Выбор главных размеров и расчет обмотки статора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор главных размеров и расчет обмотки статора



Расчет асинхронных машин начинают с определения главных размеров: внутреннего диаметра статора D и расчетной длины воздушного зазора l d. Размеры D и ld связаны с мощностью, угловой скоростью и электромагнитными нагрузками выражением машинной постоянной:

. (1.1)

Расчет проводят, задаваясь на основании имеющихся рекомендаций значениями электромагнитных нагрузок (A и Bd), коэффициентов (ad, kB и kоб), и приближенно определяют расчетную мощность Р. Остаются два неизвестных (D и ld), однозначное определение которых без дополнительных условий невозможно. Таким условием является отношение l = ld/D.

У большинства выполненных асинхронных двигателей общего назначения отношение l изменяется в достаточно узких пределах, характерных для заданного исполнения и числа полюсов машины. Это позволит однозначно определить главные размеры, исходя из (1.1).

Выбор главных размеров проводят в следующей последовательности.

Высоту оси вращения предварительно определяют по рис. 1.7, а или б для заданных P2 и 2 р в зависимости от исполнения двигателя.

Затем из ряда высот осей вращения (табл. 1.6) берут ближайшее меньшее стандартное значение h.

Наружный диаметр статора Dа берут из второй строки табл. 1.6 в зависимости от выбранной высоты оси вращения.

Приведенные в таблице наружные диаметры статоров для каждой из h нормализированы и соответствуют данным серии асинхронных машин 4А. При выбранном значении h изменение Dа в меньшую сторону нецелесообразно, так как при этом возрастут электромагнитные нагрузки. Увеличение Dа при той же h требует тщательной конструкторской и технологической проработки, доказывающей возможность такого изменения.

Внутренний диаметр статора D определяется по приближенному выражению:

. (1.2)

Коэффициент КD (табл. 1.7) характеризует отношения внутренних и наружных диаметров сердечников статоров асинхронных двигателей серии 4А при различных числах полюсов.

Далее находят полюсное деление t, м,

t=pD /2 p. (1.3)

и расчетную мощность Р, Вт,

, (1.4)

где Р2 мощность на валу двигателя, Вт;

kE отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, которое может быть приближенно определено по рис. 1.8.

Предварительные значения h и cos j, если они не указаны в задании на проектирование, могут быть взяты по кривым рис. 1.9 и 1.10, построенным по данным двигателей серии 4А.

Предварительный выбор электромагнитных нагрузок А, А/м, и Вd,Тл, должен быть проведен особо тщательно, так как они определяют не только расчетную длину сердечника, но и в значительной степени характеристики машины.

Рекомендации по выбору А и B d, представлены в виде кривых на рис. 1.11—1.13.

Коэффициент полюсного перекрытия ad и коэффициент формы поля kB в асинхронных машинах определяются степенью уплощения кривой поля в зазоре, возникающей при насыщении зубцов статора и ротора. Значения коэффициентов предварительно принимают равными:

ad = 2/p»0,64; kB = p/2 = 1,11.

 

 

Рис. 1.7 Высота оси вращения h двигателей серии 4А различной мощности и частоты вращения.

а - со степенью защиты IP44; б - с IP23.

 

 

Рис. 1.8 Значения коэффициента K E.

 

Рис. 1.9 Примерные значения КПД и cosj асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44.

а - двигателей мощностью до 30 кВт;

б - двигателей мощностью до 400 кВт.

 

 

Рис. 1.10 Примерные значения КПД и cosj асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP23.

Таблица 1.6

Высоты оси вращения электрических машин (по ГОСТ 13267-73) и соответствующие им наружные диаметры статоров асинхронных двигателей серии 4А

 

h, мм                
Da, м 0,089 0,1 0,116 0,131 0,149 0,168 0,191 0,225

 

h, мм                
Da, м 0,272 0,313 0,349 0,392 0,437 0,530 0,590 0,660

 

Таблица 1.7

Отношение КD = D / Dа в двигателях серии 4А при различных числах полюсов

 

2p       8-12
KD 0,52-0,57 0,64-0,68 0,70-0,72 0,74-0,77

 

Таблица 1.8

Расчетная ширина радиальных каналов при bk =10 мм

 

d, мм 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,5 3,0
, мм 7,3 7,1 7,0 6,9 6,8 6,7 6,2 5,7

 

Таблица 1.9

Зубцовое деление статора при прямоугольных пазах t 1, м

 

Полюсное деление t, м Напряжение, В
до 660    
<0,15 0,016-0,020 0,022-0,025 0,024-0,030
0,15-0,4 0,017-0,022 0,024-0,027 0,026-0,034
>0,4 0,020-0,028 0,026-0,032 0,028-0,038

 

 

 
 

Рис. 1.11 Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44.

а - при высоте оси вращения h £132 мм; б - при h =160¸250 мм; в - при h ³280 мм с продуваемым ротором.

