Принципы банковской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы банковской деятельности



Сущностные черты банка, его функции и роль в экономике неизбежно опре­деляют принципы банковской деятельности.

К банковской деятельности с законодательной точки зрения прежде всего относится перечень операций, определяющий юридический статус этих операций (кредитные, депозитные, расчетные операиии), а также другие действия (операиии), представля­ющие собой естественное сопровождение специфической деятельности кредитных учреждений.

В отдельных случаях к банковской деятельности в широком смысле относят не только деятельность, непосредственно вытекающую из функций банка, но и дея­тельность, обусловленную ими, в том числе направленную на создание кредитного учреждения или группы банков для решения совместных задач, образование банков­ского холдинга, реорганизацию банков (слияние, присоединение, выделение, разделе­ние, преобразование), ликвидацию банка (прекращение его операций).

Поскольку банк является общественным институтом, принципом его дея­тельности прежде всего следует считать ориентацию на удовлетворение потреб­ностей клиентов. «Все для клиента» — вот правило, которым руководствуются банки, желающие выстоять в конкурентной борьбе, обеспечить свое устойчивое развитие. Добиваясь прибыли для клиента, банки получают возможность зарабо­тать собственную прибыль, направляемую ими как на увеличение своих капита­лов, так и на материальное поощрение своих сотрудников.

Банк, как уже отмечалось, является экономическим субъектом. Это означает, что он не может выступать в роли благотворительной организации, свои опера­ции банк выполняет на платной основе, получая комиссионное вознаграждение, плату за кредит и другие операции. Принцип платности отражает коммерческую основу банковской деятельности. Как экономический субъект банк за счет плат­ности операций не только покрывает свои затраты по ведению банковского дела, но и получает прибыль.

Немаловажным принципом банковской деятельности следует также счи­тать принцип взаимной заинтересованности сторон. На практике данный прин­цип проявляется в установлении между банком и его клиентами партнерских отношений. Деятельность банка при этом носит предпринимательский характер, своими капиталами баик содействует реализации хозяйственных проектов.

Еще один принцип — принцип планомерности банковской деятельности. Осуществляя текущую деятельность, банки неизбежно планируют как поступле­ние ресурсов, так и их перераспределение. К примеру, разрыв во времени между производством платежа за счет кредита и его погашением предполагает оценку возможностей не только заемщика, но и банка-кредитора в текущем и в будущем периоде, требует планирования денежного потока, обеспечивающего как платеже­способность клиента, так и ликвидность кредитного учреждения.

Важнейшим является принцип рациональной деятельности: сохранение фундаментальных условий устойчивого развития кредитных организаций — их ликвидности, прибыльности, конкурентоспособности, качества обслуживания и безопасности. Практика показывает, что успех деятельности банка возможен тогда, когда ему удается за счет профессионализма, учета внешних и внутренних факторов рационально вести свое хозяйство, управлять капиталом, активами, пассивами, различными видами рисков.

Не менее важный принцип банковской деятельности — принцип закоио- послушаиня. Банк как общественный и экономический институт более всего заин­тересован в соблюдении законов и правил профессиональной деятельности, что обеспечивает стабильность банковского бизнеса. Опыт показывает, что банки, при­крывающие неблагоприятную деятельность клиентов, зачастую сами оказываются замешанными в незаконном (полузаконном, «сером») бизнесе и в итоге несут убыт­ки и сходят со сцены. Неудивительно, что банковская деятельность является объектом строгого регулирования.

Принципы банковской деятельности — это предмет пристального внимания не только современных банкиров. Еще в декабре 1863 года Хаг Мак Каллох, будучи фактически министром финансов США, обратился ко всем национальным банкам с письмом, где сформулировал принципы (правила), которым необходимо следовать в организации банковской деятельности.

