Люди, которые займут самые высокие и самые низкие места в раю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Люди, которые займут самые высокие и самые низкие места в раю.



В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ал-Мугиры ибн Шу‘бы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Муса спросил своего Господа: «Кто займёт самое низкое место в раю?» Он ответил: «Это будет мужчина, который придёт туда после того, как обитатели рая уже войдут в него. Ему будет сказано: “Войди в рай”. Он спросит: “Господи, как? Ведь люди уже заняли в нём свои места и взяли то, что им причиталось”. Ему скажут: “Ты будешь доволен, если получишь царство одного из земных царей?” Он скажет: “Я буду доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь его, и ещё столько же, и ещё столько же, и ещё столько же, и ещё столько же”. В пятый раз он скажет: “Я доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь его и в десять раз больше в придачу, а также всё, что пожелает твоя душа и чем насладится твой взор”. Он скажет: “Я доволен, Господи”». Муса спросил: «Господи, а кто займёт самое высокое место?» Он сказал: «Это будут те, кому Я соизволю. Их блага Я взрастил Своей рукой и запечатал. Их не видели глаза, не слышали уши, и о них даже не помышляла человеческая душа». Потом пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это подтверждается в писании Могучего и Великого Аллаха: “Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них” (сура 32 «Земной поклон», аят 17)».

Наивысшее место в раю.

Наивысшее место в раю называется васила, и займёт его один-единственный человек. Если на то будет воля Аллаха, это будет Божий пророк и избранник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Ибн Касир в книге «ал-Бидайа ва-н-нихайа» пишет: «Наивысшее место в раю — это васила. Это место посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». В подтверждение этого он приводит хадис Джабира ибн ‘Абдаллаха, вошедший в «Сахих» ал-Бухари. В нём сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если тот, кто услышит азан, скажет: “О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этого совершающегося намаза, даруй Мухаммаду наивысшую ступень в раю, превознеси его над остальными творениями и приведи его к тому достохвальному месту, которое Ты обещал ему /Аллахумма рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-каимати ати Мухаммадани-ль-василята ва-ль-фадылята ва-б‘асху макаман махмудани-ль-лязи ва‘адтах”, — то он будет удостоен заступничества в день воскресения».

Потом он привёл хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса, упомянутый в «Сахихе» Муслима (189). В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если услышите голос муэдзина, то повторяйте его слова, а потом помолитесь за моё благословение, ибо того, кто помолился за меня один раз, Аллах благословит за это десять раз. А потом попросите у Аллаха для меня наивысшую ступень. Это место в раю, которое полагается лишь одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что это буду я. Тот же, кто попросит для меня у Аллаха наивысшую ступень, будет удостоен заступничества». Сподвижники спросили пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Что такое васила?» Он сказал: «Это наивысшая ступень в раю, на которую взойдёт лишь один человек, и я надеюсь, что это буду я». Этот хадис передал Ахмад со слов Абу Хурайры. В том же сборнике приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Васила — это наивысшая ступень перед Аллахом. Просите же Аллаха, чтобы Он даровал её мне!»

О тех, кто займёт высокие ступени.

Одними из тех, кто займёт высокие ступени в раю, будут павшие мученики. Лучшими из них являются те, которые занимают места в первых боевых рядах и не поворачивают вспять, пока не встречают смерть. В «Муснаде» Ахмада и «Му‘джаме» ат-Табарани приводится рассказ Ну‘айма ибн Хаммара о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшие из мучеников — те, которые сражаются в первом ряду и не поворачивают своих лиц, пока не погибают. Они будут валяться в высоких горницах в раю, и твой Господь улыбнётся им. Если же твой Господь улыбнётся рабу где-нибудь, то ему не будет предъявлен счёт». Иснад хадиса достоверен.

Тот, кто заботится о вдовах и бедняках, займёт одинаковое положение с теми, кто сражался на пути Аллаха. В «Сахихе» Муслима (2982) приводится хадис Абу Хурайры: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Тот, кто заботится о вдовах и бедняках, подобен тому, кто сражается на пути Аллаха”. Кажется, он также сказал: “И тому, кто выстаивает молитвы, не прерываясь, и тому, кто постится, не разговляясь”».

Места вблизи посланника, мир ему и благословение Аллаха, займут те, кто опекал сирот. В «Сахихе» Муслима (2983) приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я и тот, кто опекает сироту за свой или чужой счёт, будем в раю как эти два». Рассказывая этот хадис, Малик [ибн Анас] сделал знак указательным и средним пальцами.