 

Предварительное значение обмоточного коэффициента kоб1 для однослойных обмоток kоб1 =0,95¸0,96, для двухслойных и одно-двухслойных обмоток при 2 р =2 kоб1 =0,90¸0,91 и при большей полюсности kоб1 =0,91¸0,92.

 

 

Рис. 1.12 Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP23.

а - при высоте оси вращения h =160¸250 мм; б - при h ³280 мм.

 

 

Рис. 1.13 Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей высокого напряжения со степенью защиты IP23 при U =6000 В.

 

 

Рис. 1.14 Отношение l= l d/t у двигателей серии 4А.

а - со степенью защиты IP44; б - с IP23.

 

Синхронная угловая скорость вала двигателя W, рад/с, рассчитывается по формуле

или , (1.5)

где n 1 — синхронная частота вращения, об/мин;

f 1 — частота питания, Гц.

Из (1.1) с учетом значения a d расчетная длина воздушного зазора, м,

. (1.6)

Отношение l = ld / t должно находиться в пределах, показанных на рис. 1.14 для принятого исполнения машины. Если l оказывается чрезмерно большим, то следует повторить расчет для ближайшей из стандартного ряда большей высоты оси вращения h. Если l слишком мало, то расчет повторяют для следующей в стандартном ряду меньшей высоты h.

Для расчета магнитной цепи помимо ld необходимо определить полную конструктивную длину и длину стали сердечников статора (l1 и lст1) и ротора (12 и lст2). В асинхронных двигателях, длина сердечников которых не превышает 250—300 мм, радиальных вентиляционных каналов не делают. Сердечники шихтуются в один пакет. Для такой конструкции

l1 = lст1 = ld... (1.7)

В более длинных машинах сердечники подразделяют на отдельные пакеты длиной 40—60 мм. Крайние пакеты могут быть более длинными. В двигателях с литой короткозамкнутой обмоткой ротора число пакетов из-за сложности заливки уменьшают и пакеты выполняют более длинными.

Стандартная ширина радиального воздушного канала между пакетами Ьк =10 мм. Число пакетов nпак и их длина lпак связаны с расчетной длиной следующим соотношением:

целое число. (1.8)

При этом число радиальных каналов nк = nпак 1.

Длина стали сердечника статора в таких машинах

lст1 = lпакnпак. (1.9)

или при пакетах разной длины

lст1 = å lпак. (1.10)

Конструктивная длина сердечника статора

l1 = lст1 + bкnк. (1.11)

Окончательное значение ld для мащин с d <1,5 мм

1d» 1ст1. (1.12)

В машинах с d ³1,5 мм при расчете ld учитывают искривление магнитных силовых линий потока в воздушном зазоре над радиальными вентиляционными каналами:

ld» l1 - nк, (1.13)

где расчетная ширина радиальных каналов, зависящая от соотношения d и bк. Значение при b к=10 мм определяется по табл. 1.8 либо из выражения

= gd, (1.14)

где

.

Конструктивную длину сердечника ротора в машинах с h <250 мм берут равной длине сердечника статора, т. е. l2 = l1. В двигателях больших габаритов ротор выполняют длиннее статора за счет увеличения длины его крайних пакетов на 5 мм и в крупных машинах высокого напряжения — на 10 мм. Длина стали сердечника ротора

lст2 = å lпак2 = l2 - nкbк... (1.15)

Следующий этап расчета включает определение числа пазов статора Z1 и числа витков в фазе обмотки статора W1.

Вначале выбирают предварительно зубцовое деление t1 в зависимости от типа обмотки, номинального напряжения и полюсного деления машины.

 

Рис. 1.15 Зубцовое деление статора асинхронных двигателей со всыпной обмоткой.

 

Значения t1 асинхронных двигателей серии 4А со всыпной обмоткой показаны на рис. 1-15, на котором зона 1 для двигателей с высотой оси вращения h£90 мм; зона 2 - для машин (90< h £250 мм); зона 3 - для многополюсных двигателей с h ³280 мм, выполняемых со всыпной обмоткой.

Далее рекомендуется рассмотреть диапазон возможных значений t1 в пределах указанных значений зубцовых делений t1min—t1max. Тогда возможные числа пазов статора, соответствующие выбранному диапазону t1 ,

(1.16)

Окончательное число пазов статора Z1 следует выбирать в полученных пределах с учетом условий, налагаемых требованиями симметрии обмотки, и желательного для проектируемой машины значения числа пазов на полюс и фазу q. Число пазов статора в любой обмотке асинхронных машин должно быть кратно числу фаз, а число q = Z1 /2 pm в большинстве асинхронных машин должно быть целым. Окончательное значение t1 = pD/ 2 pmq не должно выходить за указанные выше пределы более чем на 10% и в любом случае для двигателей с h³56 мм не должно быть менее 6—7 мм.

