Тема 8: Формы деятельности исполнительной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8: Формы деятельности исполнительной власти



1) Понятия и виды форм управленческой деятельности

2) Правовые акты управления: понятие и юр. значение

3) Виды актов управления

4) Требования, предъявляемые к правовым актам управления

5) Действия актов управления

 

Нормтивный акт: Закон о нормативно-правовых актах. 10 января 2000г.

 

1)

Каждый вид гос. деятельности характеризуется определенными внешними проявлениям и регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами.

Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви власти, так и различие в принимаемых ими актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений. Деятельность судебных органов завершается вынесением приговоров, решений, определений и т.д. Деятельность же органов исполнительной власти может выражаться как в издании подзаконных актов, так и в свершении иных управленческих действий. Эти внешневыраженные действия органа исполнительной власти или его должностного лица, совершенные в рамках своей компетенции, называются формами управления. Формы управления различаются:

- по содержанию

- по цели направленности

- по способу выражения

- по характеру вызываемых последствий.

 

По содержанию делятся на:

- правотворческие

- правоприменительные

Правотворческая управленческая деятельность заключается в издании правовых норм, их изменении, отмене, т.е. в издании актов управления.

Правоприменительная деятельность заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного факта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения конкретного вопроса.

 

По целенаправленности делятся на:

- внутренние

- внешние

Внутренние формы связаны с деятельностью органа внутри самого себя. (где будет чей кабинет и т.д.)

Внешние формы связаны с выполнением органом исполнительной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих отношений. (привлечение гражданина к ответственности и т.д.).

 

По способу выражения делятся на:

- словесные (письменные либо устные)

- конклюдентные (управленческие команды выраженные не словами) (сигнал светофора, указать на дверь и т.д.).

 

По характеру вызываемых последствий делятся на:

- правовые

- неправовые

Правовые формы – влекут юридические последствия.

Неправовые формы – таких последствий не влекут. (организационные действия – проведение совещаний, собраний, подбор кадров и т.д.; материально-технические действия – размножение материалов, ведение делопроизводства, составление справок и т.д.)

 

 

Правовые акты управления (ПАУ): понятие и юр. значение

 

Основной формой реализации задач и функций исполнительной власти являются правовые акты управления. Можно выделить следующие качества, характеризующие юридическую природу правовых актов управления:

1) ПАУ представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путём его издания государственный орган или должностное лицо решает конкретный вопрос, возникший в процессе его деятельности.

2) ПАУ может издаваться только полномочным субъектом и в пределах его компетенций.

3) ПАУ – это одностороннее волеизъявление субъекта.

4) ПАУ содержит в себе юридически-властное предписание, обязательное для адресата.

5) ПАУ носит подзаконный характер. Т.е. он должен соответствовать конституции, законам, актам президента и актам вышестоящих органов исполнительной власти.

6) ПАУ должен быть издан с соблюдением определённых официально установленных правил и процедур.

 

 

Отличие актов управления от судебных актов заключается в том, что судебные акты издаются, как правило, в связи с нарушением правовой нормы. Акты же управления издаются не только в связи с нарушением правовой нормы, но с их помощью решается широкий круг повседневных вопросов. Судебные акты издаются на основе закона и правосознания судей. В соответствии с Конституцией судьи независимы и подчиняются только закону. Следовательно, ни один судебный акт не может быть принят вне прямых предписаний закона, на основе чьего-либо указания. Акты управления часто издаются по прямому поручению вышестоящих органов. Причем это поручение может содержать указание на то, каким должно быть решение вопроса. Судебные акты всегда являются актами применения норм права в связи с каким-либо фактом, спором, событием и т.д. Суды не устанавливают правовых норм, акты же управления могут быть как актами применения норм права, так и содержать в себе новые правовые нормы.

 

 

Виды актов управления

Основные критерием по которому классифицируют акты управления являются их юридические свойства. В соответствии с этим критерием акты управления делят на: нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативные акты устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, т.е. они содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата и рассчитанные на многократное применение (правила проезда в Метрополитене). Ненормативными являются факты, решающие конкретные разовые вопросы (постановление совета министров о проведения субботника). Основной разновидности ненормативных актов является индивидуальный акт. Их сущность состоит в конкретности предписаний, в адресации их персонально-определенным субъектам, в регулировании конкретных отношений и в однократности реализации.

Большое значение имеет классификация актов по органам их издающим и по наименованию. Это связано с тем, что каждый вид органов исполнительной власти вправе издавать акты только определенного наименования. Так, президент издает декреты, указы и распоряжения. Совет министров принимает постановления, премьер-министр издает распоряжения, руководители министерств и других республиканских органов управления издают приказы и постановления. Принимаемые ими другие акты – инструкции, положения, уставы, правила – утверждаются приказами или постановлениями. Местные органы исполнительной власти принимают решения, а их руководители - распоряжения. Руководители местных и исполнительных администраций издают указы и распоряжения.

 

 

Требования, предъявляемые к правовым актам управления

 

Важнейшим свойством правового акта является его соответствие определенным требованиям. Требования применяются как к форме акта, так и к его юридическому содержанию и порядку принятия. Можно выделить 3 группы требований, предъявляемых к актам управления:

1) Общие требования, которым должны соответствовать все акты независимо от того, кем они изданы, по какому вопросу, каковы их юридические свойства. Эти требования:

- Акт управления должен быть издан полномочным органом и в пределах его компетенции.

- Он должен быть издан в интересах граждан и государства.

- Должен соответствовать закону.

- Должен быть издан в форме и порядке, определённом законом.

2) Дополнительные (специальные) требования, которые предъявляются лишь к некоторым актам в зависимости от их содержания и назначения. Точного перечня таких требований не существует. Некоторые акты могут быть изданы только в определённый срок (постановления о привлечении к административной ответственности – срок 2 месяца с совершения противоправного деяния), некоторые издаются лишь при наличии специального разрешения вышестоящего органа. Многие акты издаются лишь при условии предварительного согласования с другими государственными органами, некоторые требуют последующего утверждения.

3) Организационно технические требования. Суть:

- В актах управления должны быть четко определены конкретные задачи, их исполнители, названы сроки и методы решения задач.

- Акты должны создаваться своевременно.

- Акт должен быть написан четким и ясным языком.

- Должна быть соблюдена процедура подготовки и принятия акта.

 

 

Действия актов управления

 

ПАУ только тогда выполняют свою роль, когда они действуют, т.е. вызывают те юридические последствия, ради достижения которых были изданы. Действующим является акт, который вступил в силу. При этом, время вступления в силу для актов различно. Так, декреты президента вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не указан иной срок. Указы президента, постановления совета министров и иные нормативные акты органов исполнительной власти вступают в силу со дня включения их в национальный реестр правовых актов РБ. Исключения составляют акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан. Они вступают в силу только после их официального опубликования, которое осуществляется после включения их в национальный реестр правовых актов РБ. Ненормативные акты органов исполнительной власти вступают в силу со дня их принятия, если в них не указан иной срок.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.01 с.)