Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение З. Фрейда о бессознательном
Чтобы раскрыть эту тему, необходимо обратиться к творческой деятельности австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда, в частности к его книгам: Психология бессознательного. – М., 1990; Введение в психоанализ. – М., 1989. На основе изученной литературы вы должны изложить суть концепции бессознательного психического. Рассмотрите схему Фрейда: сознание – предсознательное – бессознательное, "Оно" – "Я" – "сверх-Я" как стороны новой структурной модели психики, разъясните термины «либидо», «сублимация», «Эдипов комплекс», «эго», воспроизвести структуру психики человека. Это и составит содержание первой части темы. Далее следует показать механизмы психического взаимодействия индивида и коллектива, индивида и общественных институтов. Обратите внимание на то, что, согласно Фрейду, всякая культура есть насилие, принуждение, подавление естественных влечений, вызывающие неврозы у людей. С этих позиций он рассматривает роль религии и культуры в обществе. Спасителем человека у З.Фрейда выступает разум, причем разум индивидуальный, а не коллективный, ибо массовое сознание всегда иррационально, бессознательно. Главная задача контрольной работы – выяснить философское содержание учения о бессознательном. Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./Под общ. ред. И.Т.Фролова – М., 1989. Ч.1. С.303-306.
2. Идеалистическая диалектика в ХХ столетии (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики) /Под ред. А.С. Богомолова, П.П. Гайденко, Ю.И. Давыдова. – М., 1987. С. 272-327.
3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.171-173.
4. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991.
5. Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М.,1996.
6. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989.
7. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
Тема21. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕЙ З.ФРЕЙДА В ТВОРЧЕСТВЕ К.ЮНГА И Э.ФРОММА 1. Проблема души современного человека в понимании К.Юнга. 2. Неофрейдизм Э. Фромма. 1. В первом вопросе необходимо проанализировать влияние З.Фрейда на психологию и философию ХХ века, назвать основных его последователей, охарактеризовать их учения. Затем более подробно остановитесь на самом известном из них – Карле Юнге. Изучив предложенную литературу, постарайтесь понять различие их концепций. Если З. Фрейд (см. тему 18) занимался анализом бессознательного на индивидуальном уровне, то его ученику принадлежит заслуга в изучении «коллективного бессознательного». С помощью словаря отработайте понятия «бессознательное», «архетип» и сделайте выводы по всему творчеству К. Юнга.
2. Второй вопрос своей работы посвятите ведущему представителю неофрейдизма современности Э. Фромму. Обратите внимание на существенное различие в толковании психики человека у З.Фрейда и Э. Фромма. В центре внимания Фромма – противоречивость человеческого существования, взятая им не на индивидуально-личностном уровне, а на социальном. В его взглядах сочетаются идеи экзистенциализма, марксизма, психоанализа, но, в отличие от марксистов, Фромм выводит тип личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования (дихотомия). Эта двойственность (экзистенциальная и историческая сущности человека одновременно) и составляет противоречивость его жизни, судьбы, существования. Лучше разобраться в этом помогут книги Э. Фромма «Иметь или быть?» Блинникова Л.В. «Великие философы: Словарь-справочник».С.370. Список литературы
1. Психология: Словарь. – М, 1990.
2. Проблема человека в западной философии. – М, 1988.
3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. 4. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 360-361.
5. Философский словарь. – М., 1998.
6. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.
7. Фромм Э. Душа человека. – М., 1994.
8. Фромм Э. Человеческая ситуация. – М., 1995.
9. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992.
10. Юнг К. Психологические типы. – М., 1992.
11. Юнг К. Проблема души современного человека //Философские науки. – 1989. - № 8. – С. 114-126.
12. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Тема 22. ПОЗИТИВИЗМ И НЕОПОЗИТИВИЗМ
1. Становление философии позитивизма.
2. Неопозитивизм и постпозитивизм.
1. Основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. В первом вопросе раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была по мнению О.Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Покажите роль и значение позитивизма в историко-философском процессе, а также его роль в становлении социологии – новой науки об обществе.
2. Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма ХХ века, продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок. Суть этих концепций вам предстоит раскрыть во втором вопросе этой темы. Неопозитивизм сложился в 20-е годы ХХ века. Покажите, как неопозитивисты понимали задачи философии. Какова роль Б. Рассела и Л. Витгенштейна в становлении неопозитивизма? Раскройте основное содержание деятельности участников «Венского кружка». Обратите особое внимание на принцип верификации и трудности, которые возникли в связи с его использованием. Покажите, что в логическом позитивизме философия превращается в деятельность по анализу языка науки, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Слабость и противоречивость исходных установок неопозитивизма стремились преодолеть различные постпозитивистские концепции. Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.
2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.
3. История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевича. Кн.4. – М., 1999.
4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117.
5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.224-229.
6. Рассел Б. История западной философии. – Т.2. – М., 2001.
7. Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.С. 338-391.
8. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С.286-345.
Тема 23. ФИЛОСОФИЯ П.Я. ЧААДАЕВА Рассмотрение этой темы начните с личности самого П.Я. Чаадаева – этого неординарного мыслителя. Обладающий обширными сведениями, следивший за нравственным и политическим развитием Европы и России в продолжении четверти столетия, Чаадаев был знаком с идеями и людьми. Проанализируйте его взгляды на Россию в первом «Философическом письме», в чем суть его обличений России? Характеризуя в своих «Письмах» безрадостное положение русского народа, Чаадаев пытался ответить на вопрос о судьбах России и найти корни современной жизни в прошедшей истории. Попытайтесь ответить на вопрос: почему выводы мыслителя столь глубоко пессимистичны? Раскройте суть философской системы П.Я. Чаадаева, которая являлась религиозно-идеалистической. В своей философии конечной силой исторического развития он представлял божественное предвидение. Физическая история человечества начинается с сотворения человека. Но сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа.
По мнению Чаадаева, божественная идея, которая лежит в основе человеческого мира, наиболее полно выражается в христианской религии. Из различия православия и католичества выводится неодинаковость западноевропейской и русской цивилизаций. Делая вывод, покажите, что философия Чаадаева дала толчок к возникновению двух противоположных направлений – славянофильства и западничества. Между ними возник острый спор об исторической судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем, о ее призвании в мире. Суть полемик и состояла в том, должна ли Россия идти вслед за Западом по пути прогресса и усваивать достижения мировой цивилизации или у нее должен быть самобытный путь развития. Список литературы 1. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1-2, М., 1991. 2.Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994. С.221-230. 3.Введение в историю русской философии. – М., 1994. 4.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – М., 1995. 6.Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. 7.История русской философии: Учеб. Для вузов/Редкол.: М.А. Маслин и др.-М., 2001. 8.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С. 124-132. 9.Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М., 1995. 10.Русская философия: Словарь/Под ред. М.А. Маслина.-М., 1999.-С.603-604. 11.Сербиненко В.В. В. Соловьев.: Запад, Восток и Россия: Учебное пособие. – М., 1994. Тема 24.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.013 с.) |