Число эффективных проводников в пазу uп должно быть целым, а в двухслойной обмотке желательно, чтобы оно было кратным двум. Применение двухслойных обмоток с нечетным uп допускается лишь в исключительных случаях. Поэтому полученные в расчете числа uп приходится округлять до ближайшего целого или четного числа. Вначале определяют предварительное число эффективных проводников в пазу при условии, что параллельные ветви в обмотке отсутствуют (а =1):

, (1.17)

где A — принятое ранее значение линейной нагрузки. А/м;

I — номинальный ток обмотки статора, А:

(1.18)

(h и cos j заданы или выбраны в вначале расчета).

Затем находят такое число параллельных ветвей обмотки a, при котором число эффективных проводников в пазу либо будет полностью удовлетворять отмеченным условиям, либо потребует лишь незначительного изменения:

. (1.19)

Число а при этом, естественно, может быть взято только из ряда возможных чисел параллельных ветвей для обмотки данного типа и заданного числа полюсов.

Полученное из (1.19) число uп округляют до ближайшего целого или четного в зависимости от типа обмотки.

Окончательное число витков в фазе обмотки

W1 = UnZ1 /2 am. (1.20)

Окончательное значение линейной нагрузки, А/м,

A = 2 IW1m / pD. (1.21)

Оно должно лишь незначительно отличаться от принятого ранее.

Схему обмотки статора выбирают в зависимости от мощности машины. Машины мощностью до 12—15 кВт в большинстве случаев имеют однослойную концентрическую обмотку. В машинах большей мощности всыпные обмотки выполняются двухслойными, а при механизированной укладке применяют однодвухслойные или двухслойные концентрические обмотки, которые могут быть уложены в пазы без подъема шага. Все обмотки из прямоугольного провода выполняются только двухслойными. Обмоточный коэффициент koб = kрkу рассчитывается в зависимости от принятого укорочения шага обмотки b и числа q. Для первой гармоники . Значения kу находят по .Для однослойных обмоток kу всегда равен единице, кроме обмоток с несплошной фазной зоной.

Расчетное укорочение двухслойных обмоток, выполненных с одной большой катушкой в катушечной группе, зависит от числа q и равно:

.

Обмоточный коэффициент двухслойной концентрической обмотки равен kоб обычной двухслойной обмотки, на базе которой построена концентрическая.

В двухслойных обмотках асинхронных двигателей шаг выполняют в большинстве случаев с укорочением, близким b =0,8.

После расчета kоб1 уточняют значение потока Ф, Вб,

(1.22)

и определяют индукцию в воздуш­ном зазоре Bd, Тл,

. (1.23)

Если полученное значение Bd выходит за пределы рекомендуемой области (см. рис. 1.11—1.13) более чем на 5%, следует принять другое значение числа uп и повторить раcчет.

Сечение эффективных проводников, м2, определяют, исходя из тока одной параллельной ветви и допустимой плотности тока в обмотке:

qэф1 = I1н / аJ1. (1.24)

С точки зрения повышения использования активных материалов плотность тока J1 должна быть выбрана как можно большей, но при этом возрастают потери в меди обмотки. Увеличение потерь сказывается, во-первых, на повышении температуры обмотки и, во-вторых, на КПД двигателя.

Нагрев пазовой части обмотки зависит от произведения линейной нагрузки на плотность тока (AJ) - Поэтому выбор допустимой плотности тока производят с учетом линейной нагрузки двигателя:

J = (AJ) / A. (1.25)

Значения AJ для асинхронных двигателей различного исполнения и мощности приведены на рис. 1.16.

 

Рис. 1.16 Средние значения произведения (AJ) асинхронных двигателей.

а - со степенью защиты IP44, h £132 мм; б - то же при h =160¸250 мм; в - то же при h =280¸355 мм (при продувном роторе); г - со степенью защиты IP23; при h =160¸250 мм; д - то же при h =280¸355 мм; е - то же при U =6000 В.

В обмотках, предназначенных для механизированной укладки, диаметр изолированного провода обычно берут не более 1,4 мм, а при ручной укладке (двигатели с h >l60 мм) — не более 1,7 мм.

Если расчетное сечение эффективного проводника в машинах со всыпной обмоткой выше значений, соответствующих указанным диаметрам, то эффективный проводник разделяется на несколько элементарных. Для этого по табл. П.28 подбирается сечение qэл и число элементарных проводников nэл, составляющих один эффективный, таким образом, чтобы диаметр dэл элементарных проводников не выходил за указанные пределы, а их суммарная площадь сечения была близка к расчетному сечению эффективного проводника:

qэлnэл = qэф. (1.26)

В современных машинах стремятся уменьшить число элементарных проводников в одном эффективном до 5—6, а в обмотке, предназначенной для механизированной укладки, до 2—3, для чего увеличивают число параллельных ветвей. В двухполюсных двигателях nэл увеличивают, поскольку число параллельных ветвей в них не может быть более двух.

После окончательного выбора qэл, nэл и а следует уточнить плотность тока в обмотке, которая может несколько измениться по сравнению с предварительно принятой при подборе сечений элементарных проводников:

(1.27)

Корректировка, которая может потребоваться в ходе последующего расчета, как правило, не вносит существенных изменений в полученные данные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.063 с.)