В частности, он рекомендовал соблюдать следующие правила: «Осуществляйте банковскую деятельность честно, открыто, законно. Руководствуйтесь не искушением перспективы получить большой доход, но тем, что может быть создано по Закону о национальной валюте. „Блестящие финансы" не являются признаком законной банков­ской деятельности, а „блестящие финансисты" в банковском деле в основном оказыва­ются мошенниками и плутами. Платите своим служащим такую зарплату, которая поз­волит им жить безбедно и без воровства, и требуйте от них выполнения всех обязан­ностей. Если кто-то из ваших служащих живет не по средствам, увольте его; даже если он может гладко объяснить свои сверхзатраты, все же увольте его. Расточительность, если сама по себе не является преступлением, неизбежно ведет к нему. Человек, тратя­щий больше заработанного, не может быть надежным банковским служащим.

Относитесь к своим клиентам любезно, помня, что банк процветает тогда, когда процветают его клиенты, но никогда не позволяйте им определять вашу политику».

20.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Элементами организационного блока банковской системы, как видно из рис. 20.2 (см. 20.3 «Элементы и признаки банковской системы»), являются банки, некоторые небанковские кредитные организации, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятель­ность денежно-кредитных институтов.

На практике существует многообразие банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом.

По форме собственности выделяют государственные, акционерные, коопе­ративные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам.

Капитал Банка России принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у цен­тральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50%, остальная часть принадлежит банкам; в Швейцарии государству принадлежит 47% капитала централь­ного банка (оставшиеся 53% принадлежат кантонам); в Австрии — 50% капитала Австрийского национального банка владеет государство, другими 50% — частные лица.

Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акцио­нерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства ком­мерческие банки, как правило, государственные.

По законодательству большинства стран иа национальных банковских рын­ках допускается функционирование иностранных банков.

В ряде стран (например, во Франции) деятельность иностранных банков не ограничи­вается. В Канаде и других странах для иностранных банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они могут разворачивать свои операции. В России размер совокупного капитала иностранных банков не ограничивается.

По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов с ограниченной ответственностью.

По экспертным оценкам, к концу 1995 года в России в режиме закрытых форм рабо­тали примерно 60% коммерческих банков. Разрешена деятельность иностранных бан­ков, а также банков с российским и иностранным совместным капиталом. На 1 января 2004 года в России работали 128 кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, получившие право на осуществление банковских операций.

По функциональному иазиачеиию банки можно подразделить на эмиссион­ные, депозитные и коммерческие.

Эмиссионными являются все центральные банки, их классической опера­цией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслужива­нием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на акку­муляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки совершают все опе­рации, дозволенные банковским законодательством. Коммерческие банки состав­ляют ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.

По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор бан­ковских услуг, обслуживать, независимо от направленности своей деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипо­течные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций.

В России чаше всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Считается, что универсальность деятельности способствует диверсификации и умень­шению риска, удобнее клиенту, поскольку он может удовлетворять свои потребности в более многообразных видах банковского продукта. Универсальным банкам уделяют значительное внимание и в большинстве европейских стран.

Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно со специализацией банковского хозяйства. Такова закономерность эволюции мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позво­ляет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США.

Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. И в том и в другом случае банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется предпочтительной.

Возможна классификация и по обслуживаемым банками отраслям. Банки могут быть многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отрас­лей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промыш­ленность, сельское хозяйство).

В России преобладают многоотраслевые банки, что более предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране достаточно представительна про­слойка банков, созданных группами предприятий отраслей. Они обслуживают пре­имущественно потребности своих учредителей; у таких банков существенно возраста­ют риски невозврата кредитов.

По числу филиалов банки можно разделить на безфилиальные и многофи­лиальные.

Наибольшее число филиалов в нашей стране имеет Сберегательный банк Российской Федерации. В целом по России на 1 января 2004 года насчитывалось 3219 филиа­лов, или в среднем 2,4 филиала на каждый коммерческий банк. Наиболее высо­кая степень обеспеченности банковскими услугами наблюдается в Северо-Запад­ном и Приволжском федеральных округах (без учета кредитных организаций Москвы и Московской области). Наименее обеспечен банковскими услугами Сибирский федеральный округ.

По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.

По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.

В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним отно­сятся ссудо-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др.

По размерам капиталов коммерческие банки можно сгруппировать так, как показано в табл. 20.3.

 

Таблица 20.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.014 с.)