Роли и обязанности участников оуп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роли и обязанности участников оуп



Типовой перечень услуг, предоставляемых полномасштабным ОУП, приведен в таблице 2 [76]. Каждая из перечисленных услуг требует соответствующего обеспечения персоналом.

Таблица 2

Роли и обязанности участников ОУП

Должность Роль Обязанности
в ОУП    
Руководи- - руководство разработ- - разработка и реали-
тель ОУП кой технико- зация устава ОУП;
  экономического обосно- - обеспечение наце-
  вания организации ОУП; ленности работы
  - осуществление страте- ОУП на улучшение
  гического руководства основных показате-

Должность Роль Обязанности
вОУП    
  работой ОУП; лей организации;
  - обеспечение поддерж- - обеспечение заин-
  ки ОУП со стороны тересованности и
  руководства организа- участия в деятельно-
  ции. сти ОУП высшего
    руководства органи-
    зации, руководителей
    проектов и распоря-
    дителей ресурсов;
    - подбор персонала
    ОУП;
    - утверждение еже-
    месячных отчетов о
    выполнении плана
    работы ОУП;
    - недопущение теку-
    чести кадров;
    - утверждение кон-
    трактов на обеспече-
    ние управления про-
    ектами
    необходимыми мето-
    диками, консульта-
    циями и обучением
    исполнителей;
    - разработка проекта
    годового бюджета
    ОУП.
Руководи- - разработка портфелей - анализ портфеля
тель порт- проектов, ресурсов, проектов и выдача
феля проек- активов и стратегических рекомендаций лицам,
тов целей организации; ответственным за

Должность Роль Обязанности
вОУП    
  - поддержание портфе- принятие связанных с
  лей в рабочем состоянии; ним решений;
  - отчетность перед - формирование
  руководителем ОУП о сбалансированного
  состоянии портфелей; портфеля проектов;
  - проведение финансово- - оценка и помощь во
  го и причинно- внедрении процессов,
  следственного анализа направленных на
  портфелей. увеличение потока
    проектов и сокраще-
    ние сроков их реали-
    зации;
    - формирование
    ежемесячных отчетов
    о состоянии и прогно-
    зах изменения порт-
    феля проектов для
    всех заинтересован-
    ных сторон;
    - руководство разра-
    боткой и внедрением
    модели определения
    приоритетов проек-
    тов;
    - заместитель руко-
    водителя ОУП;
    - организация сове-
    щаний Совета по
    управлению проекта-
    ми.
Главный - поддержка усилий по - выполнение функ-
специалист управлению проблемны- ций ментора и трене-

Должность Роль Обязанности
вОУП    
по управле- ми (кризисными) проек- ра по решению клю-
нию проек- тами; чевых проблем
тами - помощь командам управления портфе-
  исполнителей в наборе лем проектов для всех
  требуемых темпов работ исполнителей проек-
  по выполнению проек- тов;
  тов; - взаимодействие со
  - обучение руководите- спонсорами и руко-
  лей проектов справлять- водителями проектов
  ся с основными затруд- при выявлении угроз
  нениями при их для выполнения
  выполнении; проектов.
  - оценка проектов;  
  - доклады руководителю  
  ОУП и портфеля проек-  
  тов.  
Главный - обеспечение техниче- - обеспечение со-
специалист ского руководства по вместимости всех
по средствам применению всех данных, используе-
управления средств управления мых программными
проектами проектами, имеющимися средствами управле-
  в распоряжении ОУП, ния проектами;
  включая программные - обучение всех
  средства календарно- руководителей и
  сетевого планирования членов команд ис-
  проектов, и обучение полнителей проектов,
  пользованию ими. распорядителей
    ресурсов правилам
    работы с имеющими-
    ся средствами управ-
    ления проектами;
    - помощь в перерас-

Должность вОУП Роль Обязанности
    пределении нагрузок и переработок ресур­сов в графиках проек­тов, находящихся под угрозой срыва.
Специалист справочного бюро ОУП - обслуживание потре­бителей услуг ОУП; - информационная под­держка руководителей и исполнителей проектов по их запросам. - оказание помощи руководителям и исполнителям проек­тов, ответы на их запросы и отслежива­ние результатов использования пре­доставленной инфор­мации.
Руководи­тель порт­феля ресур­сов - поддержка и админи­стрирование портфеля ресурсов организации, включая стратегические ресурсы; - совместная работа с руководителем портфеля проектов над формиро­ванием сбалансирован­ных портфелей; - поиск путей оптималь­ного распределения ресурсов между функ­циональными подразде­лениями. - обеспечение полно­го и правильного использования стра­тегических ресурсов предприятия; - отслеживание соответствия сущест­вующих трендов в использовании ресур­сов целям организа­ции; - помощь руководи­телям проектов в предоставлении им требуемых ресурсов точно в назначенное время.
Методист - работа с командами - оценка правильно-

