Россия совместно с группой латиноамериканских государств и через ООН активно содействовала прекращению вооруженной борьбы и установлению ми­ра в Гватемале, Никарагуа, Сальвадоре. В составе восьми наиболее развитых государств мира она решительно выступила на стороне правительства Перу в период захвата и удержания террористами резиденции японского посла в Ли­ме вместе с заложниками (17 декабря 1996 г. - 22 апреля 1997 гг.). РФ продол­жает прилагать миротворческие усилия в Гаити, оказывать, в том числе в рам­ках "восьмерки", необходимую политико-дипломатическую поддержку процес­су мирного урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в Колумбии, 561

36 История Латинской Америки


Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века

скорейшего выхода из острейшего финансово-экономического кризиса, пора­зившего в 2002 г. Аргентину и Уругвай.

На плановой основе проводятся межмидовские политконсультации, кото­рые охватывают широкий круг стран и тем.

Использование разнообразных механизмов политдиалога позволяет доби­ваться более действенной поддержки наших позиций в ООН и на других между­народных форумах со стороны латиноамериканских государств, взаимопони­мания по другим непростым вопросам. Так, при голосовании на 55-й сессии ГА ООН 15 латиноамериканских стран высказались за российский проект резо­люции в пользу сохранения Договора 1972 г. по ПРО в качестве краеугольного камня стратегической стабильности в мире. Соответствующие шаги с россий­ской стороны позволили самортизировать негативно-эмоциональную реакцию кубинского руководства на закрытие там радиоэлектронного центра, не допус­тить паузы в наших отношениях.

Наряду с этим расширяются связи по линии отраслевых министерств, других центральных государственных органов.

Новый элемент в работе на латиноамериканском направлении - активизи­рующиеся контакты по линии спецслужб, судебных властей, правоохранитель­ных органов, в особенности в рамках совместной борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью, "отмыванием" денег, полученных незаконным путем.

Происходит постоянное обновление и расширение договорно-правовой ба­зы отношений. За период 1992-2001 гг. подписано более 150 (причем, основная их часть - свыше 120 - за последние 6 лет) двусторонних межгосударственных и межправительственных документов, а с 14 странами - договоры и декларации "нового поколения": о принципах взаимодействия, взаимном поощрении и за­щите капиталовложений, избежании двойного налогообложения, сотрудничест­ве в области космоса и мирного использования ядерной энергии, оказание правовой помощи, выдаче преступников, а также десятки межведомственных соглашений.

Заметно активизировались двусторонние межпарламентские связи, позво­ляющие обмениваться опытом законотворческой и законодательной деятель­ности, ускорять процедуры ратификации двусторонних договоров и соглаше­ний, решение практических вопросов сотрудничества. Делегации Совета Феде­рации в 1994 г. посетили Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Чили и Эквадор, в 2000 г. - Аргентину и Бразилию. Депутаты Государственной Думы в 1996 г. выезжали на Кубу, в Никарагуа и Венесуэлу, в 1999 г. - в Перу и Колумбию, в 2000 г. - Гватемалу, Коста-Рику, Мексику, Боливию и Парагвай. В свою оче­редь, в России побывали парламентарии Чили (1995), Венесуэлы (1995 и 1996), Перу (1996 и 1998), Парагвая (1997), Боливии (1999), Бразилии, Коста-Рики и Кубы (2000), Мексики (2001). Налаживаются контакты с Латиноамерикан­ским, Андским и Центральноамериканским парламентами, с недавно созданной общеконтинентальной организацией - Межпарламентским форумом Америк. В ряде латиноамериканских государств созданы и действуют депутатские груп­пы дружбы. Есть они и в Федеральном Собрании РФ для непосредственных кон­тактов с латиноамериканскими парламентариями.

Достигнутый уровень политического взаимодействия, однако, пока не дос­таточно подкрепляется торгово-экономическим, инвестиционным и научно-техническим сотрудничеством (см. табл.). В последние годы совокупный объем 562 товарооборота России со странами региона колеблется вокруг 3-4 млрд долл.,


Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века

Таблица

Объем внешней торговли Российской Федерации со странами Латинской Америки (в млн долл.)

