Характеристика основных направлений и результатов деятельности оао «нмтп» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика основных направлений и результатов деятельности оао «нмтп»



 

Акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт» (в дальнейшем именуемое «Общество») учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и зарегистрировано 11 декабря 1992 года Постановлением №3207 главы Администрации города Новороссийска в форме акционерного общества открытого типа.

Общество является коммерческой организацией и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральным законом РФ от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с последующими изменениями и дополнениями), иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Целью общества является извлечение прибыли.

Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

1. Услуги морского транспорта:

а) перевозки пассажирские;

б) перевозки грузовые;

в) буксировка плотов, судов и иных плавучих объектов;

г) услуги по сдаче в аренду морских судов;

д) услуги по проводке судов лоцманами и береговыми службами управления движения судов.

2. Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные:

а) услуги по транспортной обработке грузов (погрузка, разгрузка, перегрузка, перевалка, включая стивидорские работы) и хранению (включая внутрискладские операции);

б) услуги транспортно-экспедиционных агентств;

в) услуги вспомогательные транспортные прочие морского транспорта.

3. Услуги автомобильного транспорта:

перевозки грузовые автомобильным транспортом;

перевозки пассажиров автомобильным транспортом без расписания.

4. Деятельность вспомогательная транспортная прочая:

а) перевозка грузов по подъездным путям предприятия;

б) перевозка грузов железнодорожным транспортом по железнодорожным путям общего пользования, не принадлежащим ОАО «НМТП».

5. Строительство:

а) подготовка строительного участка;

б) строительство завершенных зданий и сооружений или их частей;

в) оборудование зданий;

г) завершение строительства;

д) аренда оборудования с оператором;

е) оформление проектной документации и подготовка технико-экономических обоснований по строительной продукции.

6. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках:

а) производство земляных работ;

б) производство общестроительных работ;

в) монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций;

г) устройство покрытий зданий и сооружений и т.д.

7. Строительство и ремонт судов.

8. Услуги в области непрерывного образования для взрослых.

9. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой.

10. Трансферагентское и регистраторское обслуживание.

11. Деятельность электрической связи, услуги электрической связи.

12. Электроэнергия, газ и водоснабжение:

а) производство, сбор и распределение электроэнергии;

б) снабжение паром и горячей водой;

в) сбор, очистка и распределение воды.

13. Деятельность по канализации и удалению отходов.

14. Эксплуатация, ремонт и монтаж объектов Госгортехнадзора.

15. Монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

16. Эксплуатация взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов.

17. Эксплуатация подъѐмных сооружений.

18. Работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

19. Деятельность по формированию системы начального образования.

20. Услуги детских садов.

21. Деятельность по обращению с опасными отходами.

22. Деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки.

23. Деятельность по хранению нефти, газа и продуктов их переработки.

24. Иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности.

Уставный капитал общества составляет 192 598 154 рубля. Он состоит из номинальной стоимости акций общества в количестве 19 259 815 400 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 0,01 рубля.

Общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям обыкновенные именные акции в количестве 8 261 326 000 штук номинальной стоимостью 0,01 рубля каждая (объявленные акции).

Объявленные акции обыкновенные именные предоставляют те же права, что и размещенные акции обыкновенные именные, предусмотренные настоящим уставом.

Органами управления общества являются:

- общее собрание акционеров;

- совет директоров;

- коллегиальный исполнительный орган – правление;

- единоличный исполнительный орган - генеральный директор.

В случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению делами общества.

1. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия.

2. Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров.

3. Правление избирается советом директоров.

4. Функции счетной комиссии общества осуществляет регистратор общества.

5. Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации общества избирается общим собранием акционеров, при принудительной ликвидации назначается судом (арбитражным судом).

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором. Генеральный директор подотчетен совету директоров общества и общему собранию акционеров.

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть преданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Реорганизация Общества (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению Общего собрания акционеров Общества или судом в случаях и порядке, предусмотренных в действующем законодательстве РФ. Реорганизация Общества влечет за собой переход прав и обязанностей, принадлежащих Обществу, к его правопреемникам в соответствии с действующим законодательством РФ. При реорганизации Общества вносятся соответствующие изменения в настоящий устав и государственный реестр. В предусмотренных действующим законодательством РФ случаях реорганизация согласовывается с уполномоченными государственными органами.

Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «НМТП» за 2009-2010 годы:

Таблица 1 - Финансово–экономические показатели ОАО «НМТП» за 2009-2010 годы

Наименование показателей 2009 г. 2010 г. Темп роста, %
план факт откл. % вып.
             