Должность Роль Обязанности
вОУП    
  исполнителей по приме- сти применения
  нению методологии исполнителями всех
  управления проектами. ключевых проектов
    существующей мето-
    дологии управления
    проектами и сопря-
    женными с ними
    рисками;
    - выявление сущест-
    вующих препятствий
    и сопротивления
    исполнителей приме-
    нению соответст-
    вующей методологии
    и выработка мер по
    их преодолению.
Наставник - обучение и повышение - обучение базовым
(тренер) квалификации членов концепциям управле-
  команд исполнителей ния проектами и их
  проектов, работников практическим прило-
  функциональных служб жениям.
  и подразделений органи-  
  зации в области методо-  
  логии управления проек-  
  тами.  
Админист- - составление ежемесяч- - ведение текущей
ратор базы ных отчетов о ходе отчетности;
данных выполнения проектов и - обработка и обеспе-
  прогнозах их заверше- чение полноты базы
  ния; данных ОУП;
  - информационная под- - анализ отчетов о
  держка всех основных состоянии проектов и

Должность Роль Обязанности
вОУП    
  специалистов ОУП; графиков их выпол-
  - предоставление исход- нения с целью попол-
  ных данных руководите- нения базы данных.
  лям портфелей проектов  
  и ресурсов;  
  - ведение библиотеки  
  документации.  

Результаты внедрения ОУП

Правильный выбор проектов, отвечающих целям организации и всех заинтересованных в ее деятельности сторон, ускорение процессов их выполнения способны существенно повысить эффек­тивность работы любой организации. Для поддержки процесса достижения этих целей требуется создание в организации офиса управления проектами (ОУП), решающего следующие основные задачи:

• формирование портфеля проектов, утвержденного руково­
дством, с установленными приоритетами входящих в него
проектов;

• создание в рамках организации необходимой базы знаний и
навыков для повышения производительности при выпол­
нении проектов;

• отслеживание и анализ портфеля проектов, повышение его
эффективности и ведение отчетности;

• замена неэффективных методов и процессов управления
проектами современными и проверенными на практике ме­
тодами, средствами и процессами;

• повышение отдачи от обучения и повышения квалифика­
ции сотрудников в области управления проектами;


• внедрение справочной службы в области управления про­ектами.

Участники организации и выгоды, которые они могут полу­чать в результате внедрения ОУП, приведены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты внедрения ОУП для различных заинтересованных

сторон

Заинтересованные стороны Результаты внедрения ОУП
Руководители всех уровней, включая генерального дирек­тора, ИТ-директора, финансового дирек­тора и т.д. Получение в реальном времени обоб­щенных данных о распределении ресур­сов и капиталов между проектами, что позволяет им принимать более обосно­ванные решения и рассматривать при планировании различные сценарии причинно-следственных связей. Руково­дители получают более точную инфор­мацию об ограничениях по срокам выполнения и изменениях содержания проектов. Они получают возможность устанавливать приоритеты для всех проектов организации
Проектные офисы (офисы первого и второго уровней) Получают доступ к процессам, обзору портфеля их набора проектов и деталь­ному анализу распределения ресурсов между ними
Руководители проек­тов Повышение квалификации в области управления проектами, применение типовых жизненных циклов проектов, методов планирования и составления графиков проектов, получение помощи в решении проблем ресурсного обеспе-

Заинтересованные стороны Результаты внедрения ОУП
  чения, в отслеживании разрешения проблем и сотрудничество с ОУП. Все это будет способствовать сокращению числа случаев превышения установлен­ных сроков выполнения проектов и проектных затрат. Большинству руково­дителей проектов потребуется обучение для обеспечения более полного исполь­зования ими возможностей программ­ных средств, предоставляемых ОУП. Значительно усилится помощь со сторо­ны спонсоров проектов, улучшится взаимодействие с функциональными службами и подразделениями
Участники команд проектов Получат помощь и поддержку в улуч­шении результатов их работ по проек­там. Они смогут лучше понимать взаи­мосвязи между выполняемыми ими работами и целями предприятия. Им не придется самостоятельно принимать решения о приоритетности тех или иных работ. Будут устранены барьеры между функциональными подразделениями, в которых работают исполнители, что поможет повысить интенсивности пото­ка проектов и их качество
Распорядители ре­сурсов (руководите­ли функциональных подразделений) Для них станут яснее приоритеты от­дельных проектов, сократится число конфликтов с руководителями проектов

В результате внедрения ОУП достигаются следующие цели:


1. Создание условий для формирования сбалансированного
портфеля проектов, который, будет отвечать стратегиче­
ским целям организации, утвержденным руководством.