Аллах поднимает родителей на высокие ступени благодаря молитвам их детей. В «Муснаде» Ахмада приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах поднимет праведного раба на более высокую ступень в раю, и тот скажет: “Господи, откуда у меня это?” Он ответит ему: “Благодаря тому, что твой сын просил прощения для тебя”». Ибн Касир назвал его иснад достоверным, хотя он не встречается ни в одном из шести авторитетных сборников. Тем не менее, он подтверждается рассказом Абу Хурайры, приведённом в «Сахихе» Муслима. В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда человек умирает, его деяния прекращаются, за исключением трёх: доброго поступка, приносящего пользу другим; знаний, которыми пользуются люди; и праведного сына, который молится за него».

Земля в раю.

В обоих «Сахихах» приводится хадис Анаса ибн Малика о вознесении на небеса, рассказанный со слов Абу Зарра. В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Меня ввели в рай, и в нём были скалы из жемчуга, а земля его была мускусом».

В «Сахихе» Муслима и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что Ибн Саййад спросил посланника, мир ему и благословение Аллаха, о земле в раю. Он ответил: «Это — белая мука, чистый мускус».

Ахмад в своём «Муснаде» передал со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал об иудеях: «Я спрошу у них о земле в раю. Это — белая мука». Когда он спросил их, они сказали: «Это — хлеб, Абу ал-Касим». Тогда он сказал: «Хлеб из белой муки».

Ахмад, ат-Тирмизи и ад-Дарими передали, что Абу Хурайра спросил: «Посланник Аллаха, из чего созданы творения?» Он ответил: «Из воды». Люди спросили: «А из чего строения в раю?» Он сказал: «Там кирпичи из золота и серебра, раствор — благоухающий мускус, щебень — жемчуг и яхонт, а земля — шафран. Вошедший туда блаженствует и не бедствует, живёт вечно и не умирает, его одежда не изнашивается, а молодость не проходит».

Реки в раю.

Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил, что под райскими садами текут реки: «Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы райские сады, в которых текут реки» (сура 2 «Корова», аят 25);

«Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки» (сура 18 «Пещера», аят 31).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, ясно и недвусмысленно описал нам райские реки. Во время вознесения на небеса он видел четыре реки, берущие начало у основания лотоса крайнего предела (ас-сидра ал-мунтаха). Две из них явные, а две — скрытые. Он спросил:«Джибрил, что это за реки?» Тот ответил: «Две скрытые реки — это реки в раю, а две явные — это Нил и Евфрат» (Муслим).

В «Сахихе» ал-Бухари приводится хадис Анаса ибн Малика о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Меня подняли к лотосу крайнего предела, и там было четыре реки: две явные и две скрытые. Две явные реки — это Нил и Евфрат, а две скрытые — это реки в раю».

В «Сахихе» Муслима передан рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сырдарья и Амударья, Евфрат и Нил — все эти реки из рая».

Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/18) пишет: «Очевидно, эти реки названы реками из рая, потому что они берут начало оттуда, ведь человек тоже родом из рая. В таком случае этот хадис не противоречит тому, что хорошо известно и легко увидеть, — тому, что у этих рек есть известные истоки на земле. Если смысл хадиса не в этом или не похож на это, то он относится к сокровенному знанию. Мы обязаны верить в него, подчиняясь тому, кто сообщил нам об этом».

Ал-Кари сказал: «Эти четыре реки названы реками из рая, потому что вода в них пресная и способствует пищеварению, а также содержит божественную благодать. Они были почтены тем, что к ним приходили и оттуда пили пророки».

Одна из райских рек называется Каусар. Это та самая река, которую Аллах подарил посланнику, мир ему и благословение Аллаха: «Мы даровали тебе Каусар» (сура 108 «Каусар», аят 1). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, видел эту реку и рассказал нам о ней. В «Сахихе» ал-Бухари передан хадис Анаса ибн Малика о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я ходил по раю и вдруг оказался возле реки, по обоим берегам которой находились шатры из полых жемчужин. Я спросил: “Что это, Джибрил?” Он сказал: “Это — Каусар, который подарил тебе твой Господь”. Я обнаружил, что его аромат или глина — благоухающий мускус». Сомнение по поводу слов «аромат» и «глина» высказал передатчик по имени Худба (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 11. С. 464).

Ибн ‘Аббас истолковал каусар как великое благо, которым Аллах одарил Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. С его слов это толкование пересказывал Са‘ид ибн Джубайр. Когда Абу Бишр сказал последнему, что некоторые люди думают, что это — река в раю, он сказал: «Река в раю — часть того блага, которым Аллах одарил его» (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 11. С. 463).

Хафиз Ибн Касир собрал хадисы посланника, мир ему и благословение Аллаха, в которых описывается Каусар. Один из них приводится в «Сахихе» Муслима со слов Анаса. В нём сообщается, что после ниспослания аята «Мы даровали тебе Каусар» (сура 108 «Каусар», аят 1), посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаете ли вы, что такое Каусар?» Мы ответили: «Аллаху и Его посланнику это известно лучше». Он сказал: «Это река, которую Могучий и Великий Аллах обещал мне, и в ней великое благо».