 

Год Оборот Экспорт Импорт Сальдо
  1362,0 540,8 821,2 -280,4
  1321,2 635,6 685,6 —49,0
  1844,2 1054,2 780,6 +273,6
  3355,1 2295,4 1059,7 +1235,4
  4264,7 2965,6 1299,1 +1666,5
  3487,7 2003,1 1484,6 +1518,5
  3406,7 1878,9 1527,8 +351,1
  4417,7 2853,5 1564,2 +1289,3
  5631,7 4420,9 1210,8 +3210,1
  5924,3 3942,2 1982,1 +1860,1

Рассчитано на основе данных Государственного торгового комитета Российской Федерации (без учета оффшорных зон).

причем подавляющее большинство операций осуществляется по линии частно-коммерческих структур. В 2000 и 2001 гг. он превысил 5 млрд. Ведущими наши­ми партнерами остаются Бразилия, Куба, Мексика, Эквадор и Аргентина. В то же время вследствие либерализации нашей торговли все еще высокую до­лю составляют реэкспортные операции через оффшорные зоны Виргинских, Бермудских, Багамских, Каймановых и некоторых других островов, что затуше­вывает реальные показатели товарооборота, искусственно увеличивая их в от­дельные годы до полутора-двух раз.

Главные трудности и проблемы в этой области - отсутствие эффективного финансового механизма взаиморасчетов, обоюдных гарантий инвестиций, огра­ниченный объем государственного кредитования внешнеэкономической дея­тельности, узость номенклатуры экспорта, традиционно базирующегося на сы­рье и полуфабрикатах, а также экспорта, состоящего в основном из сельскохо­зяйственной продукции, продолжающаяся в ряде латиноамериканских стран практика дискриминации российских товаров под предлогом антидемпинга. Коммерческие сделки все еще реализуются, как правило, не напрямую, а через посредников или третьи страны. Не в полную силу задействован механизм меж­правительственных комиссий по сотрудничеству.

Тем не менее налицо все более активное проникновение на латиноамери­канский рынок российских крупных частных фирм машинно-технического про­филя, передовых высоких технологий. На базе местных производств налажена сборка автомобилей "Лада" в Колумбии и Эквадоре. На тех же условиях гото­вится выпуск машины "Нива" в Уругвае.

В соответствии с федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"14, Москве, Татарстану, Саратовской области, Санкт-Петербургу, Калининграду, Удмур-

14 См: Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации. М., 1999. С. 53-59. 563


Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века

тии, Волгоградской, Владимирской областям удается осуществлять взаимовы­годную кооперацию с партнерами в Латинской Америке, чему способствует в том числе и концепция "открытого регионализма".

Открываются перспективы для активизации военно-технического сотруд­ничества. В ряде латиноамериканских государств подошли сроки модернизации вооружений и военной техники, и их политическое руководство не прочь дивер­сифицировать источники поступления оружия. Номенклатура предлагаемых российской стороной товаров, - естественно, лишь оборонительного характера, чтобы не нарушать баланс сил в регионе, - вызывает интерес не только у тра­диционных партнеров (Куба, Перу, Никарагуа), но и в таких странах, как Вене­суэла, Мексика, Бразилия, Колумбия, Аргентина, Уругвай, которые еще недав­но ориентировались исключительно на военную продукцию США и Западной Европы.

Оживляются обмены в области культуры и образования. В 2000-2001 гг. в России с успехом прошли первые два фестиваля ибероамериканской культу­ры. Открыта школа Большого театра в бразильском городе Жоэнвиле. Органи­зована выставка картин "Российский авангард" в Буэнос-Айресе. В Южной Америке с гастролями побывал театр "Ленком".

