Схема 77. Сущность и виды надзора в государственном управлении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 77. Сущность и виды надзора в государственном управлении.



Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому надзор рассматривается как суженный (специализированный) контроль.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти отличается от контроля:

а) органы контроля осуществляют свои полномочия как в отношении подчиненных, так и в отношении не подчиненных им объектов; органы надзора – в основном в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;

б) для контроля характерна та особенность, что он не ограничивается кругом вопросов, связанных с соблюдением обязательных предписаний – законов и других нормативных правовых актов. Органы контроля проверяют не только факты нарушения действующего законодательства подконтрольным объектом, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно использовал все предоставленные ему полномочия. Специфика административного надзора проявляется в ограничении пределов его компетенции проверкой только законности действий конкретного объекта по соблюдению специальных правил;

в) административный надзор завершается нередко привлечением виновных лиц к административной ответственности, а контроль, чаще всего, - к дисциплинарной ответственности.

Существуют два вида надзора:

 

Надзор прокуратуры Административный надзор

 

Схема 78. Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора в сфере государственного управления

 

Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организация. Кроме того, предметом надзора прокуратуры является соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

 

Другими направлениями надзора прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначенных судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания заключенных под стражу лиц.

 

В процессе осуществления общего надзора прокурор при предъявлении служебного удостоверения вправе:

 

беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам;

 

проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц предъявления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

 

Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

 

При наличии факта правонарушения прокурор возбуждает уголовное дело или дело об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

 

Прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

 

Схема 79. Правые формы реагирования прокурора на нарушения законности в сфере государственного управления

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которое издало этот акт, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которое полномочно устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение одного месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органов прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор России информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении прокурор выносит, исходя их характера нарушения закона должностным лицом.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится прокурором или его заместителем в письменной форме в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, которое объявляется должностным лицам предприятий и учреждений. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому было объявлено такое предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Предупреждение, как правовая форма реагирования прокуратуры на возможные нарушения законодательства, установлена Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Генеральный прокурор или его заместитель направляет в письменной форме предупреждение общественному или религиозному объединению в случае выявления фактов, свидетельствующих в их деятельности признаков экстремизма.

Такое же предупреждение может быть направлено учредителю или редакции средства массовой информации в случае распространения через такое средство экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности средства массовой информации признаков экстремизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.006 с.)