Ахмад передал в своём «Муснаде» хадис Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне был дарован Каусар. Это река, которая течёт по земле, а по её берегам находятся шатры из жемчуга. Она не покрыта сверху, и я коснулся рукой её земли. Оказалось, что её земля — благоухающий мускус, а её щебень — жемчужины».

В другой версии, переданной Ахмадом со слов Анаса, говорится: «Это река, которую Аллах подарил мне в раю. Её земля — мускус, её вода белее, чем молоко, слаще, чем мёд, и к ней слетаются птицы, чьи шеи похожи на шеи верблюдов».

Ибн Касир в «Бидайе» (2/246) привёл много других хадисов на эту тему, и желающие ознакомиться с ними могут обратиться к его труду.

Не во всех райских реках течёт вода. Там есть реки из воды, молока, вина и чистого мёда. Всевышний сказал: «Вот описание рая, обещанного богобоязненным! В нём текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного мёда». (сура 47 «Мухаммад», аят 15).

Ат-Тирмизи в «Сунане» передал через достоверный иснад рассказ Му‘авийи ибн Хайды (дед Бахза ибн Хакима) о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть море мёда, море вина, море молока и море воды, и оттуда берут начало реки».

Таким образом, райские реки берут начало из морей, о которых сообщил посланник, мир ему и благословение Аллаха. Он же поведал о реке Барик, которая течёт у ворот рая. Возле неё находятся павшие мученики, дожидаясь дня воскресения. В «Муснаде» Ахмада, «Му‘джаме» ат-Табарани и «Мустадраке» ал-Хакима приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Павшие мученики находятся на реке Барик, что у ворот рая, в зелёном шатре, а по утрам и вечерам им выносят их удел из рая». Его иснад хороший.

Источники в раю.

В раю много источников, и вода в них имеет разный вкус: «Поистине, богобоязненные пребудут в райских садах и среди источников» (сура 15 «Хиджр», аят 45);

«Богобоязненные же, поистине, пребудут среди сеней и источников» (сура 77 «Посылаемые», аят 41). Описывая сады, приготовленные для тех, кто боялся своего Господа, Он сказал: «В них обоих текут два источника» (сура 55 «Милостивый», аят 50).

В описании садов, расположенных ниже, говорится:

«В них обоих бурлят два источника» (сура 55 «Милостивый», аят 66).

 

Там два источника, напиток из которых в чистом виде будут пить только приближённые рабы, тогда как остальные благочестивые верующие смогут выпить его в разбавленном виде.

Первый из них — источник камфары. Всевышний сказал: «А благочестивые будут пить из чаши [вино], смешанное с камфарой. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (сура 76 «Человек», аяты 5-6). Это значит, что благочестивые люди будут пить напиток, смешанный с камфарой, а [самым праведным] рабам Аллаха будет позволено выпить её в чистом виде.

 

Второй — источник таснима. Всевышний сказал: «Поистине, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать [райские блага]. На их лицах ты увидишь блеск благоденствия. Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (т. е. оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса). Пусть же ради этого состязаются состязающиеся! Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближённые» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 22-28).

 

Салсабил — ещё один из райских источников. Всевышний сказал: «Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирём из источника, названного Салсабилем» (сура 76 «Человек», аяты 17-18).

 

 

Дворцы и шатры в раю.

Аллах построил для обитателей рая прекрасные, великолепные жилища. В Коране сказано: «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема» (сура 9 «Покаяние», аят 72).

 

В некоторых местах писания эти жилища названы горницами: «Они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности» (сура 34 «Саба», аят 37).

 

В описании награды рабов Милостивого говорится: «Они получат наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы, и их встретят там приветствием и миром» (сура 25 «Различение», аят 75).

 

Сами горницы тоже описаны в Коране: «Но для тех, кто боялся своего Господа, уготованы горницы, расположенные одна над другой, под которыми текут реки. Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает обещания!» (сура 39 «Толпы», аят 20).

 

Ибн Касир пишет: «Могучий и Великий Аллах сообщил о том, что в раю Его счастливые рабы получат горницы, т. е. высокие дворцы. Это — высокие, могучие строения, расположенные одно над другим».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал для нас райские дворцы. Ахмад в «Муснаде» и Ибн Хиббан в «Сахихе» передали со слов Абу Малика ал-Аш‘ари, а ат-Тирмизи — со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть горницы, внешний вид которых можно увидеть изнутри, а внутреннее убранство — снаружи. Всевышний Аллах приготовил их для тех, кто говорил мягко, кормил бедняков, продолжительно постился и молился по ночам, когда люди спят».

Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил, что в раю есть шатры: «Они — черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах». (сура 55 «Милостивый», аят 72).