Растет приток студентов из стран региона для обучения и стажировки в на­ших вузах по государственной линии. В 2001 г. впервые предложены кандидаты в аспирантуру по линии ОАГ. Идет процесс восстановления в латиноамерикан­ских государствах (Венесуэла, Мексика) ассоциаций выпускников российских (советских) вузов, призванных стать важным каналом информационно-разъяс­нительной и культурной работы.

В условиях ограниченного государственного финансирования культурных связей одним из рычагов их развития становится спонсорская поддержка со сто­роны коммерческих структур, действующих на рынках России и Латинской Америки.

Таким образом, "преодолев в начале 90-х годов непростой, порой болезнен­ный, этап трансформации, российско-латиноамериканские отношения выходят сейчас на качественно новую ступень развития, основанного на конструктивном сотрудничестве и взаимной выгоде"15. По духу и содержанию они все более ста­новятся зрелыми и доверительными, а в отдельных случаях тяготеют к долго­срочному стратегическому партнерству, приобретая не свойственные советско­му периоду формы и черты. Это, прежде всего, относится к утверждению прин­ципов многосторонней дипломатии, примата права, уважения центральной роли ООН в мировых делах, взаимодействия в борьбе с причинами, а не внешними проявлениями актуальных международных проблем, рыночным характером торгово-экономических связей.

Появляются значительные возможности для активного взаимодействия с государствами региона в решении задач формирования глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам.

Иванов И.С. Новая российская дипломатия: Десять лет внешней политики страны. М., 2001. С. 178.


Библиография


Латинская Америка в новой глобальной рас­становке сил. М., 1996.

Латинская Америка 80-х годов: Тенденции общественного развития. М., 1989.

Латинская Америка и Карибы: Политиче­ские институты и процессы. М., 2000.

Латинская Америка: Новые реалии 90-х го­дов. М., 1992.

Латинская Америка: политические партии и социальные движения. М., 1993.

Латинская Америка: структурная перестрой­ка хозяйства. М., 1994.

Латинская Америка: что принесли неолибе­ральные преобразования. М., 1997.

Латинская Америка: экономический кризис 80-х годов и его последствия. М., 1987.

Леворадикальные движения в странах Ла­тинской Америки. М., 1981.

Лидеры современной социал-демократии. М., 1991.

Лэнггут Дж. Скрытый террор. М., 1984.

Маккен Т. Американская компания: Траге­дия "Юнайтед фрут". М., 1970.

Мир в XX веке. М., 2001.

Национализм в Латинской Америке: Идео­логические и политические течения. М., 1976.

Национально-освободительное движение в Латинской Америке. М., 1961.

Политические партии и движения в Латин­ской Америке. М., 1993.

Политическая система общества в Латин­ской Америке. М., 1982.

Пролетариат и революционный процесс в Латинской Америке. М., 1985.

Страны Латинской Америки в современ­ных международных отношениях. М., 1967.

Страны Латинской Америки и Карибского бассейна: основные показатели социаль­но-экономического развития и сотрудни­чество с Российской Федерацией. М., 2001.

Строганов А.И. Латинская Америка в XX веке. М., 2002.

Строганов AM. Новейшая история стран Латинской Америки. М., 1995.

Тарасов К. Тайная война империализма США в Латинской Америке. М., 1972.

Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки. М., 1995.

Уоддис Д. Новые теории революции. М., 1975.

Шульговский А.Ф. Армия и политика в Ла­тинской Америке. М., 1979.

Экономика Латинской Америки. М., 1965.

America Latina en el siglo XX. Barcelona, 1966.


America Latina en sus ideas. Mexico, 1986. America Latina: historia de medio seglo. Mexico,

1982. Vol. 1. America Latina: realidad econуmica у social. La

Habana, 1968. L'Amerique Latine: Vingt - cinq ans de boule-

versements, 1963-1988. P., 1991. America Latina у los problemas sociales de nue-

stro tiempo. Lima, 1973. Baily N. Latin America in World Politics. New

Jersey, 1967. Beals C. Latin America: World in Revolution.