2. Внедрение процессов и процедур, необходимых для управ­
ления проектами, входящими в портфель предприятия, и
установления для них приоритетов, для сбора необходимой
информации, отслеживания, анализа и совершенствования
выполнения проектов, ведения необходимой отчетности.

3. Повышение темпов и качества выполнения проектов.

4. Обеспечение способности предприятия выполнять большее
число проектов без привлечения дополнительных ресурсов.

5. Обеспечение руководства всей необходимой информацией
для принятия решений в отношении выбора состава вы­
полняемых проектов и управления ими.

1.4. ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЯМИ ПРОЕКТОВ

Предметом исследования в настоящей работе являются моде­ли и методы управления портфелями проектов, следовательно, основной задачей является разработка моделей и механизмов (процедур) принятия решений по управлению портфелем проектов при заданных ограничениях (по ресурсам, срокам выполнения, рискам). Эффективные процедуры принятия решений (соответст­вующие содержательным аспектам деятельности по управлению портфелями проектов), в свою очередь, служат основой создания автоматизированных систем управления портфелями проектов (берущих на себя рутинные аспекты деятельности) - см. третью главу настоящей работы.

Заметим, что термин "портфель" в теории управления законо­мерно вызывает ассоциации с портфелем ценных бумаг или/и с инвестиционным портфелем. При управлении портфелями проек­тов целесообразно использовать весь арсенал моделей и методов,


полученных для управления инвестиционными портфелями и портфелями ценных бумаг [18, 76, 138, 145] - см. также краткий обзор во второй главе. Однако портфели проектов обладают своей спецификой.

Итак, можно выделить следующие общие задачи в области управления портфелями проектов:

1. Определение эффективности проектов (структуры порт­
феля проектов: определение типов и характеристик проектов,
которые должны быть включены в портфель для достижения
поставленных целей организации). При оценке эффективности
портфеля проектов необходимо определить систему критериев
оценки и сформулировать функцию целей организации в про­
странстве заданных критериев. Но такая общая постановка задачи
не учитывает мнений нескольких экспертов относительно важно­
сти того или иного критерия, поэтому в рамках модели необходи­
мо получить максимально согласованную с мнениями всех экспер­
тов целевую функцию. При этом возникает существенная
проблема, заключающаяся в том, что как только в системе появля-
ютсянесколько участников, каждый со своими интерсами, то сразу
же возникает проблема манипулирования информацией, так как
каждый эксперт будет стремиться максимально приблизить ре­
зультирующий критерий оценки эффективности к своему субъек­
тивному мнению. Поэтому необходимо построить такую систему
оценки эффективности портфеля проектов, которая, во-первых,
учитывала бы все существенные критерии, во-вторых, учитывала
бы мнение нескольких экспертов и была бы максимально согласо­
ванной и, в-третьих, в этой системе необходимо исключить воз­
можность сообщения недостоверной информации.

2. Формирование портфеля проектов (выбор проектов, ко­
торые будут включены в портфель). Формирование портфеля
проектов является одной из ключевых задач, стоящих перед любой
компанией. В портфель проектов должны попасть только те проек­
ты, которые приносят наибольшую пользу, удовлетворяют ресурс­
ным ограничениям и, что особенно важно, соответствуют страте-


гическим целям организации. При этом, важно, что при формиро­вании портфеля, необходимо отбирать проекты не по одному критерию эффективности, а по достаточно большому набору пара­метров (как то: финансовая эффективность, общественная значи­мость и т.д.). Более того, задача усложняется еще и тем, что оценки проектам-претендетнам на включение в портфель даются экспер­тами, которые зачастую по тем или иным причинам не могут дать четкой оценки параметра, а оперируют в лучшем случае интер­вальными или нечеткими оценками. В свете вышеперечисленного можно сделать вывод, что для формирования эффективного порт­феля проектов необходимо определить многокритериальную нечеткую модель формирования портфеля проектов, которая будет учитывать степень соответствия портфеля стратегическим целям.

3. Планирование процесса реализации проектов портфеля.
При планировании процесса реализации проектов необходимо
также учитывать специфику портфеля, которая заключается в том,
что проекты портфеля, вообще говоря, не связаны технологически.
В данном случае это только облегчает процесс планирования, так
как выбором моментов начала проектов портфеля и их продолжи­
тельности можно подбирать оптимальные варианты портфелей по
рентабельности, собственным и заемным средствам, привлекае­
мым при реализации портфеля, налогообложению, продолжитель­
ности портфеля в целом и др. параметрам.

4. Распределение ресурсов между проектами портфеля. В
любой организации, в которой проектная деятельность сочетается
с процессной, неизбежно возникает конфликт между владельцами
ресурсов (руководителями функциональных подразделений) и
руководителями проектов. Поэтому, при распределении ресурсов,
необходимо использовать такой механизм, с помощью которого
возможно распределение ресурсов, согласованное с интересами
функциональных руководителей и руководителей проектов.