 

Эти шатры, поистине, удивительны. Они из жемчуга — из единой полой жемчужины, которая возвышается в небо на шестьдесят миль. В некоторых версиях сообщается, что её ширина тоже шестьдесят миль. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн Кайса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Шатёр — это полая жемчужина, высота которой равна тридцати милям. В каждом из её углов — жёны верующего, которых не видят остальные». Абу ‘Абд ас-Самад и ал-Харис передали со слов Абу ‘Имрана версию, в которой говорится о шестидесяти милях. (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 6. С. 318).

В версии Муслима, переданной со слов ‘Абдаллаха ибн Кейса, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у верующего в раю будет шатёр из одной полой жемчужины, высота которого равна шестидесяти милям. В нём будут жёны верующего, и он будет посещать их одну за другой, но они (т. е. жёны — К. Э.) не будут видеть друг друга».

В одной из версий Муслима (2838) сказано: «В раю будут шатры из полой жемчужины, ширина которой равна шестидесяти милям. В каждом из её углов будут жёны, но они не будут видеть других, и верующий будет посещать их одну за другой».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал для нас дворцы, которые получат некоторые из его жён и сподвижников. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Джибрил пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Посланник Аллаха, пришла Хадиджа с сосудом, в котором еда и приправа. Когда она войдёт к тебе, передай ей приветствие от её Господа и от меня. И обрадуй её вестью о доме из полой жемчужины в раю, где не будет ни шума, ни усталости».

В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Джабира о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Войдя в рай, я встретил там Румайсу, жену Абу Талхи. Я услышал там чьи-то шаги и спросил: “Кто это?” Мне ответили: “Это Билал”. Ещё я увидел дворец, во дворе которого стояла девушка. Я спросил: “Чей это [дворец]?” Мне сказали: “‘Умара ибн ал-Хаттаба”. Я хотел войти, чтобы осмотреть его, но вспомнил, что он ревнив». Тут ‘Умар сказал: «Пусть мой отец и моя мать будут выкупом за тебя, посланник Аллаха. Неужели я стану ревновать к тебе?»

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о том, как верующий может получить больше особняков в раю. Например, для того, кто построит мечеть, Аллах возведёт дом в раю. В «Муснаде» Ахмада приведён через достоверный иснад рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах возведёт дом в раю для того, кто построит ради Аллаха мечеть, даже если она будет подобна гнезду, которое свивает куропатка для своих яиц».

В «Муснаде» Ахмада, «Сахихах» ал-Бухари и Муслима, а также «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится хадис ‘Усмана о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто построит мечеть, стремясь к лику Аллаха, тому Аллах построит такой же дом в раю».

В «Сахихе» Муслима, «Муснаде» Ахмада и «Сунанах» Абу Давуда, ан-Насаи и Ибн Маджи приведён рассказ Умм Хабибы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто совершит двенадцать ракатов в течение дня и ночи, тому Аллах построит дом в раю».

Свет в раю.

Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 504) пишет: «Улемы утверждают, что в раю не будет ни дня, ни ночи. Они (т. е. обитатели рая — К. Э.) будут жить при вечном свете, но будут узнавать о наступлении ночи по опусканию занавесей и закрытию дверей, а о наступлении дня — по поднятию занавесей и раскрытию дверей. Об этом сообщил Абу ал-Фарадж Ибн ал-Джаузи».

Ибн Касир, комментируя слова Всевышнего «Для них там приготовлен их удел утром и после полудня. Таков рай, который Мы отдадим в наследство тем из Наших рабов, которые были богобоязненны» (сура 19 «Мария», аяты 62-63), пишет (4/471): «Они будут получать свой удел в часы, соответствующие утренним и предвечерним часам. Это не значит, что там есть день и ночь, но промежутки времени будут сменять друг друга, и они будут узнавать об этом по сиянию и свету».

 

Ибн Таймиййа в собрании фетв (4/312) пишет: «В раю нет ни солнца, ни луны, ни дня, ни ночи, а о наступлении утренних и предвечерних часов будут узнавать по свету, который исходит от трона».

Благоухание рая.

Райские сады наполнены удивительным чистым ароматом, распространяющимся во все стороны, и верующие смогут почувствовать его на большом расстоянии. В «Муснаде» Ахмада, «Сунанах» ан-Насаи и Ибн Маджи, «Мустадраке» ал-Хакима переданы через достоверный иснад слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Кто убьёт неверующего, которому гарантирована безопасность, тот даже не почувствует благоухания рая, хотя оно распространяется на расстояние семидесяти лет».

В «Сахихе» ал-Бухари, «Муснаде» Ахмада, а также «Сунанах» ан-Насаи и Ибн Маджи приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Амра о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, который убил неверующего, заключившего договор с мусульманами, даже не почувствует благоухания рая, хотя оно распространяется на расстояние сорока лет».

 

 

Деревья и плоды в раю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.035 с.)