Грузооборот, тыс.тонн 81 602 81 500 74 870 -6 630 91,87 91,75
в том числе            
- нефть сырая 44 496 44 500 42 061 -2 439 94,52 94,53
- нефтепродукты налив 13 182 13 000 12 725 -275 97,88 96,53
Продолжение таблицы 1
             
- химические налив       -84   95,56
- прочий налив       -200 37,5 39,09
- сухие грузы 23 077 23 080 19 448 -3 632 84,26 84,27
Доходы, тыс.руб. 14 449 516 10 859 769 14 545 301 3 685 532 133,94 100,66
в том числе            
- от реализации 11 465 089 10 536 225 9 927 256 -608 969 94,22 86,59
- прочие 2 984 427 323 545 4 618 045 4 294 500 1427,33 154,74
Расходы, тыс.руб. 7 630 034 4 513 103 5 454 840 941 737 120,87 71,49
в том числе            
- полная себестоимость 3 462 103 3 658 771 3 664 437 5 666 100,15 105,84
- прочие 4 167 931 854 332 1 790 403 936 071 209,57 42,96
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. 6 819 482 6 346 666 9 090 461 2 743 795 143,23 133,3
Чистая прибыль, тыс.руб. 5 392 817 5 014 218 7 908 798 2 894 580 157,73 146,65
Численность, чел. 3 363 3 432 3 325 -107 96,88 98,87
Фонд оплаты труда, тыс.руб. 951 009 904 805 988 370 83 565 109,24 103,93
Средняя заработная плата, руб. 23 565 21 970 24 771 2 801 112,75 105,12

 

Чтобы дать оценку основной деятельности порта, выполним краткий анализ хозяйственной деятельности предприятия за 2009-2010 годы.

Основной показатель, характеризующий производственную деятельность морского порта – грузооборот. Динамика грузооборота ОАО «НМТП» представлена в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1 - Грузооборот порта за 2009-2010годы, тыс.т.

 

План по грузообороту на 2010 год недовыполнен на 6 630 тыс. тонн (-8,13%), что явилось следствием уменьшения переработки отдельных видов грузов.

В сравнении с 2009 годом грузооборот также снизился на 6732 тыс. тонн, следовательно, предприятие уменьшило свою производительность на 8,25 %, что является отрицательной тенденцией в деятельности порта.

Для выявления отклонений фактического выполнения от плана необходимо грузооборот рассмотреть по основным родам грузов. Данные представлены в следующей таблице.

Таблица 2 - Динамика грузооборота по родам грузов, тыс.т.

Показатели 2009 год 2010 год Темп роста, %
план факт откл. % вып.
Всего, в т.ч.       -6630 91,87 91,75
нефть сырая       -2439 94,52 94,53
нефтепродукты налив       -275 97,88 96,53
химические налив       -84 86,00 95,56
прочий налив       -200 37,50 39,09
сухие грузы       -3632 84,26 84,27

Из таблицы 4 видно, что в период с 2009 по 2010 год на уменьшение грузооборота порта повлиял значительный спад сухих грузов (-15,73%), вызванный запретом на вывоз зерна.

Также снизился объем перевалки сырой нефти на 2 435 тыс. тонн, по сравнению с 2010 годом, что плохо может отразиться на эффективности деятельности предприятия, так как на этот груз приходится наибольший удельный вес в структуре грузооборота ОАО «НМТП».

По остальным грузам также отмечен спад: нефтепродукты (налив) – уменьшение на 457 тыс. тонн (в сравнении 2009 года с 2010), химические (налив) – снижение на 24 тыс. тонн, прочий налив – на 187 тыс. тонн.

Изучим структуру переработанных грузов и структурные сдвиги, которые представлены в следующей таблице.

Таблица 3 - Структура грузооборота, %

Показатели 2009 год 2010 год Отклонение по структуре
план факт с 2009г. с 2010г.
Всего, в т.ч.       - -
нефть сырая 54,53 54,60 56,18 1,65 1,58
нефтепродукты налив 16,15 15,95 16,99 0,85 1,05
химические налив 0,66 0,74 0,69 0,03 -0,05
прочий налив 0,38 0,39 0,16 -0,22 -0,23
сухие грузы 28,28 28,32 25,98 -2,30 -2,34

Рисунок 2 - Структура грузооборота за 2009г., %

 

Рисунок 3 - Структура грузооборота за 2010г., %

По данным таблицы и в соответствии с рисунками 2 и 3 можно отметить, что в 2009 году наибольший удельный вес занимает сырая нефть (54,53% от общего грузооборота), на втором месте сухие грузы (28,28%), далее следуют нефтепродукты, которые составляют 16,15% от общего грузооборота и незначительную долю составляют химические (0,66%) и прочий налив (0,38%).