N.Y., 1963. Blaster C. The Hovering Giant: U.S. Responses to

Revolutionary Change in Latin America.

1910-1985. Pittsburg, 1985. The Breakdown of Democratic Regimes. L., 1978. Bulmer-Thomas V. The Economic History of Latin

America since Independence. Cambridge,

1994. Campesinado e indigenismo en America Latina.

Lirus, 1978. The Caribbean its Political Problems. Gainesville.

1956. Cardoso E., Helwege A. Latin America's Econo­my: Diversity, Trends and Conflicts. L., 1995. Carmangnani M., Casetta G. America Latina: la

grande transformazione, 1945-1985. Torino,

1989. Colin R. Caribbean Power. L., 1963. Connel-Smith G. El sistema interamericano.

Mexico, 1971. Debray R. Ensayos sobre America Latina.

Mexico, 1969. De Conde AA. History of American Foreign

Policy. N.Y., 1963. Devlin R. Debt and Crisis in Latin America: the

Supply Side of the Story. Princeton, 1989. Fals Borda Orlando. Las revoluciones inconclu-

sas en America Latina (1809-1968). Mexico,

1970. Gonzбles Casanova P. Los militares у la polнtica

en America Latina. Mexico, 1989. Historia de America Latina: hechos, documentos,

polйmica. Madrid, 1978. T. 1-4. La Historia General de la Iglesia en America

Latina. N.Y., 1973. Vol. Ш. Historia polнtica de los campesнnos latinoamйri-

canos. Mexico, 1984-1985. Vols 1-3. Historia у futuro de la economнa latinoamericana.

Mexico, 1967. Historia у sociedad en el mundo de habla

espaсola. Mexico, 1970. Hodges D.C. The Latin American Revolution:

Politics and Strategy from Арго-marxism to

Guevarism. N.Y., 1974. iberoamйrica hoy. Mexico, 1991.


Библиография


 


Ideas and Ideologies in Twentieth Century Latin

America. Cambrige, 1996. Identidades andinas у lуgicas del campesinado.

Ginebra, 1986. Ideology and Social Change in Latin America.

N.Y., 1977. Latin America: Economic Imperialism and the

State. L., 1985. Latin America in the 1940's: War and Postwar

Transitions. Univ. of California press, 1994. The Latin American Left: From the Fall of

Allende to perestroika. San Francisco; L.,

1993. The Latin American Military Institution. N.Y.,

1986. Latin American Peasant Movements. Ithaca,

1969. Latin American Perspectives. L., 1996. Vols 1-23. Latin America: the Struggle with Dependency and

Beyond. N.Y., 1974. Lewis PM. The Governments of Argentina, Brasil

and Mexico. N.Y., 1975. Marxism in Latin America. Philadelphia, 1978. Naciones, gentes, territorios: Ensayos de historia e

historiografia comparada de America Latina у

el Caribe. Medellнn, 2000. A New Inter-American Policy of the Eighties:

Prepared by the Committee of Santa-Fe.

Wash., 1980. Petras J.F. Politics and Social Structure in Latin

America. N.Y., 1970. Philip G. The Military in South American

Politics. L., 1985. Pierre-Charles G. El Caribe a la hora de Cuba. La

Habana, 1981. Puig J.C. Integraciуn latinoamericana у regimen

internacional. Caracas, 1987. Recent Soviet Scholarship on Latin America. S.I.,

1988. Regional Integration in Latin America and the

Caribbean: The Political Economy of Open

Regionalism. L., 2001. Rippy F. Latin America: A Modern History.

University of Michigan Press, 1968. Roig AA. Teorнa у crнtica del pernsamiento lati-

noamericano. Mexico, 1981. Rubin B. Modern Dictators: a History of Tyranny

in the Third World. L., 1987. Ruiz Garcia E. America Latina hoy: Anatomia de

una revoluciуn. Madrid, 1977. Salazar Mallen R. El pensamiento politico en

America. Mexico, 1973. Vols 1, 2. Sandoval Rodrнques I. Las crisis polнticas lati-

noamericanas у el militarismo. Mexico,

1976. Selbin E. Modem Latin American Revolutions.

Boulder etc.; Westview press, 1993.