5. Оперативное управление портфелем проектов. Основной
целью управления проектами/портфелями проектов является их
завершение в срок, в рамках бюджета и с надлежащим качеством.


Это достижимо только лишь при постоянном мониторинге и про­гнозировании параметров проекта в ходе его реализации и приня­тии на основании этих прогнозов обоснованных управленческих решений - оперативного управления. При оперативном управле­нии портфелем проектов необходимо постоянно сопоставлять плановые и прогнозные показатели портфеля, полученные с уче­том его фактического выполнения и скорректированные с учетом динамики изменения того или иного параметра.

Для решения этих задач, прежде всего, можно использовать известные результаты, в том числе - известные в теории управле­ния механизмы организационного управления. Рассмотрим базо­вые механизмы управления проектами, которые могут быть ис­пользованы при управлении портфелями проектов. Задачи управления портфелями проектов (см. выше) приводятся в столб­цах таблицы 4, в ее строках указаны базовые механизмы управле­ния проектами (с указанием основных работ, содержащих их описание). На пересечении строк и столбцов отмечена целесооб­разность использования механизмов управления при решении тех или иных задач управления портфелями проектов («+» - рекомен­дуется использовать, «•» - возможно использовать, «-» - практи­чески не используются).


Таблица 4.


Известные механизмы управления и задачи управления
______________ портфелями проектов

И О

Задачи УПП


Механизмы УП

Механизмы комплексного

оценивания

[5,6,42,41]

Механизмы экспертизы [3,11,27,78,118]

Механизмы агрегирования
[14,24, 39, 78]_________

Тендеры и конкурсы [22,27,41]


О

"3

&

О


I

£8

©


§1

о

,5*

Рч


II


Механизмы прогнозирования [78]

Механизмы управления составом [65,75,115]

Механизмы управления структурой [51,112,114]

Механизмы материально-
технического обеспечения
[15,13,33]____________

Механизмы планирования
(оптимизации производственного и
коммерческого циклов,
минимизации упущенной выгоды и
др.) [13, 33]__________________


Задачи УПП


I


Я g «п


 


Механизмы УП


I


Механизмы распределения ресурсов и затрат [9, 13,25,27,41]

Механизмы управления риском [13,42,44,46,116]

Механизмы смешанного финансирования [32,42]

Механизмы самоокупаемости
[33,32,42]_______________

Механизмы страхования
[31,42,41]___________

Противозатратные механизмы [27,41,147]

Механизмы стимулирования [85,111,115,116,121,142]

Механизмы освоенного объема
[78, 142]__________________

Механизмы оперативного управления [22,42, 80]

Результаты анализа специфики управления портфелями про­ектов и возможности использования известных механизмов управ­ления позволяют сделать вывод, что актуальным является решение следующих теоретических задач управления портфелями проектов: оценка эффективности проектов с точки зрения достиже­ния стратегических целей организации;


формирование эффективного портфеля проектов; планирование процесса реализации портфеля проектов, в том числе, с учетом возможностей оптимизации финансо­вых потоков;

распределение ресурсов организации между проектами портфеля;

оперативное управление портфелем проектов с учетом из­меняющихся внешних условий и целей организации.

Итак, в первой главе рассмотрены общие проблемы управле­ния портфелями проектов. В том числе качественно описаны современные проблемы управления проектами; исследована клю­чевая для портфелей проектов взаимосвязь управления проектами со стратегическим планированием; выявлена роль офиса управле­ния проектами в управлении портфелями проектов в организации; обоснована возможность и целесообразность использования из­вестных в теории управления организационными системами меха­низмов управления для управления портфелями проектов, уста­новлено соответствие между этими механизмами и задачами управления портфелями проектов, что позволило сформулировать актуальные задачи исследования - перечислить требующие разра­ботки модели и методы: оценки эффективности проектов с точки зрения достижения стратегических целей организации; формиро­вания эффективного портфеля проектов; планирования процесса реализации портфеля проектов; распределения ресурсов организа­ции между проектами портфеля; оперативного управления порт­фелем проектов с учетом изменяющихся внешних условий и целей организации.

Перечисленные задачи решаются во второй главе настоящей работы.


ГЛАВА 2. Модели и методы управления портфелями проектов

В настоящей главе формулируются и решаются теоретические задачи управления портфелями проектов, сформулированные в первой главе. В том числе, раздел 2.1 включает модели и методы (механизмы) оценки эффективности проектов, раздел 2.2 - модели и методы формирования портфеля проектов; раздел 2.3 - модели и методы планирования процесса реализации портфеля проектов; раздел 2.4 - модели и методы распределения ресурсов между проектами портфеля; раздел 2.5 - модели и методы оперативного управления портфелем проектов.

2.1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.062 с.)