Аналогично и по 2010 году. Преимущество остается за сырой нефтью (составляет 56,18% по факту), вторыми следуют сухие грузы (25,98%), нефтепродукты (17%), а наименьший удельный вес сохранился за химическими (0,69%) и прочим наливом (0,16%).

При анализе отклонения по структуре по сравнению с 2009 годом видим, что отрицательный момент проявляется по прочему наливу (-0,22%) и сухим грузам (-2,3%), в остальном положительная тенденция: сырая нефть +1,65%, нефтепродукты +0,85%, химические +0,03%.

В общем, можно сделать вывод, что в структуре перевозимых грузов произошли несущественные изменения. А значительное снижение сухих грузов было вызвано введением эмбарго на зерно.

При анализе отклонения по структуре по сравнению с 2010 годом также наибольшим отрицательным отклонением являются сухие грузы (-2,34%), по прочему наливу снижение на 0,23%, по химическим – на 0,05%. По сырой нефти (+1,58%) и нефтепродуктам (+1,05%) происходит рост их доли.

Тем самым, делаем вывод, что сохраняется тенденция превосходства доли наливных грузов над сухими.

Изменение структуры переработанных грузов оказывает влияние на общий объем грузооборота. Расчет влияния структурных сдвигов на выполнение задания по грузообороту отразим в следующей таблице.

Таблица 4 - Влияние структурных сдвигов на грузооборот

Показатели 2010 год, тыс.т. Структура, % В пересчёте на индекс Влияние структур. сдвигов
план факт % вып. план факт Откл.
Всего, в т.ч.     91,87     - 91,87 -8,13
нефть сырая     94,52 54,6 56,18 1,58 51,61 -2,99
нефтепродукты налив     97,88 15,95   1,05 15,62 -0,33
химические налив       0,74 0,69 -0,05 0,63 -0,11
прочий налив     37,5 0,39 0,16 -0,23 0,15 -0,24
сухие грузы     84,26 28,32 25,98 -2,34 23,87 -4,45

 

Из данных таблицы и выводов, произведенных выше по структуре, можно провести следующий анализ:

В целом по грузообороту наблюдается тенденция спада на 6 630 тыс. тонн или на 8,13%.

Наибольшее отрицательное влияние на уменьшение общего объема грузооборота оказали сухие грузы, уменьшение их доли на 2,34% привело к сокращению грузооборота на 4,45%. Кроме этого снижение доли сырой нефти на 1,58% уменьшило общий грузооборот на 2,99%.

Таким образом, перед ОАО «НМТП» стоит задача искать пути дальнейшего увеличения грузооборота.

Большое значение для увеличения объемов перевалки грузов и повышения эффективности производства имеет достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование и высокий уровень производительности труда.

Обеспеченность трудовыми ресурсами ОАО «НМТП» характеризуют данные таблицы 5 и диаграмма на рис.4.

Таблица 5 - Обеспеченность трудовыми ресурсами, чел.

Показатели 2009 год 2010 год Темп роста, %
план факт откл. % вып.
Численность, в т.ч.: 3 363 3 432 3 325 -107 96,88 98,87
производственный       -104 96,72 100,82
непроизводственный       -3 98,86 80,56

Рисунок 4 - Численность персонала порта, чел.

По данным таблицы видно, что в 2010 году численность предприятия уменьшилась на 3,12%, а по сравнению с прошлым годом – на 1,13%. Это связано, главным образом, со снижением общего грузооборота порта и уменьшением непроизводственного персонала на 19,44%. Производственный же персонал увеличился на 0,82%.

Одним из ключевых показателей эффективности работы предприятия является показатель производительности труда, который характеризует долю выпущенной продукции или произведенных услуг, приходящихся на единицу затрат труда. Производительность труда по морскому порту определяется как отношение доходов к среднесписочной численности работников.

Таблица 6 - Производительность труда порта, руб./чел.

Показатели 2009 год 2010 год Темп роста, %
план факт откл. % вып.
Производительность 3772,65 3325,83 3239,97 -85,86 97,42 85,88

 

Производительность труда работников ОАО «НМТП» снизилась на 14,12%, по сравнению с 2009 годом, и на 2,58% в 2010, по сравнению плана с фактом. Это является отрицательной тенденцией для эффективной работы порта.

Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия и финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и реализацию продукции, является одним из основных факторов формирования прибыли. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль и наоборот.