Skidmore Т.Е. Historia contemporбnea de Ameri­ca Latina: America Latina en el siglo XX. Barcelona, 1996.

Social movements in Latin America: The Expe­rience of Peasants, Workers, Women, the Urban Poor and the Middle Sectors. N.Y.; L., 1994.

Soviet Historians on Latin America: Recent schol­arly contributions. Wisconsin, 1978.

The State in Caribbean Society. Kingston, 1986.

Sunkel O. El subdesarrollo latinoamericano у la teorнa del desarrollo. Mexico, 1973.

Terms of conflict: Ideology in Latin America Politics. Philadelphia, 1977.

Woodward R.L. Jr. Central America, a Nation Divided. N.Y.; Oxford, 1985.

Wynia G.W. The Politics of Latin America Deve­lopment. Cambridge, 1978.

Глава 1

Советско-мексиканские отношения (1917-1980): Сб. документов. М., 1981.

Anuario estadнstico de los Estados Unidos Mexi-canos: (Secretarнa de industria у comercio). 1966-1969. Mexico, 1969.

Compendio estadнstico: (Estados Unidos mexi-canos). Mexico, 1947-1948.

Lombardo Toledano Vicente. Escritos sobre el movimiento obrero. Mexico, 1975.

Statistics on the Mexican economy. Mexico, 1977.

Tena R.F. Leyes fundamentales de Mexico. 1808-1983. Mexico, 1983.

Wilkie J.W., Mourуn de Wilkie E. Mexico visto en el siglo XX: Entrevistas con Vicente Lombar­do Toledano I. Mexico, 1982.

Боровков AM., Шереметьев И.К. Мексика на новом повороте экономического и по­литического развития. М., 1999.

Буэндия Мануэль. Ультраправые в Мексике. М., 1987.

Визгунова ЮМ. Рабочий класс в освободи­тельном движении Мексики. 60-80-е го­ды. М., 1989.

Культура Мексики. М., 1980.

Лаптев Е.Г. Мексика на рубеже двух веков. М., 1990.

Мексика: капитализм и общество: Противо­речия развития. М., 1990.

Мексика: Политика, экономика, культура / Ред. А.Ф. Шульговский. М., 1968.

Мексика: тенденции экономического и соци­ально-политического развития. М., 1983.

Очерки новой и новейшей истории Мексики. М., 1960.

Шереметьев И.К. Латиноамериканский опыт разгосударствления и приватизации. М., 1993.



 


Библиография


Aguilar Mora M. La crisis de la izquierda en

Mexico: orнgenes у desarrollo. Mexico, 1978. Araira L. Historia del movimiento obrero mexi­cano. Mexico, 1965. T. 1-4. Basaсer M. La lucha por la hegemonia en Mexico.

1968-1980. 3-aed. Mexico, 1983. Basurto J. Del avilacamachismo al alemanismo

(1940-1952). Mexico, 1984. Beniter F. Los indios de Mexico. Mexico, 1967. Boils G. Los militares у la polнtica en Mexico.

1915-1974. Mexico, 1975. The Border that Joins. Mexican Migrants and U.S.

Responsibility. N.Y., 1983. El campesinado en Mexico: Dos perspectivas de

anбlisis. Mexico, 1983. Carrion J. Aguilar. La burguesнa, la oligarquнa у

el estado. 4-а ed.Mйxico, 1977. Casanova P.G. El Estado у los partidos polнticos

en Mexico. Mexico, 1983. Castillo H., Paoli FJ. El poder robado. Mexico,

1980. Ceceсa Josй Luis. Mexico en la уrbita imperial:

Las empresas transnacionales. Mexico, 1981. 50 aсos del PRI. Mexico, 1980. Concheiro E., Gutierrez A., Fragosa J.M. El

poder de la gran burguesнa. Mexico, 1979. Cуrdovo A. La polнtica de masas у el future de la

izquierda en Mexico. Mexico, 1979. Chiapas: El alzamiento. Mexico, 1994. Las derrotas obreras. 1946-1952. Mexico, 1984. Diaz-Polanco Hector. Formaciуn regional у

burquesнa agraria en Mexico. Mexico, 1982. Dias Soto у Gama A. La cuestiуn agraria en

Mexico. Mexico, 1959. Diccionario biogrбfico del gobierio mexicano.

