Управление природопользованием и охраной окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление природопользованием и охраной окружающей среды



Природа представляет собой систему взаимосвязанных эко­логических подсистем, которые охватывают живую и неживую материю и самого человека. Для человека природа выступает в разных качествах: как естественные условия его жизни и дея­тельности; как источник и средство производства материаль­ных благ; как объект его хозяйственной и культурной дея­тельности; как источник и средство морального воспитания и эстетического удовлетворения.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение о том, что недра, воды, леса составляют исключи­тельную собственность государства. Земли сельскохозяйствен­ного назначения находятся в собственности государства.

Понятия «использование» и «охрана природных ресурсов» во многом взаимосвязаны, но было бы неверно полностью отож­дествлять их.

Использование природных ресурсов направлено на получе­ние из природных ресурсов определенных полезных как для об­щества в целом (например, в хозяйственных целях), так и для отдельных индивидов (например, для оздоровительных целей) свойств.

Цель охраны природных ресурсов - предотвращение эколо­гически вредных последствий их использования, сохранение в первозданном состоянии отдельных компонентов окружающей среды, ее экологического баланса. Следует подчеркнуть особое значение охраны природных ресурсов в контексте реализации конституционного положения о праве граждан на благоприятную

окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46 Конституции Республики Бела­русь).

В системе управления использованием и охраной природ­ных ресурсов значительные полномочия имеют государственные органы, деятельность которых направлена на решение широко­го круга вопросов. К ним относятся: Совет Министров Респуб­лики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны ок­ружающей среды Республики Беларусь, Министерство здраво­охранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычай­ным ситуациям Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь и иные республиканские орга­ны государственного управления в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с За­коном «Об охране окружающей среды»: определяет единую го­сударственную политику Республики Беларусь в области охра­ны окружающей среды; принимает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды; обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального исполь­зования природных ресурсов и охраны окружающей среды; ус­танавливает порядок разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и их финансирования; опреде­ляет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению качества ок­ружающей среды; устанавливает порядок использования при­родных ресурсов; определяет виды вредного воздействия на ок­ружающую среду; устанавливает в соответствии с законодательством Республики Беларусь нормативы оплаты и (или) налого­вые ставки за использование природных ресурсов, выбросы заг­рязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другое вредное воздействие на окружающую среду; оп­ределяет в соответствии с законом о бюджете на очередной фи­нансовый (бюджетный) год направления использования средств республиканского и местных целевых бюджетных фондов охра­ны природы; утверждает Положение о Красной книге Респуб­лики Беларусь; осуществляет международное сотрудничество

 

в области охраны окружающей среды; осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. К его функциям, в частности, относятся: разработка и при­нятие нормативных актов в области охраны окружающей сре­ды; организация разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; утверждение лимитов на изъятие объектов растительного и животного мира; координация деятельности республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; проведение государственной экологической экспертизы;1 организация учета и оценки природных ресурсов и др.

Управление использованием и охраной природных ресурсов на территориях соответствующих административно-территори­альных единиц осуществляют местные исполнительно-распоря­дительные органы. К их полномочиям отнесены: разработка и реализация утвержденных законом программ рационального использования земель, лесов, повышения плодородия земель, на­ходящихся в государственной собственности; разработка и реа­лизация региональных экологических программ; осуществле­ние мероприятий по возмещению убытков, причиненных нару­шением законодательства об охране окружающей природной среды предприятиями, учреждениями, организациями и граж­данами; организация работы по ликвидации последствий эко­логических аварий, привлечение к этой работе предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и граждан, и др.

Непосредственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют органы специальной компе­тенции. Такими являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства и их органы на местах.

УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛЕЙ

Сфера управления торговлей охватывает несколько направ­лений деятельности - внешнеэкономическую, торговую, быто­вого обслуживания населения. Их осуществление регулируется Конституцией Республики Беларусь, законами «О торговле», «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом, актами Президента, Совета Министров и другими нормативными право­выми актами.

Основные принципы государственного регулирования тор­говли: соблюдение равенства прав субъектов торговли на осу­ществление торговли; исключение неправомерного вмешатель­ства государственных органов в деятельность субъектов торгов­ли; приоритет экономических методов государственного регули­рования торговли; обеспечение условий реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара; ограничение, пре­сечение и предупреждение монополистической деятельности, со­здание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством прав и законных интересов субъектов тор­говли и потребителей.

Основные формы государственного регулирования торговли: сертификация, техническое нормирование и стандартизация, го­сударственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров; лицензирование торговли в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; кво­тирование поставок товаров; формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

К основным полномочиям Министерства торговли Респуб­лики Беларусь в области государственного регулирования тор­говли относятся: принятие в пределах его компетенции норма­тивных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли; разработка и реализация республиканских долгосроч­ных и краткосрочных программ развития торговли; координа­ция деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов в области торгов­ли; создание и ведение торгового реестра в порядке, определяе­мом Советом Министров Республики Беларусь; формирование товарных ресурсов, обеспечение проведения закупочных и товарных интервенций; обобщение опыта применения законода­тельства о торговле, разработка предложений по его совершенствованию; осуществление государственного контроля в области торговли; применение к субъектам торговли, виновным в нар­ушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер от­ветственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами; осуществление мониторинга конъюнктуры внутренней и внешней торговли, распространение полученной ин­формации среди заинтересованных субъектов торговли; иные полномочия в соответствии с законодательством.

К основным полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирова­ния торговли относятся: разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих админист­ративно-территориальных единиц; принятие в пределах их ком­петенции нормативных правовых актов, регулирующих отноше­ния в области торговли на территории соответствующих адми­нистративно-территориальных единиц; формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в це­лях обеспечения бесперебойной торговли; осуществление госу­дарственного контроля в области торговли; применение к субъек­там торговли, виновным в нарушении законодательства Рес­публики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами; иные пол­номочия в соответствии с законодательством.

 

 

Глава 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.006 с.)