Таблица 7 - Динамика расходов и себестоимости от реализации

Показатель 2009 год 2010 год Темп роста, %
план факт откл. % вып
Расходы от реализации, тыс.руб. 3 462 103 3 658 771 3 664 437 5 666 100,15 105,84
Грузооборот, тыс.т. 81 602 81 500 74 870 -6 630 91,87 91,75
Себестоимость, руб./т. 42,43 44,89 48,94 4,05 109,02 115,34

 

Рисунок 5 - Себестоимость, руб./т.

Анализируя данные по расходам и себестоимости, заметим, что наблюдается тенденция увеличения расходов на 0,15%, по сравнению с планом в 2010 году, и на 5,84% с предыдущим годом, что говорит о больших затратах, чем было запланировано, а это уже отрицательная тенденция для порта.

По грузообороту, как отмечалось ранее, происходит спад на 8,25%, по сравнению с 2009 годом.

Себестоимость по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 15,34%, а в 2010 году - рост на 9,02%.

Таким образом, основной причиной возрастания себестоимости является значительное увеличение расходной части.

Выполним факторный анализ себестоимости перевозок для кратной модели себестоимости индексным способом. Для этого определим степень выполнения плана по себестоимости (см. табл.8) и определим индексы и их приращения.

Таблица 8 – Индексы и их приращение

Индексы и их приращение Факторы Индексы и их приращение
Усл. Обозначение Значение Усл. Обозначение Значение
K1 1,0015 R ΔK1 0,0016
K2 0,9187 QL ΔK2 0,0886
K 1,0902 S ΔK 0,0902
Δ1 0,0015      
Δ2 0,0885      

 

(1)

где ΔSR– изменение себестоимости по фактору эксплуатационных затрат, руб./т.;

ΔS– отклонение фактической себестоимости от плановой, руб./т.;

(руб./т)

(2)

где ΔSQ– изменение себестоимости по фактору грузооборота, руб./т.

(руб./т)

(руб./т)

Из произведенных расчетов видно, что рост суммы эксплуатационных расходов, относимых на себестоимость, незначительно повлиял на себестоимость, а именно расходная часть увеличила себестоимость на 0,07 руб./т. А спад объема грузооборота также оказал отрицательное влияние, так как он увеличивает себестоимость на 3,98 руб./т.

В целом же по порту происходит повышение себестоимости на 4,05 руб./т., что не является положительной тенденцией работы предприятия. Поэтому в будущем предприятию необходимо рассмотреть расходы по статьям, определить какие из них увеличились и определить все возможные способы их снижения.

Финансовый результат деятельности предприятия характеризуется суммой полученной прибыли.

В общем виде прибыль можно представить как разность между доходами и расходами предприятия, поэтому анализ следует начинать с оценки выполнения задания по этим показателям и изучить их динамику.

Таблица 9 - Оценка выполнения задания и динамики финансовых показателей

Показатель 2009 год 2010 год Темп роста, %
план факт откл. % вып.
             
Доходы, тыс.руб. 14 449 516 10 859 769 14 545 301 3 685 532 133,94 100,66
в т.ч.            
- от реализации 11 465 089 10 536 225 9 927 256 -608 969 94,22 86,59
Продолжение таблицы 9
             
- прочие 2 984 427 323 545 4 618 045 4 294 500 1427,33 154,74
Расходы, тыс.руб. 7 630 034 4 513 103 5 454 840 941 737 120,87 71,49
в т.ч.            
- полная себестоимость 3 462 103 3 658 771 3 664 437 5 666 100,15 105,84
- прочие 4 167 931 854 332 1 790 403 936 071 209,57 42,96
Прибыль 6 819 482 6 346 666 9 090 461 2 743 795 143,23 133,3
Чистая прибыль, тыс.руб. 5 392 817 5 014 218 7 908 798 2 894 580 157,73 146,65

Рисунок 6 - Динамика расходов, доходов и прибыли в целом по порту, тыс. руб.

В целом по порту происходит рост доходов как по отношению к 2009 году (+0,66%), так и по факту 2010 года (+33,94%). Это говорит об эффективной организации производства.

По расходам наблюдается обратная картина. По сравнению с 2009 годом расходная часть снизилась на 28,51 из-за общего уменьшения грузооборота. По сравнению с планом 2010 года расходы были увеличены на 20,87%.

Важным результирующим показателем является прибыль. В целом по порту наблюдается ее рост, как в 2010 году (+43,23%), так и по сравнению с 2009 годом (+33,3%). Это является положительной тенденцией и свидетельствует об эффективном использовании производственных мощностей и выработке правильных управленческих решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.06 с.)