Mexico, 1987. Fuentes Diaz V. Los partidos polнticos en Mexico.

Mexico, 1969. Estructura agraria у desarrollo agrнcola en

Mexico: Estudio sobre las relaciones entre la

tenencia у uso de la tierra у el desarrollo agri-cola de Mexico. Mexico, 1974. Ensayos sobre las clases sociales en Mexico.

Mexico, 1978. Fuйntes Diaz V. Los partidos polнticos en Mexico.

Mexico, 1969. Furtase R.K. El partido de la revoluciуn у la esta-

bilidad polнtica en Mexico. Mexico, 1978. Garcйs Contreras G. Mexico: 50 aсos de politica

internacional. Mexico, 1982. Garcia Сами G. El pensamiento de la reacciуn

mexicana: Historia documantal. 1810-1962.

Mexico, 1965. Garrido LJi. Partido de la Revoluciуn Institu-

cionalizada. Mexico, 1982.


Guteiman M. Capitalismo у reforma agraria en

Mexico. Mexico, 1977. Historia del comunismo en Mexico. Mexico;

Barcelona; Buenos Aires, 1985. Historia de la revoluciуn mexicana. Mexico,

1979-1984. T. 20-23. Historia documental de la Confederaciуn de tra-

bajadores de Mexico (CTM): Partido revolu-

cionario institucional. Mexico, 1981. Historia documental del Partido de Revoluciуn.

Mexico, 1981. Historia general de Mexico. Mexico, 1977. Hodges D., Gandy R. Mexico 1910-1982: Reform

or Re volition? L., 1983. Huerta G.A. Economнa mexicana mбs allб del

milagro. Mexico, 1987. Iglesias S. Sindicalismo у socialismo en Mexico.

Mexico, 1970. Lajous A. Los orнgenes del partido unico en Mexi­co. Mexico, 1981. Lombardo Toledano V. La izquierda en la historia

de Mexico. Mexico, 1963. Lombardo Toledano V. ї Moscъ о Pekin?: La via

mexicana hacia el socialismo. Mexico, 1975. Mexico en cifras 1970-1980. Mexico, 1981. Markiewiecz D. Ejido organization in Mexico.

1934-1976. Los Angeles, 1980. Mexico and the United States. Printice-Hall, 1981. Millon R.P. Mexican Marxist: Vicente Lombardo

Toledano. Chapel Hill, 1966. Moguel J. Los caminos de la izquierda. Mexico,

1987. Moreno D. Los partidos polнticos del Mexico con-

temporбneo. 1916-1977. Mexico, 1977. Мого J.M.de. Ladrones en el gobierno. Mexico: la

corrupciуn. Mexico, 1981. El movimiento obrero у sindical. 1974. Mexico,

1975. Neymet Marcela de. Cronologнa del Partido

Comunista Mexicano. Mexico, 1981. El obrero mexicano. Mexico, 1984—1986. T 1-5. Los partidos politicos en Mexico. Mexico, 1975. Perspectives for the development of indian people

of Mexico. Mexico, 1992. Las relaciones Mйxico-Estados Unidos. Mexico,

1981. Sepulveda В., Chumacero A. La inversion extran-

jera en Mexico. Mexico, 1973. Siller Rodriguez R. La crisis del Partido Revo-

lucionario Institucional. Mexico, 1976. Vellinga M. Industrialization, burguesнa, у clase en



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.229 с.)